Конспект урока литературного чтения А.Куприн «Слон»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Афанасьева Наталья Ивановна

Цель урока: 1. Учить детей, опираясь на текст, рассуждать  и делать выводы о том, что происходит в душе героев, что их волнует и что является мотивом их поступков.

2.  С помощью системы вопросов побудить детей неоднократно просматривать текст по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента.

3. Приобщать детей к восприятию решения  непростых  житейских  проблем, учить понимать замысел и творчество  взрослого автора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_proizvedeniyu_a.i._kuprina_slon.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения, 3 класс, УМК «Перспективная начальная школа»

Афанасьева Н.И. МБОУ лицей №35 г Ставрополь

Тема урока

А.Куприн «Слон».

Цель урока

1. Учить детей, опираясь на текст, рассуждать  и делать выводы о том, что происходит в душе героев, что их волнует и что является мотивом их поступков.

2.  С помощью системы вопросов побудить детей неоднократно просматривать текст по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента.

3. Приобщать детей к восприятию решения  непростых  житейских  проблем, учить понимать замысел и творчество  взрослого автора.

Задачи

1.В ходе обсуждения рассказа постараться, чтобы школьники заметили в разных фрагментах текста признаки выздоровления девочки Нади.

2.Подвести школьников к выводу, что сила очень яркого впечатления, сила настоящей и искренней детской привязанности поднимают Надю на ноги.

3.Отметить, что выздоровление девочки происходит ещё и в результате проявления родительской любви.

Планируемые результаты обучения

Предметные

Знать:

изученные произведения раздела, иметь представление об их  сходстве и близости;

понятия: «герой рассказа», «внутренний мир героя» .

Уметь:

работать с толковым словарём;

находить ответы в тексте;

анализировать поступки героев;

читать вслух выразительно доступное для данного возраста прозаическое произведение;

использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл, определять главную мысль и героев произведения;

использовать простейшие приемы анализа текста.

Формируемые УУД

  • Личностные

формирование доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

ориентация в нравственном содержании прочитанного;

умение соотносить поступки героев с нравственными нормами;

способность к адекватной самооценке.

  • Регулятивные

способность принимать и сохранять учебную задачу;

умение выбирать цели и следовать им;

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

 умение адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.

  • Коммуникативные

адекватно использовать различные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности ,

определять правила учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем.

  • Познавательные

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использование учебной литературы, справочников;

использовать знаково-символические средства;

строить сообщения в устной форме;

обосновывать свои мнения;

осуществлять анализ объектов произведения с выделением необходимой информации.

Основные понятия

Главная мысль произведения, главный герой произведения, внутренний мир героя.

Ресурсы

1. Учебник “Литературное чтение”, 3 класс, 1 часть. Составители: Н.А. Чуракова издательство: Москва, Академкнига/Учебник, 2016 год.

2.Листы самооценки.

                       Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Этап урока

Содержание заданий

(для учащихся)

Виды деятельности, формы организации работы

Планируемые результаты

Предметные

Формируемые УУД

(Личностные,

метапредметные)

1.Мотивацияк учебной деятельности

Дети:

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать!

Учитель:  Любовь, по словам Л.Н.Толстого «… это бесценный дар. Ты можешь подарить любовь и всё же она у тебя останется».

Самоконтроль готовности.

Настрой на работу.

Знать:

изученные произведения раздела, иметь представление об их  сходстве и близости;

понятия: «герой рассказа», «внутренний мир героя».

Уметь:

работать с толковым словарём;

находить ответы в тексте;

анализировать поступки героев;

читать вслух выразительно доступное для данного возраста прозаическое произведение;

использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл, определять главную мысль и героев произведения;

использовать простейшие приемы анализа текст

  • Личностные

формирование доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

ориентация в нравственном содержании прочитанного;

умение соотносить поступки героев с нравственными нормами;

способность к адекватной самооценке.

  • Регулятивные

способность принимать и сохранять учебную задачу;

умение выбирать цели и следовать им;

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

 умение адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.

  • Коммуникативные

адекватно использовать различные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности ,

определять правила учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем.

  • Познавательные

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использование учебной литературы, справочников;

использовать знаково-символические средства;

строить сообщения в устной форме;

обосновывать свои мнения;

осуществлять анализ объектов произведения с выделением необходимой информации.

2-3.

Актуализация знаний и постановка проблемы

-А как вы думаете, может ли любовь излечить болезнь?

Учитель:

-Ответ на этот вопрос мы попробуем решить при работе над следующим произведением главы «Учимся любить».

- Кто из вас может назвать это произведение?  

- Кто его автор? ( А.И.Куприн)

- Как вы думаете, о чём это произведение?

-Выскажите свои  предположения.

-Что вам помогло? (иллюстрации учебника)

-Хотите проверить свои предположения? Что для этого надо сделать?

-Какие цели поставим перед собой? (Познакомиться с произведением, ответить на проблемный вопрос «Может ли любовь излечить болезнь?»)

Дети участвуют в учебном диалоге  с учителем и одноклассниками

Дети высказывают свою точку зрения, пытаясь ответить на проблемный вопрос

Определение произведения по содержанию учебника

Предвосхищают содержание текста по заголовку с опорой на иллюстрации

Дети осуществляют целеполагание, планируют свою работу  

4.Планирование учебной деятельности

Учитель:

-Для того, чтобы добиться нашей цели, спланируем нашу работу на уроке.

-Какие виды работы помогут нам ? (Будем читать текст, работать с толковым словарём, высказывать свое мнение, выполнять задания повышенной сложности)

Учащиеся составляют план работы на уроке

5.Решение учебной задачи

Учитель:

-Приступим к выполнению нашего плана. Чтобы лучше понять прочитанное и выделить главное, прочитаем первую часть произведения. По ходу чтения будем обращаться к толковому словарю.

Работа с толковым словарем.

Комбинированное чтение первой части

6.Первичное закрепление

-От чего угасает Надя?

-Найдите ответ в тексте, и зачитай самые важные слова.

-Выскажи своё мнение, как Надин папа сначала  воспринял просьбу дочери?

-Что заставило его изменить решение?

-Как хозяин зверинца сначала отнесся к просьбе Надиного папы привести слона?

-Почему он передумал?

- Почему папа выбирает для Нади именно Томми-самого большого слона, ведь в зверинце есть и два маленьких.

-Подтвердите своё мнение выдержками из текста .

-Правда ли, что для родительской любви нет ничего невозможного?

Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста.

Обсуждение вопроса в парах

7.Самостоятельная работа с самопроверкой

Учитель:

Работу над 2 частью начнём с с/р

-Найдите описание слона .Подтвердите ,что слона рассматривает человек очень заинтересованный , которому важна каждая подробность внешности животного?

-Ребята, прочитайте слова Анишит Йокоповны .

-Желание Нади увидеть настоящего слона это мечта или каприз?  Чтобы ответить на этот вопрос, давайте поработаем в группах.

-Какие правила работы в команде вы знаете?

1 группа:

-Как ведёт себя Надя утром, пока не увидела слона?

2 группа:

 - Найдите в тексте информацию о том, как  Надя относится к слону ?

3 группа:

- Как чувствует себя Надя на следующее утро?

Учитель: Вернёмся к вопросу Анишит  Йокоповны, постараемся на него ответить подробно и обоснованно.

-Костя Погодин ответил очень коротко :

-«Всё, что говорит Надя и всё что она делает посвящено слону Томми . Поэтому слон , не каприз, а мечта»

-Вам понравился ответ Кости?

Самостоятельная работа с текстом. Нахождение в тексте отрывка, который помог бы ответить на поставленный вопрос.

Дети вспоминают правила работы в группах:

Команда- это значит вместе!

Команда - все за одного!

Здесь всё по совести и чести,

Здесь не обидят никого!

Здесь каждый своё дело знает,

Работает на результат,

А если возникают споры,

Они решаются тотчас .

И никакие разговоры,

Не отвлекут от дела нас.

Работа в группах.

Исследовав литературный материал дети приходят к выводу, что желание Нади -это мечта, а не каприз. Она способна по- настоящему привязываться и любить.

8.Включение в систему знаний и повторение

-Почему  выздоравливает Надя?

-Какая любовь спасает девочку Надю?

-Её собственная любовь к животным?

-Любовь её отца к ней?

-Так почему же рассказ А.И. Куприна помещен в эту главу?

Дети делают вывод о том, что любовь может излечить болезнь,  для родительской любви нет ничего невозможного

9.Рефлексия деятельности

Учитель: 

-Так о чём же этот рассказ: о силе родительской любви? О том, что сбывшаяся мечта самое лучшее лекарство? (Для родителей нет ничего невозможного,  когда речь идёт о здоровье и жизни ребёнка).

-Какое впечатление у вас сложилось об авторе рассказа?

-Да, А.И.Куприн - именно тот автор, который, по словам К.Г.Паустовского, «…каждым своим рассказом призывает к человечности. Он повсюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье».

- Хотелось ли бы вам прочитать другие рассказы А.Куприна?

Учитель:

- Ребята, надеюсь, сегодняшний урок пригодится каждому из вас в жизни.

-Какую «простую истину» мы сегодня с вами открыли?

Учитель:

Любят тебя без особых причин

За то, что ты внук, за то,  что ты сын,

За то, что малыш,

За то, что растёшь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной, опорой твоей.

- Оцените свою работу на уроке.

Урок полезен , всё понятно

Лишь кое -что чуть - чуть неясно  

Ещё придётся потрудиться 

Да, трудно всё - таки учиться !

 

Высказывания детей

 

Знакомство с выставкой книг

А.И. Куприна

Работа с индивидуальными листами самооценки

10.Домашнее задание

1. Мини-сочинения по выбору: «Благодарность автору», «О чем меня заставил задуматься рассказ «Слон»», «Доброе письмо отцу Нади»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "Слон" А.И. Куприн

Тема: А. И. Куприн « Слон»УМК : Школа 2100Цель:1. провести литературоведческий и психолого-педагогический анализ текста;2. развивать воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание  уч...

Конспект урока по литературному чтению "А. Куприн. Слон. 2 урок"

Данный урок литературного чтения является заключительным по произведению Куприна "Слон". Урок был разработан для  коррекционной  школы 4 вида (слабовидящие дети)....

Конспект открытого урока по литературному чтению "А.Куприн "Слон" 3 класс "Школа России"

Конспект составлен в соответствии с ФГОС. В ходе урока использовалась физминутка "Слон". Видеоролик на тему"Семья"....

Конспект урока литературного чтения по теме: А.Куприн " Слон"(3 класс)

На данном уроке используются различные творческие задания, сочетается коллективная и индивидуальная работа, работа в группах. На уроке присутствует викторина, электронная физминутка, в конце урока пок...

Презентация к уроку литературного чтения "А.Куприн "Слон"."

Презентация сопровождает все этапы урока....

Конспект урока литературного чтения А.Куприн "Синяя звезда"

Цель:·        работать над проблемным вопросом «Что есть красота человека?»·        расширить кругозор у...

Технологическая карта урока литературного чтения И.Куприн Слон. 3 класс

Данный урок-второй из трех уроков литературного чтения по рассказу А.Куприна «Слон».Тип урока: урок систематизации  знаний.Данная тема изучается в разделе «Были-небылицы»....