Тексты для диагностики чтения
учебно-методический материал по чтению (3 класс) на тему

Недошковская Дина Анатольевна

Тексты для диагностики чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1 четверть14.41 КБ
Файл 2 четверть13.98 КБ
Файл 3 четверть15.52 КБ
Файл 4 четверть14.04 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант 1

Прочитай текст, выполни задания, ответь на вопросы.

Зачем белке хвост?

   Шли два товарища по лесу. Поймали в лесу белку. Их много в наших лесах. Белка красивая, хвост большой, пушистый.

   Заспорили школьники, кто из них первым белку поймал. Белка терпела, терпела  да и укусила школьника, который держал её в руках. И убежала.

   Заплакал школьник.

   Тут я подошёл и спросил:

   - А зачем белке хвост?

   - Для красоты, - неуверенно сказал один из них.

   - для того чтобы с дерева на дерево летать,- сказал второй.

   - Правильно!... – сказал я. – А ещё?

   Ничего не могли они мне ответить.

   Прошли два или три дня. Смотрю – мои знакомые мальчишки.

   - Пойдёмте с нами, - сказал один.

   - Мы вам что-то покажем, - добавил второй.

   На улице шёл дождь. Мы вошли в лес.

   - Смотрите! Смотрите туда! – шептали ребята.

   На ветке сидела белка. Шёл дождь, но белка прикрылась своим хвостом, и ей, кажется, не было страшно.

   - Наша, - шептали ребята. – Теперь мы знаем, зечем белке хвост.

   - Вот видите, - сказал я, - и для красоты, и для того, чтобы летать с дерева на дерево, и для тепла нужен белке хвост-зонтик и хвост-шуба. (186 слов)

(С.А.Баруздин)

Вопросы и задания:

  1. Почему ребятам удалось поймать белку?
  2. О чём спорили ребята?
  3. Почему ребятам очень хотелось знакомому человеку показать белку ещё раз?
  4. Кратко перескажи текст.

Вариант 2

  Прочитай текст, выполни задания, ответь на вопросы.

Малышка

   На подстилке, поджав ноги, лежал телёнок. Головка ушастенькая, сам весь рыжий, с белым пятном на боку. Был он совсем ещё маленький. Ничего-то не понимал. Он даже не знал, что его зовут Малышкой.

   Раз на ферму пришла Дуняша, увидела телёнка, обрадовалась.

   - Ой, мамочка, гляди, какой телёнок – махонький!

   - Ну да, у него и прозвище такое – Малышка.

   - Вставай, Малышечка! – попросила Дуняша.

   Телёнок будто понял – поднялся на ножки. Смотрит по сторонам чёрными, широко раскрытыми влажными глазками. Удивляется: «А ведь я стою! Сам стою!»

   Дуняша ласково погладила Малышку по крутому лбу. А он как боднёт её!

   - Ишь, прыткий какоё! – весело засмеялась Дуняша и протянула ладошку к морде телёнка.

   Ладошке стало тепло. Это телёнок дыхнул. Доверительно вдруг захватил губами Дуняшкин палец и сосёт.

   - Сейчас мы ему молочка дадим, - с нежностью сказала мама.

   Телёнок фыркнул и стал пить молоко.

   А Дуняша рядом на корточки пристроилась. Малышка торопится, фыркает, чихает, а на боку белое пятнышко дрожит.

   - Ох, глупый! Ох, смешной! – приговаривает Дуняша. Наклонилась она к самому уху телёнка и шепчет:

   - Давай, Малышка, с тобой дружить. Я за тобой ухаживать буду. Ладно?

   Малышка понимающе покосился на Дуняшу и мотнул головой, будто хотел сказать: «Ладно, ухаживай, может, и подружимся». (201 слово)

(Г.Балл)

Вопросы и задания:

  1. Где происходит действие? Докажи словами из текста.
  2. Выбери словосочетания, которые необходимы для описания Малышки.
  3. Найди в тексте слова и словосочетания, которые помогают понять чувства героев.
  4. Перескажи рассказ.


Предварительный просмотр:

 Вариант 1

Прочитай текст, ответь на вопросы.

Брусничный кустик.

   Прижался к старому гнилому пню брусничный кустик.

   - Не спеши мимо, - говорит. – Наклонись ко мне.

   - Да у тебя ягод мало.

   - не ленись, наклонись… ягод мало, потому что я старенький.

   - Какой же ты старенький? Ростом с вершок!

   - Ну и что же… Я давным-давно родился. Когда тут, на вырубке, ещё подрастал сосновый лесок. Это сотни лет назад было…

   - Сотни лет?!

   - Сотни… Молодые сосны к небу подымались. Великанами стали. Небо загородили, а я жил. Потом и сосны состарились, начали сохнуть. Их срубили. Остались на вырубке пни-коротышки. А я жил.

   - Значит, дольше всех деревьев?

   - Дольше. Теперь и пни на вырубке догнивают. И вот уже новые сосёнки подымаются…

   - Выходит, ты им дедушка?

   - я им прадедушка. И всё равно засыхать не собираюсь. Зимой зелёные листики под снегом прячу. Весной бело-розовые цветочки распускаю. Их поменьше теперь. Но сколько могу, столько ягод тебе и протягиваю…

   - Спасибо, прадедушка!

   - На здоровье, правнучек.     (144 слова)   Э.Шим

Вопросы:

  1. Как кустик уговаривал малыша съесть ягодку?
  2. Что интересного узнал малыш о маленьком брусничном кустике?

Вариант 2

Прочитай текст, ответь на вопросы.

Весна.

   Мы в школе слушали музыку. Учительница поставила пластинку, а мы сели  и стали слушать. Музыка была очень красивая, нежная такая. Потом, когда пластинка кончилась, учительница спросила, понравилась ли нам музыка и что она кому напомнила, на что она похожа.

   Одна девочка сказала, что это похоже на бал во дворце. Как будто танцуют принцы и принцессы, волшебники разные. Саша Крылов сказал, что музыка ему напомнила про море. Волны шумят, катятся… А я сказал, что меня от музыки как будто ветерком прохладным обдувает. Учительница сказала: «Молодец, Андрей, правильно понял. Эта музыка называется «Весна». А весной начинают бежать ручейки, дует ветерок…»

   Но тут встала Кругликова и сказала: «Он потому про ветерок сказал, что у него сзади форточка открытая». И все стали смеяться.

   А я ведь правда ветерок от музыки чувствовал, а совсем не от форточки. Честное слово!     (135 слов)

Вопросы:

  1. Что напомнила музыка детям?
  2. Как, по-твоему, надо слушать музыку, чтобы тебе что-нибудь представилось, вспомнилось?



Предварительный просмотр:

Вариант 1

Прочитай текст, выполни задания, ответь на вопросы.

Под ёлкой.

   Расскажу, как это было в лесу перед саамы дождём. Наступила такая тишина, что, казалось, каждый листик, каждая хвоинка слились быть первой и поймать первую каплю дождя.

   Я увидел ёлку. Росла она в тени, и оттого сучья у неё были опущены вниз. Под ёлкой получился хороший шалашик.

   Невозможно передать прелесть пребывания в лесу под ёлкой во время летнего дождя. Хохлатый рябчик, гонимый дождём, ворвался в середину нашей густой ёлки и уселся под самым шалашом. Совсем на виду под веточкой устроился зяблик. Ёжик пришёл. Проковылял мимо заяц. И долго ещё дождик шептал, шептал что-то нашей ёлке…

   И мы долго сидели, и всё было так, будто настоящий хозяин лесов каждому из нас выделил уютное местечко и отдельно каждому шептал, шептал в ушко…

   Но дождь закончился, и выглянуло тёплое нежное солнышко.

(129 слов)                                             По М.Пришвину

Вопросы и задания:

  1. Как автор описывает лес, ожидающий дождя?
  2. Кто спрятался от дождя под густой гостеприимной елью?
  3. Составь план этого рассказа и запиши его.
  4. Пофантазируй: если бы вы оказались в таком шалашике, о чём вам хорошо думалось бы под елью? Запиши.

Вариант 2

Прочитай текст, ответь на вопросы.

Лесное эхо.

   Мне было тогда лет пять или шесть. Мы жили в деревне.

   Однажды мы с мамой пошли в лес за земляникой. Земляники в тот год уродилось очень много. Она росла на старой лесной вырубке.

   Как сейчас помню я это день, хотя прошло с тех пор более пятидесяти лет. День был солнечный, жаркий. Но только мы подошли к лесу, вдруг набежала синяя кудрявая туча. Из неё посыпался частый крупный дождь.

   А солнце всё светило. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлёпались о листья. Потом повисли они на траве, на ветвях кустов и деревьев. В каждой капле отражалось, играло радужное лучистое солнце.

   Мы с мамой встали под дерево, а тёплый дождик уж и кончился.

   - Погляди-ка, Юра, как красиво, - сказала мама, выходя из-под веток.

   Я взглянул. Через всё небо разноцветной дугой протянулась радуга. Один её конец упирался в нашу деревню, а другой уходил далеко в заречные луга.

   - Ух, здорово! – сказал я. – Прямо как мост. Вот бы по нему пробежаться!

   - Ты лучше по земле бегай, - засмеялась мама, и мы пошли в лес собирать землянику… От земли шёл лёгкий пар.

   - Ау! Ау! – кричал я.

    «Ау! Ау!» - отозвалось из лесной дали.

   - Не бойся, это эхо! – сказала мама.

   С мамой мне хорошо и спокойно.

(194 слова)                                            Г.Скребицкий

Вопросы:

  1. О каких детских воспоминаниях поведал нам автор?
  2. Когда возникла радуга и как она выглядела?
  3. Какие чувства и желания возникли у мальчика?
  4. Почему улыбалась мама и чему учила своего сына?
  5. Какие черты характера в детстве помогли мальчику впоследствии стать великим писателем?

   



Предварительный просмотр:

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ, ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ, ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ ПИСЬМЕННО.

Манька

   В начале зимы, когда подули северные ветры и посыпал колкий снежок, я решил сделать на даче кормушку для птиц. На светлой веранде прямо за окном на деревянной палочке, где в тёплые дни мы выставляли комнатные цветы, я и организовал «птичью столовую». Насыпал семян, зёрнышек подсолнуха, тыквенных семечек, даже веточку алой рябины положил… Отличное «меню» получилось. Должны же прилететь пернатые гости. Юркие синицы, степенные снегири, шумные свиристели, бегуны-поползни… И другие обитатели сада, которых я не запомнил. В общем, стал ждать. И день проходит, и два… Что-то не показываются мои гости. Откочевали в другой сад, что ли? Где хозяин гостеприимней, приветливей, наверно. Грустно мне стало смотреть на замёрзшие свои гостинцы. Вроде как зря старался… А тут вдруг морозы ударили. Прямо-таки крещенские. Слышно, как деревья потрескивают среди ночи.

   Просыпаюсь как-то утром. Выхожу на веранду. Гляжу, а за мутноватым инистым стеклом огонёк мелькнул. Дымчато-рыжий. Будто свеча на новогодней ёлке.  Осторожно так подкрался к окну. Приподнялся на цыпочках, глянул боковым зрением и … обомлел. Белочка! Прибежала, видимо, из соседней рощицы. Поднялась по стволу берёзки, а она рядом, рукой подать до веранды,- и прыг в кормушку. Голод не тётка. Мигом опустошила «скатёрку». И смотрит смородинками глаз в окно. Ждёт, наверное, не подложит ли чего сердобольный хозяин. Пришлось раскошелиться. Наполнить кормушку «беличьими гостинцами»: орешками, нарезанным яблоком, сухими грибами – хорошо, с осени осталась связка.

   Теперь белка каждое утро – хоть сверяй по часам – поджидала меня возле кормушки. Я даже имечко ей придумал. Манькой назвал. И она охотно реагировала на него. Брала угощение прямо с ладони.

   Так и пролетела моя долгая зима в дружбе с лесной красавицей.

   А весной, когда сосульки стали длинными и «плаксивыми» и солнце слепило глаза, растекаясь по синим сугробам, жена как-то тепло, но с твёрдостью в голосе сказала:

   - Не надо больше приучать белку. Она разучится добывать сама пищу, станет попрошайкой и может погибнуть…

   Хотя мне и было жалко Маньку, но я всё же послушался жену. Она была биологом. И знала толк в своей науке.

Вопросы и задания:

  1. Определи тему текста.
  2. Где рассказчик устроил кормушку? Постарайся точно ответить на этот вопрос.
  3. Почему закончилась дружба с Манькой?
  4. Как ты понимаешь значение слов и выражений:

- «рукой подать»-

- «реагировать» -

- «смородинки глаз» -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тексты для диагностики техники чтения.

Образцы текстов могут пригодиться учителям начальных классов для диагностики техники чтения....

Текст для диагностики техники чтения 3 класс

Текст для диагностики техники чтения 3 класс...

Мастер-класс. Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения. Работа с текстом. Технология продуктивного чтения.

Главная цель школьного обучения – развитие личности ученика. Одним  из сильнейших средств воздействия на личность, является книга,  как средство сохранения и передачи нравственных ценн...

Диагностика чтения и письма 1-4 классов

Карта первичного обследования уровня сформированности навыков чтения и письма обучающихся....