Работа с текстом
методическая разработка по чтению на тему
Предварительный просмотр:
Работа с текстом. 4 класс. № 1.
1.Прочитай текст.
После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.
По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розоватые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонкие опёнки.
На моховых болотах ожерельем рассыпана по клочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.
Чист и прозрачен воздух. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка. По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака.
В осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли.
2.Определи главную тему текста.______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Определи тип речи (подчеркни): повествование, описание, рассуждение.
4.Допиши недостающие пункты плана:
1).Осень наступила.
2)._______________________________________________________________
3).__________________________________________________________________
4)._____________________________________________________________________
5).Птицы готовятся к отлёту.
5.Восстанови предложение. Впиши пропущенные слова.
По опушкам лесов ещё растут____________: красноголовые ______________________________, зеленоватые и розоватые_________________________, скользкие___________________________
и душистые ___________________________ .
6.Допиши предложения, используя слова из текста.
Тонкие опёнки (что делают?)______________________________________________
Гроздья рябины (что делают?)____________________________________________
Золотая осень (что сделала?)______________________________________________
7.Определи границы предложений. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
З…ленной л…ствою одеты д…ревья пахнет гр…бамии и спелой з…мл…никой громко п…ют птицы под д…ревьями в л…су рыщ… звери.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Объясни выражение.
«ожерельем рассыпана клюква»-_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Работа с текстом. 4 класс. № 2.
1.Прочитай текст.
Ливень.
Земля долго ждала дождя. Дождь начался на рассвете.
Ветер волной пробежал по ниве, пригнул одинокую берёзку у оврага и вдруг взметнул столбы пыли, расстелил до земли колосья ржи. Упали первые крупные, тяжёлые капли. Они падали всё чаще и чаще, пошли мелкой дробью, потом разом хлынул неукротимый ливень.
Ливень шумел по косогорам, земля набухла и почернела. После долгих засушливых дней она задышала и ожила. Живительная влага напоила поле.
Дождь кончился внезапно. С неба брызнули солнечные лучи. Солнце и тёплый ветерок подсушили колосья, рожь поднялась, в небо глянули синие глаза васильков.
2.Озаглавь части текста.
1)_______________________________________________________________________
2)_______________________________________________________________________
3)_______________________________________________________________________
3.Определи главную тему текста.__________________________________________
________________________________________________________________________
4.Определи тип текста (подчеркни): повествование, описание, рассуждение.
5.Что сделал ветер? Выпиши глаголы из текста.
__________________________________ по ниве
ветер ___________________________________ столбы пыли
ветер _____________________________берёзку
__________________________________________колосья ржи
6.Выпиши из второго абзаца предложение, которое соответствует схеме.
Какая? Что? Что сделала? Что?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Выдели корни в однокоренных словах. Подчеркни лишнее слово.
Поле, полевой, полочка, полюшко.
Соринка, сорняк, сорвал, насорил.
8. Вставь пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова.
По…вилась в небе клякса- (__________________________)
Уд…вительная плакса! (________________________________)
Если клякса зар…вет- (__________________________________)
Разб…жится весь народ! (___________________________)
Только ветер был х…тёр: (___________________________)
Нал…тел и кляксу стёр! ( ______________________________)
Что это?
9.Вставь пропущенные буквы. Спиши предложения, дополняя каждое именем прилагательным.
Св…ркнула молния. Прок…тился удар грома. Прибл…жалась гроза. Полил дождь. Капли стучали по стеклу.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа с текстом. 4 класс. № 3.
1.Прочитай текст.
Солнечный день в самом начале лета.
Я брожу неподалёку от дома в берёзовом перелеске. Всё кругом будто купается, плещется в золотых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берёз. Листья на них кажутся то изумрудно – зелёными, то совсем золотыми. А внизу под берёзами на траве тоже, как волны, бегут и струятся лёгкие синеватые тени. И светлые зайчики, как отражение солнца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке.
Солнце и в небе, и на земле… И становится так хорошо, так весело. Что хочется убежать куда – то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной. И вдруг из этой солнечной дали мне послышался знакомый лесной голосок: «Ку –ку, ку – ку!...»
2.Определи стиль текста(подчеркни): научный, художественный, публицистический.
3.Определи главную тему текста.________________________________________
________________________________________________________________________
4.Объясни выражение «струятся ветви берёз».______________________________
______________________________________________________________________
5.Запиши, с чем сравнивает автор синеватые тени под берёзами._____________
________________________________________________________________________
6.Вставь слова, используя текст, чтобы предложения имели смысл.
Вся природа___________________в золотых волнах тепла и света. Стволы молодых берёз сверкают___________________________________.
7.Укажи главное слово в словосочетании.
Светлые зайчики, сверкает белизна, бежать вдаль, отражение солнца. Солнечное отражение, молодые берёзки.
8.Разбери слова по составу.
В перелеске, под берёзками, по дорожке.
Послышался, брожу, убегает.
9.Спиши, раскрывая скобки.
Дорога (с)вернула (в)берёзовый (пере)лесок. Мы (с)товарищами зашли (в)густую чащу. Вдруг (по)слышался голос кукушки. Совсем рядом (за)стрекотал кузнечик. Как здесь хорошо!
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс).
Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс)Плясунья Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р!.. В так...
Презентация на тему "Урок русского языка. Тема "Текст. виды работы с текстом. Обобщение знаний."
Данная презентация составлена к уроку русского языка по теме "Текст. Виды работы с текстом. Обобщение знаний." В презентации прослеживаются различные виды работы с текстом. Презетация соде...
Работа с текстом для 3-4 кл. исторический текст "Откуда пришла газета"
Исторический текст рассказывает о происхождении первой газеты. Место, время, чья идея, почему возникла необходимость в создании её. К тексту дан ряд вопросов для учащихся 3 - 4 классов. Чтобы ответить...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку"
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку.Цели урока: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержа...
статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...
Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."
В докладе рассказывается о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....
Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом» (из опыта работы)
Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом»(из опыта работы)...