Урок литературного чтения А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"
методическая разработка по чтению (2 класс)
Знакоство с литературным творчеством А.С. Пушкина. Биографические данные. Литературные сказки А.С. Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока.
Актуализация знаний учащихся.
- На какие две группы делятся все известные вам сказки?
Сказки бывают народные, а бывают авторские.
- Чем авторская сказка отличается от народной?
-Авторы народных сказок неизвестны, сказки передаются из поколения в поколения с возможными изменениями. У авторской сказки есть свой сочинитель, автор, который раскрывает свой замысел, делает сказку неповторимой.
Целеполагание.
Прочитайте слова и словосочетания:
Дуб зелёный, цепь, кот, песнь, сказка, чудеса, леший, русалка.
- Сможете ли вы восстановить строки? Какому автору они принадлежат?
-Конечно же, это знаменитый на весь мир поэт и писатель, гордость нашей русской литературы - Александр Сергеевич Пушкин.
-Давайте познакомимся с его жизнью и творчеством поближе.
Новый материал.
Рассказ учителя
-Родился он в Москве, в богатой семье. Для мальчика были приглашены учителя-гувернёры, иностранцы, которые занимались его воспитанием, учили его. Первым маленький Пушкин выучил французский язык, так было принято в то время. Все разговаривали на французском языке. Русскому языку его научил немец – Шиллер. В доме отца было много книг. И страсть к чтению развилась в нём рано – лет с восьми или девяти. Будучи воспитан на французском языке, Пушкин принялся за французские книги, которых у отца было очень много. А.С. Пушкин с жадностью бросался на книги, читал без устали день и ночь. В 9 лет мальчик уже сочинял стихи на французском языке. Только лишь, учась в лицее, Пушкин начал писать стихи по – русски.
- С самого рождения большим другом была няня Арина Родионовна. Очень любил её Пушкин. И одно из первых стихотворений он посвятил няне. Няня знала много сказок и песен. Саша часами слушал, как она пела и рассказывала сказки. Многие сказки и песни своей няни Пушкин пересказал в своих стихах.
-Но его любознательность, страсть к чтению сохранилась до конца жизни. Потому и не удивительно, что он был одним из самых образованнейших людей своего времени.
- Я просила вас вспомнить сказки Пушкина и принести книги из домашних библиотек. У нас получилась прекрасная выставка книг.
-А вы знаете сколько всего сказок написал А.С. Пушкин? (6, из них одну не закончил)
-Давайте их перечислим:
1. «Сказка о рыбаке и рыбке»
2. «Сказка о царе Салтане…»
3. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
4. «Сказка о золотом петушке»
5. «Сказка о попе и его работнике Балде»
6. «Сказка о Медведихе» или «Жених»
Проблемная ситуация.
-Поднимите руку те, кто знает сказку о рыбаке и рыбке?
- Вы поможете сегодня нам на уроке, т. к. разговор у нас будет именно об этой сказке.
-Первый вопрос: А сколько всего действующих лиц в нашей сказке? Ответить на этот вопрос нам поможет кроссворд, разгадав который мы назовём всех действующих лиц.
- Кто поймал золотую рыбку?
- Кто жил со стариком в ветхой землянке?
- Кто выполнял все желания старика?
- Человек, который рассказывает нам сказку?
- Кто верой и правдой служил старухе, кроме старика?
-Задание выполнено не до конца, что будем делать?
Первичное восприятие текста.
-Послушаем грамзапись с чтением сказки мастером художественного слова. (Звучит грамзапись. Отрывок) читаем синхронно с аудиозаписью.
-Отрывок помог ответить на кроссворд? Не переживайте, еще не вся сказка прочитана. Кто захочет узнать ответ, может дочитать до конца сказку дома.
- Все ли слова были понятны?
Словарная работа проводится в парах.
Учитель раздает слова ученикам.
Класс делится на мини группы по 4 человека ( 8 групп).
Учащиеся обсуждают, полученное задание – слово. Пользуются Толковым словарём и сносками на страницах учебника.
Узнав значение слова, учащиеся помещают слова на доску и озвучивают их значение.
Невод - большая сеть для ловли рыбы.
Корысть - выгода, польза.
Ветхая – очень старая
Невежа - грубый, невоспитанный человек
Простофиля - глуповатый человек, разиня.
Землянка - дом, вырытый в земле, очень старый.
Откуп – плата
Кликать - звать
Пуще - больше
Светёлка - светлая комната, отделённая сенями от кухни.
Столбовая дворянка - дворянка старинного и знатного рода.
Вопросы для работы над содержанием.
- Где жили старик со своею старухой?
-Как жили?
- Сколько лет?
-Чем занимался старик? А старуха?
-Найдите, ребята сказочную примету (Трижды закинул невод в море)
-Еще есть сказочная примета? (Золотая рыбка)
-Что просила старуха в первый раз? (Корыто)
- Что теперь захотелось старухе? (Избы)
- Что происходило с морем? (Оно менялось) Почему?
-Восстановите перепутанные иллюстрации. Кто хочет оживить иллюстрации цветом, может взять рисунки на перемене и разукрасить их дома.
ФИЗМИНУТКА
1.Для глаз: интерактивная доска
2.Упражнения стоя
Рыбка плавает в водице,
Хочет рыбка поиграть.
Ах, ты, рыбка – озорница
Мы хотим тебя поймать!
Закрепление материала.
Обобщение характера старика и старухи.
- Напомните, кто является главными героями сказки?
-Давайте выясним, какой характер у старика и старухи. Слова - подсказки прочитайте на слайде. Свои ответы нужно доказать примерами из текста.
Учащиеся ищут в тексте отрывки, которые иллюстрируют характер старика и старухи. Учитель оказывает направляющую помощь. Учащиеся выразительно читают выбранные ими отрывки. Ответы детей обобщаются и записываются в тетради на странице 44 №2.
Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.
Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.
Работа над выразительностью.
- Как характер героев отразится на их голосе, интонациях?
- Где в ее словах обращение? Найдите. (Отпусти ты, старче, меня в море)
-Как разговаривает старик? (Ласково, тепло)
- А как он рассказывает о чуде старухе? (С удивлением)
- Какими словами обращается старик к рыбке? (“Смилуйся, государыня рыбка”)
- Как отзывается старик о своей старухе в первый раз, во
второй раз? (“Разбранила меня моя старуха…”“ Избу просит сварливая баба…”)
Чтение отрывка детьми. Редактирование интонации по ходу чтения.
Подведение итогов.
Проблемная ситуация
-Какая из пословиц, по-вашему мнению, подойдёт к отрывку сказки Пушкина, который мы читали? Поясните своё мнение.
Много захочешь—последнее потеряешь.
Много желать—добра не видать.
Жадность всякому горю начало.
Домашнее задание.
Работа над выразительностью с.135-139, т.к. попробуем озвучивать мультфильм.
Кто хочет узнать ответ на задание кроссворда, может прочитать сказку до конца.
Кто хочет сделать иллюстрации к сказке цветными, можете взять рисунки и их разукрасить.
Рефлексия.
Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке, продолжив предложение
1. На уроке я работал: | С интересом/ без интереса |
2. Материал урока мне был: | Полезен / бесполезен |
3. Домашнее задание мне кажется: | Интересным / неинтересным |
Учитель оценивает работу учащихся и озвучивает отметки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку литературное чтение 2 класс "Сказка о рыбаке и рыбке."
презентация к сакзке Пушкина " Сказка о рыбаке и рыбке."...
Урок литературного чтения в 1 классе "Е.Пермяк Первая рыбка" УМК "Перспектива"
Урок разработан в технологии РКМЧП...
План-конспект урока литературного чтения во 2 классе учителя начальных классов МБОУ гимназии №11 Захаровой Н.М. Тема раздела: «Там на неведомых дорожках». Урок №2. Тема: Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».
В разработке урока использовала карточки ресурса ЕКЦРО и технологии критического мышления : история , рассказанная по очереди, синквейн...
Урок литературного чтения по теме "А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке". Выборочное чтение. Неповторимая красота авторской сказки".
Урок литературного чтения УМК "Школа России" 2 класс....
Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».
Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....
Урок литературного чтения по теме: "Сказка о рыбаке и рыбке. Характеристика главных героев"
Урок литературного чтения по теме: "Сказка о рыбаке и рыбке. Характеристика главных героев"...