Урок литературного чтения во 2 классе "Сказка про храброго зайца..."
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Урок литературного чтения во 2 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. На данном уроке обучающиеся закрепляют знания о сказке, как жанре литературы. Находят сходства и различия  у сказок народной и авторской со схожим сюжетом. Даютхарактеристику зайцу - герою  русских народных сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_vo_2.doc210.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения во 2 «Б» классе по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Тема:  Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»"

Цель:

  1. познакомить с творчеством Д.Н.Мамина-Сибиряка;
  2. развивать навыки выразительного чтения и умения находить слова, которые описывают эмоциональное состояние героя;
  3. учить высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении, выражать эмоциональное отношение к прочитанному;
  4. пополнить словарный запас;
  5. воспитание доброго отношения ко всему живому, положительных черт характера
  6. воспитание читательского интереса к произведениям Д.Н.Мамина-Сибиряка;

Ход урока:

  1. Орг. Момент

Урок начинается с видеоролика «Сказки гуляют по свету»

Сказки гуляют по свету

Ночь запрягая в карету.

Сказки живут на полянах,

Бродят по рощам в туманах.

А принц Белоснежку полюбит,

А жадность Кощея погубит.

Пусть зло на проделки хитро,

Но всё ж побеждает добро.

  1. Повторение ранее изученного материала и проверка домашнего задания. 

- Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке чтения?

- Какие бывают сказки?

- Что вы знаете о народной и авторской сказке?

Паша Б: Народные сказки появились давным-давно. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. А записывать и печатать их стали гораздо позже. Великий писатель Николай Алексеевич Некрасов писал: “Русские сказки – без сомнения заслуживают большого внимания: они – память нашего давно минувшего, они – хранилище русской народности”.

Настя А: У авторских  сказок немало общего с народными. Например, в авторских сказках так же, как и народных, действуют волшебные силы, есть волшебные предметы. Но литературная, авторская сказка, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная.

1. Викторина для читателей.

Учитель зачитывает отрывки из сказок и демонстрирует иллюстрацию к ней, дети отгадывают названия сказок:

  1. Колобок
  2. Лиса и заяц
  3. Теремок

а) – Я, Мышка-норушка!

  - Я, Лягушка-квакушка!

- Я, Зайчик-побегайчик!

                                      б)  Я от дедушки ушёл,

                                         Я от бабушки ушёл,

                                         А от тебя, заяц, и подавно, уйду!

в) Иду-иду на пятах,

Несу косу на плечах,

Хочу лису посечи,

Ступай, лиса, с печи!

- Что общего у всех этих произведений? (они все народные)

- Какой персонаж есть во всех этих сказках? (заяц)

- Как в русских сказках называют зайца?

(трусишка, зайка-побегайка, зайка-попрыгайка, косой, лопоухий)

- Какой характер у зайчика в русских народных сказках?

У детей на партах разложены карточки с разными изображениями зайцев. Им предлагается описать характер зайца, используя имена прилагательные.

2. Проверка домашнего задания.

Дома вы читали сказку, в которой тоже присутствует этот персонаж, и  рисунки, на которых  показали образ зайца.

Демонстрация рисунков детей

  1. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы и целей урока.

-Сегодня мы познакомимся с авторской сказкой про зайца.

Автор этой сказки Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. (Портрет писателя )

Алёна Ч: Настоящая фамилия Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка - Мамин. Родился он 6 ноября 1852 года в заводском посёлке Пермской губернии (теперь Свердловская область) в семье заводского священника и учительницы местной школы. Получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию. Учился в Петербургском университете. Однако из-за болезни получить законченное образование так и не смог.

Печататься начал с 1875 года. Для детей и о детях было написано более 130 произведений различных жанров.

Учитель: Перед вами целый сборник, который называется очень поэтично “Алёнушкины сказки”. Автор этого сборника Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

Сегодня мы будем читать сказку из этого сборника.

Кирилл нам расскажет, почему Дмитрий Наркисович дал своему сборнику такое необычное название.

Кирилл: Главное произведение Мамина-Сибиряка для детей – “Алёнушкины сказки” - было написано для его дочери Елены. Мать девочки умерла при родах, ребёнок рос слабенький и болезненный. Огромную любовь, нежность и заботу, желание поддержать дочь и вдохнуть в неё жизненные силы, вложил писатель в свои сказочные истории, вроде бы незатейливые, но мудрые и поэтичные. Сам писатель отзывается о нём так: “Это моя любимая книжка – её писала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное”.

Учитель: Эти слова Дмитрий Наркисович писал матери. Это письмо было написано в конце 1896года. Более 100 лет прошло, а писателя помнят, читают его книги, и не только "Аленушкины сказки". Его именем в Царском селе, где он жил, названа библиотека.

А начинаются “Алёнушкины сказки” с присказки.

- Что такое присказка? (Присказка – короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки)

С самого начала, с “Присказки”, ласково, успокаивающе звучит голос рассказчика, словно настраивает на сказочный лад и обещая непременно хороший конец:

Присказку выразительно читает ученик:

“Баю- баю-баю…

Один глазок у Алёнушки спит, другой – смотрит; одно ушко у Алёнушки спит, другое – слушает.

Спи, Алёнушка, спи красавица, а папа будет рассказывать сказки. Кажется, всё тут: и сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пёс Постойко, и серая Мышка-норушка, и Сверчок за печкой, и пёстрый Скворец в клетке, и Забияка Петух.

Спи, Алёнушка, сейчас сказка начинается. Вон уже в окошко смотрит высокий месяц; вон косой заяц приковылял на своих валенках; волчьи глаза засветились желтоватыми огоньками; медведь Мишка сосёт свою лапу. Подлетел к самому окну старый Воробей, стучит носом о стекло и спрашивает: скоро ли? Все тут, все в сборе, и все ждут Алёнушкиной сказки. Один глазок у Алёнышки спит, другой смотрит; одно ушко у Алёнушки спит, другое – слушает.

Баю-баю-баю…

Эта присказка, а вот сказка далее пойдёт.

Физминутка

Зайцы

Зайцы скачут:  скок-скок-скок!

(Прыжки, руки согнуты вперёд, кисти вниз)

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают:

(Присели, руки возле ушей, «прислушиваются)

Не идёт ли волк.

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – подняться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Зайка маленький устал.

Хочет спрятаться в кустах.

(Ходьба на месте)

Замер зайка средь травы,

А теперь садимся мы.

- Прочитайте название сказки в учебнике.

- Можно ли по названию сказки предположить о ком пойдет речь? (Из названия сказки ясно, что главным героем будет заяц. Даже даётся его подробное описание. Только не понятно, почему сказано, что он храбрый, ведь зайцы обычно трусливые.)

Сейчас мы посмотрим эту сказку. Но вы не просто смотрите, а проследите, как по разному называет писатель зайца? (Просмотр сказки)

- Какой заяц у Мамина-Сибиряка?

Как же автор называет зайца? (Смешной, глупый, несчастный, бесстрашный, храбрый)

- Каким изображён заяц в начале сказки? (трусишкой)

- Отчего зайчишка так осмелел?

- Почему же смеялись над ним другие зайцы?

- Прочитайте выразительно, как хвастался заяц.

- Похожа сказка на народную? Чем? Какие приёмы использовал автор, чтобы приблизить сказку к народной?

- Почему автор постарался приблизить сказку к народной?

- Какую народную сказку вам напомнила эта сказка Мамина-Сибиряка? («Заяц-хваста»)

- Чем похожи сказки?

- В чём различия?

3. Чтение сказки детьми.

4. Словарная работа.

- Как вы понимаете выражение «язык у хвастуна точно примёрз»? Отчего он «примёрз»? (от страха)

- Какие ещё слова и образные выражения использовал автор?

Душа в пятки

Выскочить из собственной кожи

Замертво свалился

Приплелись

Отведавшие волчьих зубов

Не смел дохнуть

Задал такого стрекача

Сравнение сказки Мамина-Сибиряка с народной.

- Посмотрите внимательно на пословицы, записанные на доске и подумайте, какие из них можно отнести к нашей сказке:

У страха глаза велики

Он сам своей тени боится.

Пуганая ворона куста боится.

- Почему автор называет зайца сначала трусишкой, затем смешным, глупым, потом несчастным и, наконец, бесстрашным и храбрым?

  1. Итог урока.

- Какую сказку мы сегодня читали?

- Кто автор этой сказки?

- Для кого он её написал?

- Зачем автор придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке?

- Случались ли у вас подобные ситуации?

                     

                       Д/з:

- Узнать, какие ещё сказки  входят в сборник «Алёнушкины сказки». Прочитать одну из них.

Оценки за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Д.Н. Мамин-Сибиряк"Сказка про храброго Зайца"

Урок литературного чтения в 4 классе по программе "Школа России"....

Урок: литературного чтения. Система РО Л.В.Занкова Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Класс: 2 «А» Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост

Работа над произведением развивает  речь учащихся, обогащает их  словарный запас, формирует оценочное суждение, учит понимать содержание сказки через анализ поступков героев, учит...

Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")

Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Урок литературного чтения по системе Л.В.Зан...

Урок литературного чтения на тему: Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Данный урок литературного чтения проводился с обучающимися, воспитанниками с ЗПР  в ко...

Конспект урока литературного чтения для 2 класса по теме «Д. Н. Мамин-Сибиряк, “Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост”»

Конспект урока литературного чтения для 2 классапо теме «Д. Н. Мамин-Сибиряк, “Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост”» УМК «Литературное чтение. 2 класс» О. В. Джеж...

Урок литературного чтения "Мифы Древней Греции. Храбрый Персей"

Урок литературного чтения в 3 классе(по программе под редакцией Л.В.Климановой «Родная речь»)...