Конспект открытого урока
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Киселёва Елена Львовна

Тема: "К.Г. Паустовский Корзина с еловыми шишками"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                             

Тема: «К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»»

Тип урока:  открытия нового знания.

Цели деятельности учителя: создать условия для развития умений понимать замысел автора; показать, что человек становится   по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира; развивать  воображение; воспитывать посредством слова, пережитых чувств такие качества, как благородство, благодарность.

Личностные: осознают эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознают, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.

Предметные: познакомятся с произведением К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», научатся выделять события составляющие основу художественного произведения, пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника), находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

Оборудование: Литературное чтение: 4кл., УМК «Школа России», презентация, карточки для составления синквейна.

Этап занятия (урока)

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(метапредметные результаты)

1. Орг. момент

Метод – словесный;

Прием – стихотворение для организации учащихся.

1мин

 -Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

-Доброе утро, небо! (аналогичное движение))

-Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

Настраиваются на работу

Сегодня наш урок принесёт нам радость общения, наполнит сердца благородными чувствами,

а доброе и солнечное настроение будет сопровождать  нас в течение всего урока и поможет справляться с учебными задачами.

Приветствовать учителя и гостей.

Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности

2.Мотивационный

Метод – наглядный;

Приём – музыкальное произведение.

Метод – словесный;

Прием – рассказ о композиторе.

3мин

Послушайте пьесу. (Эдвард Григ «Утро»)

Что представляли, слушая музыку?

- Какие картины рисовались вашему взору?

- Какие чувства пробудила в вас музыка?

-Какое настроение вызвало?

- Знаете ли вы ее автора?

Автор этого музыкального произведения – норвежский композитор Эдвард Григ. Многие произведения Грига написаны под влиянием народной музыки, сам композитор писал об этом так: «Я черпал из богатой сокровищницы народных норвежских песен и пытался создать норвежское искусство из этого до сих пор не осознанного источника народной души»

Своеобразная мелодичность и ритмика произведений Э. Грига выдает норвежское происхождение, но необыкновенное изящество и в то же время глубина музыкальных образов  делают их произведениями мирового масштаба. Высоко ценил творчество Грига П.И. Чайковский: «В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно широкой, грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное..»

Слушать музыкальное произведение, делиться впечатлением об услышанном.

Догадываться о теме через прослушивание музыкального произведения.

Л: осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

К: использование критериев для обоснования своего суждения

П: воспринимать информацию на слух

П: слушать в соответствии с целевой установкой

П: строят речевое высказывание в устной форме;

3.Постановка учебной задачи и ее решение.

Метод – словесный;

Приём – фронтальный опрос

4. Решение частных задач.

Метод – словесный;

Прием – слово о писателе.

Метод-

Словесный;

Прием –

Рассказ учителя

Метод –

Словесный;

Прием –

Беседа.

Метод – языковой анализ;

Прием – лексическое значение слова.

Метод – словесный;

Прием – учебный диалог.

Физминутка

Метод – словесный;

Прием – учебный диалог.

Метод – практический;

Прием – анализ произведения.

Метод – словесный;

Прием – учебный диалог.

Метод – словесный;

Прием – составление плана.

Метод – словесный;

Прием – беседа.

Составление синквейна

4.Итог урока

Метод - словесный;

Прием –

Фронтальный опрос.

5. Рефлексия

Метод-

словесный;

Прием- «выскажи свои впечатления».

Домашнее задание

2 мин

25 мин

2 мин.

2мин

2мин

5мин

2 мин.

2 мин.

1мин

Как вы думаете, с чем сегодня мы познакомимся на уроке? (с творчеством Грига)

- Какова тема нашего урока?

-Какие цели перед собой поставите?

Откройте учебники , уточним, что же мы будем делать. (знакомиться с новым произведением К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

 Ребята, и как вы уже поняли, это произведение будет о композиторе Эдварде Григе. А почему такое название «Корзина с еловыми шишками», предположите? Это мы узнаем в течение урока.

Ребята, а вам знакомо творчество Константина Георгиевича Паустовского?

 Все произведения этого писателя наполнены удивительно теплым и трепетным чувством любви к природе родной земли, учат видеть прекрасное.

Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968г.г.)

Учился в Киеве в классической гимназии, где были хорошие учителя русской словесности, истории, психологии. Много читал, писал стихи.

Паустовский открывает для себя заповедную землю – Мещёру , которой обязан многими своими рассказами. Он по-прежнему много ездит, и каждая поездка – это книга. За годы своей писательской жизни он объездил весь Советский Союз.

Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом и изъездил  много мест. После войны впервые был на Западе: Чехословакия, Италия, Турция, Греция, Швейцария и т.д.

 К.Г. Паустовский много путешествовал. Он бывал в Англии, Италии, Франции и других странах. Его восхищали люди этих стран, музеи, архитектура, музыка. Он много писал и о композиторах, художниках, писателях, то есть о людях, тонко чувствующих красоту окружающего нас мира и старающихся своим творчеством приобщить всех к миру прекрасного. Рассказ, с которым мы познакомились, ведет нас в необыкновенный мир музыкального творчества великого норвежского композитора Эдварда Грига.

-А теперь объясните значение слов, выражений, записанных на доске:

Белые ночи – ночи на севере, когда сумерки не переходят в темноту.

Город Берген – город в Норвегии.

Ботфорты – сапоги с длинными голенищами.

Кафельная печка – печка, обложенная кафелем.

Портьеры – шторы.

Талант – выдающиеся врожденные качества, особые природные способности.

Аккорды – одновременное звучание нескольких звуков.

Кованые – обитые железом.

Парча, шелк, бархат, фетр – виды тканей..

Шпоры – металлическая дужка с колесиком на конце, прикрепляемая к сапогу всадника и служащая для понукания коня.

А сейчас мы узнаем историю создания одного из произведений Эдварда Грига, которую нам поведал К.Г. Паустовский в рассказе «Корзина с еловыми шишками»

Комбинированное чтение.

 1-ую половину читает учитель под негромко звучащую музыку Э. Григ “Пер Гюнт”: Утро.

(учитель читает до слов «Я напишу музыку, - решил Григ…» При чтении стоит пояснить учащимся, что Берген – город в Норвегии (государства в Северной Европе, Скандинавский полуостров), в окрестностях Бергена у композитора был «музыкальный домик», в котором Григ написал многие свои произведения).

Что вы узнали о композиторе из этого отрывка?

Найдите и прочитайте описание осеннего леса. («стояла осень…»)

Чтение следующей части произведения учениками.

Прочитайте описание дома композитора. Каким вы его себе представляете? («Друзья говорили, что дом композитора…»)

(показ фото «музыкального домика» Грига)

Что представлял композитор, когда писал музыку для Дагни? (о благодарности девочки за музыку)

Кто были слушатели рождавшегося произведения? (синицы)

Какой предстала перед вами повзрослевшая Дагни?

(описание в 3 части)

Какое действие оказывали на девушку увиденные ею спектакли? Как это ее характеризует? (она плакала, т.е. у нее ранимая и чувственная душа, искренняя, ранимая, трогательная и т.д.)

Как Дагни получила обещанный подарок? (сходив на концерт с тетей и дядей)

Как вы думаете, что происходила в ее душе в этот момент? Прочтите отрывок, в котором говорится об этом. («Дагни вздохнула так глубоко..» )

Что Дагни увидела в мелодии, которую ей подарил Григ? (родину, поля, леса)

Как вы думаете, почему рассказ называется «Корзина с шишками»? (Благодаря тяжелой корзине композитор и Дагни встретились, он помог донести ее)

Какие приемы автор использует, чтобы вы увидели красоту осеннего леса? Приведите примеры.

(сравнение:   мох – зелеными прядями, эхо – птица-пересмешник,  олицетворение:  эхо живет, ждет, швыряет. Автор сравнивает кованные из золота и меди листья с настоящими. И  подчеркивает,  что нет ничего  прекраснее «осеннего наряда, леж ащего в горах»)

Какое важное событие описывается в первой части? (встречу композитора с Дагни)

Как вы думаете, почему композитор решает сделать девочке подарок? (он был ею очарован, ее зеленоватые глаза, в них отражалась осенняя листва)

А почему он решил подарить музыку? Что помогло композитору понять, что девочка очень трудолюбивая, заботливая, что ее душа способно понять музыку? (корзина с еловыми шишками)

А правильно ли он угадал, что Дагни можно подарить музыку? (да) Почему, как вы это поняли? (когда она услышала музыку, она растрогалась, была очень благодарна композитору).

Григ угадал в дочери лесника красивую, чуткую, добрую душу, как у простых людей – истинных ценителей настоящего искусства. Вот такой смысл откроется нам, если мы задумаемся над смыслом названия этого рассказа.

Что воспевает в своей музыке Эдвард Григ? (природу, духовный мир, верность, и т.д.)

Озаглавьте части рассказа.

1.Встреча в осеннем лесу.

2.Рождение музыки.

3.Дагни у тетушки Магды.

4.Подарок для Дагни.

К кому можно отнести слова «волшебник и великий музыкант»? Можно ли эти слова отнести к Паустовскому? Почему? (Э. Григ и К.  Паустовский – великие  мастера.  Один   словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства).

Почему Дагни плакала, слушая музыку? (она плакала слезами благодарности)

Перечитайте последние строки текста. Как вы их понимаете?

Важная мысль творчества Паустовского – мысль о красоте и поэзии человеческой души, стремление открыть для всех и каждого «ключ к прекрасному». О чем же рассказ? Чем  должен  жить человек? (человек должен уметь чувствовать прекрасное, сопереживать, помогать,  развивать  в себе все душевные качества и т.п. В современном   мире люди мало интересуются искусством, ходят в театры,  и это одна из причин  людской злости, бесчеловечности)

Дарить людям «сказку жизни» - способность открывать прекрасное  и романтичное в самом обыденном – вот основная задача человека на земле. Через годы и собственную смерть великий музыкант Э. Григ передал свой подарок к совершеннолетию некогда встреченной им в лесу очаровательной девушки – музыку, которая открыла ей «красоту этого мира».

 

А сейчас составьте синквейн о Дагни или о Э.Григе.

(практическая работа).

Понравилась ли вам музыка Эдварда Грига?

Что особенно заинтересовала вас во время урока?

Понравилось ли произведение? О чем оно заставляет задуматься?

 

Продолжите высказывания:

Сегодня на уроке я удивился….

Сегодня на уроке я восхитился…

Сегодня на уроке я почувствовал

Подготовить выразительное чтение понравившего

отрывка из произведения «Корзина  с еловыми

 шишками». Пересказ, понравившейся части произведения.        

определять тему, цели урока,

строить перспективы предстоящей работы

Слушать рассказ учителя, знакомиться с биографией писателя, быть внимательным, чтобы в дальнейшем вести учебный диалог с учителем.

Уметь определять лексическое значение слов, опираясь на личный жизненный опыт.

Читать произведение выразительно, соблюдая критерии грамотного чтения, применять свой творческий потенциал.

Делиться своими впечатлениями о произведении, участвовать в беседе.

Высказывать и аргументировать свое мнение строками из произведения.

Эмоционально реагировать на новую информацию.

Видеть в произведении жизненный смысл.

Делиться своими впечатлениями, участвовать в беседе, высказывать свое мнение.

Уметь озаглавливать части текста, видеть главное и второстепенное.

Делиться своими впечатлениями о произведении, участвовать в беседе.

Высказывать и аргументировать свое мнение строками из произведения.

Подводить итог занятия, делиться своими впечатлениями, аргументировать свою точку зрения.

Оценивать свои знания видеть свои успехи и пробелы в знания по пройденной теме.

П: строят речевое высказывание в устной форме;

П: воспринимают информацию на слух.

П: осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета.

П: строят речевое высказывание в устной форме;

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

П: слушать в соответствии с целевой установкой

П: воспринимают информацию на слух.

П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме

К: аргументируют свою позицию

П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме

К: аргументируют свою позицию

П: осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета.

К: Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания, строить монологические высказывания.

П: осмысленно читают

П: осуществлять анализ произведения.

П: воспринимают информацию на слух.

Р: согласовывать силы по решению учебной задачи.

П: строят речевое высказывание в устной форме.

К: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.

Л: Определяют конкретный смысл понятий.

П: осуществлять анализ произведения

К: аргументируют свою позицию

П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме

К: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.

К: договариваются и приходят к общему решению совместной деятельности.

П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме

К: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение

П: осуществлять анализ произведения.

Р: согласовывать усилия по решению учебной задачи.

П: делать выводы, извлекать информацию из различных источников.

П: осуществлять анализ произведения

К: аргументируют свою позицию

П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме

К: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.

К: договариваются и приходят к общему решению совместной деятельности.

П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме

К: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение

П: осуществлять анализ произведения.

Р: согласовывать усилия по решению учебной задачи.

П: делать выводы, извлекать информацию из различных источников.

Р: Осуществлять самооценку, осознавать свои достижения и неудачи.

П: строить рассуждения; строить речевое высказывание в устной форме

Р: Осуществлять самооценку, осознают свои достижения и неудачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...