Литературное чтение,4 класс( УМК «школа 2100») Тема: А.Н. Толстой «Фофка»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Литературное чтение,4класс(УМК«школа 2100»)

Тема: А.Н. Толстой «Фофка» на уроке проводится физминутка,прослушивается аудиозапись.В конце урока проводится викторина по сказке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

         

 Литературное чтение,4класс(УМК«школа 2100»)

Тема: А.Н. Толстой «Фофка»

Цели:

 • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении артиста;

 • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

 • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Этапы урока

Ход урока

  1. Актуализация знаний

1. Орг.мом.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

В путешествие пойдем.

В страну сказок попадем.

Слушай, думай, наблюдай,

Сказку эту прочитай.

Урок начнем с речевой разминки.

2. Речевая разминка.

 На стульях сидят шалунишки, листают волшебные книжки.

Ожидание чуда, благости

Всех коснётся к общей радости. Тихо, тихо, чуть дыша, входит сказка не спеша.

ЗАДАНИЕ

- Прочитайте шепотом

-Кто прочтет быстро?

-Кто прочтет радостно?

-Кто прочтет медленно?

-кто прочтёт медленно?

Объявление темы урока

Работа в парах.        

-на столе у вас лежат карточки-вычеркните лишние слова и вы узнаете тему урока.

(сказки и рассказы для детей)

Откройте учебник на с.86.С произведением какого авторы мы сегодня познакомимся?

Прочитайте название.Ребята,как вы думаете почему именно так называется это произведение?

Может ли иллюстрация или фамилия автора быть подсказкой?

Какую цель можем поставить на этот урок:

В чём особенность этого произведения? Рассказ это или сказка?

3. Упражнение на развитие читательских умений

Ученикам предлагается предложение, записанное на слайде:

На полосе были нарисованы пять сидящих собак и посредине их — жёлтый цыплёнок с пумпушкой на хвосте.

-пумпушка –  Украшение в виде шарика из каких-л. ниток на шапках.  (наглядно на шапке.)

Что можете предположить, если узнаете, что предложение взято из текста, который мы сегодня будем читать?

-Как вы думаете, о каких нарисованных животных пойдет речь?

-Кто мог нарисовать их?

-Что это за полоса, на которой нарисованы собаки и цыпленок?

Во время чтения, нам встретятся слова, которые требуют пояснения.

4. Словарная работа.

Что такое?..

- приказчик - продавец

- горничная - женщина, которая следит за хозяйством.

- кухарка -  прислуга на кухне, готовящая пищу

- лампадка - это такой сосуд, куда наливается специальное масло и зажигается.(слайд)

- цапнул – клюнул, укусил

- переводные картинки – картинки которые переводятся, на гладкую поверхность, т.е наклейки

- госпожа – уважаемая женщина (хозяйка)

- гимназисты ученики, которые учатся в гимназии

2.Развитие умений

Работа с рассказом А.Толстого «Фофка».

1.Работа с текстом до чтения.

Прослушайте произведение Толстого «Фофка» в исполнении Николая Литвинова.

Но слушать вы будете не просто, а с заданием:

 - Во время прослушивания, следите по тексту в учебнике.

- Вам предстоит сравнить эту сказку с другими.

- Отличается ли она чем – то? В чем ее особенность?

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Выявление первичного восприятия.

- Понравилась сказка?

- Отличается она чем – то?

* Сказка не похожа на обычную.

* Скорее похожа на рассказ о детях.

*  В сказки нет волшебства, волшебных героев и других сказочных элементах 

* Это рассказ о детях, причем от лица одного из них.

* Дети придумали сказочного волшебника цыпленка Фофку, боялись его.

*  «Находили» разные подтверждения его существования.

ВЫВОД:

- Значит это рассказ о детских фантазиях.

Работа с названием.

- Вспомните ,как называется произведение, которое вы услышали?(Фофка)

- Кто такой Фофка?

- Как вы думаете, почему Толстой дал такое название  своему рассказу?

- А какое бы вы придумали название этому рассказу?

– Какой фрагмент рассказа вам показался самым весёлым; неожиданным?

– Почему было смешно?

- Как можно характеризовать Зину?  ( фантазёрка, выдумщица, заводила).

- Какой план составили дети по избавлению  от  Фофки?

Физминутка.

3. Повторное чтение . Выборочное чтение.

– Что насторожило детей, с чего начались страхи?

(маляр работает в детской, а такой полосы с собаками и цыплятами никто не покупал)

– Итак, полоса попала в детскую комнату вопреки желанию мамы, и в этом дети почувствовали что-то таинственное. Прочитайте отрывок,  когда дети подумали, что нарисованный цыпленок необычный?

- Что обнаружили дети утром?

- Как отнеслись взрослые к озабоченности детей?

- Чем объяснили дети появление в комнате Фофки?

-Какие грехи они вспомнили?

- Прочитайте, как ребята поссорились? Почему брат не обиделся на сестру, ведь это она ущипнула его?

 -Значит, Зина – главная фантазерка и выдумщица. Что она придумала?(заговор против Фофки)

 – Прочитайте «заговор» от Фофки, сочиненный ею.

– Опишите, какой вы представляете себе Зину? (Весёлая, озорная, выдумщица, при этом умеет признать свою вину.)

- Докажите, что дети даже на хозяйку магазина смотрят как фантазёры и выдумщики.

Рассмотрите иллюстрацию на стр. 86. Найдите отрывок из текста, который подходит к этой иллюстрации.

4. Выразительное чтение

Найдите в тексте и прочитайте выразительно:

- Как маляр произнёс своё «ну-ну»? (стр.87)

- Прочитайте  по ролям отрывок, в котором впервые  появляется  название  «Фофка».(стр.87)

- какие шалости припомнили дети? Прочитайте, как они зазывали портного перейти через речку.(стр.88)

- Найдите и прочитайте клятвы детей.(стр.90)

5. Работа в группах. Викторина

6. Проверяем по цепочке-кто выполнил так же-поднимает руку.

Викторина по сказке А.Н. Толстого "Фофка"

1.  Что было нарисовано на полоске обоев под потолком?

 собачки и цыплёнок 

 кошки и гусёнок 

 курицы и котёнок 

 гуси и щенок 

2.  Кто такой Фофка?

 котёнок 

 гусёнок 

 цыплёнок 

 щенок 

3.  Что Фофка сделал ночью?

 погулял 

 попищал 

 исчез 

 выпил масло 

4.  Как Фофка появился у детей?

 для веселья 

 в наказанье 

 для праздника 

 просто так 

5.  Что Фофка сделал детям?

 улыбнулся 

 поздоровался 

 клюнул в нос 

 ничего 

6.  Что решили дети сделать с Фофкой?

 подружиться с ним 

 поздороваться с ним 

 похвалить его 

 избавиться от него 

7.  Что купили дети в магазине «Пчела»?

 кнопки 

 картинки 

 карандаши 

 мёд 

8.  Что пообещали дети?

 хорошо учиться 

 не драться 

 не шалить 

 не бегать 

9.  Что Зина сделала с Фофкой?

 раскрасила карандашом 

 замазала мелом 

 приколола кнопкой 

 заклеила бумагой 

10.  «С тех пор Фофка нам…»

 просто цыплёнок 

 друг 

 надоел 

 не страшен 

4. Обобщающая беседа.

 – Как вы думаете, какими людьми вырастут ребята из сказки «Фофка»?(честными)

Почему?

– Была ли у вас похожая ситуация, когда вы тоже фантазировали?

Расскажите о ней.

- Как вы думаете, уметь фантазировать, это хорошо? Почему?

- Где может пригодиться фантазия?  (например в будущем: профессия: учитель, архитектор, стилист, модельер и т.д.)

- Желаю вам иметь хорошее воображение и чтобы с вами было приятно и комфортно окружающим.

3.Итог

Мы убедились, что сказка Толстого необычна по форме и содержанию. Она более напоминает рассказ.

В ней автор показывает мир глазами ребенка, ею и отвечает на вопрос. Как писать для детей?

- Как же?

(Глядеть на мир глазами ребенка, знать психологию, интересы, помочь читателю вернуться в недавнее или давно минувшее детство). 

– Что вам показалось на уроке самым интересным?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

4.Домашнее задание

1. Подготовить выразительное чтение клятвы детей.

2. Нарисовать Фофку таким,каким он казался детям

3. Сочинить свою историю о фантастической птице или животном.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по литературному чтению по УМК Школа 2100 на тему "Живут волшебники земные тепло своих сердец даря"

Данный урок был проведён в 4 классе по произведению  К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками"...

Рабочая программа по русскому языку и литературному чтению по программе "Школа 2100"

Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; осно...

Пояснительная записка к урокам литературного чтения 4кл.ОС "Школа 2100"

Поянительная записка сотавлена  по расширенному тематическому планированию "Литературное чтение"  4класс ОС "Школа 2100....

Интегрированный урок по литературному чтению по программе «Школа 2100». Тема урока: «Введение в раздел «Мы с мамой и папой». Э.Н.Успенский «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой».

Цели урока:·         познакомить учащихся с новым разделом по литературному чтению и со стихотворениями;·         расшир...

Литературное чтение во 2 классе УМК «Школа России» Тема: Л.Н.Толстой «Котенок»

Тема: Л.Н.Толстой «Котенок» Цели: познакомить учашихся с поучительными рассказами Л.Н. Толстого; учить составлять план; развивать внимание, логиче­ское мьшление, творческие способ...