Урок литературного чтения в 3 классе «Рассказ А.И. Куприна «Слон»».
план-конспект урока по чтению (3 класс)
УМК «Школа России»
Тема урока : Рассказ А. И. Куприна «Слон» (3урок).
Тип урока: урок обобщения знаний.
Цель урока: развитие читательских и исследовательских навыков, воспитание любви и уважения к животным, к родным людям.
Задачи: создать условия для обучения работе с текстом, используя для этого различные творческие задания, сочетая коллективную и индивидуальную работу; создать эмоционально благоприятные условия на уроке; способствовать развитию и обогащению речи учащихся; содействовать воспитанию активной жизненной позиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 30.33 КБ |
slon.ppt | 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
3 «В» класс
Урок литературного чтения «Рассказ А.И. Куприна «Слон»».
Учитель: Рязанцева Ангелина Михайловна
УМК «Школа России»
Тема урока : Рассказ А. И. Куприна «Слон» (3урок).
Тип урока: урок обобщения знаний.
Цель урока: развитие читательских и исследовательских навыков, воспитание любви и уважения к животным, к родным людям.
Задачи: создать условия для обучения работе с текстом, используя для этого различные творческие задания, сочетая коллективную и индивидуальную работу; создать эмоционально благоприятные условия на уроке; способствовать развитию и обогащению речи учащихся; содействовать воспитанию активной жизненной позиции.
Ход урока.
1. Организационный момент.Психологический настрой.
Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения.Проверьте свое рабочее место (проверка готовности к уроку, позитивный настрой). Сегодня у нас необычный урок. К нам пришло много гостей.
2. Основной этап.
Проблемный вопрос.
На доске:
- Что на свете дороже всего? ( Ответы детей).
- Прозвучали разные варианты ответов. К концу урока мы с вами методом вернемся к этому вопросу.
-Ребята, посмотрите на экран, вы узнали этого человека? (А.И.Куприн) Что вы узнали о жизни писателя на прошлом уроке?хзжщдгопав
Александр Иванович любил жизнь, любил цирк, животных, много о них писал, а для этого изучал их повадки, характер. Особенно любил лошадей.
Мир животных в произведениях Александра Ивановича Куприна удивителен, необыкновенен и своеобразен. Редко кто из писателей так превосходно воссоздавал их нравы и характеры, привычки и верность человеку. Писатель любил и хорошо знал повадки многих животных. А. И. Куприн был великим «зверолюбом». У него более 30-ти рассказов о животных.
Напомните мне с каким произведением А. Куприна мы начали работать? (Ответы детей.)
Каждое произведение литературы всегда «загадка». А отгадывает её лучше всего тот, кто внимательно читает авторский текст. А вот насколько внимательно вы читали рассказ, мы сейчас проверим. Возьмите пульт и приготовьтесь отвечать на вопросы викторины.
1. Как звали героиню рассказа?
а) Лиза б) Надя; в) Аннушка.
2. Иногда он приходит в детскую, садится на край постельки и тихо поглаживает Надины ноги. Потом вдруг встает и отходит к окну.
а) Доктор;
б) немец;
в) папа.
3. В какое время суток слона ведут в гости к больной девочке.
а) ночью;
б) днем;
в) вечером.
4. Какое из лакомств приходится по вкусу Томми, и он протягивает хобот за вторым ломтем?
а) Сладкая булка;
б) фисташковый торт;
в) лимонный торт.
5.Услышав этот крик, мама радостно крестится у себя в спальне.
а) Молочка!
б) Не бойтесь, он добрый!
в) Нет, мне бы слоника… настоящего.
6. Как зовут слона?
1) Том 3) Томи
2) Томми 4) Томик
7. Продолжи: Девочка хитро улыбается и говорит: - Передайте Томми, что я
1) уже совсем большая
2) уже совсем взрослая
3) уже совсем здорова
4) уже не больна
Проверка домашнего задания.
Беседа,выборочное чтение.
-Давайте вспомним, с чего начинается рассказ «Слон»?
- Так чем же больна девочка Надя? (Ей неинтересно жить.)
- Прочитайте строки, описывающие насколько серьёзной была болезнь девочки.
- Иными словами, Надина болезнь не физического, а душевного происхождения, что не менее опасно.
- Когда в состоянии Нади произошел переломный момент? (Ей приснился необычный сон) Найдите подтверждение своим словам в тексте. (стр.27)
- Поняли ли родители просьбу Нади?
- Как девочка отреагировала на игрушку? (найти в тексте, стр.27)
- Какое желание выразила девочка, какую мечту попросила осуществить?
-В чём состояла трудность исполнения желания?
- Как вы думаете, какой самый волнительный момент в рассказе?( разговор папы с немцем-дрессировщиком, от решения которого зависит судьба Нади и всей ее семьи. Ведь в случае отказа немца, все могло сложиться иначе. Он посочувствовал беде Надиного отца и, как понятно между строк, невольно представил себя на его месте. Ведь у дрессировщика тоже была дочка Лиза – ровесница Нади.)
- Почему хозяин зверинца согласился?
- Почему Наде выбирают самого большого слона: ведь есть еще два маленьких? Найдите и прочитайте отрывок.(стр.30)
Работа в группах.
Задание для группы №1.
- Восстановите последовательность событий, которые отражены в плане, пронумеруй.(учебник стр.33 -40)
- «Я уже совсем здорова»
- «Слон оказывается гораздо больше»
- «А что же слон? Он пришёл?»
- «Здравствуйте, Томми!»
- «В эту ночь во сне…»
- «А вы, Томми, уже пили чай?»
- «Когда все булки съедены, Надя знакомит слона со своими куклами»
Задание для группы №2.
- Откройте на рабочем столе ноутбука файл «А.И. Куприн «Слон». Распределите слайды в правильном порядке.
- Проверьте правильность у другоймикрогруппы.
Задание для группы №3.
1. Дополните предложения.
В прочитанном отрывке А.И.Куприн не описывает состояние родителей. Но мы постоянно чувствуем их присутствие. Мы считаем, что родители, наблюдая за общением Нади и слона, испытывают чувство_____________________________________________________
Они _____________________________________________________
________________________________________________________
Словесное рисование.
- Перед нами галерея портретов героев рассказа. Давайте посмотрим правильно ли подписаны портреты?
- Охарактеризуйте персонажей, представленных на рисунках.( Дети дают словесный портрет Нади, родителей,немца-дрессировщика, дополняют ответы друг друга.)
Образ Нади - это послушная, примерная и воспитанная девочка, которая не хочет расстраивать своих родителей. Но, к сожалению, она и сама не может разобраться, что же с ней не так, пока не приснился ей добрый сон о слоне.
Родители. Надин отец – любящий, упорный, надежный человек, который поверил своему ребенку и решил всеми возможными способами претворить в реальность мечту из сновидения. Ведь счастье маленьких детей всецело зависит от родителей. Мама – идеальный образ женщины, которая готова выполнять все просьбы своего чада, лишь бы Надя пошла на поправку. И ей, как ни кому другому, не знать ли о том, что нет ничего хуже, чем заболевший ребенок.
Немец-дрессировщик. Этот цирковой человек становится в этом рассказе образом внимательного, отзывчивого и доброго человека.Он проявил чувство сострадания и постарался помочь, насколько бы абсурдной не показалась ему эта просьба изначально.
Физкультминутка.
- Надя сама протягивает слону руку. О чём это говорит? (Она его не боится.)
- А что вы знаете о слонах? Какие они?
Знаменитый поэт, композитор и певец Леонид Агутин написал книгу «Я слон», он большой почитатель слонов, знает о них очень много и своими знаниями с радостью делится с юными читателями.
Вот, что Леонид думает о слонах:
«Я люблю слонов. Они большие и добрые, а я люблю больших и добрых. Сам я небольшой и боюсь, что не такой добрый, как хотелось бы. Но я стараюсь! У слонов нет врагов, оно и понятно. Но может, не только благодаря их силе и габаритам, а еще и потому, что они сами никого не обижают, никого не едят.»
- Какими способами Надя развлекает слона? Для чего она это делает? (Ей интересно общаться с ним. У девочки появилось желание общаться.)
- Почему Томми переворачивает страницу с нарисованным слоном? (Томми находит, что таких маленьких слонов никогда не бывает на свете. Вообще ему эта картинка не нравится. )
- Что вас удивило в этой части рассказа?
- Почему слона посадили обедать за стол вместе с Надей? (Родители не хотят огорчать свою дочь, надеются, что вместе со слоном девочка пообедает. )
- Что приснилось Наде и слону? (найти в тексте, стр.39)
-Почему Наде и Томми снятся такие сны?
- Опишите состояние девочки в конце рассказа? О чем это говорит?
- Что чувствует мама? Почему она крестится?
- Какие последствия могла иметь болезнь Нади, если бы родители не выполнили её просьбу?
- Что же излечило шестилетнюю девочку от тяжелой угрожающей болезни?
- В рассказе Александра Ивановича Куприна Надя почувствовала себя счастливой? Благодаря кому? (Благодаря родителям, семье.)
- Какой мы увидели в рассказе семью Нади? ( ответы детей)
- Ради счастья, здоровья детей родители не боятся никаких трудностей. Родительская любовь способна творить настоящие чудеса.
- Как вы считаете, что хотел сказать нам своим рассказом А.И. Куприн? (Ответы детей)
- Жизнь людей на земле – и взрослых, и детей- на протяжении всей истории человечества не была простой и безоблачной. Различные проблемы, болезни подстерегают буквально каждого. Иногда невозможность помочь самым близким и дорогим людям вызывает отчаяние. И поэтому любое участие, любая помощь, которая так необходима в такой критический момент, воспринимается как чудо. Необходимо верить, любить и сделать все от тебя зависящее, чтобы родные люди рядом с тобой всегда могли чувствовать в тебе надежного, доброго и сильного человека. Папа Нади борется за жизнь дочери всеми возможными способами. Ведь счастье маленьких детей полностью зависит от родителей. Таким автор представляет настоящего отца семейства. Немец-дрессировщик с сочувствием отнесся к судьбе незнакомой ему девочки, проявил чувство сострадания и старался помочь. Это пример внимательного, доброго человека.
Другой нитью проходит тема детских мечтаний. Практически у каждого взрослого человека найдется вспоминание из детства, которое так и осталось несбыточным мечтанием. Наденьке очень повезло, что ее папа, во что бы то ни стало, устроил встречу дочери со слоном, пусть даже и жили они на втором этаже. Рассказ «Слон» убедительно говорит о том, что люди перестают ценить природу и не видят в ней никакого спасения. Но ведь именно общение с таким же живым существом, как и сама Надя, всего лишь за один день смогло вылечить девочку, вернуть к жизни которую уже отчаялись и самые опытные в своем деле врачи. Слон Томми вызвал у нас чувство симпатии. Оказывается, эти огромные животные при правильном обращении могут быть добрыми к людям и воспитанными.Рассказ Куприна получился светлым, наполненным любовью к детям, потому что и он сам когда-то испытывал потребность в подобной любви и в том, чтобы его детские мечты могли сбыться.
3. Рефлексия.
Возвращаемся к вопросу начала урока.
- Что же дороже всего на свете? (Семья – самое ценное. Ради здоровья, благополучия родного, любимого человека люди готовы на невозможные поступки. Ради счастья детей родители не боятся никаких трудностей.
- Прекрасный русский писатель,ребята, очень хотел, чтобы вы это поняли: рядом с вами самые дорогие для вас люди.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле?
Работа с листами самооценки.
- Наш урок подошёл к концу. Оцените свою работу. Прочитайте, что вам следует оценить в работе и обведите в кружочек тот балл, который вы считаете, что заслужили на уроке.
1. Я давал ответы на поставленные вопросы 2 3 4 5
2.Я внимательно работал с текстом 1 2 3 4 5
3.Я активно работал в группе 1 2 3 4 5
Ответственные собирают листочки и вкладывают в конверт.
Учитель: Я тоже хочу дать оценку вашей работе. Вы сегодня были настоящими умницами, очень хорошо и активно работали на уроке. Я хочу сказать вам “Спасибо за урок” и подарить на память вот эти сердечки. Мы много говорили о любви родителей к детям . А что вы можете сделать для мамы и папы, чтобы они были счастливы? Напишите на сердечках. Зачитывать не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит, потому что, как говорит английская пословица «Кто добр поистине, добро творит в молчании». Получилось сердце, которое может помочь многим людям в трудную минуту. «Ведь счастлив тот, кто умеет дарить радость людям».
V.Итог.
- Поделитесь своими мыслями. Вам поможет следующий слайд – закончите предложения.
Слайд
Мне понравилось …
Мне запомнилось …
Мне захотелось …
- Ребята, вы работали дружно, сплоченно, и это помогло вам находить правильные решения. Спасибо за урок!
VI.Домашнее задание
- Хочется ли вам ещё раз перечитать этот рассказ? Подготовьте пересказ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что на свете дороже всего?
Александр Иванович Куприн (1870-1938)
Леонид Агутин (поэт, композитор и певец, заслуженный артист Российской Федерации)
31.01.19
«...каждым своим рассказом призывает к человечности. O н повсюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье» К.Г. Паустовский Александр Иванович Куприн
Мне понравилось … Мне запомнилось … Мне захотелось …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "Слон" А.И. Куприн
Тема: А. И. Куприн « Слон»УМК : Школа 2100Цель:1. провести литературоведческий и психолого-педагогический анализ текста;2. развивать воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание уч...
Презентация по литературному чтению на тему "Рассказ А.И. Куприна "Чудесный доктор"
Презентация по литературному чтению на тему: Рассказ А.И. Куприна "Чудесный доктор"...
Урок литературного чтения 4 класс Тема: И.А. Крылов "Слон и Моська"
Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова “Слон и Моська” И.Крылова.Задачи:Образовательные: систематизировать знания учащихся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жа...
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "А. Куприн «Барбос и Жулька». НРЭО: А. Дементьев «Сказка зимнего леса»" УМК Школа России"
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "А. Куприн «Барбос и Жулька». НРЭО: А. Дементьев «Сказка зимнего леса»"...
Презентация к уроку Литературного чтения 3 класс "Слон" Куприн
Данная презентация разработана к уроку литературного чтения по теме: А.Куприн "Слон". Итоговый урок....
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Школа России" А.Куприн «Слон»
В уроке представлен материал на развитие чувственной сферы личности через суждение о прочитанном на основе авторской позиции и представлений младших школьников;приобщение детей к восприятию решения не...
Презентация к уроку литературного чтения по теме «Рассказ А.И.Куприна «Скворцы. Словарная работа" по АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. (вариант 2.2), 4 класс »
Данный материал предназначен для детей с нарушением слуа, а также для родителей, педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Презентация поможет школьникам понять новые слова и выражения из изучаемого текст...