Статья на тему: "Формирование у младших школьников библиографической компетенции"
статья по чтению
Овладение библиографической компетентностью - одно из необходимых условий успешности учебной, познавательной и творческой деятельности в информационном обществе, поэтому формирование БК целесообразно начинать уже в начальной школе. Анализ научной литературы показал, что идея обучения ребенка ориентировке в мире книг имеет давнюю историю, однако несмотря на обилие школьных и библиотечных программ, целостной системы по формированию библиографической компетентности у младших школьников не разработано, что подтвердили и данные констатирующего эксперимента: 65% выпускников начальной школы находятся на низком и нулевом уровне сформированности библиографической компетентности, хотя и обучаются по современным вариативным программам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_u_mladshih_shkolnikov_bibliograficheskoy_kompetentnosti_1.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Лихоткина Элина Павловна
Учитель начальных классов ГБОУ лицей №344
ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Современное информационное общество требует от человека способности ориентироваться в информационном потоке. Знакомство с книгой как традиционным носителем информации, обучение ориентировке в книжном мире - одна из актуальных задач начального образования. В настоящее время налицо противоречие между требованиями информационного общества и отсутствием методической системы формирования у младших школьников библиографической компетентности.
Идеи обучения ребенка способам ориентирования в мире книг появились еще в XIX веке. Первые библиографические указатели для детей созданы В.И. Водовозовым (1853) и Ф.Г. Толлем (1862). В 20-30-х годах XX века вводятся библиотечные уроки, цель которых - приобщение детей к библиотеке, разъяснение важности самостоятельного чтения книг. Первые методические рекомендации по формированию библиографической грамотности принадлежат В.А. Флерову (1949). В середине XX века появились первые программы по пропаганде библиотечно-библиографических знаний, методические руководства по проведению библиотечных занятий для различных групп читателей.
Большой вклад в разработку проблемы внесла Н.Н.Светловская и ее научная школа: были определены объем и содержание библиографических знаний и умений, доступных младшим школьникам, предложены методические рекомендации по их формированию на уроках внеклассного чтения (Светловская Н.Н., 1981, 1983, 1985, 2001; Джежелей О.В., 1995; Светловская Н.Н., Пиче-Оол Т.С., 1999 и др.). В конце XX века появились вариативные библиотечные программы Г.В. Чулкиной (1990), ' Т.Е. Соколовой (2000), Л.П. Бирюковой (2003) и др. Однако библиотечные программы носят рекомендательный, а не обязательный характер.
Несмотря па обилие программ и практических рекомендаций по формированию библиографических знаний и умений, в настоящее время не существует теоретических исследований, направленных на изучение специфики формирования библиографической компетентности у младших школьников.
Формирование библиографической компетентности (ФБК) является одним из элементов системы начального обучения в целом. Методическая система ФБК направлена на обучение эффективному использованию справочно-библиографического аппарата и книжного фонда с целью удовлетворения читательских интересов и включает в себя участников общения, мотивы деятельности, содержание, методы и формы обучения.
Формирование библиографической компетентности младших школьников будет успешным при соблюдении следующих методических условий:
• введение новых библиографических знаний на специальных библиографических уроках, последующее их закрепление и формирование соответствующих умений при решении конкретных учебных задач на уроках по другим школьным дисциплинам, в самостоятельной учебной и досуговой деятельности;
• систематичность включения заданий на поиск литературы в учебно-познавательную деятельность;
• использование занимательных (игровых) форм обучения способам ориентировки в книжном мире, постепенный переход от игровой мотивации к формированию процессуальных и результативных мотивов, мотивов саморазвития;
• включение внеклассной работы в общую систему ФБК и установление тесной взаимосвязи между классной и внеклассной работой;
• расширение круга участников общения, предполагающее согласованную работу учеников, учителя, библиотекаря и родителей.
В центре системы ФБК находятся субъекты общения — ученик и учитель. Учитель, ориентируясь на уровень развития ученика, цель обучения, учебные программы, отбирает содержание обучения, определяет адекватные для его усвоения методы и приемы, создает мотивы учебной библиографической деятельности. В результате реализации внутренних связей на специальном библиографическом уроке в процессе обучения ученик присваивает мотив деятельности, овладевает библиографическими знаниями и умениями, у него начинает формироваться интерес к процессу поиска информации.
Каждый из элементов системы ФБК размыкается во внешнюю среду. Цель расширяется: библиографическая компетентность, становясь свойством личности, способствует приобретению новых знаний и умений, развитию познавательного интереса, т. е. развитию личности в целом, ведет к формированию информационной культуры личности. В процесс общения с учеником кроме учителя включаются библиотекари, родители. Библиографические знания и умения обеспечивают приобретение знаний
по другим школьным дисциплинам. Методы и приемы обучения, освоенные учеником, становятся приемами учения, приемами самостоятельной работы учащихся. По мере овладения библиографическими знаниями и умениями появляются новые формы освоения библиографической компетентности — внеклассные мероприятия, самостоятельная работа.
Критериями сформированности библиографической компетентности является результативность деятельности по ориентировке в книжном мире, определяемая степенью сформированности познавательных интересов, мотивов, библиографических знаний и умений.
Содержание и структура системы формирования библиографической компетентности младших школьников диктуют необходимость соблюдения в процессе обучения определенных методических условий:
• введения новых библиографических знаний на специальных библиографических уроках, последующего их закрепления и формирования соответствующих умений на уроках по всем школьным дисциплинам при решении конкретных учебных задач, а также в самостоятельной учебной и досуговой деятельности;
• систематичности включения заданий на поиск литературы в учебно-познавательную деятельность;
• использования занимательных (игровых) форм обучения способам ориентировки в книжном мире и постепенного перехода от игровой мотивации к формированию процессуальных и результативных мотивов, мотивов саморазвития;
• включения внеклассной работы в общую систему ФБК и установления тесной взаимосвязи между классной и внеклассной работой;
• расширения круга участников общения, предполагающего согласованную работу учеников, учителя, библиотекаря и родителей.
В параграфе 1.2. «Исторический аспект формирования у школьников библиографических знаний и умений» прослеживается история развития пропаганды библиотечно-библиографических знаний, методических руководств по проведению библиотечных занятий среди различных групп читателей (В .И. Водовозов, Ф.Г. Толль, В.А. Флеров, Г.В. Чулкина, H.H. Светловская, О.В. Джежелей, Т.С. Пиче-Оол и др.).
В параграфе 1.3. «Современные программы формирования библиографических знаний и умений в школе и в библиотеках» анализируются современные школьные и библиотечные программы H.H. Светловской, В.Г. Горецкого и Л.Ф. Климановой, Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, М.П. Воюшиной, Л.А. Ефросининой и М.И. Омороковой, Г.В. Чулкиной,
B. А. Антиповой, Т.Е.Соколовой, Л.П. Бирюковой, H.A. Лошкаревой и др. Сопоставительный анализ школьных и библиотечных программ показал, что их цели и задачи не согласованы, содержание частично повторяет друг друга, не всегда прослеживается четкая дифференциация знаний, умений и видов работ, не всегда можно установить параллели между ними, выявить преемственность задач, не учитывается специфика работы с юным читателем в условиях школы и библиотеки. Уроки внеклассного чтения и информатики проводятся не во всех школах и нерегулярно, а уроки в библиотеках носят эпизодический характер. Несмотря на обилие программ, целостной системы формирования библиографической компетентности у младших школьников не разработано.
Высокий уровень сформированности БК характеризуется следующими признаками:
1. Высокая результативность деятельности по ориентировке в книжном мире (задание выполнено полностью и правильно).
2. Наличие познавательных мотивов, осознаваемых учащимися.
3. Владение знаниями о способах ориентировки в книжном мире, алфавитном каталоге, справочных изданиях, о принципах расположения библиотечного фонда, о роли аннотации, опора на существенные признаки при выборе книг, общение с библиотекарем, учителем.
4. Владение операционной стороной деятельности: умением пользоваться тематическим и алфавитным каталогом, умением грамотно сформулировать свое обращение к библиотекарю, умением определять содержание книги по оглавлению, обложке, иллюстрациям, умением использовать помощь библиотекаря.
5. Устойчивый и глубокий интерес к предмету и процессу деятельности.
Для среднего уровня сформированности БК характерно:
1. Средняя результативность деятельности по ориентировке в книжном мире (задание выполнено не менее чем на 50%).
2. Преобладание учебных мотивов.
3. Неполные или поверхностные знания о способах ориентировки в книжном мире: обложка, иллюстрация, оглавление и т. д.
4. Владение умением использовать обложку, иллюстрацию, оглавление, фрагменты текста как основной способ определения содержания книги, недостаточное владение операционной стороной деятельности по поиску нужной книги.
5. Неустойчивый и неглубокий интерес к предмету и процессу деятельности.
Для низкого уровня сформированности БК характерно:
1. Низкая результативность деятельности по ориентировке в книжном мире (задание выполнено менее чем на 50%).
2. Преобладающий мотив - избегание неприятностей.
3. Поверхностные знания о книге и ее элементах, о библиотечном фонде, опора на яркие внешние, а не на существенные признаки при выборе книги.
4. Неумение ориентироваться в мире книг, невладение операционной стороной деятельности по поиску нужной книги с помощью каталогов, использование только открытого доступа к библиотечному фонду.
5. Эпизодический интерес к предмету и процессу деятельности.
Для нулевого уровня БК характерно:
1. Деятельность нерезультативна (задание не выполнено).
2. Отсутствие мотивации и интереса к выбору книги.
3. Отсутствие знаний о способах ориентирования в книжном мире.
4. Неумение использовать обложку, иллюстрации, оглавление для ориентировки в книге, неумение пользоваться открытым доступом к библиотечному фонду, невладение операционной стороной деятельности.
5. Отсутствие интереса к предмету и процессу деятельности.
В рамках исследования было организовано индивидуальное наблюдение за деятельностью учеников, обучавшихся по вариативным программам и имеющих разный уровень успеваемости, по поиску книг на заданную учителем тему. Фиксировались результативность и способ выполнения задания каждым учеником.
Степень сформированности библиографической компетентности зависит от уровня успеваемости ученика и практически не зависит от программы обучения, что свидетельствует о малой результативности методики формирования библиографических знаний и умений в современных программах по литературному чтению.
Овладение библиографическими знаниями и умениями в принципе доступно младшим школьникам. Низкая степень овладения библиографическими знаниями и умениями объясняется:
• отсутствием систематичности в работе;
• отсутствием взаимодействия учителей, родителей и библиотекаря;
• невостребованпостью библиографических знаний и умений в организации учебной деятельности школьника.
Овладение библиографической компетентностью - одно из необходимых условий успешности учебной, познавательной и творческой деятельности в информационном обществе, поэтому формирование БК целесообразно начинать уже в начальной школе. Анализ научной литературы показал, что идея обучения ребенка ориентировке в мире книг имеет давнюю историю, однако несмотря на обилие школьных и библиотечных программ, целостной системы по формированию библиографической компетентности у младших школьников не разработано, что подтвердили и данные констатирующего эксперимента: 65% выпускников начальной школы находятся на низком и нулевом уровне сформированности библиографической компетентности, хотя и обучаются по современным вариативным программам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Формирование мотивации обучения младших школьников"
Самоанализ педагогической деятельности по теме "Формирование мотивации обучения младших школьников". Приоритетной целью образования становится в современной школе развитие личности, готово...
Статья на тему: "Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления".
Многие знакомы с технологией развития критического мышления и применяют её в своей практической деятельности. В данной статье описаны приёмы и методы данной технологии, которые помог...
Статья на тему "Формирование исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности"
Введение ФГОС НОО требует обновления содержания образования и освоения новых форм организации образовательного процесса. При этом коренным образом меняется роль учителя – он становится соучастни...
Статья на тему "Формирование мультимедийной компетентности младших школьников на уроках литературного чтения"
В статье раскрывается сущность медиакомпетентности, а также, какие методы работы стоит использовать учителю начальных классов на уроках литературного чтения, чтобы более эффективно формировать данную ...
Статья по теме: "Формирование деятельностных способностей младших школьников на уроках литературного чтения в контексте требований ФГОС"
Данная статья может быть полезна учителям начальных классов для заимствования опыта реализации работы в соответствиис системно-деятельностным подходом как в общем виде, так и на уроках литературного ч...
Статья на тему: формирование лексики у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Слово - является номинальной единией предложения. Формирование лексики у младших школьников с умственной отсталостью в легкой степени связано с их непосредственным дефектом, снижением абстрактного мыш...
Статья на тему «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и через внеурочную деятельность»
Статья на тему «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и через внеурочную деятельность»...