конспект урока литературного чтения 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Конспект урока по литературе на тему «Литературная сказка. Р. Киплинг. Рикки-Тикки-Тави. Обобщение изученного». 4 класс УМК "Планета знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
riki-tiki_konspekt_.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Литературная сказка. Р. Киплинг. Рикки-Тикки-Тави. Обобщение изученного».
Цель: обобщить и систематизировать полученные знания и представления о событиях и героях сказки.
Задачи: 1.Учить определять тему, главную мысль, основное содержание произведения; давать характеристики героям сказки. Обобщить знания о композиции построения художественного произведения. Развивать умение составлять отзыв к произведению.
2.Коррекция артикуляционного аппарата, навыков устной речи, внимания, оперативной памяти, а также зрительно-слухового восприятия с опорой на память.
3.Развивать творческие способности детей: учить понимать и передавать чувства героев через совершенствование навыков чтения по ролям. Развивать умение работать в малых группах. Продолжить формирование навыка самостоятельной работы с текстом.
4.Ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением. Воспитывать интерес к чтению, чувство товарищества и взаимовыручки.
Тип урока: обобщение изученного материала.
Применяемые технологии:
1. Технология проблемного обучения.
2. Игровая технология.
Методы и приемы обучения: беседа, игра, мыслительная деятельность, дифференцированная работа по карточкам, бинарное чтение цепочкой, краткий пересказ, чтение по ролям, «Мозговой штурм», и т.д.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.
Термины и понятия: сюжет, композиция.
ХОД УРОКА
- Организационный момент. -Встали все ровно .Настраиваемся на работу. Она должна быть плодотворной.
Со сказкой всегда интересно
Сказки все любят читать
Сегодня попробуем вместе
Смысл авторской сказки понять.
2. Объявление темы и цели урока.
- Мы продолжаем работу по содержанию литературной сказки. -А что такое литературная сказка? -Чем она отличается от народных сказок? - Сказки писали только русские писатели?- Назовите зарубежных писателей. (Ш. Перро, К. Чапек, Бр. Гримм, Г-Х.Андерсен.)
- Назовите страну, изображенную на карте. (Индия)
- Случайно ли я представила именно эту карту? (Нет)
- А почему?
- В этой стране родился и жил Р. Киплинг, англичанин по происхождению, который написал много детских сказок. (На слайде всплывает портрет)
-Какие сказки Киплинга вы знаете?
- Сегодня у нас последний, обобщающий урок по сказке Киплинга «Рикки-Тикки-Тави».
- Мы подведем итог всему прочитанному, дадим характеристику литературным героям, постараемся вспомнить все основные события, главных персонажей сказки и понять, чему же она нас учит.
3.Обобщение знаний по теме.
Разминка. Работа над чистоговоркой.
- Прочитаем чистоговорку, четко проговаривая слова.
Рикки-тикки-тикки-тикки-чк! (напечатать)
- Каждый «про себя» прочитайте еще раз.
- Потренируемся по рядам.
- Чтение чистоговорки хором все вместе.
«Мозговой штурм»
- Кому принадлежат эти слова? (мангусту Рикки-Тикки-Тави)
- Что они обозначали? (Его боевой клич, когда он мчался в высоких травах.)
Выборочное чтение
- Мы читали художественное описание мангуста в сказке. Давайте перечитаем его на стр.5
Научное описание зверька.
- Сегодня Ярослав приготовил научное описание этого зверька, послушайте его.
- Мангуст – это хищник. Длина его тела равна примерно 65 см, хвост длиной 50 см. Шерсть серо-коричневая. Хвост покрыт длинными волосами. По-другому мангуста называют Фараонова крыса. Живёт в Африке, Азии, на юге Европы, в Индии. Обитает в зарослях кустарника, около жилья человека. Охотится ночью. Питается змеями, мышами, птицами, насекомыми.
Показ иллюстрации.
Составление кластера.
- А теперь я предлагаю вам вспомнить всех героев этого произведения.
2. Коррекционный приём: подбор подходящих характеристик характеров героев.
- Найдите слова, у вас на партах, подходящие к описанию характера каждого героя произведения Р.Киплинга «Рикки-Тикки-Тави».
Во время подбора ученики находят эти слова, и в соответствии с характеристикой каждого героя, эти слова крепятся на магнитную доску.
В итоге, при составлении кластера, получаются характеристики героев.
Рикки-Тикки-Тави мангуст преданный, отважный.
Наг чёрная кобра злобный, жестокий.
Нагайна супруга Нага подлая, беспощадная.
Чучундра крыса трусливая, глупая.
Семья Дарзи птицы-портные хитрые, смелые.
Тедди мальчик добрый, жалостливый.
Большой человек хозяин дома умный, сильный.
Мать хозяйка дома заботливая, любящая.
Работа над композицией сказки.
- Работая над произведением Р. Киплинга на прошлых уроках, мы изучали композицию сказки, составляли её план.
- Вспомним! Композиция - построение художественного произведения. Она состоит из взаимосвязанных между собой частей сюжета: завязки, развития действия, кульминации, развязки.
.Части плана - они и есть взаимосвязанные между собой части композиции сказки, озаглавленные нами на прошлых уроках.
План:
- Рикки в доме у людей.
- Знакомство Рикки с садом и его обитателями.
- Рикки убивает Карайт.
- Битва Рикки с Нагом.
- Рикки перехитрил Нагайну.
- Большая победа Рикки.
Соотнесем план с частями композиции.
Краткий пересказ.
1 глава. Рикки-Тикки-Тави был мангуст. Он жил с отцом и матерью в ложбине. Случилось наводнение, и его смыло водой. Мангуста нашли люди. Мальчик Тедди и его мама принесли Рикки домой. Папа сказал, что этот зверёк защитит Тедди лучше любой собаки.
2 глава. Рикки подружился с хозяевами дома. В саду он познакомился с семьёй Дарзи. У них случилось несчастье: их птенчика проглотил Наг. Наг – чёрная кобра - огромная ядовитая змея. Рикки увидел Нага и сначала испугался, но только на одну минуту. Наг тоже испугался, потому что он знал, что если в саду появились мангусты, значит, всему змеиному роду скоро придёт конец. Он стал отвлекать Рикки. В это время Нагайна, злая жена Нага, решила напасть на зверька сзади. Дарзи подсказал мангусту об опасности, и зверёк вовремя избавился от неё. Наг и Нагайна исчезли в зарослях.
3 глава. В саду Тедди развлекался с Рикки. В это время пыльно-серая змейка Карайт хотела напасть на мальчика. Мангуст напал на неё и убил. Люди оценили мужество зверька. Ночью Рикки отправился путешествовать по дому и повстречался с крысой Чучундрой. Крыса была очень трусливая. Она всего боялась. В тишине ночного дома мангуст услышал звуки ползущей змеи.
4 глава. Рикки услышал разговор Нага и Нагайны. Они шептались о том, что им нужно сначала расправиться с Большим человеком, а потом прикончить Рикки. Они решили, что Наг останется в ванной комнате и убьёт его. Нагайна уползла, а Наг остался ждать утра и уснул. В это время на него напал Рикки и укусил его. В битве сНагом, мангусту пришёл на помощь Большой человек. На этот раз зверёк спас от смерти хозяина и хозяйку дома.
5 глава. Битва с Нагайной казалась Рикки ещё более опасной, чем битва с Нагом. Рикки было важно добраться до кладки яиц кобры, поэтому он попросил Дарзи отвлечь Нагайну. В то время, когда кобра гналась за женой Дарзи, мангуст пробрался к дынной грядке. Нашёл яйца и принялся их уничтожать. Жена Дарзи предупредила мангуста о том, что Нагайна отправилась на веранду дома и замышляет убийство.
6 глава. Нагайна уже приготовилась ужалить Тедди, когда Рикки прибежал на веранду и показал змее единственное уцелевшее яйцо. Рикки-Тикки бесстрашно сражался с Нагайной и победил её. Все признали его спасителем. А он, как истинный мангуст, охранял этот сад очень преданно, и ни одна змея не могла сунуться через ограду.
- Следующее задание, я прошу вас озвучить мультфильм о мангусте, но сначала помогу вам войти в роль. А для этого прошу вас вспомнить, что мы говорили о наших героях, немного подвигаемся и сделаем речевую разминку - физминутку.
Физминутка
- Крыса. Примем позу крысы и скажем хором:
- Ах-ах-ах-ах (на одном выдохе), погиб юный мангуст! – печально, жалостливо.
- Тедди. Давайте разделим вместе с Тедди радость, посмеемся с ним:
- Ха-ха-ха (на одном вдохе – тихо, громче, громко)
- Мангуст. Подпрыгнем на месте и с любопытством скажем:
-Я останусь тут и разузнаю все как есть!
Конкурс «Озвучки».
- Я объявляю конкурс лучшего актёра за кадром. Вы должны передать голосом характеры героев. Для этого мы сначала смотрим отрывок, который озвучивали профессиональные актёры. А потом вы попробуете озвучить этот отрывок.
Сюжеты:
беседа Чучундры и Рикки (с.13)
беседа Дарзи и Рикки (с.18-19)
беседа Нагайны и Рикки (с.22-23)
Синквейн
Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX векапод влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат[1]. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся[2]. Синквейн-прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.
Слово синквейн происходит от франзузского слова «пять».
Синквейн-это стихотворение, состоящее из 5 строк.
Синквейн
1 | Рикки-Тикки-Тави | 1 | Нагайна |
2 | Смелый, разъяренный… | 2 | Злобная, ядовитая… |
3 | Оскалился, увернулся… | 3 | Наскакивала, шипела… |
4 | Не всякий мангуст решится последовать за коброй в нору. | 4 | Шмыгнула в нору… |
5 | Защитник (Победа) | 5 | Враг (Опасность) |
- Проверить работу с синквейном.
4 Итог урока.
Работа с "Пирамидой-отзывом".
- Я предлагаю вам составить отзыв об изученном произведении. Мы оформим его в виде пирамиды. Пирамида – это фигура, полученная объединением отрезков, соединяющих вершину и точки плоской поверхности. Вершиной пирамиды - отзыва нам послужит ответ, который будет состоять из одного слова.
1 слово – о ком произведение.
3 слова – место действия.
4 слова – главные события в книге.
5 слов – главные герои, какие они.
6 слов – что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец книги
9 слов – о чём эта книга (дополните первую строку шестью словами)
Пример готовой работы:
1 - мангуст.
3 - дом в Индии.
4 - смертельная борьба со злом.
5 - Рикки, Тедди, Дарзи и другие персонажи - добрые, умные, смелые; Наг, Нагайна - жестокие, злые.
6 - жалость, интерес, страх, гнев, злость, радость.
9 - история о мангусте со счастливым концом для обитателей дома.
Домашнее задание: написать рекомендацию друзьям, почему надо прочитать книгу «Рикки-Тикки-Тави»
Обязательно прочитайте книгу о Рикки-Тикки-Тави, потому что:
Варианты ответов
- Эта сказка учит добру и преданной дружбе.
- Всем нравятся книги о животных.
- В этой сказке добро побеждает зло.
5 Рефлексия. Ассоциативные параллели.
-Мы с вами работали над сказкой об Индии. А главным архитектурным украшением Индии являются храмы. И мне хочется рассказать вам одну притчу, а вы подумайте над ней, над её скрытым смыслом и ответьте на мои вопросы.
Чтение притчи о строителях храма. Картинка с храмом Индии.
Притча.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.
У первого спросил: «Что ты, делал целый день?»
И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.
У второго мудрец спросил: «А что ты, делал целый день?» И тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу».
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью: «А я принимал участие в строительстве храма!»
- Ребята, давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
- Кто работал на сегодняшнем уроке как первый рабочий?
-А кто как второй?
-А кто как третий?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...
Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"
Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....
План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...
Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...