Конспект урока литературного чтения А.Куприн "Синяя звезда"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Цель:
· работать над проблемным вопросом «Что есть красота человека?»
· расширить кругозор учащихся о представлении красоты человека у разных народов;
воспитывать уважение к духовным качествам человека, ценить ее выше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya.docx | 32.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Александр Иванович Куприн «Синяя Звезда»
Цель:
- работать над проблемным вопросом «Что есть красота человека?»
- расширить кругозор учащихся о представлении красоты человека у разных народов;
- воспитывать уважение к духовным качествам человека, ценить ее выше Ход урока
- Актуализация знании. Слайд №1
- Что вы можете сказать об этих изображениях? Что их объединяет? (….)
- Сообщение темы урока.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (…..) о красоте человека.
- Проблемная ситуация. Слайд №2
Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
- Над каким проблемным вопросом мы будем работать? (Какого человека можно назвать красивым?)
- Какие задачи будем решать? Слайд №3
- Расширить представление о красоте;
- Может ли быть эталон красоты;
- Какие качества составляют образ красивого человека.
- Работа над проблемной ситуацией.
А поможет нам в этом литературная сказка А.И. Куприна «Синяя звезда»
- Как вы думаете, почему звезда синяя? Эта сказка о звездах?
(Великий Нострадамус предсказал принцу Шарлю встречу с синей звездой, которая потом будет светить всю жизнь)
- А почему «синяя звезда»? (синие глаза Эрны)
Звезды излучают свет практически всех цветов радуги. Цвет звезд зависит от t. Самые холодные – красные. Горячие – синие.
- Как вы думаете, почему Куприн дал цвет звезде – синий?.
Синяя звезда – судьба Шарля
Синяя звезда – символ мира, счастья.
- Работа в парах. Тест. Слайд №4
- Впервые рассказ был опубликован в 1927 году в Париже под названием «Принцесса Дурнушка»
Второе название …
- («синяя звезда»)
- Принцесса Глупышка
- Подбери пословицы или поговорки о красоте
- Не родись красивой, а родись счастливой
- Красив во всем
3. Как вы думаете, какого роста были жители Эрнотерры?
- 120 см;
- 180 см.
- Почему Шарль улыбнулся, когда прочитал слова на щите?
- Смешно
- Было правдой
5. Почему Эрна обрадовалась, когда увидела незнакомца?
- Он был похож на нее
- Был смешной
Ключ к тексту (на доске)
1а, 2а, 3а, 4б, 5а – 10 баллов
- Поднимите синие звезды, если ваша пара набрала 10 баллов. Вы справились с тестом, вам знаком текст сказки.
- Исследование. Слайд №5
- Почему люди всегда будут спорить о красоте?
- Кто первый воскликнул «Красота». Сколько ей лет? Откуда она взялась?
Красота – Толковый словарь Ожегова.
Все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.
О чем – нибудь очень хорошем, впечатляющем.
(Словарь Дмитриева)
- Красотой называют что – либо привлекательное, на что приятно смотреть.
- Красотой называют красивую привлекательную внешность
- Когда вы восклицаете «Красота», вы выражаете удовольствие, удовлетворение от увиденного
- Почему каждый народ представляет красоту по-своему?
Слайд №6. Яркий пример тому служит японский «лепесток золотого лотоса»
В Японии девочкам с раннего возраста бинтовали ноги, чтобы ступни не росли. Это было больно они не могли долго стоять с трудом передвигались. Эта мода пришла в Японию из древнего Китая. По легенде придворная дама Ю сделала себе туфли в виде золотых цветков лотоса, забинтовала ступни для танца. Этот танец мелкими шажками и положил начало многовековой традиции. В 1912 году официальным приказом японского правительства «золотой лепесток лотоса» был запрещен. Женские ноги в угоду красоте были изувечены на всю жизнь.
Слайд №7. Красавицы Майа, люди – драконы.
Индейцы Майа так сильно бинтовали головы младенцам –девочками, чтобы она напоминала голову ящера.
Слайд №8. Женщины – жирафы
Девочкам Бирмы «вытягивают» шеи до 50 см медными кольцами. В древности металл защищал их от когтей тигра, теперь это символ богатства.
Слайд №9 . Красавицы Уганды
Красавицы Уганды и Эфиопии с утра заняты раскрасом лица цветной глины. Сначала раскрас – потом дела.
Слайд №10 . Сурма и Музи
Красавицы эфиопских племен Сурма и Музи «раскатывают себе губу», вживляют с детства диск. Это еще и выгода: чем больше губа, тем больше скота даст семья жениха.
Слайд №11. Княжна Ясыня
А что же известно о красавицах горских народов? Путешественники восхищались их изяществом, тонкими чертами лица, светлой кожей. Сами степенны, рассудительны.
Слайд №12. Троянская война
Красота мира в его многообразии, поэтому мы должны принимать представления о красоте других народов, ведь иначе даже из-за этого может вырасти война. По преданию, троянская война началась из-за Прекрасной Елены.
- Работа в парах.
В каких еще сказках нам встречались некрасивые, но прекрасные душой герои? («Аленький цветочек», Аксаков, «Гадкий утенок», Андерсен «Снежная королева», Андерсен, «Маленький мук» Гауфф, «Конек - Горбунок», Ершов.)
- На партах у вас таблицы. Вы будете работать в парах.
Задание: записать героев, название сказок, авторов сказок, где встречаются «некрасивые» герои.
Таблица (работа в парах). Слайд №13
Автор | сказка | герой |
- Слайд №14. «Некрасивые» известные люди.
- Всегда ли красота внешняя является мерилом таланта?
- Посмотрите, так ли красивы эти известные люди?
- Что вы можете сказать о их внешности? (….)
(обыкновенные люди)
- А их любили, уважали, боготворили, не замечая их внешности.
- Синвейн на тему красота.
- Предлагаю задание вашим парам:
Написать Синквейн на тему «Красота»
Красота. Слайд №15
Обаятельная, пугающая
Очаровывает, радует, пугает
Красота подобна цветку
Красота спасет мир
Прелесть.
- У вас на партах листы самооценки работы в паре.
Оцените свою работу, обозначая положительную оценку «+».
Слайд №16
утверждение | согласен | частично согласен | не согласен | затрудняюсь ответить |
Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий | ||||
При разногласии я принимаю другое решение | ||||
Большинство решений предложено мной | ||||
Если не согласен, предлагаю другое решение | ||||
Работать в паре труднее, чем одному | ||||
В паре работать полезнее |
- У кого «+» больше, поднимите синие звезды. Сегодня вы зажгли урок своим горячим светом. Если у кого-то больше «-», не унывайте, ваши звезды «зажгутся» на следующий урок.
Итог урока
- Над какой проблемой мы работали?
(Что такое красота человека)
- Какие задачи перед нами стояли? (Какое представление о красоте у разных народов. Не может быть эталона красоты. Какие качества влияют на образ красивого человека)
- Скажите, мы справились с задачей урока?
Есть ли эталон, образец красоты? (нет!)
- Почему? (каждый представляет по-своему образ красоты)
- Что ценится выше красоты внешней? (доброта, ум….)
- Оцените урок, подняв сигнальную звезду. (красная – не понравился урок, было скучно, синяя - интересно)
- Что нового для себя вы открыли? (…) мнение детей?
- Если вам вдруг захочется сказать что-то о внешности человека, вспомните наш урок и остановитесь.
Д/з: по желанию рисунок «Мой идеал красоты» , мини – сочинение «Как я представляю себе красивого человека?»
Слайд № 17. Человек красив духовной красотой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...
Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"
Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....
План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...
Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...