"Совершенствование навыков чтения у обучающихся 1 класса в букварный период"
статья по чтению (1 класс)
В данной статье даются рекомендации о том, как приучить детей работать с текстом и способам правильного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.Ю. Леонтьева
учитель начальных классов
ГБОУ школа №181 Центрального района
Санкт-Петербурга
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ
У ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА В БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Чтение в школе является не только предметом изучения, но и средством обучения всем предметам учебного цикла, поэтому перед учителем начальных классов стоит задача – научить детей осознанно, бегло и правильно читать. Развивать умение правильно работать с текстом произведения и самостоятельно читать книги.
Различают два вида чтения: про себя и вслух. Каждый вид включает в себя:
- правильность (безошибочное воспроизведение звуковой стороны текста);
- осознание прочитанного;
- беглость (обеспечивается сознательностью восприятия при чтении);
- выразительность.
Правильность и беглость сопутствуют друг другу. Совершенствование правильности влечет к ускорению темпа. Для развития этих качеств необходим режим чтения, включающий в себя:
- каждодневные упражнения под контролем учителя;
- правильный подбор текстов;
- предупреждение ошибок при чтении;
- правильная система исправления ошибок.
Работа над правильностью чтения начинается на первой ступени обучения грамоте и продолжается весь букварный период.
Остановимся на приемах выработки правильного чтения именно в букварный период, т.к. без правильного чтения не будет беглости чтения.
Первая ступень букварного периода - овладение приемами чтения гласных, прямых слогов и примыкающих к ним согласных.
- Слоговая таблица.
- Составление слов из букв и слогов.
- Использование передвижной, магнитной или разрезной азбуки.
- Прием слогоизменения (на, но, ни…..), позволяющий сформировать ориентировку на гласные и позиционность чтения. Для отработки позиционного чтения используется прием сопоставления слогов с твердыми и мягкими согласными (на-ни).
- Чтобы обучающиеся не читали «по памяти», рекомендуется чтение дополнительных букварных текстов. При этом вырабатывается навык сознательного чтения.
- При повторном чтении акцентирование внимания на ударение и знаки интонации.
Вторая ступень букварного периода - научить быстро ориентироваться в слого-звуковой структуре слова и закрепить основные приемы чтения, включающие слияния в разной позиции.
- Нахождение слияний и определение способа чтения примыкающих согласных.
- Выделение прямого слога дугой и упражнения в связном чтении ранее расчлененных сочетаний (с-ти сти).
- Использование таблицы слогов и отдельных букв для составления слов.
- Использование занимательного материала (чтение слов-картинок, составленных из букв)
Третья ступень букварного периода - увеличивается объем чтения, чтение не только прозаических, но и стихотворных текстов.
- Совершенствование техники чтения.
- Разъяснение произношения слов в речи (орфоэпия).
- Подбор разнообразных текстов.
- Продолжается проведение игр вида: «Подбери нужное слово», «Измени слово», «Прячь в середине слова», «Составь предложение».
Четвертая ступень букварного периода - чтение тематически сгруппированных произведений А.С. Пушкина. Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского. Продолжается совершенствование беглости чтения.
- Работа над разбором текста.
- Ответы на вопросы по содержанию предложениями из текста.
В букварный период приобретаются навыки сознательного, правильного слогового чтения и чтения целыми словами.
Для учащихся, умеющих читать, рекомендуется использовать:
- чтение дополнительных текстов;
- пересказ прочитанного;
- звуковой анализ слов;
- домашняя подготовка чтения текстов.
В заключение надо напомнить несколько приемов обучения правильному чтению, которые используются на всех ступенях обучения в букварный период:
- подготовка к чтению вслух;
- необходимость постановки правильного дыхания при чтении;
- при повторном прочитывании текста учитывать логические и интонационные паузы, соблюдать эмоциональную окраску прочитанного;
- разучивание скороговорок, пословиц, отрывков из стихотворений.
Источники:
- https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00150413_0.html
- https://studopedia.su/7_1021_obucheniya-gramote.html
- http://referat911.ru/Pedagogika/razvitie-rechi-uchashhihsya-mladshih-shkolnikov/83811-1744752-place3.html
- https://zdamsam.ru/a61946.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование навыков чтения учащихся начальных классов.
Как научить детей читать быстро, выразительно и в то же время правильно и сознательно? Этот вопрос волнует многих учителей. Процесс совершенствования техники чтения чрезвычайно трудный.Предлагается в ...
Флипчарт "Гроза" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)
Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....
Флипчарт "За грибами" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)
Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....
Флипчарт "Колышек" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)
Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....
Флипчарт "Куда все подевалось" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)
Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках литературного чтения, во внеклассной деятельности....

Технологии совершенствования навыков чтения у обучающихся
laquo;Технологии совершенствования навыков чтения у обучающихся начальной школы» учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 Рудакова Алла Николаевна Чтение в ж...

Совершенствование навыков чтения у обучающихся с ОВЗ 1-4 классов.
Лучшие упражнения для тренировки техники чтенияОптимальная скорость чтения должна соответствовать темпу разговорной речи — 120 – 150 слов в минуту. Чтобы добиться таких результатов необход...