Разработка урока "Я - человек!"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по произведению А. Раскина "Кака папа выбирал профессию".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_menshikovoy_n.a.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
лицей № 1 имени А. С. Пушкина
г. Томска
Методическая разработка урока литературы в 4 классе
по теме: «Я – Человек?!»
Автор: Меньшикова Н. А.,
учитель начальных классов
Томск – 2014
Урок литературы: «Я – Человек?!» (4 класс)
Меньшикова Наталья Александровна
Учитель начальных классов МАОУ лицей № 1им. А.С. Пушкина г. Томска
Актуальность темы урока обусловлена тем, что для успешной социализации человеку необходимо осознать смысл человеческого бытия. Ученик должен быть не просто копилкой знаний, его будущая задача – преобразовывать и совершенствовать мир и самого себя. Условия современной жизни ставят человека в ситуацию жесткой конкуренции и соревновательности. Ученику важно ответить на вопросы: кто я? зачем я живу? все ли средства хороши для достижения цели? А для этого необходимо усвоить основные нравственные законы, по которым должен жить Человек, понять свою сущность. Ведь главной компетенцией любого человека является его способность «быть Человеком».
«Я – Человек ?!»
Цель: раскрыть смысл понятия «Человек», побудить учащихся задуматься о предназначении Человека.
Задачи: знакомство с рассказом А. Раскина «Как папа выбирал профессию»;
выявить качества, необходимые Человеку для развития.
Оборудование:
- рассказ А. Раскина «Как папа выбирал профессию» (учебник «Живое слово», Романовская З. И. );
- пословицы о труде и смысле жизни:
«Дело мастера боится», «Лентяю что ни день, то праздник», «Выведет авоська, да незнамо куда», «Всякий человек у дела познается»;
- высказывания известных людей и писателей:
«Человек есть мир» Е. Рерих;
«Превосходная должность – быть на земле человеком» М. Горький;
«Все прекрасное на Земле – от солнца, все хорошее – от человека» М. Пришвин;
«Невозможно всегда быть героем, но всегда можно остваться человеком» И. Гете;
«При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душою» В. Жуковский;
«Жизнь – это вечное совершенствование» Л. Толстой.
Ход урока:
- Вводная беседа.
- Здравствуйте, ребята! Прочитайте название темы урока. Как вы думаете, о чем пойдет речь? Что вы заметили в формулировке темы? Как вы думаете, для чего так сформулирована тема? К кому обращен этот вопрос? (К каждому из нас).
- Задавали ли вы себе когда-нибудь этот вопрос? В связи с какими событиями?
- А приходилось ли вам утверждть «Я – Человек!» При каких обстоятельствах? Что вы при этом чувствовали?
- Чтение текста.
- Герой рассказа, который мы прочитаем сегодня, сделал для себя одно очень важное открытие. Какое? Давайте прочитаем рассказ А. Раскина «Как папа выбирал профессию» (Приложение 1). (Важно обращать внимание на непосредственную реакцию учеников в процессе чтения и поощрять ее).
- Анализ прочитанного.
- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
- Что вас рассмешило? Почему?
- Почему герой рассказа так часто менял свой выбор?
-Чем нравилась мальчику каждая работа? Подтвердите строчками из текста.
- Что, по-вашему, важнее всего для любой работы? (Ученики могут ответить, что важнее – образование, профессионализм, мастерство. Все это правильно, но недостаточно. В этом случае следует еще раз обратиться к тексту рассказа и проанализировать беседу героя с военным. Важнее всего – быть человеком).
- Сравните реакцию взрослых на рассуждения малыша о выборе профессии сначала и потом, когда он сказал: «Я буду человеком!» (Они перестали смеяться).
- Почему? (Он понял главное).
- В чем, по-вашему, главная мысль рассказа? (Не важно кем ты будешь по профессии, а важно, каким человеком).
- Размышления о понятии «Человек».
- Кому из вас приходилось слышать от взрослых: «Будь человеком!» Поднимите руку.
- А что это значит – быть человеком? (Быть добрым, справедливым, честным, ответственным, щедрым, трудолюбивым, смелым, верным в дружбе, умеющим держать слово и заботиться о слабых).
Дети составляют на доске схему, вписывают названия качеств человека, объясняя их значение.
- Легко ли быть человеком? Почему?
- Вслушайтесь в звучание слова «человек». Что вы слышите? (Чело + век).
- Это не случайно. В переводе с языка наших предков «чела» означает ученик, а в целом «человек» - «ученик века, вечный ученик».
- Как вы это понимаете? (Человек учится всю жизнь, он должен научиться набраться высших нравственных качеств).
- Легко ли быть человеком? Почему? Что мешает стать человеком?
- Работа с «Копилкой Мудрости».
- Человечество всегда задумывалось о смысле своего существования. Вот и мы с вами задумались. В «Копилке мудрости» записаны высказывания мудрых людей или пословицы. Я предлагаю прочитать некоторые из них и обсудить. Ученики по желнию подходят к копилке мудрости, вынимают записку, читают ее, высказывают свое мнение, другие – дополняют.
Можно построить обсуждение по подгруппам. Затем каждая группа докладывает результаты обсуждения.
Можно в конце урока выполнить мини - сочинения – размышления на тему «Я – Человек!» и зачитать некоторые работы.
- Итог урока.
- Что было интересным на уроке?
- Что показалось трудным?
- Что понравилось и почему?
- К какому выводу вы пришли?
- А теперь вернемся к названию темы урока: «Ч – Человек?!». Хочется ли вам изменить что-то в этой формулировке? (Дети могут предложить убрать вопросительный знак и оставить только восклицательный).
- Домашнее задание.
Написать рассуждение на тему «Я – Человек!»
Литература
- Антология афоризмов / Сост. Н. Л. Векшин. – Москва : ООО Гамма-С.А., 1999. – 768 с.
- Горчаков Г. Океан мудрости. – Томск : Твердыня, 2005. – 445 с.
- Ожегов С. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. – Москва : Русский язык, 1982. – 816 с.
- Пословицы и поговорки русского народа. Из сборника В. И. Даля / Под общ. ред. В. П. Кирдана. – Москва : Правда, 1987. – 1987. – 650 с.
- Романовская З. Живое слово. – Москва : АСТРЕЛЬ, 2007. – 172 с.
Приложение 1
А. Раскин «Как папа выбирал профессию» (текст рассказа)
Когда папа был маленьким, ему часто задавали один и тот же вопрос. Его спрашивали: «Кем ты будешь? И папа всегда отвечал на этот вопрос, не задумываясь. Но каждый раз он отвечал по-другому. Сначала папа хотел стать ночным сторожем. Ему очень нравилось, что все спят, а сторож не спит. И потом ему очень нравилась колотушка, которой стучит ночной сторож. И то, что можно шуметь, когда все спят, очень радовало папу. Он твердо решил стать ночным сторожем, когда вырастет. Но тут появился продавец мороженого с красивой зеленой тележкой. Тележку можно было возить! Мороженое можно было есть!
«Одну порцию продам, одну – съем! – думал папа.- А маленьких детей буду угощать мороженым бесплатно».
Родители маленького папы очень удивились, узнав, что их сын будет мороженщиком. Они долго смеялись над ним. Но он твердо выбрал себе эту веселую и вкусную профессию. Но вот как-то раз маленький папа увидел на станции железной дороги удивительного человека. Человек этот все время играл с вагонами и с паровозами. Да не с игрушечными, а с настоящими! Он прыгал на площадки, подлегал под вагоны и все время играл в какую-то замечательную игру.
– Кто это? – спросил папа.
– Это сцепщик вагонов,- ответили ему. И тут маленький папа понял, наконец, кем он будет.
Подумать только! Сцеплять и расцеплять вагоны! Что может быть интереснее на свете? Конечно, ничего интереснее быть не могло. Когда папа заявил, что он будет сцепщиком на железной дороге, кто-то из знакомых спросил:
– А как же мороженое?
Тут папа призадумался. Он твердо решил стать сцепщиком. Но отказываться от зеленой тележки с мороженым ему тоже не хотелось. И вот маленький папа нашел выход.
– Я буду сцепщиком и мороженщиком! – заявил он.
Все очень удивились. Но маленький папа им объяснил. Он сказал:
– Это совсем не трудно. Утром я буду ходить с мороженым. Похожу, похожу, а потом побегу на станцию. Сцеплю там вагончики и побегу опять к мороженому. Потом опять сбегаю на станцию, расцеплю вагончики и снова побегу к мороженому. И так все время. А тележку поставлю близко от станции, чтобы не бегать далеко сцеплять и расцеплять.
Все очень смеялись. Тогда маленький папа рассердился и сказал:
– А если вы будете смеяться, так я еще буду работать ночным сторожем. Ведь ночь-то у меня свободная. А в колотушку я уже умею здорово стучать. Мне один сторож давал попробовать…
Так папа все устроил. Но скоро он захотел стать летчиком. Потом ему захотелось сделаться артистом и играть на сцене. Потом он побывал с дедушкой на одном заводе и решил стать токарем. Кроме того, ему очень хотелось поступить юнгой на корабль. Или, в крайнем случае, уйти в пастухи и целый день гулять с коровами, громко щелкая кнутом. А однажды ему больше всего в жизни захотелось стать собакой. Целый день он бегал на четвереньках, лаял на чужих и даже пытался укусить одну пожилую женщину, когда она хотела погладить его по головке. Маленький папа научился очень хорошо лаять, но вот чесать ногой за ухом он никак не мог научиться, хотя старался изо всех сил. А чтобы лучше получилось, он вышел во двор и сел рядом с Тузиком. А по улице шел незнакомый военный. Он остановился и стал смотреть на папу. Смотрел, смотрел, а потом спросил:
– Ты что это делаешь, мальчик?
– Я хочу стать собакой, – сказал маленький папа. Тогда незнакомый военный спросил:
– А человеком ты не хочешь быть?
– А я уже давно человек! – сказал папа.
– Какой же ты человек, – сказал военный, – если из тебя даже собака не получается? Разве человек такой?
– А какой же? – спросил папа.
– Вот ты подумай? – сказал военный и ушел. Он совсем не смеялся и даже не улыбался. Но маленькому папе почему-то стало очень стыдно. И он стал думать. Он думал и думал, и чем больше он думал, тем больше стыдился. Военный ему ничего не объяснял. Но он сам вдруг понял, что нельзя каждый день выбирать себе новую профессию. А главное, он понял, что он еще маленький и что он еще сам не знает, кем он будет. Когда его спросили об этом опять, он вспомнил про военного и сказал:
– Я буду человеком!
И тут никто не засмеялся. И маленький папа понял, что это самый правильный ответ. И теперь он тоже так думает. Прежде всего, надо быть хорошим человеком. Это важнее всего и для летчика, и для токаря, и для пастуха, и для артиста. А чесать ногой за ухом человеку совсем не нужно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Как человек использует свойства воздуха.
Тема: Как человек использует свойства воздуха....
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Разработка урока по теме "Организм человека", 3 класс
Тема "Организм человека".Цель: углубить знания учащихся о организме человека.Задачи:Образовательная: актуализировать знания учащихся о внешнем и внутреннем строение, рассмотреть понятие "система...
Разработка урока окружающего мира по теме "Как устроен организм человека". 4 класс. ОС "Школа 2100"
Это первый урок в разделе "Как работает организм". На уроке углубляются знания детей о внешнем строении человека, происходит первичное знакомство с внутренними органами, формируется понятие "система о...
Разработка урока "Права человека".
Материал данного урока знакомит учащихся с Всеобщей декларацией прав человека. Урок содержит занимательный материал, учащиеся в мини группах проводят исследовательскую р...
Разработка урока по теме "Как узнать человека?"
Мультимедийная разработка урока по окружающему миру для 4 класса по программе Школа 2100. Урок был проведён во время участия в городском конкурсе профессионального мастерства в 2011г. Урок преду...
Методическая разработка урока по модулю «Основы светской этики» на тему: «Свобода и моральный выбор человека».
Разработка урока по теме свобода и моральный выбор человека помогает понять что свобода, это не вседозволенность, свобода зависит от выбора сделанного человеком, и чем моральный выбор отличается от вы...