Рабочая программа по предмету "Учусь учиться" 3 класс. Автор Дзятковкая Е.Н.
рабочая программа по чтению (3 класс)

Рабочая программа рассчитана на один год обучения. Программа составлена на основе программы Дзятковской Н.Е. с целью повышения готовности обучающихся к овладению универсальными учебными действиями и их использованию в жизненных ситуациях для своего здоровья и экологической безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchus_uchitsya_3_klass.doc268.5 КБ

Предварительный просмотр:


Программа

по предмету «Учусь учиться»

(Программа Дзятковской Е.Н. «Учусь учиться»)

рассчитана на один год обучения в 3 классе


Пояснительная записка


       Рабочая программа составлена на основе программы Дзятковской Е.Н. с целью повышения готовности обучающихся к овладению универсальными учебными действиями и их использованию в жизненных ситуациях для своего здоровья и экологической безопасности.
Экология учебной деятельности область экологии человека и социальной экологии, решающая задачи экологического образования на примере проблемных ситуаций в учебной деятельности и связанной с ней повседневной жизни.
Соответственно ведущему виду деятельности, в предшкольной подготовке и в 1-5 классах рассматриваются реальные проблемные ситуации в учебной деятельности ребенка и быту и пути решения возникающих в них экологических проблем, а именно вопросы:
эффективной самоорганизации учебного труда; индивидуального стиля успешной учебы;
безопасного взаимодействия человека с информацией;
применения в повседневных экологических ситуациях общеучебных умений (логического мышления; работы с разными источниками информации; ее обработки и преобразования; самооценки и самоконтроля).
Программа выстроена таким образом, что ее системообразующим стержнем является
система учебных задач, что соответствует требованиям Государственного стандарта общего образования нового поколения. На этапе предшкольной подготовки предусматривается последовательное, преемственное и взаимосвязанное развитие у учащихся предпосылок  формирования общеучебных умений, - способности ориентироваться в пространстве и во времени; различать речевые звуки; выполнять действия по порядку, по плану; понимать инструкцию на слух и выполнять ее и т.д.. Для этого используются учебные ситуации, относящиеся к области экологии человека.
Формируются представления о взаимосвязях здоровья человека и здоровья природы, правилах экологически безопасного поведения в окружающей среде, индивидуальных особенностях здоровьесбережения, общения. Воспитывается мотивация к повышению уровня своей экологической культуры.
Цель: Повышение школьной готовности детей к усвоению универсальных учебных действий для их применения при решении экологических проблем в повседневных ситуациях учебы и быта.
Задачи:
1. Сформировать первичные представления о связи здоровья человека и здоровья природы, их зависимости от экологической культуры; развить у учащихся мотивацию повышения своей экологической культуры.
2. Развить необходимые для начала систематического обучения и для экологически грамотного поведения в окружающей среде умения произвольной самоорганизации (действовать по образцу); пространственной и временной ориентации, выделения признаков предметов, их сравнения и нахождения различий; различения буквального и скрытого смысла поговорок и пословиц; составления вопросов и полных ответов.
3. Выявить детей, нуждающихся в коррекционно-развивающей помощи по развитию школьной готовности к усвоению общеучебных умений. Заложить основу базы данных об индивидуальных особенностях каждого ребенка, как основы формирования у него эффективного, здоровьесберегающего стиля учебы, общения, жизнедеятельности.
Структура программы.
Программа включает следующие сквозные учебные модули, которые продолжаются в дальнейшем в рабочих тетрадях для 1-9 классов:
1.
Учусь экологическому мышлению
2. Учусь управлять собой, или моя экологическая культура
З. Учусь действовать, или мои экологические проекты
Функцию введения выполняет раздел «Учусь в радость», направленный на развитие учебной мотивации, как основного условия здоровьесберегающего характера учебы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Изучив курс, учащиеся будут называть:
чему учат в школе,
примеры связей здоровья человека и здоровья природы, здоровья природы и поведения человека,
примеры экологической культуры,
примеры разнообразия окружающего мира природного, мира людей, рукотворного мира; мира звуков, форм, цвета, движений; роль ориентации животных и человека в пространстве, во времени, роль слуха, зрения, обоняния, осязания,
правила сохранения зрения, слуха, заботы об обонянии и осязании;
описывать:
объекты окружающего мира, выделяя их признаки с помощью разных органов чувств;
сравнивать и находить отличия:
объектов окружающего мира по форме, размерам, цвету расположению в пространстве, источникам звуков, их признакам.
различать буквальный и скрытый смысл поговорок и пословиц; анализировать окружающее пространство, фигуры на плоскости, разыгрывать ситуации, содержащие экологические проблемы;
организовывать свою деятельность по образцу (инструкции):
- выполнять действие(я) по устной инструкции:
- выполнять действие по зрительному образцу;
- выполнять несколько действий по устной инструкции в определенном порядке;
отвечать на вопросы строить ответ (монолог) в виде графической речи, устной речи, движений;
составлять вопросы, используя слова ПОЧЕМУ...? ЗАЧЕМ...? ОТЧЕГО...? КАК...? КОГДА...? КУДА...? КТО...? ЧТО...? СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУИСТА; ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ; НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ ПОМОЧЬ МНЕ; ИЗВИНИТЕ ЗА БЕСПОКОЙСТВО и др.;
рефлексировать:
свои чувства, эмоции, действия, индивидуальные особенности (как получилось сделать, что и как следует исправить, некоторые
индивидуальные особенности и как их можно применить для успешной учебы);
оценивать:
- свою работу по заранее определенному критерию (двум критериям) и сравнивать свою оценку с внешней оценкой, проверять, правильно ли сделал:
находить ошибку и пробовать исправить ее;
- себя (поведение, черты характера, умения), сравнивал с образцом;
а также будут подготовлены к составлению плана:
- определять логическую последовательность событий;
- приводить пример последовательности событий (сначала, потом).
Режим и формы занятий
Занятия проводятся в первом классе общеобразовательной школы в качестве факультативных занятий в рамках внеурочной деятельности.
Учебная программа обеспечивает формирование системно-деятельностной основы экологического образования, каждый элемент которой может быть развернут в учебно-воспитательном процессе в разной степени — в зависимости от используемых комплектов учебников, системы обучения, уровня подготовки учащихся, запросов родителей, воспитательной программы школы, ее программы развития.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Авторские тетради на печатной основе.
Раздаточный материал с цветными фотографиями (для выполнения аппликаций).
Цветные карандаши, мелки, ручки. Пластилин. Ножницы. Клей. Компьютер. Проектор. Плеер. Аудиозаписи звуков разного происхождения (природных, технических, музыки, голосов людей), с разной характеристикой (громкость, тембр, высота, ритм). Дощечки с разной поверхностью. Косметические зеркальца. Видеофильм о жизни природы. Фотографии животных,природы, детей (мальчиков и девочек), изделий. Различные звучащие бытовые предметы (ложки металлические и деревянные, чашки, бумага, простейшие
музыкальные игрушки). Семена фасоли, ракушки, камни). Альбом колеров (желательно).

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (32 часа)
Раздел 1 (вводный). Учусь в радость — 3 час.
Раздел 2.. Учусь экологическому мышлению — 16 час
Раздел 3. Учусь управлять собой — 10 час
Раздел
 4. Учусь действовать —3 час


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
 
Раздел 1 (вводный). Учусь в радость —3 час.
Занятие 1. Чему учат в школе? Работа в тетради. — 1 час.
Занятие 2.  Что изучают в
 школе? Учимся задавать вопросы. Работа в тетради.  1 час.                                                                                                                  Занятие 3. Входная диагностика. Выполнение контрольных заданий.  1 час
Раздел 2. Учусь экологическому мышлению —16 час
Занятие 4. Главная особенность окружающего мира — его разнообразие. Работа в тетради. 4. 1 час
Занятие 5.
 Пространство вокруг нас. Работа в тетради. 5. 1 час
Занятие 6. Ориентация животных в пространстве: уроки природы. Окружающий мир многоэтажный. Работа в тетради. ) 6,7. — 1 час.
Занятие 7. Разнообразие форм в природе и жизни человека. Работа в тетради.
Проверь себя: различи формы. Работа в тетради. 1 час.
Занятие 8. Разнообразие цвета окружающего мира. Работа в тетради. 1 час.

Занятие 9. Цвет в природе и жизни человека. Работа в тетради. 10,11. 1 час.
Занятие 10. Разнообразие звуков окружающего мира. Работа в тетради.  12.— 1 час.
Занятие 11. Учись различать звуки. Работа в тетради. 13. 1 час.
Занятие 12. Проверь себя: различи звуки. Работа в тетради.
 14. 1 час.                   Занятие 13,14. Ориентация в пространстве: слух, зрение, обоняние, осязание. Развивай осязание. Работа в тетради. 15,1б. 2 час. (с включением упражнений во внеурочные игры, домашние упражнения, урочные паузы).                                                                                       Занятие 15. Ориентация в пространстве: разнообразие движение. Работа в тетради. 17.                                                                                                Занятие 16. Учимся двигаться красиво. Работа в тетради. 18.— 1 час.
Занятие17, 18. Учимся ориентироваться во времени. Что было раньше — что позже? Работа в тетради.  19, 20. 1 час.
Занятие 19. Разнообразие признаков окружающего мира. Работа в тетради.  21.—1час.
Раздел 3. Учусь управлять собой, или моя экологическая культура— 11 час
Занятие 20. Учусь быть взрослым. Экологическая культура. Работа в тетради. 22. — 1 час.
Занятие 21. Учусь быть взрослым. Забочусь о здоровые природы и человека.
Работа в тетради. 23. Рисунок. — 1 час.
Занятие 22. Учусь быть взрослым: экономлю в быту. Работа в тетради. 24. Рисунок. — 1 час.
Занятие 23. Учусь общаться: действуем вместе. Работа в тетради.  25.
 — 1 час.
Занятие 24. Учусь общаться: мальчики и девочки. Работа в тетради.  26. 1 час.
Занятие 25
. Я - особенный, или мои секреты успеха. Работа в тетради.  27. 1 час.
Занятие 26. Проверь себя: какое у тебя внимание. Работа в тетради.  28 -29. 1 час.   Занятие 27.  Проверь себя: какая у тебя память. Работа в тетради.30 1 час.
Занятие 28. Помоги себе сам: если ты медлительный. Работа в тетради. 31. Рисунок. — 1 час
Занятие 29. Помоги себе сам: правша или левша? Работа в тетради. 32.1 час
Занятие 30. Помоги себе сам: развивай свои таланты. Работа в тетради. 33. 1 час
Раздел 4. Учусь действовать, или мои экологические проекты. —3 час
Занятие 31. Учимся управлять окружающим миром. Работа в тетради. 34—1 час
Занятие 32. Проверь себя: оцени свою экологическую культуру. Работа в тетради. 35
. Итоговая диагностика. 1 час


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Раздел 1 (вводный). Учусь в радость.
1. Надо знать, для чего ты ходишь в школу

Учебная задача: формирование учебной мотивации.
Все без исключения живые существа, рождаясь на свет, обязательно учатся. Примеры. Что может случиться, если детеныш плохо усваивает уроки взрослых. Пример из жизни природы. Пример Буратино. ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ? В школе учат общаться с другими детьми и со взрослыми, дружить (для чего?); заниматься творчеством (рисовать, петь, мастерить руками ...; для чего?); писать, читать (для чего?); сажать растения, ухаживать за ними, за животными (для чего?). Чему еще учит школа? Варианты ответов детей:
стать умнее; разгадывать загадки природы и истории; стать хорошей хозяйкой / хозяином; не ошибаться в счете денег; беречь здоровье; сделать правильный выбор профессии
2. Что изучают в школе?
Учебная задача: формирование учебной мотивации.
Чтобы всему этому научиться, нужны знания. Об окружающем мире и самом себе. Окружающий мир это природа (живая и неживая), люди, рукотворный мир. Примеры связей между природой, людьми, рукотворным миром. У человека очень много общего с природой. Но есть и отличия. Главное — в том, что люди создают культуру песни, музыку, картины, машины, дома (он создает свой мир рукотворный). У животных культуры нет. Пословицы и поговорки об учебе.
3. Учимся задавать вопросы.
Учебная задача: строить диалог, задать вопрос о том, что интересует в учебе.
Чтобы учеба была в радость, нужно не только знать, для чего ходить в школу, но и учиться задавать вопросы. для этого, во-первых, надо правильно пользоваться вопросительными словами (зачем, почему, отчего, как... - разъяснение их значений). Во-вторых, надо использовать вежливые слова. Положительные примеры Почемучки и Золушки. Поговорки и пословицы о любознательности.
Раздел 2. Учусь экологическому мышлению
4. Главная особенность окружающего мира
— его разнообразие. Учебная задача: построить монолог. сформулировать ответ на вопрос о разнообразии окружающего мира. Разнообразие окружающего нас мира — это значит, окружающие нас объекты окружающего мира имеют разные образы (внешний вид форма, цвет, размеры, звуки, движения, поверхности, запахи, вкус). Бесконечное разнообразие окружающего мира это его закон, его главная особенность. Примеры разнообразия в природе и в рукотворном мире. Наибольшее разнообразие в природе. Человек, стремясь к разнообразию, подражает природе (примеры игрушек, зданий, автомобилей, музыки...). Разнообразие
- это красота и здоровье. Противоположность разнообразию — однообразие. Если разнообразие вокруг нас исчезнет, заболеет природа, однообразие родит тоску и скуку.
5. Пространство вокруг нас.
Учебная задача: сравнить и найти отличия расположения объектов в объеме; распределить работу в группе. Пространство — это то окружение, в котором мы двигаемся, живем. Что находится вокруг вашего города, села? Слова с пространственным смыслом, помогающие рассказать об окружающем нас пространстве. Что они означают. В окружающем наш город (село) пространстве огромное разнообразие живой природы, неживой природы, рукотворных объектов, людей разных народов, разного возраста, разных профессий. Поговорки и пословицы с употреблением слов с пространственным значением.
6. Ориентация животных в пространстве; уроки природы.
Учебная задача: создать сообщение. Закрепление умений ориентации в пространстве. Необходимость умения ориентации в пространстве для всего живого. Примеры: хищник — добыча, свет — рост, передвижение: полет, прыжок.... Определение расположения в пространстве с помощью зрения, обоняния, слуха. Примеры из жизни разных животных. Ориентация в пространстве в жизни человека. Примеры важности умений ориентироваться в пространстве в быту, на улице, в работе для людей разных профессий. движение и тренировки как главное условие обучения ориентации в пространстве. Роль физической культуры.  
7. Разнообразие форм в природе и жизни человека.
Учебная задача: сравнить, найти отличие форм.
Знакомство с листьями разных растений. Фиксирование их отличий, разнообразия. Точное зеркальное копирование половинок листьев. Знакомство с ролью растений, которым принадлежат копируемые изображения листьев, а природе и жизни человека. Многообразие природы как источник многообразия рукотворного мира. Образы природных форм в орнаментах разных народов.
8. Проверь себя: различи формы.
Учебная задача: анализировать форму, оценивать свою работу. Проверка способности воспроизводить горизонтальные, вертикальные линии, сложные геометрические фигуры, поворачивать их изображения зеркально, сверху вниз, находить свои ошибки и исправлять их.
9. Разнообразие цвета окружающего мира.
Учебная задача: сравнить, найти отличие цветов и оттенков. Семь цветов радуги. Слова, обозначающие разные признаки цвета. Распознавание цвета в окружающем мире. Крылатые выражения с использованием слов, обозначающих цвет.
10. Цвет в природе и жизни человека.
Учебная задача: точно выполнить инструкцию. Почему окружающий мир многоцветный? Роль цвета в природе и в жизни человека, К чему приводит незнание роли цвета в природе. Примеры (мухомор, пчела). К чему приводит неправильное использование цвета человеком в своем окружении. Примеры из жизни человека (цвет стен, посуды). Цвета, привлекающие внимание, отпугивающие. Цвета успокаивающие.
11. Разнообразие звуков окружающего мира.
Учебная задача: сравнить источники звуков, найти отличия. Звуки природные, музыкальные, технические, человеческий голос. Разнообразие звуков, их имитация. Экспериментирование со звуками.
12. Учись различать звуки.
Учебная задача: сравнить характер звуков, найти отличие, разыграть ситуацию.
Слова, отражающие разнообразие звуков окружающего мира. Значение звуков в жизни природы и человека. Примеры. Пословицы и поговорки о звуках.
13. Проверь себя: различи звуки.
Учебная задача: анализировать характеристики звуков, оценивать свою работу.
Признаки, по которым разные звуки отличаются между собой:
громкость, высота, продолжительность, чистота, ритм, далекие и близкие звуки. Скороговорки. Различение одновременно произносимых слов. Различение парных звуков. Самооценка. Сравнение оценки, поставленной себе, с оценкой, поставленной другим.
14. Ориентация в пространстве: слух, зрение, обоняние, осязание.
Учебная задача: построить диалог, задать вопрос, создать сообщение. Роль слуха, зрения, обоняния, осязания для ориентации в пространстве животных. Связь развития разных органов чувств с местом обитания животного, его образом жизни. Роль слуха, зрения, обоняния, осязания в жизни человека. Правила сохранения зрения. Правила сохранения слуха. Запахи в жизни человека: как избежать опасности.
15. Развивай осязание.                                                                                                     Учебная задача: сравнить, найти отличия с помощью осязания. Создать сообщение.
Слова, передающие разнообразие ощущений осязания. Роль осязания в жизни животных и человека. Приемы развития осязания. Опасные поверхности, гигиена осязания. Предупреждение травм. Поговорки и пословицы об осязании.
16. Ориентация в пространстве: разнообразие движения.
Учебная задача: сравнить движения, найти отличия. Сделать по образцу. Разнообразие видов движений в окружающем мире. Их роль в жизни живых существ, в жизни человека. Связь характера движений с местом обитания, образом жизни. Красота движений. Слова, описывающие это разнообразие. Имитация разных движений. Поговорки и пословицы о движении.
17. Учимся двигаться красиво.
Учебная задача: выполнить инструкцию, сделать по образцу.
Характер движений. Слова, описывающие разный характер движений. Имитация разного характера движений. Поговорки и пословицы о движении. Важность развития точности, ловкости движений. Упражнения.
18. Учимся ориентироваться во времени. Что было раньше что позже?
Учебная задача: определить: что было раньше, что позже? Движение происходит во времени. Порядок событий. Его важность для жизни природы и человека. Слова, обозначающие время. Поговорки и пословицы о времени.  Придумай рассказ о порядке событий. 
19
. Разнообразие признаков окружающего мира.
Учебная задача: описать объект: выделить его разнообразные признаки (размер, форма, расположение в пространстве, цвет, звук, движение, поверхность, запах).
Определение понятия «признак». Что значит «описывать объект». Примеры из живой и неживой природы. Признаки предметов рукотворного мира. Важность умения выделять признаки предметов для их описания.
Раздел 3. Учусь управлять собой, или моя экологическая культура
20.
 Учусь быть взрослым. Экологическая культура.
Учебная задача: описать рисунок, определить его главную мысль, построить монолог.  Первичные представления об экологической культуре как заботе о здоровье природы и здоровье человека, о разнообразии в природе, сохранения условий жизни. Причины необходимости помощи природе. Опасность снижения разнообразия природы. Экологическая культура как лекарство для лечения природы. Экологическая культура как показатель взросления. Поговорки и пословицы по теме.
21. Учусь быть взрослым. Забочусь о здоровье природы и человека
Учебная задача: оценить себя (черты характера, умения, поведение) Зависимость здоровья человека от здоровья природы. Зависимость здоровья природы от поведения человека. Примеры. Экологическая культура, ее правила. Примеры заботы человека о здоровье природы. Примеры заботы человека о своем здоровье (правильная организация учебы и отдыха). Поговорки и пословицы на тему.
22. Учусь быть взрослым: экономлю в быту.
Учебная задача: построить диалог, задать вопрос, сделать по образцу, оценить свое поведение. Откуда берут все живые существа и человек необходимое для жизни. Примеры. Есть ли в природе примеры расточительного использования природных богатств. Экономия природных богатств в жизни человека экономное потребление. Почему оно необходимо. Правила экономии электроэнергии, виды продуктов питания.
23. Учусь общаться: действуем вместе.
Учебная задача: научиться договариваться с другими детьми.
Оценить свое поведение.
Важность совместных усилий для лечения природы. Как научиться действовать вместе, согласованно? Надо научиться понимать и принимать друг друга. Правила бесконфликтного общения. Что такое дружба. Советы кота Леопольда. дети всего мира за мир, против войны.
24. Учусь общаться: мальчики и девочки.
Учебная задача: Научиться договариваться мальчикам и девочкам. Разыгрывать ситуации. Правила поведения мальчиков. Правила поведения девочек. Разыгрывание проблемных ситуаций общения мальчиков и девочек. Поиск мирных путей решения проблем. Поговорки и пословицы о дружбе.
25. Я — особенный, или мои секреты успеха.
Учебная задача: Оценить себя (черты характера, умения, поведение) Правила дружбы. Слова, описывающие черты характера, которые необходимо развивать в себе, чтобы научиться по-настоящему дружить. Пути помощи детям, которые имеют трудности общения (стеснительные, нерешительные, гордые, жадные...). Формулировать свое желание развивать в себе те или иные качества.
26. Проверь себя: какое у тебя внимание.
Учебная задача: выполнить инструкцию, сделать по образцу, проверить, правильно ли сделал, найти ошибку и попробовать исправить ее. Внимание как способность что-то замечать, а на что-то специально не обращать внимание. Роль внимания в жизни животных и людей. Последствия невнимательности на улице, в учебе, при общении. Важность тренировки внимания. Способы тренировки внимания. Проверка своего внимания и его оценка. Сравнение самооценки и внешней оценки.
27. Проверь себя: какая у тебя память.
Учебная задача: проверить, правильно ли сделал. найти ошибку и попробовать исправить ее. Память как способность запоминать события, свои чувства, информацию, чтобы потом использовать их. Роль памяти для жизни животных. Примеры. Почему надо развивать свою память. Роль памяти в жизни человека. Примеры. Каких негативных последствий можно избежать, если тренировать свою память. Упражнения для развития памяти.
28. Помоги себе сам: если ты медлительный.
Учебная задача: точно выполнить инструкцию, сделать по образцу последовательность действий. Скорости протекания событий вокруг человека. Медлительные и быстрые животные. Примеры. Медлительные и быстрые растения. Примеры. Медлительные и быстрые люди. Положительные качества тех и других. Правила, необходимые для того, чтобы успевать все делать вовремя. Тренировка выполнения действий по образцу по порядку. Поговорки и пословицы по теме.
29. Помоги себе сам: правша или левша?
Учебная задача: выполнить инструкцию, сделать по образцу. Правое и левое в природе. Правое и левое в человеке. С помощью учителя проведение опыта по изучению своих индивидуальных особенностей:
сравнение силы двух рук, их точности и скоростных показателей. Как можно использовать полученные знания в учебе и в быту.
30. Помоги себе сам: развивай свои таланты.
Учебная задача: создать сообщение, оценить свои качества. Таланты есть у каждого. Правило Левши. Зачем нужен талант? Необходимость специально развивать талант. Труд как главное условие развития таланта. Примеры из жизни людей, которых знают дети. Презентация произведений детей. Правила презентации (название, автор, краткий комментарий, который обращает внимание на самые сильные стороны произведения). Поговорки и пословицы о таланте и труде.
Раздел 4. Учусь действовать, или мои экологические проекты.
31.
 Учимся управлять окружающим миром.
Учебная задача: отвечать на вопросы: зачем и как это делать, что в как надо делать, чтобы достичь цели, такой ли получен результат. Определение критериев оценки результатов будущей работы — 1) фантазия, воображение, 2) здоровье, безопасность. Выполнение работы с учетом критериев ее оценки. Оценка работ одноклассников по выбранным критериям. Поговорки и пословицы о важности создания вокруг себя здорового, безопасного, доброго мира.
32. Проверь себя: оцени свою экологическую культуру.
Учебная задача: разыграть ситуацию, оценить других и себя по личностным качествам и поведению.
Рассказ о поведении детей на природе. Анализ рассказа. Оценка поведения героев рассказа. Распределение ролей. Разыгрывание ситуации. Оценка действий каждого участника ситуации. Поговорки и пословицы об отношении человека к природе                                        

Итоговая диагностика
Входной контроль образовательных результатов.
1.
Выполнение устной инструкции (графический диктант).
2. Ценностный выбор в типичных экологических ситуациях.
Критерии оценки результатов входного контроля:
1.
Знание значений слов с пространственным смыслом; произвольное запоминание инструкции; самоорганизация ее выполнения; умение пространственной ориентации, умение выполнять действия в заданном порядке.
2. Знание правил поведения в природе. Умение сделать выбор между удовольствием и самоограничением в интересах природы в пользу последнего.
ИТОГОВЫЙ контроль образовательных результатов.
1.
Выполнение устной инструкции (графический диктант).
2. Ценностный выбор в
 типичных экологических ситуациях. Результаты заданий З5, 34.
Критерии оценки результатов ИТОГОВОГО контроля:
1. Знание значений слов с пространственным смыслом; произвольное запоминание инструкции; самоорганизация ее выполнения; умение пространственной ориентации и выполнения действий в заданном порядке. Знание своих индивидуальных особенностей (какая рука точнее).
2. Знание правил поведения в природе. Умение сделать выбор между удовольствием и самоограничением в пользу природы.

Занятие 1.

Надо знать, для чего ты ходишь в школу.

Задачи:

1.Формирование внутренней мотивации к учёбе.

2. Сформировать представления о том, что такое учёба в школе.

3. Развивать любознательность.

4. Учить диалогу: формировать вопросы, используя слова " почему..?, зачем..? отчего..? как..? когда..? куда..? кто..? что..? скажите, пожалуйста; прошу прощения; не могли бы вы помочь мне; извините за беспокойство и т. д."

Ход занятия

I Самоопределение к деятельности

-Доброе утро, ребята! Сегодня на нашем занятии мы будем играть, думать и отдыхать.

- Скажите, а с каким настроением вы пришли сегодня в школу?

.Приветствие. Дети стоят в кругу.

- А теперь, я всем предлагаю ласково поприветствовать друг друга хором по имени, начнем слева от меня по часовой стрелке:

«Добрый день, Максимка!»

«Добрый день, ...»

«Добрый день, солнце!» (все поднимают руки вверх, затем опускают)

«Добрый день, небо!» (аналогично)

«Добрый день, всем нам!» (все разводят руки в стороны, затем опускают)

II Актуализация знаний.

- Дети, а вы любите отгадывать загадки?

1.Что за добрые друзья

Живут дома у меня?

Они стоят в шкафу, на полках,  

В переплётах толстых, тонких.

Друзья рассказывают мне,            

Что происходит на земле,          

Есть ли инопланетяне,            

Что творится в океане,  

Чем питаются мартышки, -    

Обо всех расскажут . . .

(книжки)  

                                                                                                                                                   2.Для меня резинка, братцы, -  

Лютый враг!

Не могу я столковаться с ней никак.

Сделал я кота и кошку - красота!

А она прошлась немножко –

Нет кота!

С ней хорошую картинку

Не создашь! -  

Так во всю ругал резинку . . .

(карандаш)

3.То я в клетку,                                        

То в линейку.                                          

Написать по ним сумей-ка!                    

Можешь и нарисовать. . .                          

Что такое я? . .                                                              

(тетрадь)

                                                                                                                                                               4.Кусочек белый  

На доске бегал.

Буквы, цифры он печатал,

Рисовал, чертил ребятам.

Маленьким кусочком стал,  

А потом совсем пропал.

  (мел)

5.Носят  девчонки,                                    

Носят мальчишки                                    

В кожаном доме                                                          

Тетрадки и книжки.                                                

(портфель)        

6.Во всю стену в классе лист:

То исписан он, то  чист.

(классная доска)                              

III Постановка учебной задачи

-Ребята, про что эти загадки?

-Как вы думаете, почему я вам загадываю загадки про школьные принадлежности?

-Вам нравится в школе?

-А что вам нравится больше всего: читать книги, разговаривать, выполнять разные задания, смотреть телевизор или играть с игрушками?

-Вы бы остались еще на один год в детском саду? А почему?

Вы все первоклассники, поэтому я предлагаю вам поиграть в школу. С чего начинается и заканчивается урок в школе? (со звонка - колокольчик)

Начинаем урок! (Звенит колокольчик)

IV Открытие новых знаний

Игра «КТО ЧЕМУ ХОЧЕТ НАУЧИТЬСЯ В ШКОЛЕ»

- Сейчас мы повторим три жеста. Встаньте все в круг.

Указательные пальчики скрестить: «И я тоже так думаю. Согласен».

Указательный пальчик любой руки вытянуть (справа налево или наоборот): «Я так не думаю. Не согласен».

Указательный пальчик ко лбу или виску: «Я подумаю. Я еще не знаю».

Начинает игру ведущий: «Я – серенький волчок. Я пришёл в школу, чтобы научиться кусаться (писать, танцевать, царапаться, читать, вязать, бегать и прыгать как спортсмен, научиться драться, дружить и т.д.). А вы?» (Дети отвечают одним из трех жестов. «Волчонком» становятся ребята по очереди )

Что же такое учёба? Некоторые дети считают, что учиться - это получать отметки. Другие думают, что учиться - это тихо сидеть за партой, внимательно смотреть на учителя, держать сложенные друг с другом руки, при необходимости, поднимать одну руку.

- Давайте порассуждаем: « Зачем дети ходят в школу? Чему учатся?»

Все без исключения живые существа, рождаясь на свет, обязательно учатся.

Что случилось из-за того, что Буратино не знал, зачем учиться в школе?

Что произошло, когда Буратино направился в школу с букварём?

Совет Буратино: Надо знать, для чего ты ходишь в школу.

- Почему Буратино так считает? (Если знать, для чего надо ходить в школу, учёба превращается в радость и наоборот.)

-Чему учатся в школе? Работа по рисункам стр.3

  • в школе учат общаться с другими детьми и со взрослыми, дружить (для чего?);
  • заниматься творчеством (рисовать, петь, мастерить руками:(для чего?);
  • писать, читать (для чего?);
  • сажать растения, ухаживать за ними, за животными (для чего?).

-Чему ещё учат в школе?

Оглянись вокруг себя: красивые дома, дороги, телевизоры, компьютеры, телефоны:

Кто всё это изобрёл и сделал? Почему они смогли это сделать? Почему умелых людей ценили во все времена? Что означает " мастер на все руки", "золотые руки", " светлая голова"?

Вывод: Школа учит детей думать, дружить, взрослеть.

VСистематизация знаний

Игра "Пантомима".

- Покажи без слов, жестами человека определенной профессии.

(Врач, балерина, водитель, строитель, учитель, швея, скрипач, художник, сотрудник ГАИ, повар, дрессировщик, жонглер, клоун:)

Обсуждение: Хотелось бы вам улучшить мир, в котором вы живёт? Важно увеличить в мире добро, справедливость, дружбу, взаимопомощь, заботу о здоровье природы, родных и близких людей. Для этого нужно научиться многое делать, стремиться быть лучше, показывать пример другим. Чтобы сбылись мечты, надо многому научиться: думать, красиво говорить, культурно общаться, быть здоровым, уметь заботиться о природе и о своих близких, готовить пищу; читать. Оказывать помощь, выращивать цветы, говорить на разных языках. Всему этому может научить школа.

Вывод: школа учит быть здоровым и успешным в жизни.

Рефлексия занятия

- Чем мы занимались на этом занятии? В какие игры играли?

- Зачем нам это нужно? Как это может помочь в жизни?

- Что вам понравилось? Что не понравилось? Почему?

- Кому расскажите об этих играх?

- Вам было приятно заниматься в этой группе? (Можно высказать претензии друг к другу.).

- Поблагодарите друг друга за совместную игру. Пожмите каждому руку и скажите друг другу добрые слова, начинает педагог: «Мне было приятно с тобой  заниматься. Спасибо!»

- А сейчас встаньте в круг, возьмитесь за руки и поднимите их вверх. Давайте хором скажем: «Спасибо всем нам!- и поклонимся друг другу, опуская руки вниз.

Занятие 2.

Что изучают в школе?

Задачи:

1.Формирование внутренней мотивации к учёбе.

2. Развивать любознательность.

3. Учить диалогу: формировать вопросы, используя слова " почему..?, зачем..? отчего..? как..? когда..? куда..? кто..? что..? скажите, пожалуйста; прошу прощения; не могли бы вы помочь мне; извините за беспокойство и т. д."

I Самоопределение к деятельности

-Чтобы научиться думать, грамотно выражать свои мысли, трудиться, нам нужны знания. О чём? О ком? ( Об окружающем мире и самом себе).

 II Актуализация знаний

 Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг… (природа)  (
Презентация «Живая и неживая природа»)

Игра "Живое - неживое" (с мячом)

Работа в тетради с.4

III Постановка учебной задачи

- Как одним словом назвать воробья, котёнка, дерево, цветок? (живая природа)

- Гора тоже относится к природе, но к неживой. (Кружки под этими рисунками закрасить зелёным цветом)

- Что сделано руками человека ? ( робот, машина, самолёт)( закрасим жёлтым цветом)

А в какую группу отнести самих себя? (Часть детей относят себя к природе. Некоторые выделяют себя в отдельную группу, группу людей и предлагают обозначить другим цветом.

IV Открытие новых знаний

Окружающий мир - это природа, мир изделий и люди: Природа, мир техники, мир людей тесно связаны друг с другом и влияют друг на друга.

Человек, люди - часть живой природы. У них очень много общего с природой. Но есть и отличия. Главное отличие человека от живой природы в том, что он создаёт культуру - песни, музыку, картины, машины, дома (он создаёт свой мир - рукотворный)

Учёба - это познание окружающего мира и самих себя. Знания необходимы для того, чтобы научиться улучшать окружающий мир и совершенствовать самого себя. Чтобы узнать больше о том что тебя интересует надо научить -ся задавать вопросы

- Какие вежливые слова ты знаешь?

 Потренируйтесь задавать вопросы в парах, подготовьте вопросы для класса.

Со всем классом: Задайте вопросы о природе; о предметах, созданных руками человека; о людях; о самих себе.        

- О чём бы ты хотел узнать в школе? Найди рисунок или фотографию об этом и вклеёт её в тетрадь с.5.зад.3. Задай интересующие тебя вопросы, используя слова - помощники и вежливые слова: почему, зачем, отчего, как, когда, куда, кто, что:

- Как понять слова " Язык до Киева доведёт", " попытка не пытка, а спрос - не беда"?

 Игра с "волшебным словом" - "Пересядьте, пожалуйста:" (в кругу, одного стула не хватает)

- Пересядьте, пожалуйста, те, кто любит:(например) мороженное! (дети, кто любит мороженное, должны быстро поменяться местами, а водящий - успеть сесть на освободившийся стул.(у кого что-то есть, кто где-нибудь был, что-то умеет делать, у кого в одежде есть определенный цвет.)

Совет Золушки: Не ленись!

- Почему Золушка даёт такой совет? Чего не смогли добиться ленивые сёстры Золушки и почему?

- Знакомо ли тебе чувство "лень?

 Животные проявляют удивительное упорство и трудолюбие в поисках пищи, в защите своих детёнышей, охране своих сородичей: Ленивые не выживают. Так и люди. Ленивые не смогут добиться успеха в учёбе, заботиться даже о своем здоровье, устроиться на хорошую работу:                                                                           Расскажите о себе, когда вы проявили трудолюбие, упорство из собственной жизни, которым вы гордитесь.

V Рефлексия.

Вывод: В школе изучают окружающий мир: живую и неживую природу, рукотворный мир, людей и самих себя, а также то, как они связаны друг с другом. Учёба - большой труд. Чтобы получать знания, не стесняйся задавать вопросы и не ленись.

Занятие 3

Входной контроль образовательных результатов.

1. Выполнение устной инструкции (графический диктант). 
2. Ценностный выбор в типичных экологических ситуациях.

Критерии оценки результатов входного контроля:

1. Знание значений слов с пространственным смыслом; произвольное запоминание инструкции; самоорганизация ее выполнения; умение пространственной ориентации, умение выполнять действия в заданном порядке.  

2. Знание правил поведения в природе. Умение сделать выбор между удовольствием и самоограничением в интересах природы в пользу 
последнего.

ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА

Задание 1. Инструкция читается медленно, однократно. 
Послушай, запомни и выполни: от точки проведи линию вниз на три 
клеточки; потом поверни ее направо, через четыре клеточки остановись. 
Выполняй.

Задание 2. 
РАССКАЗ «В ЛЕСУ».

Инструкция: Я буду читать рассказ. Когда я буду останавливаться, вам надо будет решить, вы поступили бы так же, как ее герои или же вы не согласны с ними и поступили бы по-другому. Если согласны — подчеркните улыбающееся лицо. Если не согласны — подчеркните сердитое лицо. 
МЫ ВЕСЕЛО ШАГАЛИ ПО ЛЕСУ. ПО ДОРОГЕ НАМ ПОПАДАЛИСЬ ГРИБЫ. 
ВОТ ЭТО УРОЖАЙ! ГРИБЫ, КОТОРЫЕ МЫ ЗНАЛИ, МЫ СОБИРАЛИ В ЛУКОШКО, А КОТОРЫЕ НЕ ЗНАЛИ И ПОГАНКИ - МЫ СБИВАЛИ ПАЛКАМИ. 
Если вам нравится, как поступали дети — подчеркните веселую рожицу, если нет — сердитую. 
НАКОНЕЦ - ПРИВАЛ. ВКЛЮЧИЛИ ГРОМКУЮ, НА ВЕСЬ ЛЕС МУЗЫКУ. ДАЖЕ ПТИЦЫ ИСПУГАЛИСЬ И ПОПРЯТАЛИСЪ! ВОТ БЫЛО СМЕШНО! 
Если вам нравится, как поступили дети - подчеркните веселую рожицу, если нет — сердитую. 
ЛЕС МЫ ПОКИДАЛИ С ОХАПКАМИ ЛЕСНЫХ ЦВЕТОВ. БЫЛО ОЧЕНЬ ВЕСЕЛО! 
Если вам нравится это — подчеркните веселую рожицу, если нет — сердитую. 

БЛАНК ДЛЯ ВХОДЯЩЕЙ ДИАГНОСТИКИ (на листе в клеточку):  

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

1.        Максимальная оценка — 3 балла. Допущена одна ошибка — 2 балла. Допущено две ошибки — 1 балл. Задание не выполнялось — 0 баллов.

2.         Максимальная оценка — 7 баллов. За выбор сердитой рожицы в первом случае —2 балла, во втором случае —2 балла, в третьем случае — 3 балла. 
Максимальное число баллов — 10.

 

Занятие 4.

 Главная особенность окружающего мира — его разнообразие.

 Задача: построить монолог, сформулировать ответ на вопрос о разнообразии окружающего мира.

Ход урока

I Самоопределение к деятельности

- Вы любите путешествовать?

Сегодня мы отправимся в путешествие и увидим, как разнообразен мир окружающий нас.

-А на чём можно путешествовать? (Ответы детей)

Если долго-долго-долго

Мы на поезде поедем,

Если долго-долго-долго

На Россию поглядим,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймем тогда, какая,

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

(Просматриваем слайд-шоу «Путешествие»)

II Актуализация знаний

- Итак, вот мы и пролетели через всю нашу страну с севера на юг. Что вам запомнилось, что интересного вы увидели?

Окружающий нас мир разнообразен.

III Открытие детьми новых знаний
Разнообразие окружающего мира — это значит, окружающие нас объекты окружающего мира имеют разные образы по форме, цвету, размеру, звуку,  запаху, вкусу. Бесконечное разнообразие окружающего мира это его закон, его главная особенность.

- Приведите примеры разнообразия в природе и в рукотворном мире. (Дети работают по группам)

 Работа в тетради с.6.Задание 4.

 Вывод: наибольшее разнообразие — в природе и мире людей (не только в их внешнем мире, но и в культуре). Человек, стремясь к разнообразию, подражает природе (примеры игрушек, зданий, автомобилей, музыки...).

Разнообразие - это красота и здоровье.

- Что будет, если разнообразие вокруг нас исчезнет? Если человек будет загрязнять природу, вырубать деревья в лесу, убивать животных и птиц? (Ответы детей)

Заболеет природа, однообразие родит тоску и стуку.

А в небе – стая журавлей.

Так грустно над землёй кружится.

Земля…Скажи, что стало б с ней,

Когда б на ней умолкли птицы?

Тогда бы мёртвым стало небо.

И – тишина в пустых лугах,

И, может быть, колосья хлеба

Не колосились бы в полях.

И на полях уж не грачи,

А стаи чёрной саранчи.

Я не хочу такого мира,

Где всё так серо, всё уныло…

Опомнись, вздрогни, человек.

Недолог на земле твой век

Но что после себя оставим?

И чем себя мы здесь прославим?

Убитой птицей на заре?

Лесами чёрными в огне?

И свалкой мусора огромной?

Иль атмосферою зловонной?

Иль речкой с мёртвою плотвой?

Полями выжженной травой?

                     Опомнись, вздрогни, человек!

                     Перед природой ты в долгу,

                    И славен будет пусть твой век

                    Травой душистой на лугу.

  И трелью птиц, весёлой, звонкой,

                    И шумным плеском родника,

                   И гроздями рябины тонкой,

                   И синим глазом василька,

                   И свежим ароматом трав,

                   И рощи шумом, и дубрав…


Напомните детям, что все, что есть вокруг каждого из нас — природа, люди, рукотворный мир все связано друг с другом. Как это можно себе представить?

Встанем в круг и возьмемся за руки. Если кто-то потянет — все придут в движение. Вот такие связи, как невидимые ниточки, только намного в большем количестве существуют в окружающем нас мире.

 Дети, попробуйте сами привести примеры таких связей: что на что влияет (природа — люди, рукотворный мир)?
IV Рефлексия
Вывод: нас окружает разнообразный мир. Самое большое разнообразие в живой и неживой природе.

 Домашнее задание: расспросите своих родителей, других членов семьи о родном крае, о потаенных уголках природы, необыкновенных людях, живущих в родном крае, найдите красивые фотографии.

Занятие 5.

 Пространство вокруг нас 
Задача:
 сравнить и найти отличия расположения объектов в
объеме, распределить работу в группе.
 

Ход занятия
I Самоопределение к деятельности.

На прошлом занятии мы знакомились с разнообразием объектов, которые нас окружают. Во всем этом мире много интересного, увлекательного, удивительного.
Пространство - это то окружение, в котором мы двигаемся, живем. Пространство — это все, что нас окружает.

II. Актуализация знаний

Учитель читает стихотворение Л.Дайнеко:

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут на нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут на нем птицы и цветы.

Веселый звон ручья,

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Каждый человек любит то место на Земле где он родился, свою родину.

Презентация «Родина»

III. Постановка учебной задачи

А что для вас родина? Что находится вокруг нашего города, села? Расскажите, что вы узнали от родителей? (Рассказы детей)

Принесённые фотографии демонстрируются классу и приклеиваются в тетрадь с.7.
Дети делятся на группы с учетом
 их интересов и выполняют работу по лепке  объемной композиции. В композициях не стремитесь придерживаться реальных расстояний. Главное, чтобы в композиции нашло отражение разнообразие пространства и относительные размеры изображаемых объектов. С помощью полученной объемной композиции расскажите о Нашем крае применяя слова с пространственным значением : ВЫСОКИЙ - НИЗКИЙ, ВЫШЕ - НИЖЕ, ДАЛЕКИЙ - БЛИЗКИИ, ДАЛЬШЕ - БЛИЖЕ, ДЛИННЫЙ - КОРОТКИЙ, ДЛИННЕЕ- КОРОЧЕ, ШИРОКИЙ-УЗКИЙ, ШИРЕ - УЖЕ, БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ, БОЛЬШЕ - МЕНЬШЕ, СПЕРЕДИ - СЗАДИ, СПРАВА - СЛЕВА, ВОКРУГ, ОКОЛО.
Презентация работы группы, используя слова со с.7

IV Рефлексия
Вывод: В нашем крае огромное разнообразие живой и неживой
природы. В нем живут люди разных народов. Своим трудом они создают рукотворные богатства края. Мы любим нашу Родину и хотим быть его исследователями.

Домашнее задание: обратиться к родителям, другим членам семьи и
вместе поискать интересные фотографии ориентации растений и животных в пространстве.

Занятие 6.

Ориентации животных в пространстве: уроки природы.
Задача:
 создать сообщение. Закрепление умений ориентации в пространстве, анализировать окружающее пространство.

Ход занятия

I Самоопределение к деятельности

На доске выставка картинок и фотографий животных, принесённых детьми.

-Посмотрите, какие интересные животные сегодня у нас в гостях. Они помогут нам научиться ориентироваться в пространстве.

II Актуализация знаний 

Что такое пространство? Это всё наше окружение. Заполненное предметами. Как в нём ориентируются животные? (рассказы детей )

Все животные и растения умеют ориентироваться в пространстве. Иначе им не выжить .Птица не найдёт своего гнезда, пчела –дорогу к улью, зайчик не убежит от лисы.

Работа в тетради с.8.зад.6.

Презентация «Животные Евразии»

 Все живые существа с детства учатся ориентироваться в пространстве.

 ВЫСОКО-НИЗКО
В синем небе - голубь сизый.
Он летит так ВЫСОКО,
Что его отсюда снизу
Различить мне не легко.
А бабочка летает НИЗКО.
Она нарядна как артистка,
Вспорхнула на тюльпан, на мак
И села вдруг на мой башмак.


ДЛИННЫЙ-КОРОТКИЙ
Поросёнок, чтоб напиться,
Тычет мордочкой в корытце,
Вместо хвостика крючок,
Нос КОРОТКИЙ -пятачок.
А это - африканский слон,
Бананы очень любит он.
Чтоб рвать бананы и кокосы,
Слон обзавёлся ДЛИННЫМ носом.

МЕЛКИЙ-ГЛУБОКИЙ
В речке квакает лягушка-
Очень МЕЛКАЯ речушка.
Эту речку даже кот
Перейти сумеет вброд.
А в океане много места,
В нём и двум китам не тесно.
Плескаться весело вдвоём
Там, где ГЛУБОКИЙ водоём.
III Постановка учебной задачи
Листья растений поворачиваются к свету. Даже растения хорошо различают правое и левое (ползающие, лазающие растения), верх — виз. Способность растений и животных ориентироваться в пространстве необходимо для их выживания.
Тебе тоже нужны ежедневные тренировки.

Игры:  Покажите, пожалуйста, правой рукой левое колено. Левой рукой — левый глаз. Левой рукой — правое ухо», и т.д. предлагается столько вариантов команд, сколько необходимо (пока не убедится, что дети освоили данное упражнение). Далее предлагается следующий вариант задания.

А сейчас устроим небольшое соревнование. Я буду давать такие же команды, как и в предыдущем случае, но теперь играем на выбывание: кто ошибется — выбывает из игры, победителем окажется тот, кто сможет дольше всех точно выполнять команды. Готовы?» Этот вариант проводится единожды. Но если дети увлечены, можно повторить игру несколько раз — это позволит закрепить положительное отношение к занятиям и явится небольшим отдыхом для ребят.

Это самый сложный вариант упражнения, предполагающий учет феномена зеркальности. Дети работают парами, сидя друг против друга. По команде взрослого они должны показать у партнера правую—левую руку, ногу, глаз, ухо и т.д.; можно также предложить детям сыграть в игру на выбывание ошибающихся пар.
IV Открытие детьми новых знаний
А зачем  человеку ориентироваться в пространстве? (Ориентироваться в пространстве нужно, чтобы бегло читать, красиво писать, научиться считать и решать задачки, человек идет по улице — переходит через дорогу; бежит по рельефной местности; в быту наливает горячий чай; укладывает свои личные вещи, поддерживает порядок на своем рабочем столе... . Можно заблудиться, потеряться в незнакомой местности, в большом городе, в лесу.

Работа в группах

Складывание изображения из отдельных элементов

Вывод: Все живые существа с детства учатся ориентироваться в пространстве. Тебе тоже нужны ежедневные тренировки.
V Систематизация знаний

 Воробей живет под крышей,
В теплой норке – домик мышки,
У лягушки дом – в пруду,
Домик пеночки – в саду.
Эй, цыпленок, где твой дом?
- он у мамы под крылом.

Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо, светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и леса,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года-
Это все вокруг природа.

Есть ли жизнь высоко в небе, в воздухе? Оказывается — там, где ледяной космос и обжигающее солнце, жизни нет. Там летают космические корабли. Ниже — атмосфера, там есть воздух, с ветром туда попадают мелкие семена растений. Там летают самолеты с людьми и птицы. Ниже — земля, на ней растут растения, по ней бегают, ползают, прыгают разнообразные животные. В углублениях земли собирается вода, В ней живут водные обитатели — рыбы, крабы, водоросли... Но и ниже, в земле, тоже есть жизнь. Там растут корни растений, живут подземные насекомые, кроты, черви. Ну, и конечно, микробы. Они живут на всех этажах. Вот только еще глубже в земле становится все горячее и горячее. Там жизни нет. Жизнь есть только в небольшом слое на Земле. Неизвестно, есть ли такая же, как у нас, жизнь на других планетах. Жизнь надо беречь. окружающий нас мир — многоэтажный, но жизнь есть только рядом с поверхностью Земли. Если условия на Земле изменятся, жизнь может погибнуть. Поэтому землю, воздух, воду надо беречь от загрязнения, чтобы живые существа и человек не страдали.

Работа в тетради с.9.зад.7.

VI Рефлексия

Вывод: Окружающий нас мир многоэтажный. Условия для жизни есть только в небольшой полоске его пространства. Другого места для
жизни у нас нет, и никогда не будет.  

Занятие 7.

Разнообразие форм в природе и жизни человека. Проверь себя: различи формы.
Задача:
 сравнить, найти отличие форм, анализировать форму, оценивать свою работу.

Ход занятия.

I Самоопределение к деятельности.

Мы уже не раз говорили с вами о разнообразии окружающего мира.

-Где большее разнообразие?

II Актуализация знаний.

На доске – изображения листьев. К каким растениям принадлежат эти листья? Растут ли они в нашем краю?

III Открытие детьми новых знаний.

 Липа, каштан, клен, береза полезны в озеленении города, территории вдоль дорог. Сирень имеет декоративную ценность, дуб растет в лесах. Одуванчик и подорожник травянистые растения. Они растут вдоль дорог. Являются лекарственными. Но собирать их для лечения нужно только вдали от транспорта и заводов.
Большое разнообразие и  в неживой природе. Рассмотрите коллекцию камней. Обратите внимание на бесконечное разнообразие их форм. Разнообразие форм в окружающем мире дарит человеку красоту,
улучшает настроение.

 Презентация

Многообразие форм в живой и неживой природе находит отражение в рукотворном мире, создаваемом человеком.

 Как вы думаете, где большее разнообразие форм — в природе или у изделий. Именно природа — это бесконечное разнообразие форм. А человек учится у природы. Находить формы для рукотворного мира помогает природа.
раскрашивание растительных орнаментов разных народов.
Работа в тетради с.10
Вывод: Мы живем в мире разнообразных форм. Самое большое разнообразие — в природе.

IV Диагностика
Методика "Рисовальный тест Куглера

 Цель: оценка уровня развития мелкой моторики.

Инструкция: « Посмотри на фигуру и нарисуй такую же».      

 Процедура обследования: тест состоит из семи усложняющихся фигур, которые ребенок должен самостоятельно нарисовать. Фигуры предъявляются поочередно по мере выполнения последующей.

Оценка результатов:

Фигура с изображением креста  (5 ) обязательно должна быть выполнена ребенком семи лет. С ней справляется и шестилетние дети. Невыполнение рисунка восьмилетним ребенком свидетельствует с большей вероятностью о слабоумии. Незрелым к школьному обучения считается ребёнок , который перед поступлением в школу не может нарисовать последних три фигуры (5, 6,7)

7 – высокий уровень

6. – хороший

5 – средний

4 и менее – низкий

             
Рис.1                       Рис.2                  Рис.3                 Рис.4           Рис.5

                               

                                                                               

   

                                                                                                                                                               Рис.5                                          

                            

                                                                         

       

V Систематизация знаний

Игры на сформированность пространственных умений:

«Кулак, ребро, ладонь», «Ухо - нос», «Надувная кукла»
Вывод. Если не получается сразу выполнить задания хорошо,
вместе со взрослыми придумай похожие и потренируйся.

Работа в тетради с.11

(Прежде чем выполнять задания, проанализируйте предварительно фигуру: какие есть известные в ней формы, сколько их, как они расположены относительно друг друга.)
1. Приступаем к раскрашиванию.
2. Копирование.
3. Анализ выполненного задания и его исправления (зелёным карандашом)
Ребенок должен поставить себе отметку за трудолюбие. Эта отметка эта — показатель мотивации ребенка к преодолению учебных трудностей, поэтому она не всегда совпадает с качеством выполнения задания, реальными успехами.

VI Рефлексия
Вывод: Если не получается сразу выполнить задание хорошо, вместе со взрослыми придумай похожие и потренируйся.

Дома: вместе с родителями придумать упражнения для тренировки ориентации в пространстве и нарисовать их на свободном листе. Ребёнок должен поставить себе оценку за трудолюбие. Эта отметка - показатель мотивации ребёнка к преодолению учебных трудностей, поэтому она не всегда совпадает с качеством выполнения задания, реальными успехами.

Занятие 8

Разнообразие цвета окружающего мира.

Задачи:
развивать общеучебные навыки: умения сравнивать, находить и называть не только отличие, но и сходство на примере природного мира, мира вещей, цвета, описывать признаки предмета, выделять сходные признаки сравниваемых предметов, выдвигать гипотезы, доказывать свое мнение, коммуникативные умения

Ход урока

I.Самоопределение к деятельности

-Поприветствуем окружающий мир, друг друга.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй маленький дубок!

Мы живем в одном краю-

Всех я вас приветствую!

II Актуализация знаний

У меня для вас загадка.
Крашеное коромысло над рекой повисло (радуга).

 Радуга — красивое явление природы, вызывающее восторг в сердце человека. У древних народов радугу считали дочерью «чуда и лучезарности солнца».

Я хочу рассказать вам  Сказку о Радуге.

По небу плыло облачко. Ему было скучно, не с кем было поиграть. Вдруг оно увидело Солнышко. Но Солнышко не захотело играть с ним. Облачку стало обидно так, что оно разревелось мелкими капельками тёплого дождика. Сквозь одну капельку проскользнул солнечный лучик, и случилось чудо: белый луч разделился на многоцветный букет, Через небо перекинулась яркая …  радуга.

- В результате чего образуется радуга?
- Какой вывод мы можем сделать о белом свете?
Белый свет – сложный свет, он разлагается на 7 цветов.

Презентация «Радуга»

Игра: к доске выходят по два человека от каждой группы, один  от группы наблюдателей будет наблюдать. Каждый выбирает один из семи цветов, затем по команде дети выстраиваются в цепочку, соответствующую цветам радуги. Наблюдатель подтверждает правильность построения.
- Класс хором повторяют фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». (У французских детей «Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь»)
(Дети крепят магнитиками каждый свою карточку к доске.)

Упражнение 1.

С помощью цветных полосок сложите у себя на столах радугу. (Учащиеся на столах с помощью цветных полосок «составляют»  радугу.)

- Сколько цветов? Назовём.

- Какое предложение помогает запомнить её цвета?

Игра «Цветик – семицветик».

- Догадайтесь с кем Радуга подружилась.

Лепестки волшебные желания выполняют,

По воле хозяйки по свету летают.

На север, на юг, на запад, восток.

Как же зовется волшебный цветок?

-   Радуга подарила новому другу  цвета. Что заметили?

 - Сравните Радугу и Цветик – семицветик по цвету. Что заметили?  (зелёный и коричневый)

 Дети сравнивают Радугу и Цветик – семицветик по цвету.

- Как можно получить эти цвета?  Зеленый – желтый и синий. Коричневый - желтый и синий, красный.

- У цветка 7 лепестков.  Берем лепесток, называем цвет, а все вместе вспоминаем, что в природе такого цвета.

Красный –

Желтый-

Оранжевый-

Синий-

Зеленый-

Коричневый-

Белый-

Как много замечательных красок в природе.

III Открытие детьми новых знаний

Практическая работа

- Рассмотрим комнатные растения. Кто знает их названия?

- Что вы можете сказать о цвете их листьев?

- Сравним. В природе огромное количество оттенков одного и того же цвета.

Потренируемся их отличать. Назовем их.

Презентация «Палитра»

На доске:

Красный  - розовый, багряный, алый, малиновый, маковый т.д.

Синий  – васильковый …

Зелёный - изумрудный, травяной…

Коричневый –  орех…

Желтый – золотой, лимонный…

Чёрный – вороной

Фиолетовый – лиловый, сиреневый

Работа в группах.
(Учитель на доске открывает карточки со словами)
К -  красивый (и здесь имеется не только внешняя красота, но и внутренняя, которая подчас важнее внешней), (контактный – коммуникабельный, креативный, классный)
О – образованный, (общительный)
Ж – жизнелюбивый, жизнерадостный;
З – здоровый, (зоркий, заботливый)
Г – грамотный;
С – сильный (не только физически, но и духом), смелый, скромный;
Ф – фантазёр.
- Из всех названных качеств, какое вы  считаете главным? Почему?
- Здоровый. Если человек здоров, то всё остальное, при желании, у него будет. Поэтому к своему здоровью нужно относиться бережно,
о чём мы постоянно с вами говорим. И здесь нам может помочь цвет.

Рефлексия

Вывод: Мы живём в мире разнообразия цвета. Наибольшее разнообразие в природе.

Занятие 9

Цвет в природе и жизни человека

Ход занятия

Самоопределение к деятельности

На прошлом занятии мы знакомились с разнообразием цвета .

Как мы вспоминаем цвета радуги?

Актуализация знаний

А что в природе имеет такой цвет?

Презентация «Какого цвета овощи?»

-Сравните животных Что вы можете сказать об их окраске.

На доске: заяц – беляк, заяц – русак.

Белый медведь. Бурый медведь.

-  Для чего нужна разноцветная окраска животным и растениям?

Открытие детьми новых знаний

1.Рассказ учителя о значении окраски в жизни животных.  

(Энциклопедия).

- Какие цвета использует природа для привлечения внимания и говорит об опасности?

-Какие цвета  помогают маскироваться?


2. О влиянии цвета на работоспособность человека
- С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду. Он также многогранен, как сама жизнь.
- Вообразите себе, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится!

- Как влияет цвет на настроение человека?
- Цвет оказывает сильное влияние на организм человека. Цвет создаёт определенное настроение.

 - Какие краски подходят к чувству радости, грусти, тоски, счастья?
- У вас у каждого на партах прямоугольники со всеми цветами спектра. Я попрошу вас выразить своё настроение цветом. Приготовились, показываем. Я рада, что у вас хорошее, приподнятое настроение, вы улыбаетесь.
- Оказывается, цвет лечит! Не удивляйтесь! Наука о лечении цветом называется цветотерапия.

Цветотерапия – эффективное средство сохранения здоровья и работоспособности.

Минутки отдыха.
- Давайте немного отдохнём и полюбуемся разнообразием мира через его краски.  

Презентация «Цветотерапия»
- Какое впечатление на Вас произвели эти минуты просмотра?

Упражнение  «Цветовой диктант»

- Проведем цветовой диктант. Я называю слова, а вы не пишите их, а выбираете цвет, который подходит к этому слову и рисуете этим цветом круг.

Хлеб, земля, дождь, воздух, нежность утра, улыбка весны, загадка звёзд.

- Почему выбрали эти цвета?

Работа в тетради.

- Используя все знания о цвете, выполним упражнение в тетради на стр. 13 № 11.

1.Раскрась рисунки. Используй цвета, которые привлекают внимание, предупреждают.

2. А теперь раскрась, используя цвета, которые успокаивают, настраивают на работу, активный отдых, помогают животным скрываться от врагов.

Учитель: - Как много в нашей жизни значит цвет! Исследования ученых показали, что в помещениях, где люди трудятся или учатся, необходимо правильное сочетание цвета и освещенности. Светлые тона повышают освещенность и благоприятно влияют на работоспособность. Посмотрите на наш класс: кругом спокойные светлые тона, и они также  повлияли на вашу способность хорошо трудиться.
Поэтому художникам, дизайнерам, модельерам следует это учитывать.
- Благодаря свету мы видим этот мир во всём его красочном многообразии. Человек – часть этого мира, поэтому он должен жить в гармонии с этим миром (на доске жить в гармонии).
- Что значит жить в гармонии?

Поиск в толковом словаре значения слова ГАРМОНИЯ (согласованность)

 Учитель читает:
У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить!
- Где можно встретить больше всего разнообразие цветов? (в природе)

- Почему окружающий мир многоцветный?

- Где человек использует цвета природы?

Рефлексия

Окружающий мир - разноцветный. Каждый цвет для чего-то нужен.

Занятие 10.

Разнообразие звуков окружающего мира.                                                                                        
Учебная задача:
сравнить источники звуков, найти отличия.
Ход занятия.

 Самоопределение к деятельности
Сегодняшнее наше занятие я хотела бы начать со стихотворения, послушайте!
В нашем классе тишина
Почему-то не слышна:
То линейка упадёт,
То резинка пропадёт,
То Потапова под партой,
Чей-то тапочек найдёт.
Кто-то хрюкнет, кто-то гавкнет,
Кто-то скрипнет, кто-то чавкнет.
закрыли, сели ровно! —
Говорит Мария Львовна. —
Будем слушать тишину”.
Я чего то как чихну!
Засмеялся Витька сзади.
«Тише-тише!” — шепчет Надя.
Ничего опять не вышло,
Тишины у нас не слышно.

Актуализация знаний
- Так почему же не слышна тишина в классе?
(Потому что кто-то роняет линейку, кто-то гавкает, кто-то хрюкает и скрипит)
- Скажите одним словом что это мы слышим в классе? (Звуки)
- Вы, наверное догадались, о чем пойдет речь на занятии!
- Сегодня мы поговорим о звуках


(Тема урока на доске) «Разнообразие звуков окружающего мира»
 

Постановка учебной задачи
Окружающий нас мир наполнен разными звуками
- Какие звуки мы можем услышать? (Как звонит звонок, гудит автомобиль,
лает собака, мычит корова, поют птицы и т.д.)
- А сейчас давайте сядем тихо и послушаем...
- Закройте глаза


«Слушая тишину»


«Тихо!» приложу ладонь к губам я
«Только ничего не говори,

Лучше сядь удобнее за партой,
Будем слушать звуки тишины.
Что там? Слышишь, за окном колышет
листья
Ветер шалунишка озорной...
Слышишь сердца стук? Оно стучится,
Что бы вечно рядом быть с тобой...
Слышишь, как бегут часы куда- то,
Торопясь бесспорно в тишине?
А куда они бегут, не знаю
Этого никто не скажет мне...
Звуки нас повсюду окружают,
Их нужно только понимать.
Они такие разные бывают
И многое вам могу подсказать.

 
- Какие звуки вы услышали?
(голос, часы, ветер, сердце...)

 Открытие новых знаний
- Как вы думаете, на какие группы можно разделить все звуки?
Природные и технические
 (звуки живой и неживой природы, звуки техники, музыкальные звуки)
Составление схемы (работа проходит в группах, каждой группе выданы
карточки)
- Приведите примеры звуков каждой группы.
1 группа: звуки живой природы (голоса людей, голоса животных)
2 группа: звуки неживой природы (ветер, дождь, гром, вьюга)
З группа: звуки техники (автомобиль, самолет, поезд, часы)
4 группа: музыкальные звуки (бубен, гармонь, труба, скрипка)
- Как вы думаете, каких звуков больше природных или технических? (природных)

                                                      звуки

природные                                                                      технические
Живая   Неживая                    Музыкальные звуки                  Звуки техники      

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             
Игра «Угадай звук».
Определите, к какой группе относится звук!
Звучит фонограмма звуков, дети определяют, к какой группе он относится.
Поезд, ветер, птица, колокольчик, лай собаки, скрипка, дождь, самолет.
- Все ли технические звуки одинаково звучат? (нет)
От чего это зависит? (от материала из которого они изготовлены)


Экспериментально - практическая работа (в группах).
 
Какие бывают материалы?
(деревянные, стеклянные, металлические, бумажные - шуршащие)
1 группа: организует деревянные звуки.
2 группа: организует металлические звуки.
З группа: организует стеклянные звуки.
4 группа: организует шуршащие звуки.
- А теперь попробуем эти совсем не музыкальные звуки вплести в музыку.
Звучит музыкальное произведение, дети играют, сначала по группам, затем все
вместе.
- Замечательно!
- Наше занятие заканчивается.
- давайте подведем итог. Какой вывод о звуках мы можем сделать?
Рефлексия
Вывод
: звуки в окружающем нас мире бесконечно разнообразны. Мы живем в мире природных и технических звуков. Наибольшее разнообразие звуков — в природе.
- Молодцы!
А закончу я занятие снова стихотворением.

Давайте слушать тишину..
давайте слушать тишину,
Сверчка задорного у печки,
Треск догоравшей сальной свечки,
Шуршанье листьев на ветру.
Учитесь слушать тишину,
Она крадется осторожно,
Спугнуть ее совсем не сложно,
Ее я ЗА руку возьму.
Любите нежно тишину,
Услышишь вэдох сердечный рядом,
И двух влюбленных с томным взглядом,
Смотрящих в небо на луну.
Умейте слушать тишину,
Она откроет вам секреты,
Предложит мысли и советы:
«Что в жизни?» «Как?» и «Почему?»
Храните вашу тишину,
От громких слов оберегайте,
От бед, несчастий охраняйте,
Как мимолетную мечту.
давайте слушать тишину

Занятие 11. Учись различать звуки
Учебная задача:
Сравнить характер звуков, найти отличие, разыграть ситуацию.
Ход занятия.
- Давайте вспомним, о чем шла речь на прошлом занятии?
(о звуках, которые нас окружают)
- Что вы запомнили о звуках?
(Звуки в окружающем нас мире бесконечно разнообразны. Мы живем в мире природных и технических звуков. Наибольшее разнообразие звуков — в природе)
- Что бы вы хотели еще узнать о звуках?
Работа в группах
- Скажите, а зачем нужны звуки?
- Что было бы, если бы:
1 группа - не было бы музыки,
2 группа - люди не разговаривали бы,
3 группа - звери не могли бы понимать друг друга,
4 группа - не было бы звуковых сигналов, предупреждающих об опасности?
(детские фантазии)                                                                                                    Важно различать звуки музыки. У каждого инструмента свой голос.

Презентация «Музыкальные инструменты»
Игра «Угадай звук» 
Разыгрывание игровых ситуаций на распознавание звуков. Каждая группа по очереди воспроизводит звук, остальные угадывают (один природный, один технический).
- Скажите, а одинаково ли мы произносим один и тот же звук? (по - разному)
- От чего это зависит? (от силы голоса, тембра, цели)
- Я предлагаю вам рассмотреть следующие слова: голосить, горланить,
греметь, вопить, орать, реветь, шуметь, драть (распускать) горло (глотку).
- Определите значение этих слов. (по два слова каждой группе)
Дети используют толковые словари
- Что общего у этих слов?
- Чем они различаются?
- Должны ли мы уметь различать звуки и для чего это надо уметь?
- Важны ли звуки для животных? Почему?
- Для каких животных особенно важен слух? (Для тех, которые живут в лесу, где трудно увидеть друг друга; живут в земле, в темноте, в воде).
 

Игра “Угадай, где шумит?”

Учащемуся завязывают глаза платком.

– Определите звук в пространстве около себя. Сначала покажите рукой направление, затем скажите, где звенит колокольчик. (Колокольчик звенит слева от меня, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко).

 Рефлексия
Вывод: для здоровья и безопасности важно научиться различать звуки.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 3 класс (автор Л.Г.Петерсон)

Рабочая программа по математике для 3 класса разработана  на основе  примерной  типовой  программы по математике в соответствии с требованиями Федерального компонента государственн...

Рабочая программа по информатике 3 класс (автор А.В.Горячев)

Рабочая программа по информатике для 3 класса разработана  на основе  примерной  типовой  программы по информатике  в соответствии с требованиями Федерального компонента госуд...

Рабочая программа искусство(музыка) 4 класс(автор Е.Д.Критская)

Рабочая программа, содержание тем, календарно-тематическое планирование 4 класс.(Авторы Е.Д.Критская,Г.П.Сергеева,Т.С.Шмагина)...

Рабочая программа по технологии, 2 класс, автор Н.И.Роговцева

Муниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 2г.Верхнеуральска РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА           ТЕХН...

Рабочая программа по математике 4 класс автор М.И.Моро

Рабочая программа по математике 4 класс УМК "Школа России" автор М.И.Моро создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа по технологии 4 класс автор Н.М.Конышева

Рабочая программа по технологии 4 класс УМК "Школа России" автор Н.М.Конышева создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2007 г...