Урок литературного чтения в 4 классе по УМК "Школа России" по теме "Евгений Чарушин "Кабан»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literat.docx | 31.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе по УМК "Школа России" по теме "Евгений Чарушин "Кабан»
Урок литературного чтения в 4 классе.
Е.И. Чарушин «Кабан».
Цель: Расширить знакомство с творчеством Е. И Чарушина на материале рассказа «Кабан».
Задачи:
Обучающие: совершенствовать навыки выразительного чтения, обеспечивая полноценное восприятие художественного и научного текста; учиться делить текст на сюжетные линии; учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ.
Развивающие: развивать умение определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям, их поступкам и разбираться в мотивах их поведения.
Воспитывающие: воспитывать любовь к животным, наблюдательность, бережное отношение к братьям нашим меньшим.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» ,портрет писателя, выставка книг, иллюстрации Е. И. Чарушина, мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел опять звонок, начинается урок.
Любознательные дети знать хотят про всё на свете.
II. Проверка домашнего задания
1.- Как называется раздел, который мы изучаем?
-Как вы понимаете его название? ( Человек должен любить природу, не обижать животных, соблюдать правила поведения в природе)
2.-Узнайте героя по описанию. Назовите автора и произведение
Мы с ним редко охотились, но она прекрасно служила у нас сторожем. Уйдёшь на охоту, и будь уверен: она чужого не пустит .Весёлая собачка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. Получая подарок ,она разворачивала колечко своего хвоста и опускала его вниз.
Вьюшка. М.М.Пришвин «Выскочка»
3.Краткий пересказ
III. Работа над новым материалом
1. Знакомство с автором рассказа
-Сегодня мы познакомимся с творчеством талантливого писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина. Слайд .
Евгений Иванович Чарушинродился 11 ноября 1901года в Вятке (Урал).
Благодаря тому, что мальчик воспитывался в семье архитекторов, он великолепно рисовал с детства. В 1930 году вышел его первый небольшой рассказ. Уже первые его произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе. Умер в 1965г.
- А вы знаете, что художник, который рисует животных, называется анималист. Закончив Ленинградскую Академию художеств, Чарушин стал художником – анималистом. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер.
Рассказы детей о Чарушине.
1.Будучи 6-летним мальчиком, Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они, наелся каши из грязного куриного корыта и заболел брюшным тифом.
2.Плавать он научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост.
3. Отец Жени Чарушина был архитектором – художником. Ватман, тушь, краски – всё это нравилось мальчику. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал.
4.В отличие от отца он рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери.
5. В доме у Чарушина водились кошки, собаки, хомяки, козлята. Мальчик любил выхаживать раненых уток, водил дружбу с трёхногим псом Бобкой. Ни одного дня он не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей.
6. Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с миром природы, с миром зверей. Он наблюдал их в лесу на охоте и у себя дома. Вот почему так хорошо понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса.
Учитель: В 1965 году в Германии на Лейпцигской международной выставке детской книги за иллюстрации, сделанные к книге С.Маршака «Детки в клетке», Евгению Ивановичу присудили Золотую медаль посмертно.
2.- Прочитайте, как Е. Чарушин назвал свой рассказ.
- Предположите, о чём будет это произведение.
- Сформулируйте цель нашего урока. Используйте для этого запись на доске.
Цель: 1) познакомиться с творчеством __________________________и его рассказом «___________________»
2) учиться правильно, выразительно читать _____________________________ и анализировать его.
3) составлять _________ пересказа текста.
3.Чтение рассказа детьми по абзацам. Словарная работа (по ходу чтения)
-Прочитайте 1 предложение. – Местоимение какого лица и числа используется? (1 лица, ед. ч.)
– На кого указывает местоимение 1 лица? (На лицо, говорящее о себе).
-Кто рисовал животных? Сам автор. Он рассказывает историю, которая произошла с ним.
Вопрос после 1 абзаца Зачем автор пришел так рано?
2 абзац. Что интересного узнали об олене?
-Чем заняты звери утром?
-Что может случиться дальше? Авы бы испугались
Непонятные слова: студень, зуд, гуськом, небоскрёб, буянит, марал, зоосад.
-Давайте дадим им объяснение.(читают дети)
1) студень - холодец;
2) зуд - чесотка;
3) гуськом - друг за другом;
4) небоскреб - высокий;
5) буянит – играет;
6) марал - крупный сибирский и среднеазиатский олень с большими рогами;
7) зоосад - зоологический сад, в котором живут животные и птицы
-А вы знаете кто такой кабан?
4. Сообщения о кабанах.(Слайд )
Кабан (дикая свинья) – это крупное хищное животное. Живёт он в лесу. Летом – по ночам добывают пищу, днем отлеживаются в тенистых зарослях. Тело кабана покрыто густой щетиной.
Физкультминутка
5.Проверка первичного восприятия
-- Поделимся впечатлениями о рассказе. Понравился ли он вам рассказ?
- От какого лица идёт повествование в тексте? (От имени автора, от первого лица.)
- Какое настроение вызвал у вас этот рассказ?
- Грустное оно или веселое?
- Было ли вам страшно за автора?
- А в какой момент стало страшно автору?
- Можем ли мы осуждать его за трусость? Почему? ( Он сумел проконтролировать ситуацию, не поднял панику, не кричал ).
6.Определение основной мысли.
-Какова основная мысль произведения? ( Оценивать ситуацию правильно. Осторожно вести себя с животными.
- Чему учит ? (Быть наблюдательными. Любить животных)
-Как вы думаете, действительно ли нужно испытывать стыд в такой ситуации?
- Пригодятся ли знания полученные на уроке в вашей будущей жизни?
Вывод -Важно с детства учиться контролировать свой страх. Быть трусом не просто стыдно, но и опасно, это вредит здоровью, жизни своей и окружающих. Ему не следовало изображать смельчака перед дикими кабанами, и он сумел это сделать, и умело уйти от опасности, сохранив свою безопасность и окружающих.
I V. Закрепление нового материала.
Повторное чтение текста детьми. «Жужжащее» чтение.
Беседа по содержанию.
Составление плана. Выборочное чтение.
- Проследим, как развивалось действие и эмоциональный настрой автора. (Слайд )
- С каким настроением работает художник до встречи с кабанами? Зачитайте.
На слайде: Интересно! Ничего не вижу!
- Как повёл себя художник, увидев, непрошенных гостей? Его эмоциональное состояние? Прочитайте.
На слайде: Всё из рук попадало!
- Понравилось ли это Серёжке?
- Что так сильно напугало художника? Что он увидел?
На слайде: Прощай, моя акварель!
- Какие чувства он испытывает?
На слайде: Делать что-то надо!
- Что он решает? Зачитайте его действия.
- Как себя чувствует в это время автор?
На слайде: Вспотел со страху!
- Что происходит в самый кульминационный момент? Зачитайте.
- Состояние автора? Прочитайте.
- С какой целью создаются зоопарки? (
Учитель: Какие животные там жили?
V. Рефлексия
- А сейчас, ребята, мне бы хотелось, чтобы мы вместе написали синквейн по изученному на уроке тексту. Работа в группе
- Напомню, что синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение.
- Правила написания синквейна.
Первая строка - тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).
Вторая строка – характерные признаки предмета (два имени прилагательных).
Третья строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола).
Четвертая строка — что автор думает? (фраза из четырёх слов).
Пятая строка - новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме).
Кабан
___________________________, _______________________________
___________________, ______________________, __________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
(Один из вариантов синквейна)
Кабан
Громадный, беспокойный
Чавкает, хрюкает, защищиется
У кабана есть клыки
Хищник
VI. Итог урока
Игра «Завершите фразу». Слайд
- Ребята, на экране – начало фразы, а вы её продолжаете.
- Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с...
- Е.И. Чарушин правдиво изображал животных, потому что...
- Из его книг можно узнать о...
- Художник, который рисует животных, называется...
(Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с животными и природой.
Е.И. Чарушин правдиво изображал животных, потому что много наблюдал за ними.
Из его книг можно узнать о повадках, поведении и образе жизни животных.
Художник, который рисует животных, называется анималистом).
- Оценим свою работу на уроке.
VII. Домашнее задание (По выбору)
- Подготовить пересказ от 1 лица.
- Подготовить краткий пересказ, составить3-4 вопроса к прочитанному тексту.
- Нарисовать рисунок, к моменту, который вам понравился больше всего в этом тексте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
Урок литературного чтения (3 класс) и урок математики (1 класс)
урок в классе- комплекте 1,3...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...