К. Паустовский. "Корзина с еловыми шишками". 4 класс. Сценарий урока.
методическая разработка по чтению (4 класс)
К. Паустовский. "Корзина с еловыми шишками". 4 класс. Сценарий урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 57 КБ |
prezentatsiya_k_1_uroku_4.ppt | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
Цели: 1. Продолжить работу по совершенствованию навыка осмысленного выразительного чтения.
2. Показать, что человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира.
Задачи: 1. Способствовать расширению кругозора детей, приобщению к искусству, духовной культуре.
2. Способствовать развитию музыкального и художественного вкуса.
3. Развивать речь учащихся и умение формулировать идею произведения.
4. Способствовать формированию творческого воображения через слово, музыку, изобразительную деятельность; обосновывать свою точку зрения.
5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к чувствам людей, умение сопереживать.
Оборудование: 1. Мультимедийная презентация.
2. Э. Григ. Пер Гюнт: Утро. В пещере горного короля. Песня Сольвейг.
Э. Григ. Симфонический концерт №1, часть1.
Ход урока.
- Оргмомент.
II Работа с текстом до чтения. Прогнозирование содержания рассказа на основе заглавия и иллюстраций.
- Что вы представили, читая название, рассматривая иллюстрацию?
- Кто автор произведения? О чём он пишет в своих рассказах?
2. Слайды 1-5. Сведения о жизни К. Паустовского.
Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье железнодорожного статистика, 31 мая 1892 года. Писатель вспоминал, что отец его был неисправимым мечтателем, поэтому часто менял место работы. После череды переездов семья Паустовских поселяется в Киеве. Константин Паустовский в Киеве учился в Первой Киевской классической гимназии. Когда он учился в 6 классе, отец оставил семью, и юный Костя стал зарабатывать на жизнь и учебу самостоятельно, занимаясь репетиторством.
В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы.
- Ребята, давайте вспомним произведения, написанные К. Паустовским. (Слайды 6-14).
- Рассмотрите иллюстрации к произведениям К. Паустовского (Слайд 15-21)
В своих произведениях К. Паустовский раскрывается нам. Мы ощущаем сердечного, душевно щедрого и необыкновенно доброжелательного человека. Его рассказы наполнены удивительно тёплым, светлым и трепетным чувством любви к природе родной земли.
- Ребята, прочитайте высказывание К.Паустовского, как вы его понимаете? (Слайд 22)
Слайд 23.
Паустовский умер в 1968 году. В изголовье лежит камень неотшлифованного красного гранита, на котором с одной стороны помещена надпись "К.Г. Паустовский", а с другой годы жизни 1892 - 1968.
- Что вы видите у могилы писателя? Случайно ли это?
- Как вы думаете, почему там оказалась корзина с еловыми шишками?
- Мы постараемся ответить на этот вопрос в течение урока.
- Откройте учебник на стр. ___.
- Рассмотрите иллюстрации. Как называется произведение?
- Его жанр? Давайте повторим жанры.
Слайд 24-28. Давайте повторим жанры.(сказка, рассказ, повесть, роман)
- Жанр произведения Паустовского?
- Прочитайте первое предложение произведения. О ком оно будет? Но мы знаем, что Паустовский писал о животных? Кто такой Григ? Кто знает?
– Оказывается, Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. Писатель встречался со многими знаменитыми людьми: поэтами, художниками, музыкантами. У него была мечта: собрать сборник биографий знаменитых людей, описать некоторые случаи их жизни.
- Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, введёт нас в необыкновенный мир музыкального творчества норвежского композитора, пианиста Эдварда Хагерупа Грига.
– Что вы знаете об Эдварде Григе? Слушал ли кто-нибудь из вас его музыку? Слайд 29- 55.
Слайд 56. Григ скончался в родном городе — Бергене — 4 сентября 1907 года.
Похоронен в скале над вечно волнующимся морем .
Слайд 57. Посмотрите, какая связь между Константином Паустовским и Эдвардом Грином, а Эдвардом Грином и корзиной еловых шишек?
Слайд 58 - 66. Перед чтением проведем словарную работу. (последнее благоухание)
Словарная работа. * - поиск по толковому словарю
Берген - город в Норвегии.
Ничтожная часть - маленькая часть.
Кованые - обитые железом.
Портьеры* - плотные тяжелые занавески для окон или дверей.
Ботфорты* - высокие сапоги.
Благоухание - аромат, приятный запах.
Парча, шёлк, бархат, фетр - виды тканей.
Шпоры* - металлическая дужка с колесиком на конце, прикрепляемая к сапогу всадника и служащая для понукания коня.
Шпага* - колющее оружие с прямым длинным клинком.
2. Слайд 67 Чтение 1 части. Выявление первичного восприятия текста
– Чтение учителем начала рассказа.
- Почему у Грига появляется желание именно Дагни подарить музыку?
Попробуем найти ответ на этот вопрос во второй части.
3. Слайд 68. Чтение 2 части учителем и учащимися.
- Как вы поняли, о чём писал музыку Григ? Почему?
- Каких слушателей он ценил больше всего? Почему
- Почему же Григ писал музыку именно для девочки?
4. - Какие слова 2-ой части самые важные?
- Все ли окружающие люди думают так же, как Григ? Всем ли приятнее отдавать, чем брать? А какая ваша позиция?
Слайд 69. Итог. Вопросы.
Рефлексия: Что особенно вам запомнилось в произведении? На уроке?
Д\З: прочитать ещё раз главы 1, 2.
Рабочая тетрадь стр 51 №1, №2.
Подготовиться к подробному пересказу:
- стр. 135 от слов Стояла осень до птичьего свиста.
- стр. 138 от слов друзья говорили до тряпичную куклу.
- стр. 138 от слов Началась зима до слов наш язык.
5. Чтение 3 и 4 части. Слайды 18, 19, 20, 21.
- Попробуйте прожить это время с Дагни. Прислушайтесь к своим чувствам.
- Что же почувствовала, пережила Дагни? А вы?
- Какие картины представляла Дагни? Почему она плакала, слушая музыку?
- Найдите в тексте и прочитайте мысли Грига, писавшего музыку.
А теперь найдите и прочитайте мысли Дагни, услышавшей музыку.
Что заметили? (Сходство: они подумали об одном и том же.)
Музыка победила расстояние и время, сумела передать чувства композитора и Дагни и напомнила картины природы родной Норвегии.
- Слайд 22. 1. Как вы думаете, какова основная мысль этого рассказа?
Для чего живёт человек? Дагни поняла это, а вы?
Человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира.
Как вы думаете, что заставляет людей писать музыку, стихи, рассказы, картины?
Мир вокруг нас огромен, удивителен, необыкновенно красив и когда талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием, и он старается передать красоту мира словами, или красками, или музыкой. И люди, которые слушают стихи или музыку, тоже начинают видеть или чувствовать эту красоту и сами становятся добрее, красивее, лучше. Настоящие музыканты, писатели, поэты и художники умеют выразить то, что чувствуют, переживают люди. Искусство не дает жизни сделаться серой, скучной.
2. Слайд 23. Почему Паустовский называет Грига волшебником?
Паустовский называет Грига волшебником потому, что благодаря музыке Дагни вспомнила детство. Детство – это то прекрасное мгновение, которое нельзя вернуть. Им нужно успеть насладиться, не пропустить то время, в котором можно много чего успеть сделать и многому научиться. Когда человек вспоминает детство, он понимает, как много ему дала природа. Когда Дагни услышала мелодию, то она сразу вспомнила все самые прекрасные моменты жизни и человека, который так много для неё сделал, выразив в музыке её детские годы. Успейте насладиться детством, и вы поймете, что жить в мире - самый лучший подарок от природы!
3. Слайд 24. Писатель К. Паустовский и композитор Э. Григ великие мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. К.Паустовский считал, что дарить людям «сказку жизни» – способность открывать прекрасное и романтичное в самом обыденном – вот основная задача человека на земле.
- Слайд 25. Итог урока.
Рефлексия: Что особенно вам запомнилось в произведении? На уроке?
- Домашнее задание с.47-54 выразительное чтение, рисунок Дагни.
2 урок
- Оргмомент
- Проверка Д\з
Слайд 1.
- Как называется произведение?
- Кто автор? Где он проживал?
- Жанр произведения?
Слайд 2.
- О ком это произведение?
- Кто такой Эдвард Григ?
- Кто такая, Дагни?
- Где они встретились?
- Почему произведение называется «Корзина с еловыми шишками»?
- Прочитайте описание осеннего леса.
- Как можно озаглавить 1 часть?
Слайд 3.
- Прочитайте описание зимы.
- Прочитайте описание дома композитора.
- Найдите в тексте и прочитайте, кто подслушивал композитора?
- Что означают слова «Каждый слушал по-своему»?
- Найдите в тексте и прочитайте, как слушали синицы?
- Найдите в тексте и прочитайте, как слушали матросы?
- Найдите в тексте и прочитайте, как слушала прачка?
- Найдите в тексте и прочитайте, как слушал сверчок?
- Как вы думаете, откуда взялась Золушка?
- Найдите в тексте и прочитайте, что казалось Золушке?
- Как можно озаглавить 2 часть?
- Что было задано на дом?
Проверка Д\З. 10 человек.
Слайд 4. Чтение рассказа. 3 часть. Стр 140.
- Как можно озаглавить 3 часть?
Слайд 5. Чтение рассказа. 4 часть.
- Как можно озаглавить 4 часть?
Слайд 6-11. Посмотрите на театр, в который пришла Дагни.
Слайд 12. Что она делает? А вы хотите послушать музыку? Называется «Утреннее настроение». Постарайтесь услышать, как композитор рисует природу, как меняется музыка, какие звучат инструменты.
Слайд 13. Слушают музыку. (Звучит музыка Э. Грига «Утро»)
- У нас в учебнике рассказ напечатан не до конца. У вас на партах лежит концовка. Дома прочитайте и подготовьте ответ на вопрос: Почему дядя Нильс знал, что ее жизнь не пройдет даром?
Дагни шла по пустынным улицам. Она не замечала, что следом за ней, стараясь не попадаться ей на глаза, шел Нильс, посланный Магдой. Он покачивался, как пьяный, и что-то бормотал о чуде, случившемся в их маленькой жизни.
Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет. Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.
Дагни сжала руки и застонала от не ясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.
— Слушай, жизнь, — тихо сказала Дагни, — я люблю тебя. И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.
Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром.
Слайд 14. Как вы понимаете эти слова? Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили
о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна.
Слайд 15. Я старик, но я отдал молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата, потому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни.
Итог. Слайд 16 - 18. Вопросы по произведению.
Рефлексия: Что особенно вам запомнилось в произведении? На уроке?
Послуайте, что писал об этом сам Паустовский. Грига волшебник потому, что благодаря музыке Дагни вспомнила детство. Детство – это то прекрасное мгновение, которое нельзя вернуть. Им нужно успеть насладиться, не пропустить то время, в котором можно много чего успеть сделать и многому научиться. Когда человек вспоминает детство, он понимает, как много ему дала природа. Когда Дагни услышала мелодию, то она сразу вспомнила все самые прекрасные моменты жизни и человека, который так много для неё сделал, выразив в музыке её детские годы.
Успейте насладиться детством, и вы поймете, что жить в мире - самый лучший подарок от природы!
Д\З. Перечитать произведение. Подготовиться к пересказу. Рабочая тетрадь стр.51 №3.
- Нарисуйте, как вы представляете себе Дагни.
3 урок
Организационный момент.
Проверка Д\З. 10 человек. Остальные читают принесенную книгу.
Литературная викторина.
Слайд 1. Как называется рассказ?
Слайд 2. Кто его написал? Что вы знаете о Паустовском? Какие произведения он написал?
Слайд 3-6. Найдите описание леса? Прочитайте. Какие литературные приемы использовал автор для описания леса? Стр 135.
Слайд 7. Какие слова и образы использовал писатель для того, чтобы передать звук струны?
Слайд 8. Какие слова и образы использовал писатель для того, чтобы описать зиму в Бергене?
Слайд 9. Какие слова и образы использовал писатель для того, чтобы познакомить нас со слушателями рождающейся музыки?
- О ком это произведение? Что вы знаете об Эдварде Григе? В какой стране и городе проживал композитор?
Слайд 10 – 15. Хочу познакомить вас с ещё одним произведением Эдварда Грига драмой «Пер Гюнт». Что такое драма?
Слайд 16. Действие пьесы охватывает первую половину XIX века и происходит в Норвегии. Главный герой — Пер Гюнт.
Его втягивают в драку, его объявляют вне закона, и он вынужден бежать из своей деревни. Находясь в изгнании. Он встретил и полюбил Сольвейг. Она приходит жить к нему в лесную хижину, но он покидает её и продолжает свои странствия.
Пер провёл вдали от родины много лет, пробовал множество профессий, странствовал по пустыне, его даже успели сделать императором. Когда, наконец, состарившись, он отправляется домой, его корабль терпит крушение. Среди прочих пассажиров на борту судна он встретил Неизвестного пассажира, который хочет использовать тело Пера в своих экспериментах, чтобы узнать, где же находятся мечты.
Вернувшись в родную деревню, он приходит домой и видит Сольвейг, которая ждала его в хижине с тех самых пор, как он уехал. Она говорит ему, что он всегда оставался для неё самим собой.
Слайд 17. Послушайте это произведение.
Слайд 18. Одной из своих многочисленных путешествий Пьер Гюнт заходит в пещеру троллей. Послушайте, как композитор передает музыкой все злость, коворство этих хитрых тварей. И что при этом чувствует Пьер.
Итог. Рефлексия: Сенквейн.
ГРИГ
ИНТЕРЕСНЫЙ, ТАЛАНТЛИВЫЙ
ПИШЕТ, СОЧИНЯЕТ, ИСПОЛНЯЕТ
МНЕ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛИСЬ ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ВОСТОРГ
Д\з читать выразительно понравившуюся часть.
Приложение. Раздаточный материал.
Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье железнодорожника, 31 мая 1892 года. Писатель вспоминал, что отец его был мечтателем, поэтому часто менял место работы. После череды переездов семья Паустовских поселяется в Киеве.
Константин Паустовский в Киеве учился в Первой Киевской классической гимназии. Когда он учился в 6 классе, отец оставил семью, и юный Костя стал зарабатывать на жизнь и учебу самостоятельно.
В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы.
Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье железнодорожника, 31 мая 1892 года. Писатель вспоминал, что отец его был мечтателем, поэтому часто менял место работы. После череды переездов семья Паустовских поселяется в Киеве.
Константин Паустовский в Киеве учился в Первой Киевской классической гимназии. Когда он учился в 6 классе, отец оставил семью, и юный Костя стал зарабатывать на жизнь и учебу самостоятельно.
В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы.
Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье железнодорожника, 31 мая 1892 года. Писатель вспоминал, что отец его был мечтателем, поэтому часто менял место работы. После череды переездов семья Паустовских поселяется в Киеве.
Константин Паустовский в Киеве учился в Первой Киевской классической гимназии. Когда он учился в 6 классе, отец оставил семью, и юный Костя стал зарабатывать на жизнь и учебу самостоятельно.
В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы.
Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье железнодорожника, 31 мая 1892 года. Писатель вспоминал, что отец его был мечтателем, поэтому часто менял место работы. После череды переездов семья Паустовских поселяется в Киеве.
Константин Паустовский в Киеве учился в Первой Киевской классической гимназии. Когда он учился в 6 классе, отец оставил семью, и юный Костя стал зарабатывать на жизнь и учебу самостоятельно.
В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы.
Дагни шла по пустынным улицам. Она не замечала, что следом за ней, стараясь не попадаться ей на глаза, шел Нильс, посланный Магдой. Он покачивался, как пьяный, и что-то бормотал о чуде, случившемся в их маленькой жизни.
Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет. Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.
Дагни сжала руки и застонала от не ясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.
— Слушай, жизнь, — тихо сказала Дагни, — я люблю тебя. И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.
Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром.
……………………………………………………………………………………………
Дагни шла по пустынным улицам. Она не замечала, что следом за ней, стараясь не попадаться ей на глаза, шел Нильс, посланный Магдой. Он покачивался, как пьяный, и что-то бормотал о чуде, случившемся в их маленькой жизни.
Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет. Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.
Дагни сжала руки и застонала от не ясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.
— Слушай, жизнь, — тихо сказала Дагни, — я люблю тебя. И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.
Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром.
……………………………………………………………………………………………
Дагни шла по пустынным улицам. Она не замечала, что следом за ней, стараясь не попадаться ей на глаза, шел Нильс, посланный Магдой. Он покачивался, как пьяный, и что-то бормотал о чуде, случившемся в их маленькой жизни.
Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет. Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.
Дагни сжала руки и застонала от не ясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.
— Слушай, жизнь, — тихо сказала Дагни, — я люблю тебя. И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.
Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром.
……………………………………………………………………………………………
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Берген
Берген
Берген
Берген
Берген
Эдвард Григ стремился поскорее вернуться в свой дом на берегу моря.
К. Г. Паустовский Эдвард Григ
Берген - город в Норвегии.
Шпоры - металлическая дужка с колесиком на конце, прикрепляемая к сапогу всадника и служащая для понукания коня.
Парча, шёлк, бархат, фетр - виды тканей.
колющее оружие с прямым длинным клинком. Шпага -
Ничтожная часть - маленькая часть.
Портьеры - плотные тяжелые занавески для окон или дверей.
Кованые - обитые железом.
Ботфорты - высокие сапоги.
Благоухание - аромат, приятный запах.
-Как вы считаете, почему Григ решил сделать подарок девочке? - Почему композитор не смог подарить то, что он задумал, сразу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К.Г.Паустовский. Корзина с еловыми шишками.1-й урок.
Дополнительный материал к уроку литературного чтения в 4 классе....
К.Г.Паустовский. Корзина с еловыми шишками. 2-й урок.
Дополнительный материал к уроку литературного чтения в 4 классе....
К.Г.Паустовский. Корзина с еловыми шишками. 3-й урок.
Дополнительный материал к уроку литературного чтения в 4 классе....
1 сентября День Знаний в 3 классе. Сценарий урока
Урок Знаний в 3 классе с конкурсами, кроссвордами, занимательными заданиями. Предполагается проведение этого урока совместно с родителями....
К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" презентация к уроку по литературному чтению для 3 класса УМК "Школа 2100"
Несмотря на такое название – «Корзина с еловыми шишками» - рассказ о другом. К. Паустовский писал не только о природе, но ещё и о людях, особенным образом тонко чувствовавших красоту окружающего нас ...
Окружающий мир 1 класс Сценарий урока
ПНШ "Пришла весна"...
Урок Знаний в первом классе. Сценарий урока.
Сценарий урока Знаний в первом классе разработан в форме беседы с элементами соревнования и игры.Тема урока "1 сентября. Здравствуй, школа!"Цель: введение учащихся в мир знаний, формирование положител...