Тексты для диагностики чтения
учебно-методический материал по чтению (3 класс) на тему
Тексты для диагностики чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1 четверть | 14.41 КБ |
2 четверть | 13.98 КБ |
3 четверть | 15.52 КБ |
4 четверть | 14.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Вариант 1
Прочитай текст, выполни задания, ответь на вопросы.
Зачем белке хвост?
Шли два товарища по лесу. Поймали в лесу белку. Их много в наших лесах. Белка красивая, хвост большой, пушистый.
Заспорили школьники, кто из них первым белку поймал. Белка терпела, терпела да и укусила школьника, который держал её в руках. И убежала.
Заплакал школьник.
Тут я подошёл и спросил:
- А зачем белке хвост?
- Для красоты, - неуверенно сказал один из них.
- для того чтобы с дерева на дерево летать,- сказал второй.
- Правильно!... – сказал я. – А ещё?
Ничего не могли они мне ответить.
Прошли два или три дня. Смотрю – мои знакомые мальчишки.
- Пойдёмте с нами, - сказал один.
- Мы вам что-то покажем, - добавил второй.
На улице шёл дождь. Мы вошли в лес.
- Смотрите! Смотрите туда! – шептали ребята.
На ветке сидела белка. Шёл дождь, но белка прикрылась своим хвостом, и ей, кажется, не было страшно.
- Наша, - шептали ребята. – Теперь мы знаем, зечем белке хвост.
- Вот видите, - сказал я, - и для красоты, и для того, чтобы летать с дерева на дерево, и для тепла нужен белке хвост-зонтик и хвост-шуба. (186 слов)
(С.А.Баруздин)
Вопросы и задания:
- Почему ребятам удалось поймать белку?
- О чём спорили ребята?
- Почему ребятам очень хотелось знакомому человеку показать белку ещё раз?
- Кратко перескажи текст.
Вариант 2
Прочитай текст, выполни задания, ответь на вопросы.
Малышка
На подстилке, поджав ноги, лежал телёнок. Головка ушастенькая, сам весь рыжий, с белым пятном на боку. Был он совсем ещё маленький. Ничего-то не понимал. Он даже не знал, что его зовут Малышкой.
Раз на ферму пришла Дуняша, увидела телёнка, обрадовалась.
- Ой, мамочка, гляди, какой телёнок – махонький!
- Ну да, у него и прозвище такое – Малышка.
- Вставай, Малышечка! – попросила Дуняша.
Телёнок будто понял – поднялся на ножки. Смотрит по сторонам чёрными, широко раскрытыми влажными глазками. Удивляется: «А ведь я стою! Сам стою!»
Дуняша ласково погладила Малышку по крутому лбу. А он как боднёт её!
- Ишь, прыткий какоё! – весело засмеялась Дуняша и протянула ладошку к морде телёнка.
Ладошке стало тепло. Это телёнок дыхнул. Доверительно вдруг захватил губами Дуняшкин палец и сосёт.
- Сейчас мы ему молочка дадим, - с нежностью сказала мама.
Телёнок фыркнул и стал пить молоко.
А Дуняша рядом на корточки пристроилась. Малышка торопится, фыркает, чихает, а на боку белое пятнышко дрожит.
- Ох, глупый! Ох, смешной! – приговаривает Дуняша. Наклонилась она к самому уху телёнка и шепчет:
- Давай, Малышка, с тобой дружить. Я за тобой ухаживать буду. Ладно?
Малышка понимающе покосился на Дуняшу и мотнул головой, будто хотел сказать: «Ладно, ухаживай, может, и подружимся». (201 слово)
(Г.Балл)
Вопросы и задания:
- Где происходит действие? Докажи словами из текста.
- Выбери словосочетания, которые необходимы для описания Малышки.
- Найди в тексте слова и словосочетания, которые помогают понять чувства героев.
- Перескажи рассказ.
Предварительный просмотр:
Вариант 1
Прочитай текст, ответь на вопросы.
Брусничный кустик.
Прижался к старому гнилому пню брусничный кустик.
- Не спеши мимо, - говорит. – Наклонись ко мне.
- Да у тебя ягод мало.
- не ленись, наклонись… ягод мало, потому что я старенький.
- Какой же ты старенький? Ростом с вершок!
- Ну и что же… Я давным-давно родился. Когда тут, на вырубке, ещё подрастал сосновый лесок. Это сотни лет назад было…
- Сотни лет?!
- Сотни… Молодые сосны к небу подымались. Великанами стали. Небо загородили, а я жил. Потом и сосны состарились, начали сохнуть. Их срубили. Остались на вырубке пни-коротышки. А я жил.
- Значит, дольше всех деревьев?
- Дольше. Теперь и пни на вырубке догнивают. И вот уже новые сосёнки подымаются…
- Выходит, ты им дедушка?
- я им прадедушка. И всё равно засыхать не собираюсь. Зимой зелёные листики под снегом прячу. Весной бело-розовые цветочки распускаю. Их поменьше теперь. Но сколько могу, столько ягод тебе и протягиваю…
- Спасибо, прадедушка!
- На здоровье, правнучек. (144 слова) Э.Шим
Вопросы:
- Как кустик уговаривал малыша съесть ягодку?
- Что интересного узнал малыш о маленьком брусничном кустике?
Вариант 2
Прочитай текст, ответь на вопросы.
Весна.
Мы в школе слушали музыку. Учительница поставила пластинку, а мы сели и стали слушать. Музыка была очень красивая, нежная такая. Потом, когда пластинка кончилась, учительница спросила, понравилась ли нам музыка и что она кому напомнила, на что она похожа.
Одна девочка сказала, что это похоже на бал во дворце. Как будто танцуют принцы и принцессы, волшебники разные. Саша Крылов сказал, что музыка ему напомнила про море. Волны шумят, катятся… А я сказал, что меня от музыки как будто ветерком прохладным обдувает. Учительница сказала: «Молодец, Андрей, правильно понял. Эта музыка называется «Весна». А весной начинают бежать ручейки, дует ветерок…»
Но тут встала Кругликова и сказала: «Он потому про ветерок сказал, что у него сзади форточка открытая». И все стали смеяться.
А я ведь правда ветерок от музыки чувствовал, а совсем не от форточки. Честное слово! (135 слов)
Вопросы:
- Что напомнила музыка детям?
- Как, по-твоему, надо слушать музыку, чтобы тебе что-нибудь представилось, вспомнилось?
Предварительный просмотр:
Вариант 1
Прочитай текст, выполни задания, ответь на вопросы.
Под ёлкой.
Расскажу, как это было в лесу перед саамы дождём. Наступила такая тишина, что, казалось, каждый листик, каждая хвоинка слились быть первой и поймать первую каплю дождя.
Я увидел ёлку. Росла она в тени, и оттого сучья у неё были опущены вниз. Под ёлкой получился хороший шалашик.
Невозможно передать прелесть пребывания в лесу под ёлкой во время летнего дождя. Хохлатый рябчик, гонимый дождём, ворвался в середину нашей густой ёлки и уселся под самым шалашом. Совсем на виду под веточкой устроился зяблик. Ёжик пришёл. Проковылял мимо заяц. И долго ещё дождик шептал, шептал что-то нашей ёлке…
И мы долго сидели, и всё было так, будто настоящий хозяин лесов каждому из нас выделил уютное местечко и отдельно каждому шептал, шептал в ушко…
Но дождь закончился, и выглянуло тёплое нежное солнышко.
(129 слов) По М.Пришвину
Вопросы и задания:
- Как автор описывает лес, ожидающий дождя?
- Кто спрятался от дождя под густой гостеприимной елью?
- Составь план этого рассказа и запиши его.
- Пофантазируй: если бы вы оказались в таком шалашике, о чём вам хорошо думалось бы под елью? Запиши.
Вариант 2
Прочитай текст, ответь на вопросы.
Лесное эхо.
Мне было тогда лет пять или шесть. Мы жили в деревне.
Однажды мы с мамой пошли в лес за земляникой. Земляники в тот год уродилось очень много. Она росла на старой лесной вырубке.
Как сейчас помню я это день, хотя прошло с тех пор более пятидесяти лет. День был солнечный, жаркий. Но только мы подошли к лесу, вдруг набежала синяя кудрявая туча. Из неё посыпался частый крупный дождь.
А солнце всё светило. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлёпались о листья. Потом повисли они на траве, на ветвях кустов и деревьев. В каждой капле отражалось, играло радужное лучистое солнце.
Мы с мамой встали под дерево, а тёплый дождик уж и кончился.
- Погляди-ка, Юра, как красиво, - сказала мама, выходя из-под веток.
Я взглянул. Через всё небо разноцветной дугой протянулась радуга. Один её конец упирался в нашу деревню, а другой уходил далеко в заречные луга.
- Ух, здорово! – сказал я. – Прямо как мост. Вот бы по нему пробежаться!
- Ты лучше по земле бегай, - засмеялась мама, и мы пошли в лес собирать землянику… От земли шёл лёгкий пар.
- Ау! Ау! – кричал я.
«Ау! Ау!» - отозвалось из лесной дали.
- Не бойся, это эхо! – сказала мама.
С мамой мне хорошо и спокойно.
(194 слова) Г.Скребицкий
Вопросы:
- О каких детских воспоминаниях поведал нам автор?
- Когда возникла радуга и как она выглядела?
- Какие чувства и желания возникли у мальчика?
- Почему улыбалась мама и чему учила своего сына?
- Какие черты характера в детстве помогли мальчику впоследствии стать великим писателем?
Предварительный просмотр:
ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ, ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ, ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ ПИСЬМЕННО.
Манька
В начале зимы, когда подули северные ветры и посыпал колкий снежок, я решил сделать на даче кормушку для птиц. На светлой веранде прямо за окном на деревянной палочке, где в тёплые дни мы выставляли комнатные цветы, я и организовал «птичью столовую». Насыпал семян, зёрнышек подсолнуха, тыквенных семечек, даже веточку алой рябины положил… Отличное «меню» получилось. Должны же прилететь пернатые гости. Юркие синицы, степенные снегири, шумные свиристели, бегуны-поползни… И другие обитатели сада, которых я не запомнил. В общем, стал ждать. И день проходит, и два… Что-то не показываются мои гости. Откочевали в другой сад, что ли? Где хозяин гостеприимней, приветливей, наверно. Грустно мне стало смотреть на замёрзшие свои гостинцы. Вроде как зря старался… А тут вдруг морозы ударили. Прямо-таки крещенские. Слышно, как деревья потрескивают среди ночи.
Просыпаюсь как-то утром. Выхожу на веранду. Гляжу, а за мутноватым инистым стеклом огонёк мелькнул. Дымчато-рыжий. Будто свеча на новогодней ёлке. Осторожно так подкрался к окну. Приподнялся на цыпочках, глянул боковым зрением и … обомлел. Белочка! Прибежала, видимо, из соседней рощицы. Поднялась по стволу берёзки, а она рядом, рукой подать до веранды,- и прыг в кормушку. Голод не тётка. Мигом опустошила «скатёрку». И смотрит смородинками глаз в окно. Ждёт, наверное, не подложит ли чего сердобольный хозяин. Пришлось раскошелиться. Наполнить кормушку «беличьими гостинцами»: орешками, нарезанным яблоком, сухими грибами – хорошо, с осени осталась связка.
Теперь белка каждое утро – хоть сверяй по часам – поджидала меня возле кормушки. Я даже имечко ей придумал. Манькой назвал. И она охотно реагировала на него. Брала угощение прямо с ладони.
Так и пролетела моя долгая зима в дружбе с лесной красавицей.
А весной, когда сосульки стали длинными и «плаксивыми» и солнце слепило глаза, растекаясь по синим сугробам, жена как-то тепло, но с твёрдостью в голосе сказала:
- Не надо больше приучать белку. Она разучится добывать сама пищу, станет попрошайкой и может погибнуть…
Хотя мне и было жалко Маньку, но я всё же послушался жену. Она была биологом. И знала толк в своей науке.
Вопросы и задания:
- Определи тему текста.
- Где рассказчик устроил кормушку? Постарайся точно ответить на этот вопрос.
- Почему закончилась дружба с Манькой?
- Как ты понимаешь значение слов и выражений:
- «рукой подать»-
- «реагировать» -
- «смородинки глаз» -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тексты для диагностики техники чтения.
Образцы текстов могут пригодиться учителям начальных классов для диагностики техники чтения....
Текст для диагностики техники чтения 3 класс
Текст для диагностики техники чтения 3 класс...
Мастер-класс. Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения. Работа с текстом. Технология продуктивного чтения.
Главная цель школьного обучения – развитие личности ученика. Одним из сильнейших средств воздействия на личность, является книга, как средство сохранения и передачи нравственных ценн...
Диагностика чтения и письма 1-4 классов
Карта первичного обследования уровня сформированности навыков чтения и письма обучающихся....
Диагностика чтение годовая 1 класс
Из опыта работы...
Диагностика чтение годовая 2 класс
Из опыта работы...