Открытый урок литературного чтения (групповая работа) 4 класс «Сказка о жабе и розе» В.М. Гаршин
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок литературного чтения в 4 классе с использованием технологии критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_zhaba_i_roza_garshina.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Сказка о жабе и розе» В.М. Гаршин
КЛАСС: 4 («Школа России»)
ТИП УРОКА: урок «открытия» нового знания.
ВИД УРОКА: урок-диалог
ЦЕЛИ:
Образовательная: Познакомить учащихся с творчеством В.М.Гаршина и его произведением «Сказка о жабе и розе»; формировать умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности.
Развивающая: Развивать коммуникативные навыки; умение аргументировать свою точку зрения; понимать тему и главную мысль рассказа
Воспитательная: прививать любовь к чтению; воспитывать любовь к прекрасному, помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания.
Предметные результаты обучения: умение прогнозирования содержания произведения, определение жанра произведения, выбор видов деятельности на уроке умение понимать поступки героев, характеризовать героя, подбирая слова-определения, умение работать в группе.
Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий — УУД):
Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей, предвосхищают результат, осуществляют пошаговый контроль по результату, совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности класса.
Коммуникативные: слушают и понимают речь других, вступают в речевое обращение, строят монологическое высказывание, оказывают в сотрудничестве взаимопомощь, умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, управляют поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений, доказывают.
Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, способность к самооценке своих действий, поступков.
Оборудование: учебники, записи на доске, запись музыкального произведения, карточки для самостоятельной работы, словари.
Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге
Формы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися (побуждение, обращение, похвала)
Технологии: технология развития критического мышления, ЗОТ, игровые технологии, технология деятельностного подхода
МПС: русский язык, физическая культура, ОЗОМ, связь с жизнью.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Самоопределение деятельности | Создание ситуации успеха | Из глубокого колодца (руки “О”). | Дети продолжают стоять, учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним. | Регулятивные: - формирую способность к организации своей деятельности |
2. Актуализация | Вхождение в тему. | Возьмите простой карандаш. Прочитайте текст, делая пометки карандашом на полях: «+»-уже знал, «-»-новое, «?»-не понял. Кто ничего нового не узнал, а кто что-то новое узнал , что именно? А кому что-то непонятно? | Читают на карточках справочный материал, делают пометки, отвечают на вопросы | Коммуникативные: - учу отвечать на вопросы; - учу анализировать - учу делать выводы. Познавательные: - учу работать с материалом |
3. Постановка учебной задачи | Создание проблемной ситуации (стадия вызова) | Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? Сегодня мы познакомимся с произведением Гаршина «Сказка о жабе и розе». Будем развивать мышление, воображение, речь. | Регулятивные: - учу определять цели урока | |
5. Открытие нового знания | Стадия осмысления | Кто же такой Всеволод Михайлович Гаршин? Всеволод Михайлович Гаршин был рожден 2 февраля 1855 года в Екатеринославской губернии (в наше время это Донецкая область, Украина). Его отец был офицером. В возрасте пяти лет Гаршин пережил стресс, который в итоге сказалась на его здоровье и значительно повлияла становление характера. До 9лет Гаршин проживал с отцом, через какое-то время мать увезла его в Петербург и отдала учиться в гимназию. После ее окончания будущий прозаик поступает в Горный институт. Здесь он осознает, что литература увлекает его больше, чем наука, и вскоре начинает писать очерки и статьи по искусствоведению. Совсем скоро писатель стал известным, а его рассказы о войне «Четыре дня», «Трус» и «Из воспоминаний рядового Иванова» пользовались наибольшей популярностью. 24 марта 1888 он погибает. Похоронили Гаршина в Петербурге. С какими словами мы с вами работали в начале урока? Придумайте название произведения с которым мы с вами познакомимся сегодня? Придумайте сюжет. А теперь давайте послушаем «Сказку о жабе и розе». Чтение учителем и хорошо читающими детьми. Чтение до слов: «…и запах розы не уносился в сторону, жаба чувствовала его…». С 171 - Как Вы думаете, что будет дальше? Почему? Какое чувство вы сейчас испытываете? Совпали ли с вашими предположениями? До слов: «… о морских разбойниках, он оставлял раскрытую книжку…» стр 171. - Подтвердились ваши предположения? До слов: «В эту весну мальчик не мог выйти в свой любимый уголок.» стр 172 - Как Вы думаете, что будет дальше? Почему? Какое чувство вы сейчас испытываете? Совпали ли с вашими предположениями? До слов: ее заметила жаба. Стр 173. - Как Вы думаете, что будет дальше? Почему? Какое чувство вы сейчас испытываете? Совпали ли с вашими предположениями? До слов: «А жаба все карабкалась выше» стр 174 - Как Вы думаете, что будет дальше? Почему? Какое чувство вы сейчас испытываете? Совпали ли с вашими предположениями? До слов: «Роза поняла, что погибает..» стр 176. - Как Вы думаете, что будет дальше? Почему? Какое чувство вы сейчас испытываете? Совпали ли с вашими предположениями? До слов: « … когда жаба хотела схватить цветок…» стр 177. - Как Вы думаете, что будет дальше? Почему? Какое чувство вы сейчас испытываете? Совпали ли с вашими предположениями? До слов: «Ах, как хорошо…» стр 178. - Как Вы думаете, что будет дальше? Почему? Какое чувство вы сейчас испытываете? Совпали ли с вашими предположениями? .Изменилось ли ваше настроение, когда вы услышали окончание рассказа? | Слушают биографию автора. - Жаба, роза, сказка. Дети придумывают сюжет. Дают название своему произведению (проверка). Чтение сказки детьми | Познавательные - учу выбирать из текста нужные для анализа фрагменты - учу анализировать - учу называть существенные признаки объектов - учу делать выводы и обобщения по итогам анализа Коммуникативные - учу отвечать на вопросы |
6. Физминутка | ||||
7. Применение нового знания и первичное закрепление. | Применение открытого знания в практической деятельности | Работа с текстом. Что позволило Гаршину назвать свое произведение сказкой? Что в ней сказочного? Как автор описывает внешний вид розы? Как автор изображает жабу? Кто еще действующий герой? Какие чувства он вызывает у вас? Поработайте группами и дайте характеристику мальчику, жабе и розе. Составьте кластер. 2. Охарактеризуйте образ жабы, розы: ( зачитываем, характеризующие) - Можем ли сказать, что жаба и роза противопоставляются друг другу? - Ребята, у вас есть предположения о том, что символизирует роза? А жаба? Объясни. Приведите примеры из текста. - Что ты можешь сказать о характере мальчика? - Почему писатель объединил в своей сказке истории розы и мальчика? Что их сближает? Скажите, чему учит сказка? | Отвечают на вопросы, Составляют кластер | Регулятивные - учу действовать по выбранному плану - учу способам самопроверки Познавательные: - учу анализировать - учу делать выводы - создаю ситуацию для обсуждени Коммуникативные: - учу работать в группе - учу критически относиться к своей позиции и признавать свою неправоту |
8. Подведение итогов урока | Достижения цели, | Учитель:
| Регулятивные: - учу действовать по выбранному плану - учу способам взаимопроверки Познавательные: - учу осмысливать, какая информация нужна для решения задачи - учу анализировать, обобщать и делать выводы Коммуникативные: - учу работать в группе - учу убеждать другого человека - учу вносить вклад в совместные действия | |
9. Рефлексия | Создание ситуации успеха. | Продолжите фразу: «Мне понравилось …» «Мне было трудно…..» «Мне было интересно…» «Благодарю….» - Вы у меня сегодня все молодцы! Все хорошо работали. | Продолжают высказывания. | Познавательные: - учу анализировать, обобщать и делать выводы Регулятивные - учу способам самопроверки |
11. Домашнее задание | Варианты по выбору:
|
| Регулятивные: - учу способам самопроверки Познавательные: - учу выделять главную мысль Коммуникативные: - учу строить монологическое высказывание |
Приложение 1
Роза – род весьма декоративных кустарников, насчитывает около 350 видов и принадлежит семейству розоцветных. Большое количество сортов и декоративных форм роз делятся на садовые группы, которых более 30.
Для выращивания в культурном садоводстве, на открытом грунте наиболее подходят такие группы, как чайно-гибридные, парковые, флорибунда и полиантовые; в меньшей степени - ремонтантные и плетистые.
Природная форма розы – куст, а надземная часть у дикорастущих видов – побеги, которые появляются из нижних глазков корневой шейки. Листья растения непарноперистые, обычно до семи, но у ботанических видов – до девяти. Шипы, являющимся характерным признаком розы, имеют важное значение - они защищают его от обкусывания животными, а у вьющихся видов служат приспособлением для крепления к опоре. Важным органом растения является цветок, который от формы, размеров и плотности своих лепестков, может быть стройным, вытянутым или плоским, а окраска бывает самой разной.
Главное для розы - правильно выбранный участок. Лучше. Если это будет южный, защищенный от северных или северо-восточных ветров. Розы растут практически на любых типах почв. Уход за ними предполагает, рыхление земли. Прополку, полив, подкормку, а также обрезку и формирование куста.
Жаба
Жабы относятся к бесхвостым земноводным. От лягушек они отличаются прежде всего бугристой кожей — у лягушек она более или менее гладкая. Кроме того, у жаб довольно короткие конечности, и они ставят одну ступню перед другой. А лягушки отталкиваются длинными, приспособленными для прыжков задними ногами и совершают прыжок. Наиболее распространена в Центральной Европе одноцветная серая обыкновенная жаба. Жабы в целом привязаны к воде меньше, чем лягушки. Серую жабу, например, можно встретить далеко от ближайшего водоема. И тем не менее для размножения жабам необходима вода. Каждый год весной за городом можно видеть практически "стада" мигрирующих жаб. Икру самки мечут в виде длинных шнуров, протягивая их между водяными растениями. В этом тоже проявляется их отличие от лягушек — те всегда мечут икру комками.
Питается она червями, улитками и другими насекомыми. Селиться жаба предпочитает на песчаных дюнах, иногда поднимаясь в горы на высоту до 1000 м. Распространена всюду, отсутствует лишь в Италии и на Балканском полуострове.
В России встречается лишь в западных районах, граничащих с Белоруссией.
- Какое литературное произведение можно назвать сказкой? Это литературное произведение, где рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном, где всегда добро побеждает зло. Произведение создано для развлечения.
- На какие группы можно разделить все сказки? Сказки подразделяются на волшебные, сказки о животных, бытовые, докучные. В бытовых сказках рассказывается об обыкновенных людях, но ситуации, в которые они попадают, часто оказываются неожиданными и невероятными.. Докучный - надоедливый, наводящий скуку. В этих сказках события бесконечно повторяются и возвращаются к началу.
Русские народные сказки. Долгими, зимними вечерами какой-нибудь умный, с богатым воображением рыбак или охотник рассказывал о своих приключениях, как водится, преувеличивая и привирая. Если рассказ был интересным, то его охотно слушали и просили еще раз рассказать. Услышанный рассказ передавали из уст в уста, внося свои элементы. Поэтому сказка со временем стала результатом выдумки и фантазии не одного человека, а многих. Никто не знал имен их создателей, поэтому мы говорим, что творцом сказок был народ.
У литературной сказки есть автор, поэтому её еще называют авторской. Это художественное произведение, которое может быть написано в прозаической или стихотворной форме. Литературная сказка более разнообразна по сюжету, повествование в ней более насыщено, оно изобилует различными литературными приемами. В ней, как и в народной сказке, тоже есть выдумка и волшебство. Но предшественницей авторской сказки, конечно же, была сказка народная, слишком связана она с породившим ее фольклором.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка
Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...
Урок литературного чтения во 2 классе "Сказка про храброго зайца..."
Урок литературного чтения во 2 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. На данном уроке обучающиеся закрепляют знания о сказке, как жанре литературы. Находят сходства и различия у с...
Тесты к уроку литературного чтения в 3 классе "Сказки Пушкина"
http://www.uchportal.ru/load/0-0-0-16264-20...
Презентация урока литературного чтения в 3 классе.Сказки. Обобщение.
В презентации показан ход урока по литературному чтению в 3 классе коррекционной школы.На уроке много демонстрационного материала, индивидуального раздаточного материала, кроссворды и другое. Раздаточ...
конспект урока литературного чтения в 1 классе "Сказка-ложь, да в ней намёк"
Конспект урока по УМК "Начальная школа ХХI века" разработан с учетом современных требований к уроку. В конспекте указана работа в парах, группах, предусмотрена индивидуальная работа, включены за...
Уроки литературного чтения в 4 классе" Сказки Г.Х. Андерсена ."
Новый взгляд на старую сказку. Какая бывает любовь? Всегда ли она приносит счастье? Нужна ли она людям?...
Урок литературного чтения в 4 классе "Сказка о царе Салтане" А. С. Пушкина.
Урок литературного чтения по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане...." в 4 классе по программе "Школа 2100"...