Приемы работы формирования читательской компетенции
учебно-методический материал по чтению

Зауэр Ида Яковлевна

Главным источником развития каждого человека является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В современных условиях, которые характеризуются огромным потоком информации, всё большее значение приобретает проблема развития у обучающихся информационной компетенции. Читательская грамотность в определённой степени должна быть сформирована на начальной ступени образования. В среднем и старшем звене читательская грамотность получает своё развитие и, совершенствуясь, переходит в читательскую компетентность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_raboty_formirovaniya_chitatelskoy_kompetentsii.docx29.98 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы работы  формирования читательской компетенции

  Главным источником развития каждого человека является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В современных условиях, которые характеризуются огромным потоком информации, всё большее значение приобретает проблема развития у обучающихся информационной компетенции.

  Выпускники школ сегодня должны обладать не только определенным набором предметных умений, знаний, но быть готовыми к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задает особые требования к уровням образования. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования (далее - ООП НОО) в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий (далее - УУД). Особое место среди метапредметных УУД занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Читательская грамотность, понимаемая  как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как  способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для  достижения своих целей, расширения  знаний и возможностей, становится значимым результатом начального образования. 

           Для эффективного образования основы читательской грамотности должны быть заложены в начальной школе. Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту, и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом. Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.

            Таким образом, читательская грамотность в определённой степени должна быть сформирована на начальной ступени образования. В среднем и старшем звене читательская грамотность получает своё развитие и, совершенствуясь, переходит в читательскую компетентность.

  Исходя из этого считаю, что формирование читательской грамотности у обучающихся начальной школы является главной задачей в обучении.

  На своих уроках использую следующие приемы работы по формированию читательской компетенции у своих учеников.  

Приемы работы по формированию читательской компетенции:

Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Этот прием учит детей диалогу, культуре общения.

Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

Приём “Групповая скульптура” развивает навыки организационно-деловой культуры, умения учащихся взаимодействовать друг с другом.
Пример. Каждый учащийся одновременно и скульптор и глина. Он находит свое место в соответствии с общей атмосферой и содержанием композиции. Вся работа происходит в полном молчании. В центр комнаты выходит первый учащийся (это может быть любой желающий или назначенный ведущим человек) и принимает какую-то позу. Затем к нему пристраивается второй, третий пристраивается уже к общей для первых двух учащихся в композиции. Выполняя это упражнение, необходимо: 1) действовать в довольно быстром темпе, 2) следить, чтобы получающиеся композиции не были бессмысленной мозаикой изолированных друг от друга фигур. Вариант: «застывшая» скульптура может «ожить».
Приём “Конкурс шпаргалок”. Участники за определенное время (5 минут, например) должны качественно, быстро, кратко, точно и разборчиво записать всю важную информацию на небольшом листке бумаги. Побеждает тот, кто сможет, соблюдает все условия, «запротоколировать» наибольшее количество текста, и кто воспроизведет свой текст бегло, без ошибок. 

Пример.
Такой прием можно использовать на уроке любого предмета. 

Приём “Учимся сообща”.

Описание: Алгоритм действий: 1.Индивидуальная работа. Маркировка на полях (знаки «?», «+», «!» и т.д.). 2.Работа в парах: обсудить текст, попытаться снять «знаки вопроса». 3.Обсуждение в четверках: учащиеся разбираются в сложных вопросах с теми, кто сидит рядом в соседнем ряду, или с теми, кто сидит на следующей парте. Если на уроке предусмотрена групповая форма работы, то после индивидуального изучения текста все «знаки вопроса» обсуждаются в группе. 4.Оставшиеся вопросы, требующие разъяснения, выносятся на обсуждение класса. 5.Учитель вносит дополнительные разъяснения.


Памятки и алгоритмы для организации деятельности учащихся в парах и малых группах при работе с художественными произведениями

План самостоятельного изучения текста

  1. Прочитай текст.
  2. Озаглавь каждую часть, перечитывая текст по необходимости.
  3. Подготовься к краткому пересказу.
  4. Проверь себя у учителя.

Чтение с пониманием. План работы в малой группе

  1. Один читает (1 абзац), другие слушают.
  2. Каждый самостоятельно подчеркивает непонятные слова.
  3. Объясняем непонятные слова по очереди (по кругу).
  4. Тот, кто читал абзац, пересказывает его.
  5. Задаём вопросы по содержанию текста читающему (по кругу).
  6. Работаем со следующим абзацем по пунктам 1-5.

Памятка по изучению текста в паре

  1. Прочитайте название текста.
  2. Запишите название в тетрадь.
  3. Прочитайте самостоятельно первый абзац, подчеркните незнакомые слова.
  4. Попытайтесь объяснить значение этих слов. По необходимости используйте словарь.
  5. Перечитайте самостоятельно еще раз абзац и выделите главную мысль.
  6. Задайте друг другу вопросы по абзацу.
  7. Обсуди с напарником суть абзаца и оформите её в виде заголовка. Запиши в тетрадь.
  8. Проработайте все абзацы по пунктам 3-7.
  9. Ответьте на вопросы к тесту.
  10. Воспроизведите текст по составленному плану.

Порядок изучения стихов в парах сменного состава (простой)

Изучаю часть своего стихотворения:

  1. Читаем вместе с напарником новую часть.
  2. Обмениваемся впечатлениями.
  3. Работаем над каждой строчкой: читаем вместе строчку, рисуем словесную картинку, используя слова как «мазки».
  4. Еще раз читаем вместе эту часть.
  5. Обмениваемся словесными картинками.
  6. Отстукиваем ритм изученной части.
  7. Читаю наизусть отрывок.

Помогаю напарнику (по пунктам 1-7).

Меняю напарника, наизусть читаю выученные части стихотворения. Далее работаю по пунктам 1-7.

Порядок изучения стихов в парах сменного состава (посложнее)

Изучаю часть своего стихотворения:

  1. Читаю напарнику, у которого закрыты глаза, свою новую часть. Потом слушаю его впечатления.
  2. Закрываю глаза и слушаю чтение напарником той же части. Потом делюсь своими впечатлениями.
  3. Работаем над каждой строчкой: читаем вместе строчку, рисуем словесную картинку, используя слова как «мазки».
  4. Еще раз читаем вместе эту часть.
  5. Обмениваемся словесными картинками.
  6. Отстукиваем ритм изученной части.
  7. Читаю наизусть отрывок.

Помогаю напарнику (по пунктам 1-7).

Меняю напарника, наизусть читаю выученные части стихотворения. Далее работаю по пунктам 1-7.

Литературоведческий анализ

Памятка

В постоянной паре:

  1. Прочитайте произведение «ручейком» по абзацам.
  2. Какое настроение у тебя вызвало это произведение? Почему?
  3. Понравилось ли тебе произведение? Чем? К понравившемуся отрывку нарисуй словесную картинку.
  4. Нарисуй самостоятельно обложку к прочитанному произведению. Проверься у напарника.
  5. Назовите действующих лиц. Выделите среди них главного героя. Объясните свой выбор.
  6. Дайте характеристику каждому герою.
  7. Назовите, какие события происходили в произведении.
  8. Назовите главную мысль.
  9. Проверься у учителя.

План подготовки краткого пересказа

Индивидуально: прочитайте текст.

В паре:

  1. Выделите главное из первой части и расскажите об этом кратко (2-3 предложения).
  2. Так же работай над следующими частями.
  3. Кратко перескажите текст друг другу.

В малой группе:

  1. Распределите роли:
  • рассказывает,
  • отслеживает количество предложений,
  • отслеживает точность передачи содержания.
  1. Выслушайте и оцените краткий пересказ текста.
  2. Поменяйтесь ролями, если хотите продолжить работу (по выбору).

План совместного изучения и пересказа текста в паре

  1. Прочитайте текст «ручейком».
  2. Разделите текст на смысловые части.
  3. Озаглавьте каждую часть.
  4. Подготовьте пересказ текста по составленному плану.
  5. Распределите роли рассказчика и слушателя: рассказчик выполняет пересказ текста, слушатель даёт оценку пересказа (излагает текст подробно, последовательность событий не нарушает, не допускает фактических ошибок).
  6. Поочерёдно перескажите текст друг другу, оцените друг друга.

Выразительное чтение текста в постоянной паре

В паре:

  1. Читаем «ручейком» по абзацам.
  2. В каждом абзаце находим непонятные слова, объясняем их друг другу.
  3. Так изучаем все абзацы.

Индивидуально:

Подготовься к выразительному чтению: соблюдай паузы, старайся передать голосом мысли и чувства героев, читай целыми словами.

В паре:

  1. Прочитай выразительно текст напарнику.
  2. Оцените друг друга.
  3. Получи домашнее задание, подготовься к проверке выразительного чтения текста.

Выразительное чтение стихотворений в малой группе

  1. Читаем «ручейком» по одной строфе.
  2. Обмениваемся впечатлениями.
  3. Читаем «ручейком» ещё раз по строфе, объясняем непонятные слова, рисуем словесную картинку.
  4. Готовимся к выразительному чтению:
  • с каким настроением будем читать;
  • расставим паузы;
  • подумаем, где голос повышается, а где понижается, где будем читать спокойно.
  1. Читаем выразительно по строфе. Оцениваем друг друга.
  2. Читаем все стихотворение по очереди, оцениваем чтение.

Чтение по ролям

Памятка

  1. Прочитайте текст «ручейком».
  2. Назовите действующие лица произведения.
  3. Распределите роли между членами группы.
  4. Читайте «ручейком», отмечая карандашом свою роль.
  5. Самостоятельно подготовься читать свою роль.
  6. Прочитайте текст выразительно по ролям.
  7. Поменяйтесь ролями и прочитайте текст ещё раз.

Порядок изучения текста по методике Ривина (вариант 1)

Договариваемся, над чьим текстом будем работать.

I.        Работа над собственным текстом.

  1. Читаем новую часть текста.
  2. Что узнали из этой части?
  3. Объясните непонятные слова.
  4. Какие слова считаете важными? Объясните их.
  5. О ком или о чём говорится в этой части?
  6. Что об этом говорится?
  7. Озаглавьте эту часть. Заголовок запиши в тетради.
  8. Запиши на полях инициалы напарника.
  9. Перескажи изученную часть.

II.        Помоги напарнику изучить его часть текста.

Работайте по пунктам 1-9.

III.        Найди нового напарника.

Перескажи напарнику изученные части.

Работайте с напарником над новой частью по пунктам 1-9.

IV.        Помоги напарнику.

Выслушай изученные напарником части текста. Дальше работайте по пунктам 1-9.

Порядок изучения текста по методике Ривина (вариант 2)

Договариваемся, над чьим текстом будем работать.

I.        Работа над собственным текстом.

  1. Читаем новую часть текста.
  2. Что узнали из этой части?
  3. Объясните непонятные слова.
  4. Какие слова считаете важными? Объясните их.
  5. Задайте вопросы друг другу.
  6. Приведите примеры.
  7. О ком или о чём говорится в этой части?
  8. Что об этом говорится?
  9. Озаглавьте эту часть. Заголовок запиши в тетради.
  10. Запиши на полях инициалы напарника.
  11. Перескажи изученную часть.

II.        Помоги напарнику изучить его часть текста.

Работайте по пунктам 1-11.

III.        Найди нового напарника.

Перескажи напарнику изученные части.

Работайте с напарником над новой частью по пунктам 1-11.

IV.        Помоги напарнику.

Выслушай изученные напарником части текста. Дальше работайте по пунктам 1-11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном вебинаре с опытом работы "Формирование читательских компетенций у младшего школьника через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ".

Автор: учитель МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района В.В.Ворошилова. Материалы выступлений могут быть использованы учителями начальных класов, педагогами, преподающими ОРКСЭ....

Выступление на районном вебинаре с опытом работы "Формирование читательских компетенций у младшего школьника через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ".

Автор: учитель МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района В.В.Ворошилова. Материалы выступлений могут быть использованы учителями начальных класов, педагогами, преподающими ОРКСЭ....

Исследовательская работа на тему "Формирование читательской компетенции на уроках литературного чтения в начальной школе"

Читательская компетенция –это система умений, отражающих приоритет понятия текстанад его воспроизведением.(учебно-методическом комплекте «Школа России»)...

Формирование читательской компетенции обучающихся при работе с учебным текстом на уроках обществознания. Учитель :Варюшина Ирина Васильевна

Тема: Формирование читательской компетенции обучающихся при работе с учебным текстом на уроках обществознания.Учитель :Варюшина Ирина ВасильевнаНаименование школы: МОУСОШ 15Умение анализировать  ...

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения системой приемов смыслового чтения»

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения  системой приемов смыслового чтения». В своем педагогическом опыте ...

Читательский дневник как средство формирования читательской компетенции младших школьников. (из опыта работы)

В материале рассматривается применение на уроках и во неурочной деятельности читательского дневника как средства формирования читательской компетенции младших школьников....