конспект урока литературного чтения 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Фаткина Светлана Валентиновна

Конспект урока по литературе на тему  «Литературная сказка. Р. Киплинг. Рикки-Тикки-Тави. Обобщение изученного». 4 класс УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon riki-tiki_konspekt_.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Литературная сказка. Р. Киплинг. Рикки-Тикки-Тави. Обобщение изученного».

Цель: обобщить и систематизировать полученные знания и представления о событиях и героях сказки.

Задачи: 1.Учить определять тему, главную мысль, основное содержание произведения; давать характеристики героям сказки. Обобщить знания о композиции построения художественного произведения. Развивать умение составлять отзыв к произведению.

2.Коррекция артикуляционного аппарата, навыков устной речи, внимания, оперативной памяти, а также зрительно-слухового восприятия с опорой на память.

3.Развивать творческие способности детей: учить понимать и передавать чувства героев через совершенствование навыков чтения по ролям. Развивать умение работать в малых группах. Продолжить формирование навыка самостоятельной работы с текстом.

4.Ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением. Воспитывать интерес к чтению, чувство товарищества и взаимовыручки.

Тип урока: обобщение изученного материала.

Применяемые технологии:

1. Технология проблемного обучения.

2. Игровая технология.

Методы и приемы обучения: беседа, игра, мыслительная деятельность, дифференцированная работа по карточкам, бинарное чтение цепочкой, краткий пересказ, чтение по ролям, «Мозговой штурм», и т.д.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.

Термины и понятия: сюжет, композиция.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.     -Встали все ровно .Настраиваемся на работу. Она должна быть плодотворной.

Со сказкой всегда интересно

Сказки все любят читать

Сегодня попробуем вместе

Смысл авторской сказки понять.

2. Объявление темы и цели урока.

- Мы продолжаем работу по содержанию литературной сказки.                                               -А что такое литературная сказка? -Чем она отличается от народных сказок? - Сказки писали только русские писатели?- Назовите зарубежных писателей. (Ш. Перро, К. Чапек, Бр. Гримм, Г-Х.Андерсен.)

- Назовите страну, изображенную на карте. (Индия)

- Случайно ли я представила именно эту карту? (Нет)

- А почему?

-  В этой стране родился  и жил Р. Киплинг, англичанин по происхождению, который написал много детских сказок.  (На слайде всплывает портрет)

-Какие сказки Киплинга вы знаете?

- Сегодня у нас последний, обобщающий  урок по сказке Киплинга «Рикки-Тикки-Тави».

- Мы подведем  итог всему прочитанному, дадим характеристику литературным героям, постараемся вспомнить все основные события, главных персонажей сказки и понять, чему же она нас учит.

3.Обобщение знаний по теме.

Разминка. Работа над чистоговоркой.

- Прочитаем чистоговорку, четко проговаривая слова.

Рикки-тикки-тикки-тикки-чк!    (напечатать)

- Каждый «про себя» прочитайте еще раз.

- Потренируемся по рядам.

- Чтение чистоговорки хором все вместе.

«Мозговой штурм»

- Кому принадлежат эти слова? (мангусту Рикки-Тикки-Тави)

- Что они обозначали? (Его боевой клич, когда он мчался в высоких травах.)

Выборочное чтение

- Мы читали художественное описание мангуста в сказке. Давайте перечитаем его на стр.5

Научное описание зверька.

- Сегодня Ярослав приготовил научное описание этого зверька, послушайте его.

- Мангуст – это хищник. Длина его тела равна примерно 65 см, хвост длиной 50 см. Шерсть серо-коричневая. Хвост покрыт длинными волосами. По-другому мангуста называют Фараонова крыса. Живёт в Африке, Азии, на юге Европы, в Индии. Обитает в зарослях кустарника, около жилья человека. Охотится ночью. Питается змеями, мышами, птицами, насекомыми.

Показ иллюстрации.    

Составление кластера.

- А теперь я предлагаю вам вспомнить всех героев этого произведения.

2. Коррекционный приём: подбор подходящих характеристик характеров героев.

- Найдите слова, у вас на партах, подходящие к описанию характера каждого героя произведения Р.Киплинга «Рикки-Тикки-Тави».

Во время подбора ученики находят эти слова, и в соответствии с характеристикой каждого героя, эти слова крепятся на магнитную доску.

В итоге, при составлении кластера, получаются характеристики героев.

Рикки-Тикки-Тави мангуст преданный, отважный.

Наг чёрная кобра злобный, жестокий.

Нагайна супруга Нага подлая, беспощадная.

Чучундра крыса трусливая, глупая.

Семья Дарзи птицы-портные хитрые, смелые.

Тедди мальчик добрый, жалостливый.

Большой человек хозяин дома умный, сильный.

Мать хозяйка дома заботливая, любящая.

Работа над композицией сказки.

- Работая над произведением Р. Киплинга на прошлых уроках, мы изучали композицию сказки, составляли её план.

Вспомним! Композиция - построение художественного произведения. Она состоит из взаимосвязанных между собой частей сюжета: завязки, развития действия, кульминации, развязки.

.Части плана -  они и есть взаимосвязанные между собой части композиции сказки, озаглавленные нами на прошлых уроках.           

      План:

  1. Рикки в доме у людей.
  2. Знакомство Рикки с садом и его обитателями.
  3. Рикки убивает Карайт.
  4. Битва Рикки с Нагом.
  5. Рикки перехитрил Нагайну.
  6. Большая победа Рикки.            

       Соотнесем план с частями композиции.

Краткий пересказ.

1 глава. Рикки-Тикки-Тави был мангуст. Он жил с отцом и матерью в ложбине. Случилось наводнение, и его смыло водой. Мангуста нашли люди. Мальчик Тедди и его мама принесли Рикки домой. Папа сказал, что этот зверёк защитит Тедди лучше любой собаки.

2 глава. Рикки подружился с хозяевами дома. В саду он познакомился с семьёй Дарзи. У них случилось несчастье: их птенчика проглотил Наг. Наг – чёрная кобра - огромная ядовитая змея. Рикки увидел Нага и сначала испугался, но только на одну минуту. Наг тоже испугался, потому что он знал, что если в саду появились мангусты, значит, всему змеиному роду скоро придёт конец. Он стал отвлекать Рикки. В это время Нагайна, злая жена Нага, решила напасть на зверька сзади. Дарзи подсказал мангусту об опасности, и зверёк вовремя избавился от неё. Наг и Нагайна исчезли в зарослях.

3 глава. В саду Тедди развлекался с Рикки. В это время пыльно-серая змейка Карайт хотела напасть на мальчика. Мангуст напал на неё и убил. Люди оценили мужество зверька. Ночью Рикки отправился путешествовать по дому и повстречался с крысой Чучундрой. Крыса была очень трусливая. Она всего боялась. В тишине ночного дома мангуст услышал звуки ползущей змеи.

4 глава. Рикки услышал разговор Нага и Нагайны. Они шептались о том, что им нужно сначала расправиться с Большим человеком, а потом прикончить Рикки. Они решили, что Наг останется в ванной комнате и убьёт его. Нагайна уползла, а Наг остался ждать утра и уснул. В это время на него напал Рикки и укусил его. В битве сНагом, мангусту пришёл на помощь Большой человек. На этот раз зверёк спас от смерти хозяина и хозяйку дома.

5 глава. Битва с Нагайной казалась Рикки ещё более опасной, чем битва с Нагом. Рикки было важно добраться до кладки яиц кобры, поэтому он попросил Дарзи отвлечь Нагайну. В то время, когда кобра гналась за женой Дарзи, мангуст пробрался к дынной грядке. Нашёл яйца и принялся их уничтожать. Жена Дарзи предупредила мангуста о том, что Нагайна отправилась на веранду дома и замышляет убийство.

6 глава. Нагайна уже приготовилась ужалить Тедди, когда Рикки прибежал на веранду и показал змее единственное уцелевшее яйцо. Рикки-Тикки бесстрашно сражался с Нагайной и победил её. Все признали его спасителем. А он, как истинный мангуст, охранял этот сад очень преданно, и ни одна змея не могла сунуться через ограду.

- Следующее задание, я прошу вас озвучить мультфильм о мангусте, но сначала помогу вам войти в роль. А для этого прошу вас вспомнить, что мы говорили о наших героях, немного подвигаемся и сделаем речевую разминку - физминутку.

Физминутка

- Крыса. Примем позу крысы и скажем хором:

- Ах-ах-ах-ах (на одном выдохе), погиб юный мангуст! – печально, жалостливо.

- Тедди. Давайте разделим вместе с Тедди радость, посмеемся с ним:

- Ха-ха-ха (на одном вдохе – тихо, громче, громко)

- Мангуст. Подпрыгнем на месте и с любопытством скажем:

-Я останусь тут и разузнаю все как есть!

Конкурс «Озвучки».

- Я объявляю конкурс лучшего актёра за кадром. Вы должны передать голосом характеры героев. Для этого мы сначала смотрим отрывок, который озвучивали профессиональные актёры. А потом вы попробуете озвучить этот отрывок.

Сюжеты:

беседа Чучундры и Рикки (с.13)

беседа Дарзи и Рикки (с.18-19)

беседа Нагайны и Рикки (с.22-23)

Синквейн

Синкве́йн (от фр. cinquainsангл. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX векапод влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат[1]. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся[2]. Синквейн-прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.

Слово синквейн происходит от франзузского слова «пять».

Синквейн-это стихотворение, состоящее из 5 строк.

Синквейн

1

Рикки-Тикки-Тави

1

Нагайна

2

Смелый, разъяренный…

2

Злобная, ядовитая…

3

Оскалился, увернулся…

3

Наскакивала, шипела…

4

Не всякий мангуст решится последовать

за коброй в нору.

4

Шмыгнула в нору…

5

Защитник (Победа)

5

Враг (Опасность)

- Проверить работу с  синквейном.

4 Итог урока.

Работа с "Пирамидой-отзывом".

- Я предлагаю вам составить отзыв об изученном произведении. Мы оформим его в виде пирамиды. Пирамида – это фигура, полученная объединением отрезков, соединяющих вершину и точки плоской поверхности. Вершиной пирамиды - отзыва нам послужит ответ, который будет состоять из одного слова.

1 слово – о ком произведение.

3 слова – место действия.

4 слова – главные события в книге.

5 слов – главные герои, какие они.

6 слов – что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец книги

9 слов – о чём эта книга (дополните первую строку шестью словами)

Пример готовой работы:

1 - мангуст.

3 - дом в Индии.

4 - смертельная борьба со злом.

5 - Рикки, Тедди, Дарзи и другие персонажи - добрые, умные, смелые; Наг, Нагайна - жестокие, злые.

6 - жалость, интерес, страх, гнев, злость, радость.

9 - история о мангусте со счастливым концом для обитателей дома.

Домашнее задание: написать рекомендацию друзьям, почему надо прочитать книгу «Рикки-Тикки-Тави»

Обязательно прочитайте книгу о Рикки-Тикки-Тави, потому что:

Варианты ответов

  1. Эта сказка учит добру и преданной дружбе.
  2. Всем нравятся книги о животных.
  3. В этой сказке добро побеждает зло.

5 Рефлексия. Ассоциативные параллели.

-Мы с вами работали над сказкой об Индии. А главным архитектурным украшением Индии являются храмы. И мне хочется рассказать вам одну притчу, а вы подумайте над ней, над её скрытым смыслом и ответьте на мои вопросы.

Чтение притчи о строителях храма. Картинка с храмом Индии.

Притча.   

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.

У первого спросил: «Что ты, делал целый день?»

И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.

У второго мудрец спросил: «А что ты, делал целый день?» И тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу».

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью: «А я принимал участие в строительстве храма!»

- Ребята, давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

- Кто работал на сегодняшнем уроке как первый рабочий?

-А кто как второй?

-А кто как третий?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...