Технологическая карта урока по чтению «Звук и буква «з»»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Образцова Вера Алексеевна

Цель урока: Познакомить с согласным звуком [з] и буквой “з”

Задачи урока:

Предметные:

·        формировать умение выделять звук [з ], характеризовать его, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученными буквами.

Метапредметные:

Регулятивные:

·        понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

·        отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

·        действовать по образцу и заданному правилу.

Познавательные:

·        развитие знаково- символических действий: моделирования и преобразования модели

·        Рефлексия способов и условий действия

·        Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные:

·        Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.

·        Обосновывать и доказывать собственное мнение.

Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_z.docx35.55 КБ

Предварительный просмотр:

                             Технологическая карта урока по чтению. 1 класс (вариант 1)

           Тема урока: «Звук и буква «з»»

Предмет: 

чтение.

Тип урока:

урок  усвоения новых знаний

Цели и задачи урока:

Цель урока: Познакомить с согласным звуком [з] и буквой “з”

Задачи урока:

Предметные:

  • формировать умение выделять звук [з ], характеризовать его, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученными буквами.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
  • действовать по образцу и заданному правилу.

Познавательные:

  • развитие знаково- символических действий: моделирования и преобразования модели
  • Рефлексия способов и условий действия
  • Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные:

  • Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.
  • Обосновывать и доказывать собственное мнение.

Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству

Форма и методы работы на уроке

Фронтальная  и индивидуальная работа,  создание проблемных ситуаций

Оборудование

Образцы  букв, карточки со слогами, учебник «Букварь»,  Солнышко, презентация

Ожидаемый результат

дети должны усвоить, что звук [з] обозначаются буквой з, научиться читать слоги и слова с изученными буквами.

БУД

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, инициативное сотрудничество, построение речевых высказываний, лидерство и соглашение действий партнёров.

Личностные: самоопределение, самообразование, нравственное, эстетическое оценивание.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планирование своих действий, адекватно воспринимать оценку учителем.

Познавательные: формирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации, выполнение логических БУД (анализ, классификация)

         Этапы

                                      Деятельность учителя

      Деятельность учащихся

   Формируемые БУД

1этап

Организационный

Цель:

создание благоприятной обстановки, положительного настроя

2 этап

Мотивационный  Выработать на личнозначимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности

  Прозвенел звонок,

Начинается урок чтения.

Тихонечко садитесь, проверяем свою посадку: спина прямая, ноги вместе.

Ребята, представьте, что к вам на ладошки опустилось  веселое, доброе Солнышко.

Скажите, а у вас хорошее настроение?  

Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом, с гостями  и с Солнышком.

А теперь, давайте поднимем ручки вверх и отпустим Солнышко – пусть оно посмотрит, как мы будем работать на уроке.

А теперь наша установка на урок:

-Если хочешь много знать,
   Многого добиться,

    Обязательно читать

    Должен научиться

Проверяют посадку

Улыбаются друг другу

Поднимают руки вверх и  опускают солнышко

Проговаривают совместно с учителем

Регулятивные: волевая саморегуляция

Познавательные: 

логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

 3 этап

Подготовительный

Цель: подготовить речевой аппарат к работе

Артикуляционная гимнастика 

Подготовим артикуляционный аппарат к работе.

Потянули губочки

Сделали бублик

Почистили зубки

Укололи щечки.

Выполняют  артикуляционную гимнастику

4 этап. Формулирование темы урока

5 этап.

Постановка учебной задачи.

Цель: создать условия для частично-поискового

метода.

6 этап  

Работа над новым материалом

Цель: дальнейшее знакомство со звуком (з) и буквой  зэ

Физкультминутка-

Цель: Смена деятельности

Знакомство с буквой З

  Работа по учебнику

Работа в парах Дидактическая игра « Кто внимательный?» Чтение прямых и обратных слогов

Физкультминутка для глаз

7 этап               Закрепление знаний и способов действий.

Работа по учебнику

Цель: отработка техники чтения

  - Ребята, я приглашаю вас совершить виртуальное путешествие в зоопарк.

- А что такое “зоопарк”? (Место содержания, демонстрации, изучения и воспроизводства диких животных по словарю Ожегова)

Сейчас кого увидим в зоопарке назовем.

Заяц.

Зебра.

Змея.

Мне хочется узнать, кто из вас самый внимательный и наблюдательный 

А теперь внимание слушаем и выделяем первый звук в словах

Какой  звук произнесли?

А теперь скажите мне, с каким звуком мы будем сегодня работать? Как вы думаете?

.- Кто уже догадался, какая тема нашего урока?

- Отталкиваясь от темы урока и опираясь на слова-помощники,  сформулируйте цели нашего урока:

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком [з] и [з’], и буквой, которой он обозначается.

 

        Научимся читать - слоги и слова с новой буквой.

Исследуем звук [З] и дадим его краткую характеристику.  Для этого проведём эксперименты по группам:

  

1группа определяет Гласный или согласный звук. 

Первый эксперимент – поем песенку со звуком З. Получилась ли песня? Попробуем  громко прокричать. Значит, какой это звук?

Первый вывод мы сделали. Он - согласный.

2 группа определяет – звонкий или глухой звук.

Второй эксперимент- надеваем наушники, произносим, слышим в наушниках звон.

Второй вывод мы сделали - он звонкий.

Сделаем общий вывод, что мы узнали о новом звуке?

Звук З – согласный, звонкий.

Дальнейшая работа требует много  сил, да и наше Солнышко заскучало, необходимо сделать весёлую зарядку.

Знакомство с новой буквой.

— Для обозначения звука [з] нам нужна новая буква. Кто знает какая? Используется буква З.

-На что похожа буква З?

-А теперь послушайте, как С.Маршак писал  про букву з:

На эту букву посмотри,

Она совсем как цифра 3.

Открываем учебники, и будем учиться читать букву З.

Букву новую узнали, а теперь мы будем с ней читать слоги, дружить ее с гласными.

Чтение прямых и обратных слогов

ЗА,  ЗО, ЗЫ, ЗУ

Сейчас поработаем в парах.

Сначала один читает прямой слог  - ЗА,  ЗО, ЗЫ, ЗУ,

второй обратный слог– АЗ, ОЗ, УЗ, ЫЗ.

Вывод: Научились читать слоги с буквой З.

Зарядка для глаз.

-А теперь все глазки на доску и следим за звездочками. (электронная).

Сейчас предстоит самая трудная работа. Чему мы должны еще научиться?  

Прочитаем слова:

за – мок

зон-тик

та-зы

зи-мы

Вывод: Научились читать слова.

Называют животных

Отвечают на вопросы

Попытки назвать тему урока

Определение целей урока

Характеризуют звук (з)

 Дети по очереди комментируют.

Групповая работа

Делают вывод

выкладывают карточки- синюю если твердый согласный, зелёную –если мягкий согласный звук.

-Отвечают на вопросы.                                ( заранее подготовленный ученик рассказывает о зоопарке).     Составляют рассказ по рисунку, соблюдая логику  изложения, выразительно читают стихотворение, понимают его смысл, формулируют ответ на вопрос.

Работа в парах

Дети  работают в парах читают слоги:

1 – прямой, 2 – обратный

Читают слова

Личностные:

перенос на свой жизненный опыт

Познавательные:

анализ ситуации;

Регулятивные:

умение работать по предложенному алгоритму

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

принимать позиции других людей

Личностные:

-самостоятельное формулирование темы урока;

-принятие целей урока

Регулятивные:

-умение работать по предложенному алгоритму

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-принимать позиции других людей

Регулятивные:

- умение работать по предложенному алгоритму

Личностные:

- самопроверка

- развитие мелкой моторики

- сотрудничество

Коммуникативные:

-хоровое произношение

- творческая работа

-работа в парах

Личностные:

- установка на здоровый образ жизни

Коммуникативные  УУД:- слушать и понимать речь других;

- принимать позиции других людей

8 этап.  

Итог урока  

РЕФЛЕКСИЯ. 

Цель:           помочь осмыслить и оценить личную деятельность ребенка. Вызвать положи тельные эмоции.

- Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.

Для этого продолжите фразы:

- Я узнал…. новые звуки и букву

 Научился … читать слоги и слова с новой буквой

-О чем из урока  вы бы рассказали дома?

Рефлексия.

У каждого из вас на столе лежат лучики нашего Солнышка трёх цветов: жёлтый, красный, белый.  Если вы считаете, что у вас на уроке все получилось, цель, которую вы  ставили  перед  собой, достигнута – прикрепите к Солнышку жёлтый лучик,  если считаете, что вам не всё удалось – красный, а если вы считаете, что  вам ещё надо многому учиться -белый

 Давайте  посмотрим,  каких лучей у нашего Солнышка больше? Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались,  наше Солнышко радуется вам.

Спасибо вам  за урок.

Ответы на вопросы, оценивание своей работы на уроке 

Личностные:

- самостоятельное определение качества своей работы на уроке;

- принятие целей урока

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- принимать позиции других людей

Технологии, методы и приемы достижения БУД

I.Информационно-коммуникационная технология.(на протяжении всего урока используется букварь)

1) Объяснительно-иллюстративный метод обучения - метод, при котором учащиеся получают знания из «загадок»,«доскажи словечко»,

а) прием слушания, рассматривания

2.Репродуктивный метод обучения - метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила:

а) приемы развития внимания, запоминания (ученики в ходе просмотра рисунка «Маршрутная карта» запоминают, какие есть виды букв, умеют потом рассказать об этом и осознанно ответить на вопросы 2 этапа урока.

Технология проблемного обучения (постановка познавательной задачи)

1.Метод проблемного изложения в обучении - метод, при котором, учитель, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем вместе с учениками формулирует цель и задачу урока:

а ) прием тренировочного, изучающего, выразительного чтения.

2.Частичнопоисковый, или эвристический, метод обучения (заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении познавательных задач под руководством учителя.)

а) путем беседы (форма организации работы на уроке) формируется умение анализировать, сопоставлять и делать выводы.

 Технология игрового обучения (Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации игровыми методами вовлечения учеников  в творческую деятельность):

1.Наглядный метод;

2.Путем работы в паре и коллективе учатся находить общую часть слова, догадаться, что обозначает в переводе с латинского языка..

Здоровьесберегающий метод: 

а) предупредить утомляемость на уроке,

б) развивать желание следить за своим здоровьем физическим и эмоциональным.

Технологии (элементы технологий) используемые на уроке

Этап урока

Здоровьесберегающий подход

-организация начала урока;

-музыкальная физминутка;

-физминутка для глаз.

Педагогика сотрудничества

-постановка учебной задачи;

-работа  по теме урока;

- итог урока

Игровые технологии

-речевая разминка;

- постановка учебной задачи;

- работа по теме урока

Развивающее обучение

-речевая разминка;

- работа по теме урока

Информационно-коммуникативные технологии

-музыкальная физминутка;

-физминутка для глаз

Цели урока:

обучающие:

развивающие:

воспитательные:

Учить читать слоги и слова с буквой «в».

Развивать фонематический слух, внимание, память, речь, расширять словарный запас

Воспитывать старательность, умение работать в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звук и буква П,п"

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звук  и буква П,п"  по УМК «Школа России» , учебник «Азбука» В.Г.Горецкий. 1 класс...

Технологическая карта урока литературного чтения "Звуки [т], [т’], буквы Т, т. "

Цель: Создать условия для успешного обучения грамоте; на основе фонетического анализа слов выделить звуки [т], [т’], познакомить с буквами Т, т; способствовать формированию навыков правильного ч...

Технологическая карта урока обучение грамоте «Звук [й’] Буква Й й» (1 класс)

Цель урока: формирование  знаний у учащихся о звуке [й’], о печатных буквах Й й; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаПланируемые результатыДидактически...

Технологическая карта урока русского языка “ Звуки и буквы” (УМК “Школа России”, 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся  представлений о звуках и букв в словах, умение распознавать звуки, читать буквы в словах.Дидактические:Познакомить обучающихся с правилом: “звуки и б...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Звук [ч`]. Буква Ч ч», 1 класс, УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о звуке [ч’] и о заглавной и строчной букве ЧчЗадачи урокаДидактические:1)...

Технологическая карта урока обучения письму «Звук [й], буква «й»» 1 класс. УМК "Перспектива"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПИСЬМАТема урока: «Звук «й», буква «й»»Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: закрепление знаний обучающихся об изученных букве «й...