рабочая программа по литературному чтению 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс)
рабочая программа по литературному чтению 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.doc | 244 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса разработана в соответствии с возможностями УМК «Школа России», в котором основу составляет федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цели обучения
Изучение литературного чтения в 1 классе направлено на достижение следующих целей:
• овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;
• воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение грамоте и развитие речи
В обучении грамоте выделяются три периода: подготовительный, букварный (основной) и послебукварный.
Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, слагается из двух взаимосвязанных процессов: 1) обучение первоначальному чтению и 2) обучение письму — и закрепляется работой по развитию речи на основных ее уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связное высказывание (текст).В это же время на занятиях внеклассным чтением (1 ч в неделю) у учеников формируется интерес к детской книге и самостоятельному чтению. Ведущий метод обучения — метод чтения-рассматривания детских книг.
Добукварный этап (14 ч.)
О речи (устной и письменной). Общее представление о языке.
Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.
Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.
Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), звуко-слоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звуко-слоговую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствий между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными звуко-слоговыми схемами-моделями.
Знакомство с буквами пяти гласных звуков а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.
Букварный (основной) период (46 ч.)
Обучение чтению
Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.
Чтение слогов-«слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами.
Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение.
Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.
Знакомство с правилами гигиены чтения.
Умение читать отдельные слова орфографически, т.е. так, как они пишутся, и так, как они произносятся, т. Е. орфоэпически.
Послебукварный период (10 ч.)
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
Литературное чтение (29 ч.)
Жили-были буквы
Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.
Сказки, загадки, небылицы
Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.
Апрель, апрель! Звенит капель
Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.
И в шутку и всерьез
Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пиво-варовой.
Я и мои друзья
Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энти-ным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом.
Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (чтение)
(Кол-во часов на год - 99, количество часов на неделю – 3)
Тематическое планирование по литературному чтению 1 класс(3 в неделю)
№п/п | Дата | Тема урока | Деятельность учащихся | |
план | факт | |||
1. | 14/03 | Знакомство с учебником.. В.Данько «Загадочные буквы» | Знакомство с учебником и системой его условных обозначений. | |
2. | 18/03 | И.Токмаков «Аля, Кляксич и буква А». | Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. | |
3. | 19/03 | С.Чёрный «Живая азбука» Ф.Кривин «Почему «А» поёт, а «Б» нет» | Воспринимать на слух произведения разных жанров в исполнении учителя | |
4. | 21/03 | Г.Сапкир «Про медведя» М.Бородицкая «Разговор с пчелой» И.Гамазкова «Кто как кричит?» | Читать вслух с постепенным переходом от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами | |
5. | 01/04 | И.Гамазкова, Е.Григорьева «Живая азбука» С.Маршак «Автобус №26» | Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли | |
6. | 02/04 | Проекты «Создаем город букв», «Буквы - герои сказок» | Осознанно рассказывать о своей букве: какой у неё характер (мягкий, весёлый, настойчивый, упорный), как этот характер может проявляться в поступках (кричит, командует, не спорит). | |
7. | 04/04 | Русская народная сказка «Теремок» Русская народная сказка «Рукавичка» | Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли. Читать вслух с постепенным переходом от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами | |
8. | 08/04 | Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы. | Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями | |
9. | 09/04 | Рифмы Матушки Гусыни. Король Пипин. Дом, который построил Джек. | Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. | |
10. | 11/04 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Русская народная сказка «Петух и собака» | Воспринимать на слух произведения разных жанров в исполнении мастеров художественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции | |
11. | 15/04 | К.Ушинский «Гусь и Журавль» Л.Толстой «Зайцы и лягушки». | ||
12. | 16/04 | А.Майков «Ласточка примчалась…» А.Блещеев «Травка зеленеет..» | Воспринимать на слух произведения разных жанров в исполнении мастеров худо- жественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции | |
13. | 18/04 | С.Маршак «Апрель» И.Токмакова «Ручей» Л.Ульяницкая Фонарик». Л.Яхнин «У дорожки». | Декламировать стихотворные фрагменты по выбору. Характеризовать книгу: анализировать структуру (иллюстрации). | |
14. | 22/04 | Е.Трутнева, И.Токмакова «Когда это бывает?» В.Берестов «Воробушки» | Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. | |
15. | 23/04 | Р.Сеф «Чудо» А.Майков «Христос Воскрес». Разноцветные страницы. | Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить текст (высказывание) | |
16. | 25/04 | Проект «Составляем сборник загадок» | ||
17. | 29/04 | К.Чуковский Федотка» О.Дриз «Привет» О.Григорьев «Стук» | Создавать серии картин | |
18. | 30/04 | И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка» И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». | Понимание содержания текста. Передача впечатления от услышанного своими слова-ми. Осознанное чтение доступных произведений. Выразительное чтение. | |
19. | 02/05 | К.Ушинский «Ворон и сорока», «Худо тому, кто добра не делает никому». Урок-обобщение по теме «И в шутку и всерьёз» | Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить текст (высказывание | |
20. | 06/05 | В.Орлов «Кто первый?» С.Михалков «Бараны» Р.Сеф «Совет» | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Декламация (наизусть) стихотворных произведений | |
21. | 07/05 | Проект «Наш класс - дружная семья» | ||
22. | 09/05 | С.Михалков «Трезор» Р.Сеф «Кто любит собак…» | Декламировать стихотворения и прозаические фрагменты по выбору | |
23. | 13/05 | В.Осеева «Собака яростно лаяла» И.Токмакова «Купите собаку» | Формулировать вопрос по фрагменту текста. Пересказывать произведение подробно. | |
24. | 14/05 | М Пляцковский «Цап Царыпыч» Г.Сапгир «Кошка» В.Берестов «Лягушата» | Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями | |
25. | 16/05 | В.Лунин «Никого не обижай» С.Михалков «Важный совет» Д.Хармс «Храбрый ёж» | Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить текст (высказывание | |
26. | 20/05 | Н.Сладков «Лисица и ёж» Из старинных книг. С.Аскаков «Гнездо» Разноцветные страницы. | Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли Создавать (устно) текст (небольшой рассказ) | |
27. | 21/05 | К.Чуковский «Телефон» М.Пляцковский «Помощник». | Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями | |
28. | 23/05 | Ю.Ермолаев «Лучший друг» Е.Благинина «Подарок»
| ||
29 | 24/05 | В. Берестов «В мире игрушек». И. Пивоварова «Вежливый ослик» | Формулировать главную мысль текста. Понимать общее содержание произведения: описывать особенности поведения и характера героев |
ВСЕГО : 70 + 29 = 99 ч. за год.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
– восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
– высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую
– овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений.
Коммуникативные УУД
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуника тивных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты
– называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
– определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– заучивать наизусть небольшие стихотворения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
– различать рассказ и стихотворение.
– умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.
- умения самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Составила Н.В.Насуева, учитель начальных классов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...