Технологии совершенствования навыков чтения у обучающихся
статья по чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 3.81 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технологии совершенствования навыков чтения
у обучающихся начальной школы»
учитель начальных классов МБОУ СОШ №4
Рудакова Алла Николаевна
Чтение в жизни каждого культурного человека, занимает важное место. Выражение "уметь читать” включает в себя широкий спектр понятий. Это не просто научиться хорошо читать, но и понимать содержание произведения и авторскую точку зрения, размышлять о прочитанном и выражать свою точку зрения. Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Современная программа диктует ребёнку жёсткие условия. Увеличивается объём информации, а темп чтения не позволяет материал осваивать. Задача учителя помочь ребёнку научиться быстро читать с помощью доступного, лёгкого метода обучения. Но сначала надо разобраться.
Каковы же причины медленного чтения?
- Психологические (темперамент, дискомфортная психологическая обстановка).
- Общее недоразвитие речи.
- Нечёткое произношение звуков (например, ребёнок вместо «р» говорит«л» значит вместо слова « рак» прочтёт «лак», следовательно ребёнок искажает смысл прочитанного текста).
- Послоговое чтение (некоторые ученики даже во 2-ом, 3-ем классе читают по слогам, а не целыми словами) .
- Прочитывание слова с ошибками (основной тип ошибок – правильное прочитывание начала слова, а конец читается с искажением).
- Малый угол зрения.
- Челночное чтение (чтение с возвратом).
- Чтение малого количества книг.
- Проблема дислексии – ребёнок допускает нелепые ошибки в чтении, путает буквы (например б-п, д-т, е-ё, ё-ю, у-ю и др.), неправильное чтение твёрдых и мягких слогов.
Что влияет на скорость чтения?
На успешность чтения влияет: произвольное внимание, то есть умение концентрировать внимание; мышление; оперативная память – умение
запоминать прочитанное; зрительное восприятие; широта поля зрения. Также очень важно умение анализировать и осмысливать прочитанное.
Многие дети не любят читать, так как процесс чтения очень трудоёмкий, требующий временных затрат, во многом зависящий от мотивации ученика. Как помочь нашим детям справиться с трудностями при чтении?
Зачастую эту проблему пытаются решить просто и бесхитростно: надо больше читать. Вместе с тем ответ на этот вопрос не так прост. Прежде чем заставлять ребёнка больше читать, нужно выяснить, в чём исходные причины трудностей. И только выяснив это, мы поймём, какую помощь ему необходимо оказать. Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные. Основная причина трудности в чтении: недостаточная сформированность техники чтения. Под техникой чтения понимается умение узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов и предложений. Чтение является сложным актом, который включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого.Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Совершенная техника приводит к быстрому и точному пониманию смысла, а более лёгкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок.
В начале обучения чтению ребёнок учится декодировать написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить её со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические операции поглощают всё внимание учащегося. Все его умственные усилия направлены именно на процесс декодирования, при этом понимание читаемого текста затруднено, на него просто не хватает интеллектуальных сил.
С какой скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение? Психолого-педагогические исследования показали, что большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает вопрос: а как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости - скорости оптимальной, какие резервы обучения можно здесь использовать? Этот вопрос интересует многих учителей. Процесс этот чрезвычайно трудный. Но несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабо читающих детей. У них работа с книгой вызывала умственную перегрузку, а это приводило к нежеланию читать и, в конечном счёте, к отставанию в учёбе.
Для решения этой задачи, работа должна вестись в следующих направлениях:
• отработка навыка чтения целыми словами,
• сведение к минимуму ошибок при чтении,
• осознанность чтения,
• выразительность чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование навыков чтения младших школьников посредством использования технологии оптимального чтения.
Совершенствованиенавыков чтения младших школьников посредствомиспользования технологии оптимального чтения....

"Совершенствование навыков чтения у обучающихся 1 класса в букварный период"
В данной статье даются рекомендации о том, как приучить детей работать с текстом и способам правильного чтения....

Родительское собрание«Технологии совершенствования навыков чтения»
Цель:привлечь внимание родителей к книге как важному фактору воспитания ребёнка; помочь решить проблему, связанную с нежеланием детей читать. Значение книги в жизни человека огромно. Даже в...

Совершенствование навыков чтения у обучающихся с ОВЗ 1-4 классов.
Лучшие упражнения для тренировки техники чтенияОптимальная скорость чтения должна соответствовать темпу разговорной речи — 120 – 150 слов в минуту. Чтобы добиться таких результатов необход...

Обобщение опыта «Развитие оперативной памяти как условие совершенствования навыков чтения и орфографической зоркости на основе современных технологий»
Научить читать – что это значит? Просто это и легко? Или трудно и сложно?Предлагаю идеи и варианты разнообразных подходов к решению этой проблемы.Актуальность педагогического о...

«Приемы обучения и совершенствования навыков чтения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
laquo;Приемы обучения и совершенствования навыков чтения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»...
- Мне нравится (1)