"Совершенствование навыков чтения у обучающихся 1 класса в букварный период"
статья по чтению (1 класс)

Татьяна Юрьевна Леонтьева

В данной статье даются рекомендации о том, как приучить детей работать с текстом и способам правильного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Т.Ю. Леонтьева

учитель начальных классов

ГБОУ школа №181 Центрального района

Санкт-Петербурга

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ

У ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА В БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Чтение в школе является не только предметом изучения, но и средством обучения всем предметам учебного цикла, поэтому перед учителем начальных классов стоит задача – научить детей осознанно, бегло и правильно читать. Развивать умение правильно работать с текстом произведения и самостоятельно читать книги.

Различают два вида чтения: про себя и вслух. Каждый вид включает в себя:

  • правильность (безошибочное воспроизведение звуковой стороны текста);
  • осознание прочитанного;
  • беглость (обеспечивается сознательностью восприятия при чтении);
  • выразительность.

Правильность и беглость сопутствуют друг другу.  Совершенствование правильности влечет к ускорению темпа. Для развития этих качеств необходим режим чтения, включающий в себя:

  • каждодневные упражнения под контролем учителя;
  • правильный подбор текстов;
  • предупреждение ошибок при чтении;
  • правильная система исправления ошибок.

Работа над правильностью чтения начинается на первой ступени обучения грамоте и продолжается весь букварный период.

Остановимся на приемах выработки правильного чтения именно в букварный период, т.к. без правильного чтения не будет беглости чтения.

 

Первая ступень букварного периода - овладение приемами чтения гласных, прямых слогов и примыкающих к ним согласных.

  1. Слоговая таблица.
  2. Составление слов из букв и слогов.
  3. Использование передвижной, магнитной или разрезной азбуки.
  4. Прием слогоизменения (на, но, ни…..), позволяющий сформировать ориентировку на гласные и  позиционность чтения. Для  отработки позиционного чтения используется прием сопоставления слогов с твердыми и мягкими согласными (на-ни).
  5. Чтобы обучающиеся не читали «по памяти», рекомендуется чтение дополнительных букварных текстов. При этом вырабатывается навык сознательного чтения.
  6. При повторном чтении акцентирование внимания на ударение и знаки интонации.

Вторая  ступень букварного периода - научить быстро ориентироваться в слого-звуковой структуре слова и закрепить основные приемы чтения, включающие слияния в разной позиции.

  1. Нахождение слияний и определение способа чтения примыкающих согласных.
  2. Выделение прямого слога дугой и упражнения в связном чтении ранее расчлененных сочетаний (с-ти   сти).
  3. Использование таблицы слогов и отдельных букв для составления слов.
  4. Использование занимательного материала (чтение слов-картинок, составленных из букв)

Третья ступень букварного периода - увеличивается объем чтения, чтение не только прозаических, но и стихотворных текстов.

  1. Совершенствование техники чтения.
  2. Разъяснение произношения слов в речи (орфоэпия).
  3. Подбор разнообразных текстов.
  4. Продолжается проведение игр вида: «Подбери нужное слово», «Измени слово», «Прячь в середине слова», «Составь предложение».

Четвертая ступень букварного периода - чтение тематически сгруппированных произведений А.С. Пушкина. Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского. Продолжается совершенствование беглости чтения.

  1. Работа над разбором текста.
  2. Ответы на вопросы по содержанию предложениями из текста.

В букварный период приобретаются навыки  сознательного, правильного слогового чтения и чтения целыми словами.

Для учащихся, умеющих читать, рекомендуется использовать:

  • чтение дополнительных текстов;
  • пересказ прочитанного;
  • звуковой анализ слов;
  • домашняя подготовка чтения текстов.

В заключение надо напомнить несколько приемов обучения правильному чтению, которые используются на всех ступенях обучения в букварный период:

  1. подготовка к чтению вслух;
  2. необходимость постановки правильного дыхания при чтении;
  3. при повторном прочитывании текста учитывать логические и интонационные паузы, соблюдать эмоциональную окраску прочитанного;
  4. разучивание скороговорок, пословиц, отрывков из стихотворений.

Источники:

  1. https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00150413_0.html
  2. https://studopedia.su/7_1021_obucheniya-gramote.html
  3. http://referat911.ru/Pedagogika/razvitie-rechi-uchashhihsya-mladshih-shkolnikov/83811-1744752-place3.html
  4. https://zdamsam.ru/a61946.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование навыков чтения учащихся начальных классов.

Как научить детей читать быстро, выразительно и в то же время правильно и сознательно? Этот вопрос волнует многих учителей. Процесс совершенствования техники чтения чрезвычайно трудный.Предлагается в ...

Флипчарт "Гроза" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....

Флипчарт "За грибами" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....

Флипчарт "Колышек" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....

Флипчарт "Куда все подевалось" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках  литературного чтения, во внеклассной деятельности....

Технологии совершенствования навыков чтения  у обучающихся

laquo;Технологии совершенствования навыков чтения у обучающихся начальной школы»  учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 Рудакова Алла Николаевна    Чтение в ж...

Совершенствование навыков чтения у обучающихся с ОВЗ 1-4 классов.

Лучшие упражнения для тренировки техники чтенияОптимальная скорость чтения должна соответствовать темпу разговорной речи — 120 – 150 слов в минуту. Чтобы добиться таких результатов необход...