Рабочая программа по литературному чтению 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Букатова Олеся Викторовна

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс. УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya-programma-chtenie-3-kl.docx87.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа им. М. Горького»

РАССМОТРЕНО                                       СОГЛАСОВАНО                                            УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО                        на педагогическом                                          Директор МБОУ СОШ

уч. нач. классов                                                  совете  школы                                                     им. М. Горького

         Протокол № ____                                 Приказ №______                                               ___________Хомякова Т.В.

от  «_____»_____________2018 г.         от  «_____»_____________2 018 г.                      Приказ №___________

                                                                                                                                                   от«_____»___________2018г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по учебному предмету

 «Литературное  чтение», 3  класс  

(УМК «Школа России»)

Букатовой Олеси Викторовны,

учителя начальных классов

г. Скопин

2018

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по литературному чтению и авторской программы  Климанова Л. Ф., Бойкина М.В. «Литературное чтение» Сборника рабочих программ  «Школа России» М.: «Просвещение», 2011г.  К учебникам    Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение 3 класс в  2 частях, М: «Просвещение» 2013 г.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Цели и задачи  учебного предмета «Литературное чтение»

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Задачи

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение»

 «Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

.

Место предмета в базисном учебном плане

На изучение литературного чтения отводится 448 ч, из них  в 1 классе - 92 учебных часа(в период обучения грамоте), 40 учебных часов (литературное чтение) в год, 4 часа  в неделю,во 2 – 4  классах  по  136 учебных часов в год (4 часа  в неделю, 34 учебные недели)

Результаты изучения учебного предмета

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение»

Виды речевой деятельности.

Слушание (аудирование)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.

Чтение

Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами вслух, постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя

Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений. Определение вида чтения(изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.

Говорение

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.).

Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).

Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.

Письмо

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера). Нормы письменной речи: соответствия содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнения), в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв

Круг чтения и опыт читательской деятельности

Круг чтения. Произведения устного народного творчества разных народов России

Произведения выдающихся представителей русской литературы (В.А.Жуковский, И.А.Крылов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есенин, В.В.Маяковский); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания. Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.

Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения. Тема - (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения,

восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.

Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.

Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.

Формирование умений читательской деятельности. Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.

Литературный материал представлен по этапам обучения следующим образом: 1-2 год обучения – фольклор (малые фольклорные формы, сказки); отечественная литература (сказки, стихотворения, рассказы); 3-4 год обучения – фольклор, литературная сказка; отечественная и зарубежная художественная и научно-познавательная литература XIX-XX веков (рассказы, стихотворения, повести); приключенческая, историческая, справочная книга, энциклопедии.

Пользоваться справочными источниками при чтении с целью уточнения значения слов, получения сведений о событиях, фактах, людях. Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу изучения в третьем классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.

Третьеклассники научатся:

- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;

- бегло, выразительно читать текст;

- выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 80-90 слов в минуту);

- улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;

- описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;

-  самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в них главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;

- составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;

- устно рисовать картины к прочитанным произведениям;

- ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике;

- научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;

- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

Третьеклассники получат возможность научиться:

- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;

- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

- применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;

- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;

- бережно и ответственно относиться к окружающей природе;

- развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);

- определять сходство и различие произведений разных жанров;

-  использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;

- высказывать и пояснять свою точку зрения;

- применять правила сотрудничества;

- выделять в тексте опорные (ключевые) слова; -делать устную презентацию книги (произведения);

- пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;

-  расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.

Планируемые результаты освоения предмета

Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.У третьеклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:

-   воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

-   формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на ми[ в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-   воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценно стей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художествен ной литературы;

-   развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственное отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-   овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

-   осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

-   восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

-   формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

У третьеклассника продолжится формирование метапредметныхрезультатов обучения:

-   овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

-   овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;

-   формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-   овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

-   овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

-   овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

-   осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений э Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

-   достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

-   использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

-   умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;

-   умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;

-   умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;

-   умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;

-   умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.критерии оценивания

В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно шести знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуете? соответствующей схемой.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

-   искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв слогов, слов);

-   неправильная постановка ударений (более 2);

-   чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

-   непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

-   неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

-   неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

-   нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

-   нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

-   монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

-   не более двух неправильных ударений;

-   отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

-   неточности при формулировке основной мысли произведения; нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Критерии сформированностинавыка чтения третьеклассников:

-   умение читать текст бегло, выразительно;

-   осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 80-90 слов в минуту (на конец года);

-   умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;

-   безошибочность чтения.

К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура контрольно-измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса).

При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:

«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;

«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;

«5» - если работа не содержит ошибок.

К концу второго полугодия в третьем классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.

Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:

-   индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);

-   индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;

-   индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости - в соответствии с характером текста);индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом.

Информационно-методическое обеспечение

п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

Анащенкова С.В.

Сборник рабочих программ «Школа России»

1-4 классы

2011

Москва «Просвещение»

2

Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина

Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч.

2013

Москва «Просвещение»

3

Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина

Рабочая тетрадь по литературному чтению.

3 класс.

2013

Москва «Просвещение»

4

С.В.Кутявина

Поурочные разработки по литературному чтению 3 класс

2014

Москва «ВАКО»


Циклограмма тематического контроля

четверть

Тема раздела

Проверка техники чтения

Проекты

Проверочные работы

1

Вводный урок по курсу литературного чтения.

Самое великое чудо на свете.

Проверочная работа по разделу «Самое великое чудо на свете».

Устное народное творчество.

Входная проверка техники чтения

Проект «Сочиняем волшебную сказку»

Проверочная работа по теме «Устное народное творчество».  КИМы.  

Поэтическая тетрадь 1.

Проект «Как научиться читать стихи на основе научно – популярной статьи В. Смоленского»

Проверочная работа по теме « Поэтическая тетрадь 1» КИМы

2

Великие русские писатели.

Проверочная работа по  разделу «Великие русские писатели».

Поэтическая тетрадь 2.

Проверка техники чтения за 1 полугодие.

Проверочная работа  по разделу «Поэтическая тетрадь 2».

3

Литературные сказки

Проверочная работа по  разделу «Литературные сказки».  КИМы

Были-небылицы

Проверочная работа по разделу «Были-небылицы». КИМы

Поэтическая тетрадь 1

Проверочная работа  по теме «Поэтическая тетрадь 1».  

Люби живое

Проверка техники чтения за 3 четверть

Проверочная работа по теме «Люби всё живое» КИМы.

4

Поэтическая тетрадь 2

Проект «Праздник поэзии»

Проверочная работа  по разделу «Поэтическая тетрадь»

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

Проверочная работа по разделу.  

По страницам детских журналов

Проверочная работа по теме «По страницам детских журналов». КИМы

Зарубежная литература

Проверка техники чтения.

Проверочная работа за II полугодие. КИМы

ИТОГО

4

3

13

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению  3 класс (136 ч)

№ п\п

Тема

Дата

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)

1

Знакомство с учебником по литературному чтению. Содержание учебника.словарь

Самое великое на свете чудо (4ч.)

2

Знакомство  с названием раздела.

3

Рукописные книги Древней Руси

4

Первопечатник  Иван Федоров

5

Обобщающий урок по разделу  «Самое великое чудо»

Устное народное творчество (14ч.)

6

Русские народные песни.

7

Шуточные  народные песни.

8

Докучные сказки.

9

Произведения прикладного искусства : гжельская и хохломская посуда

10

Произведения прикладного искусств; дымковская и богородская игрушка

11

Русская народная сказка «Сестрица  Аленушка и братец Иванушка».

12

Русская народная сказка «Сестрица  Аленушка и братец Иванушка».

13

Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк»

Проверка техники чтения

14

Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк»

15

Русская народная сказка «Сивка- Бурка»

16

Русская народная сказка «Сивка- Бурка»

17-18

Проект: «Сочиняем волшебную сказку». Презентация

19

Обобщающий урок по разделу « Устное народное творчество»

Поэтическая тетрадь 1( 11ч.)

20

Знакомство  с названием раздела.

Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной  статьи Я. Смоленского.

21

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»

22

Ф. И. Тютчев «Листья».

23

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»

24

А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…»

25

И. С. Никитин

 «Полно, степь моя, спать беспробудно

26

И. С. Никитин «Встреча зимы»

27

И. З. Суриков «Детство»

28

И. З. Суриков «Зима»

29

Обобщающий урок  по разделу: « Поэтическая тетрадь 1»

30

Утренник « Первый снег»

Великие русские писатели (24ч.)

31

Знакомство  с названием раздела. Подготовка сообщения « Интересное о жизни А. С. Пушкина».

А.С.Пушкин « За весной , красой природы…»

32

А.С. Пушкин « Уж небо осенью дышало»

33

А.С. Пушкин « В тот год осенняя погода…», « Опрятней модного паркета

34

А.С. Пушкин « Зимнее утро»

Проверка техники чтения

35

А.С. Пушкин «Зимнийвечер»

36

А.С. Пушкин « сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

37

А.С. Пушкин « сказка о царе Салтане , о сыне …». Герои литературной сказки

38

А.С. Пушкин « сказка о царе Салтане.ю….»

Нравственный смысл сказки

39

А.С. Пушкин « сказка о царе Салтане,….»

Рисунки И.Билибина к сказке.

40

И.А. Крылов. Басни

41

И.А .Крылов

 « Мартышка и очки»

42

И.А. Крылов « Зеркало и обезьяна»

43

И.А. Крылов « Ворона и лисица»

44

М.Ю. Лермонтов Статья В. Воскобойникова.

45

М.Ю. Лермонтов « Горные вершины…», « На севере диком стоит одиноко..»

46

М. Ю. Лермонтов.«Утес»

47

М. Ю. Лермонтов

« Осень»

48

Детство Л.Н. Толстого( из воспоминаний писателя)

49

Л.Н. Толстой « Акула

50

Л.Н. Толстой « Акула

51

Л.Н. Толстой « Прыжок»

52

Л.Н. Толстой « Лев и собачка»

53

Л.Н. Толстой  « Какая бывает роса на траве», « Куда девается вода из моря»

54

Обобщающий урок  по разделу « Великие русские писатели»

Поэтическая тетрадь 2     ( 6ч.)

55

Знакомство с названием  раздела.

Н.А. Некрасов

« Славная осень!»

56

Н.А. Некрасов

« Не ветер бушует над бором»

57

Н.А. Некрасов

«Дедушка Мазай и зайцы»

58

К.Д. Бальмонт

« Золотое слово»

59

И.А. Бунин

« Детство», « Полевые цветы», « Густой зелёный ельник у дороги»

60

Обобщающий урок  по разделу

 « Поэтическая тетрадь 2»

23.12

Литературные сказки     (8 ч).

61

Знакомство с названием  раздела.

Прогнозирование содержания раздела.

62

Д. Н. Мамин- Сибиряк Присказка

 « Алёнушкины сказки»

63

Д. Н. Мамин – Сибиряк « Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

64

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

65

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

66

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

67

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

68

Обобщающий урок  по разделу

« Литературные   сказки »

Были- небылицы (10ч.)

69

Знакомство с названием  раздела.

М. Горький «Случай с Евсейкой»

70

М. Горький «Случай с Евсейкой»

71

К.Г. Паустовский

 «Растрёпанный воробей»

72

К.Г. Паустовский

 «Растрёпанный воробей»

73

К.Г. Паустовский

 «Растрёпанный воробей»

74

А.И. Куприн

«Слон»

75

А.И. Куприн

«Слон»

76

А.И. Куприн

«Слон»

77

А.И. Куприн

«Слон»

78

Обобщение по разделу

«Были- небылицы»

Поэтическая тетрадь 1 (6ч.)

79

Знакомство с названием раздела

С.Чёрный « Что ты тискаешь утёнка…»

80

С.Чёрный«Воробей». «Слон».

81

А.А. Блок « Ветхая избушка»

82

А.А. Блок « Сны» ,

 « Ворона»

83

С.А. Есенин

« Черёмуха»

84

Обобщение по разделу

«Поэтическая тетрадь 1»

Люби живое ( 16 ч.)

85

Знакомство с названием раздела

М.М. Пришвин « Моя Родина» ( из воспоминаний»

86

И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек»

87

И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек»

88

В.И .Белов « Малька провинилась»

89

В.И .Белов  « Ещё раз про Мальку»

90

В.В. Бианки

 «Мышонок Пик»

91

В.В. Бианки

 «Мышонок Пик»

92

В.В. Бианки

 «Мышонок Пик»

93

Б.С. Житков  « Про обезьянку»

94

Б.С. Житков  « Про обезьянку»

95

Б.С. Житков  « Про обезьянку»

96

Б.С. Житков  « Про обезьянку»

97

В. Л..Дуров   «Наша Жучка»

98

В.П .Астафьев

« Капалуха»

99

В.Ю. Драгунский « Он живой  и светится»

100

Обобщение по разделу

« Люби живое »

Поэтическая тетрадь 2 ( 8 ч.)

101

Знакомство с разделом.

С.Я. Маршак

« Гроза днём»

102

С.Я. Маршак

«В лесу над росистой поляной»

103

А.Л. Барто « Разлука»

Проверка техники чтения

104

А.Л. Барто « В театре»

105

С.В. Михалков

« Если»

106

Е.А. Благинина

« Кукушка»,

 « Котёнок»

107

Проект « Праздник поэзии»

108

Обобщение по разделу

« Поэтическая тетрадь 2 »

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12ч.)

109

Знакомство с разделом

Б.В. Шергин « Собирай по ягодке- наберёшь кузовок»

110

А.П. Платонов

 « Цветок на земле»

111

А.П. Платонов

 « Цветок на земле»

112

А.П. Платонов « Ещё мама»

113

А.П. Платонов « Ещё мама»

114

М.М Зощенко

« Золотые слова»

115

М.М. Зощенко «Великие путешественники»

116

М.М. Зощенко «Великие путешественники»

117

Н.Н. Носов « Федина задача»

118

Н.Н. Носов

« Телефон»

119

В.Ю. Драгунский

« Друг детства»

120

Обобщение по разделу

« Собирай по ягодке- наберёшь кузовок»

По страницам детских  журналов (8 ч.)

121

Знакомство с разделом.  Л.А.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

122

Ю.И. Ермолаев  

« Проговорился»

123

Ю.И. Ермолаев  

« Воспитатели»

124

Г.Б. Остер « Вредные советы»

125

Г.Б. Остер « Как получаются легенды»

126

Р. Сеф « Весёлые стихи»

127

Создание сборника  добрых советов

128

Обобщение по разделу

« По страницам детских журналов»

Зарубежная литература ( 8ч.)

129

Знакомство  с разделом

Мифы Древней Греции « Храбрый Персей»

130

Знакомство  с разделом

Мифы Древней Греции « Храбрый Персей»

131

Знакомство  с разделом

Мифы Древней Греции « Храбрый Персей»

132

Г.Х. Андерсен

« Гадкий утёнок»

133

Г.Х. Андерсен

« Гадкий утёнок»

134

Г.Х. Андерсен

« Гадкий утёнок»

135

Обобщение по разделу

«   Зарубежная литература»

136

Итоговая диагностическая работа

Тематическое планирование по литературному чтению (136 ч)

Тема

Количество часов

1.

Вводный урок по курсу литературное чтение

1 ч

2.

Самое великое на свете чудо

4 ч

3.

Устное народное творчество

14 ч

4.

Поэтическая тетрадь №1

11 ч

5.

Великие русские писатели

24 ч

6.

Поэтическая тетрадь №2

6 ч

7.

Литературные сказки

8 ч

8.

Были-небылицы

10 ч

9.

Поэтическая тетрадь №3

6 ч

10.

Люби живое

16 ч

11.

Поэтическая тетрадь №4

8 ч

12.

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

12 ч

13.

По страницам детских журналов

8 ч

14.

Зарубежная литература

8 ч

Итого:

136 ч

Тексты контрольных работ

Проверочная работа по разделу «Устное народное творчество» -урок19

1.Разгадай кроссворд на стр 51 учебника. Выпиши слово, которое получилось в выделенных клетках по вертикали.

_________________________________________________________________________________________

2.Отметь жанры, которые не относятся к устному народному творчеству.

□   1)песня                                 □   2)потешка                     □  3)рассказ                                      □   4)сказка

□   5)прибаутка                         □  6)стихотворение            □  7)басня                                         □   8)пословица

□   9)считалка                           □  10)закличка                    □   11)литературная сказка              □  12)пестушка

□  13)повесть

3.Запиши признаки сказки.

Сказка

                

4.Узнай произведение по группе слов. Запиши название.

1)Иванушка, Елена Прекрасная, конь, перстень, терем.

_____________________________________________________________

2)Иван-царевич, Елена Прекрасная, Жар-птица, серый волк, царь Берендей

_____________________________________________________________

5.Определи зачины и концовки. Запиши.

1)Жили-были… ______________________________

2)Стали они жить поживать и добра наживать… - _______________________

3)В некотором царстве, в некотором государстве… - ____________________________

4)Я там был, мед-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало… - _____________________

6.Чему учат нас сказки? Приведи пример.

_____________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________

Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь 1 (часть 1)» - урок 30

1.Стрелками соедини имена поэтов с фамилиями.

1) Тютчев            а)Афанасий Афанасьевич

2)Никитин           б)Иван Захарович

3)Суриков            в)Федор Иванович

4)Фет                     г)Иван Саввич

2.По рифмующимся словам узнай произведение и его автора. Запиши.

1)Из окошка –кошка, одело –побелело, нос – мороз, синий – иней, тороватый – ватой, ты – кусты. ____________________________

2)Росою – муравою, покажись – нарядись, наступает – утопает, летят – шумят. ____________________________________________

3.По ключевым словам узнай произведение и его автора. Запиши.

1)Дождь, туман, рассвело, снег, алмазы, слез, гостья зима, раздолье, мороз.  _________________________________________

2)Деревня, санки, сугроб, смех, вьюга, печь, бабушка, прялка, сказка, жар-птица, волк, сон.  __________________________  

3)Снег, кружится, ложится, поле, лес, принакрылся, заснул, снеговые горы, ребятишки, соломой укрыл.    _______________________

4.Напиши, что такое стихотворение. Как правильно читать стихи?

Проверочная работа по разделу «Великие русские писатели» - урок 54

1.Соедини стрелками вопрос и ответ, который ему соответствует. Запиши пропущенные названия басен.

1)Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?                      А)  В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил…

______________________________________________

2)Соседка, перестань срамиться…-тебе ль с Слоном возиться?  Б)Вот то-то мне и духу придает, что я, совсем без драки, могу попасть в большие  забияки.   ________________________________________

3)Приятель дорогой, здорово! Где ты был?                                          В)Я не приметила богатства никакого.

__________________________________________________________

4)Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого?                                  Г)До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас песни, резвость всякий час.

_________________________________________________________________________________

Разгадай кроссворд.

По горизонтали: 1.Чувство, которое вы испытываете при чтении стихов М.Ю. Лермонтова. 2.В баснях рассказывается о недостатках людей не прямо, а … . 3.Язык, которым первым овладел А.С. Пушкин. 4. Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей.

По вертикали:1.Русский поэт. Учился в Московском университете. Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. 6.У этого поэта была любимая няня, о которой знают все. 7.Этот писатель переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром. 8.Многие его рассказы и басни вошли в его же книгу «Азбука».

3.Попробуй восстановить стихотворение, переделав данный текст. Запиши получившееся четверостишие.

А с рассветом на село;

На пруды, на пустынный сад;

Ночью бушевала буря;

Понесло первым снегом.

4.Стрелками соедини  автора с его произведением.

1)А.С. Пушкин                           а) «Ворона и Лисица»

2)И.А. Крылов                            б) «Зимнее утро»

3)М.Ю. Лермонтов                     в) «Лев и собачка»

4)Л.Н. Толстой                           г) «Утес»

Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь 2 (часть 1)» - урок 60

1.Запиши, о ком идет речь в приведенных отрывках.

1)Первые десять лет жизни он прожил в деревне и потом часто вспоминал об этом времени: Я вспоминал .Младенческие годы.

                                                                                                                                                                Деревня., где родился я и рос.

                                                                                                                                                               Мой старый сад. Речонки малой воды.

                                                                                                                                                               В огнях цветов береговой откос.

Первые свои стихи он сочинил в 9 лет. Им создано 35 поэтических сборников, написано 20 книг. В историю русской литературы он вошел и как  переводчик (переводил на русский язык американскую, английскую, немецкую, болгарскую, литовскую, армянскую, испанскую, грузинскую литературу).        ___________________________________________

2)Этот поэт родился в с. НемировоКаменец-Подольской губернии. Детство его прошло на Волге, близ Ярославля. Отец поэта, отставной офицер, был ярым крепостником, внушавшим страх и крестьянам, и собственной семье. ________________________________________________

3)Родился этот писатель в обедневшей дворянской семье в имении родителей под Воронежем. До 11 лет воспитывался дома, а в 1881 г. поступил в Елецкую уездную гимназию, но через четыре года из-за финансовых затруднений семьи вернулся домой, где продолжил образование под руководством старшего брата. Он с увлечением читал Пушкина, Гоголя, Лермонтова, а в семнадцатилетнем возрасте начал писать стихи сам. Не имея средств к существованию, он в 1889 году пошел работать корректором в местную газету  «Орловский вестник», в 1891 году в Орле вышел его первый сборник стихотворений. ____________________________________________

2.Восстанови текст стихотворения И.А. Бунина по рифмам.

Играет – замирает, мотылек – лепесток, теплом – кругом.

             Сегодня целый день играет

             В траве последний …

             И, точно белый … ,

             На паутине … ,

Пригретый солнечным теплом;

             Сегодня так светло … .

3.Кому принадлежат приведенные  строки? Запиши.

1)Веет от них красотою стыдливою,

Сердцу и взору родные они …     __________________________

2)Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни…       _____________________________________

3)Родилась на воле, залила луга,

Затопила поле, стерла берега. _______________________________

4)…В них шел олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога … __________________________

4.Является ли это произведение стихотворением? Запиши признаки стихотворения.

Забравшись на сосну большую,

По веточкам палицей бьет

И сам про себя удалую

Хвастливую песню поет.

Проверочная работа по разделу «Литературные сказки)» - урок 68

1.В чем отличие литературной сказки от фольклорной? А в чем сходство?

2.Прочитай пословицы. К героям каких прочитанных тобою сказок их можно отнести?

1)Смелость города берет. _____________________________________

2)Смелый приступ  - половина победы. ___________________________

3)Терпенье и труд все перетрут. ______________________________

3.Допиши пропущенные слова в названиях произведений и укажи их авторов.

1) «___________________ прохраброго ___________________ - _________________ Уши, _____________ Глаза, ____________________ Хвост».

Автор: ____________________________________________

2)»Лягушка ____________________________».       Автор: ____________________________

3) «______________________ Иванович». Автор: ______________________

4.Какие черты характера есть у всех отрицательных героев сказок? Напиши.

5.Напиши название своей любимой сказки. Кто ее автор?

Проверочная работа по разделу «Были-небылицы» - урок 78

1.Допиши пропущенные буквы, и у тебя получится стишок-небылица.

Рифмушка

 Танцевала рыба с р _ _ _ _ ,

       А перт _ _ _ _  -  с пастернаком,

                                                                                                           А ци _ _ _ _   - с чесноком,

    А ин _ _ _ _ _   - с пет _ _ _ _ ,

Сковор _ _ _ _  - с котелком,

   Красна девка – с к_ _ _ _ _ _ ,

                                                                                                           А ухват – просто так,

                                                                                                           А морковка не _ _ _ _ _ _ .

                                                                                                           Потому что не умела.

2.Наведи порядок в стихотворении. Запиши слова, которые нужно поменять местами.

Нет ни склада тут, ни лада …

Пингвины -  жители пустыни,

Ужата очень любят дыни.

Шоферы знают толк в малине,

Ребята ползают в трясине.

Верблюды плавают на льдине.

Медведи возят груз в машине.

Неспешно ходит черепаха,

Могучий еж не знает страха.

Колючий лев в траве таится,

За ним охотится лисица.

Ужи летают в облаках,

Стрижи на севере, во льдах. Орлы упрямы, просто страх!

Чижи охотятся в горах,

Моржи в болоте, в камышах,

Киты мечтают о мышах.

Ослы расселись на кустах,

Коты  плывут в крутых волнах…

А все ли на своих местах?

 3.Стрелками соедини автора с его произведением. Допиши пропущенные слова.

1)М.Горький                                         а) «Слон»

2)К.Г. Паустовский                              б) «Случай _______________».

3)А.И. Куприн                                      в) «Растрепанный ___________».

4.Ответь на вопросы.

1)Кто и о ком бормотал такие слова?

Не похож он ни на рака, на на нас –

Весьма во многом.

Не родня ли это чудо

Безобразным осьминогам? _______________________________________

Произведение - ______________________          Автор - ____________________________

2)Вставь пропущенные слова в описание животного. О ком идет речь?

Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину   ______________. Кожа на нем _____________, в тяжелых ___________ . Ноги толстые, как              ---------------. Длинный ________________  с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших __________. Уши большие, как_______ , и висят вниз. Глаза совсем _________, но умные и добрые.

Произведение - ____________________     Автор - ___________________

3)Вспомни героев произведения. Допиши нужное.

Пашка - _____________, Петровна - __________________, Маша - __________________, Чичкин - ____________, разбойница - _________________ .

Произведение - __________________                  Автор - _______________________

Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь 1 (часть 2) - урок 84

Первый тур. Разминка.

Здесь в словах перепутались слоги.

Начинаем склейку слов из рассыпанных слогов.

Напиши-ка эти строчки, сложив правильно кусочки.

Ремонт

Что из камня? Что из льда?

Суль-ми-ка-ра-пи-со-да!

Кто ползет и кто летит?

Ка-тря-у-ка-гуз-со-лит!

Где машина? Где страна?

Са-ар-мо-ген-ти-свал-на!

Кто в пруду? Кто на лугу?

Ре-бё-ля-нок-же-шка-гу!

Что в шкафу? Что на столе?

Ви-баш-зор-те-ка-ру-ле!

Второй тур. «Серебрится река, серебрится ручей»

В поэзии С.А. Есенина много «золотых» и «серебряных» слов: серебрит, золотые, серебряные, серебром, золотом… Вставь  их на место пропусков.

1)Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в _______________________________ .  ( «Черемуха»)

2)Ночь. Вокруг тишина.

Ручеек лишь журчит.

Своим блеском луна

Все вокруг ___________________.  ( «Ночь»)

3)А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым ________________ . ( «Береза»)

4)Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

 Шелестят зеленые сережки.

И горят ______________ . ( «С добрым утром» )

Третий тур. «Весело и грустно»

Найди рифму к строкам из стихотворений А.А. Блока.

1)Старый дедушка сел у стола,

Наклонился и дует на блюдце,

Вон и бабушка с печки сползла,

И кругом ребятишки ________________ . ( «Снег да снег»)

2)И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать ей ________________________ . ( «Ворона»)

3)Веселимся, кружимся,

Хороводом _____________________ . ( «Веселимся, кружимся» )

4)Бледный, бледный луг цветущий,

Мрак ночной, по нем ползущий,

Отдыхает, спит.

Жутко выйти на дорогу:

Непонятная тревога

Под луной __________________ . ( «Ночью» )

5)Красное солнце!

Глянь-ка в ________________ . ( «Веселимся, кружимся…»)

Четвертый тур.  «Что ты тискаешь утенка?..»

Какое слово должно стоять перед вопросительным знаком в конце отрывков из стихотворений Саши Черного?

1)- Отчего у птичек нет ___________________ ? ( «Приставалка» )

2)- Отчего шоколадки не растут на __________________ ? ( «Приставалка» )

3)Ты представь такую штуку, -

    Если б толстый бегемот

   Захотел с тобой от скуки

    Поиграть бы в свой ___________________ ? («Что ты тискаешь утенка?..» )

4)Лошадь кушала, старалась,

   Только кошка удивлялась:

   «Отчего все таракашки

    Растолстели, как ___________________ ? ( «Бабина лошадка»)

5)Отчего ты, мартышка, грустна

   И прижала к решетке головку?

   Может быть, ты больна?

    Хочешь сладкую скушать __________ ? ( «Мартышка»)

6)Жду и жду я, жду напрасно –

Колокольчик онемел…

Месяц, брат мой, месяц красный,

Месяц ясный,

Отчего ты _________________ ? ( «Когда никого нет дома» )

Пятый тур. «Выразительное чтение стихов»

Устно восстанови из слов строки стихотворений и прочитай их выразительно. Можно наизусть. Запиши, что это за стихотворение и кто его автор.

1)Идет, пруд, в, утенка, ты, утке, пусть, купаться, снеси, к

Автор _________________________ , стихотворение _____________________

2)Между, у, проталинки, в траве, корней, а рядом.

Автор _______________________ , стихотворение _________________

3)Серою, под, белеет, что, травкой, лавкой, желтеют, вон, под, нежною

Автор _____________________ , стихотворение __________________

4)Не будешь, и нянчить, мыть, теперь, качать, ты, можешь, его, и лизать, головой.

Автор ___________________, стихотворение - _______________________________

Проверочная работа (тест) по разделу «Люби живое» - урок 100

1.Кто вытащил Мальку из воды?

а)Федя             б)автор       в)Лидия              г)  выбралась сама

2.Зачем маленький зайчонок убежал из родного гнезда?

а)чтобы искать журавлиные теплые страны     б)чтобы найти другую семью   в)чтобы не замерзнуть зимой на болоте   г)чтобы найти жилище бобров  

3.Кого не слышал зимой около хатки Листопадничек?

а)хитрую лисицу         б)сердитого медведя             в)злую рысь                         г)жадную росомаху

4.Узнай произведение по ключевым словам.

Мать, солнце, природа, Родина

  1. «Мышонок Пик»
  2. «Листопадничек»
  3. «Моя Родина»
  4. «Малька провинился»

5.Что означает слово блудный?

а)тот, кто заблудился

б)тот, кто ушел из родительского дома и вернулся после долгих скитаний

в)тот, кто любит много гулять

г)тот, кто плохо себя ведет

6.Как, ругаясь, Лидия называла Мальку?

а)кривоногая         б)шельма               в)батявка                           г)бесстыдница

Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь 2 (часть 2)» - урок 108

1.Стрелками соедини автора с его произведением.

1)С.Я. Маршак                          а) «Кукушка»

2)А.Л. Барто                           б) «Разлука»

3)С.В. Михалков                     в) «Если»

4)Е.А. Благинина                    г) «В театре»

                                                  Д) «Гроза днем»

2.Вспомни произведение и его автора. Запиши.

1)В этом стихотворении изображены ребята-фантазеры, выдумщики _____________________________

2)Герой этого стихотворения очень скучает по своей маме. ______________________________________

3)В этом стихотворении есть такие строки.

   А миг спустя мы слышим,

   Как весело и быстро

   По всем зеленым листьям,

   По всем железным крышам… _______________________________  

4)Узнай стихотворение по ключевым словам.

Балет, фея, оркестр, номерок ______________________________

3.Напиши, какое стихотворение из этого раздела тебе больше всего понравилось. Назови его автора и тему.

Проверочная работа по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» - урок 120

1.Узнай произведение по отрывку. Запиши его автора и название.

1)Эти дорожки повторяются в том же порядке. Благодаря прозрачности цветного дерева любая вещь кажется богато украшенной. _______________

2)Мать остановилась и показала сыну вдаль. Там, в конце улицы, стояла новая большая школа, а за школой начинался лес. До школы отсюда еще было далеко.___________________________

3)Мы продолжали идти в плохом настроении. И только у Тузика настроение было ничего себе. Задрав хвост, он гонялся за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие. _______________________

4)Но тут глаза его стали круглые от удивления. Он ахнул, подпрыгнул на своем стуле, открыл рот и, схватив салфетку, стал кашлять и плеваться.

5)Потом он посмотрел на часы-ходики, как они идут. Часы шли  долго и скучно: тик-так, тик-так, будто они баюкали деда, а сами тоже уморились и хотели уснуть. _________________________________

2.Из данных слов составь пословицы и поговорки. Узнай по ним загаданный рассказ. Кто его автор?

1)А, не, плотник, топор, тешет. ________________________

2)Не, дурная, голова, ногам, покоя. __________________________

3)Рядком, потолкуйте, да, садитесь, рядком. ________________________

3.Восстанови деформированный план. Узнай по нему название произведения и его автора.

□ 1)Помилование и папины условия.

□ 2)Ужин со взрослыми

□3)Папин совет, или Золотые слова.

□ 4)Плохое воспитание.

□ 5)Наказание.

□ 6)Случай с маслом в чае.

□ 7)Золотые слова в жизни.

4.Напиши по нескольку произведений  этих писателей.

1)Н.Н. Носов __________________________________________

2)В.Ю. Драгунский _____________________________________

3)М.М. Зощенко _______________________________________

Проверочная работа  (тест) по разделу «По страницам детских журналов» - урок 128

1.Когда появился журнал «Веселые картинки» ?

1) в 1924 году              2)в 1956 году                    3)в 1960 году                 4)в 1980 году

2.Чего Ирочка не говорила в ответ на просьбу бабушки?

1) «Отстань!»                2) «Сейчас помогу!»        3) «Мне некогда!»                     4) «Вот еще!!

3.Кто написал рассказ  «Воспитатели»?

1)Ю.И. Ермолаев                       2)В.Ю. Драгунский                             3)Г.Б. Остер                         4)Роман Сеф

4.Узнай произведение по ключевым словам.

Лавровый переулок, бабушка, дети, ветер

1)Ю.И. Ермолаев «Как получаются легенды»

2)Г.Б. Остер «Проговорился»

3)Г.Б. Остер «Как получаются легенды»

4)Ю.И. Ермолаев «Проговорился»

5.Как ты понимаешь слово легенда?

1)поэтическое предание об историческом событии

2)короткий рассказ, который имеет поучительный смысл

3)небольшой веселый рассказ

4)юмористическое произведение

6.Укажи произведения Г.Б. Остера

1) «Веселые стихи»

2) «Как получаются легенды»

3) «Воспитатели»

4) «Вредные советы»

Проверочная работа  (тест) по разделу «Зарубежная литература» - урок 135

1.Что вместо волос было у Медузы Горгоны?

1)длинные серые змеи      2)длинные зеленые змеи              3)длинные черные змеи               4)короткие черные змеи

2.Кто похитил с Олимпа огонь и принес людям?

1)Персей            2)Геракл                  3)Минотавр                     4)Прометей

3.Как болтал длинноногий аист из сказки Г.Х. Андерсена?

1)по-испански                2)по-английски                  3)по-русски                        4)по-египетски

4.Кому принадлежат эти слова?

Здесь я могу не бояться Медузы Горгоны. Здесь ей меня не найти.

1)Персею      2)Прометею                   3)Полидекту                        4)Андромеде

5.какая пословица подходит к сказке Г.Х. Анднрсена «Гадкий утенок»?

1)Каждый зазнается настолько, насколько у него не хватает разума .

2)Красна птица пером, а человек – умом.

3)Красота пустыни – вода, красота воды – лебеди.

4)Дитя плачет, а у матери сердце болит.

6.Каким был Прометей?

1)благородным                 2)жалостливым                    3)мужественным                    4)бессердечным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...