Работа с текстом
методическая разработка по чтению на тему

Бушуева Евгения Павловна

Работа с текстом 4 класс ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom4_klass.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с текстом. 4 класс. № 1.

1.Прочитай текст.

  После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.

По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розоватые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся  друг  к дружке тонкие опёнки.

    На моховых болотах ожерельем рассыпана по клочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.

     Чист и прозрачен воздух. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка. По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака.

     В осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли.

2.Определи главную тему текста.______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.Определи тип речи (подчеркни): повествование, описание, рассуждение.

 

4.Допиши недостающие пункты плана:

1).Осень наступила.

2)._______________________________________________________________

3).__________________________________________________________________

4)._____________________________________________________________________

5).Птицы готовятся к отлёту.

5.Восстанови предложение. Впиши пропущенные слова.

   По опушкам лесов ещё растут____________: красноголовые ______________________________, зеленоватые и розоватые_________________________, скользкие___________________________

 и душистые ___________________________         .

6.Допиши предложения, используя слова из текста.

Тонкие опёнки (что делают?)______________________________________________

 Гроздья рябины (что делают?)____________________________________________

Золотая осень (что сделала?)______________________________________________

 7.Определи границы предложений. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

З…ленной л…ствою одеты д…ревья пахнет гр…бамии и спелой з…мл…никой громко п…ют птицы под д…ревьями в л…су рыщ… звери.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

          

8.Объясни выражение.

«ожерельем рассыпана клюква»-_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

Работа с текстом. 4 класс. № 2.

1.Прочитай текст.

                              Ливень.

   Земля долго ждала дождя. Дождь начался на рассвете.

   Ветер волной пробежал по ниве, пригнул одинокую берёзку у оврага и вдруг взметнул столбы пыли, расстелил до земли колосья ржи. Упали первые крупные, тяжёлые капли. Они падали всё чаще и чаще, пошли мелкой дробью, потом разом хлынул неукротимый ливень.

    Ливень шумел по косогорам, земля набухла и почернела. После долгих засушливых дней она задышала и ожила. Живительная влага напоила поле.

     Дождь кончился внезапно. С неба брызнули солнечные лучи. Солнце и тёплый ветерок подсушили колосья, рожь поднялась, в небо глянули синие глаза васильков.

2.Озаглавь части текста.

1)_______________________________________________________________________

2)_______________________________________________________________________

3)_______________________________________________________________________

3.Определи главную тему текста.__________________________________________

________________________________________________________________________

 

4.Определи тип текста (подчеркни): повествование, описание, рассуждение.

 

5.Что сделал ветер? Выпиши глаголы из текста.

 __________________________________ по ниве

ветер   ___________________________________   столбы пыли

ветер _____________________________берёзку

    __________________________________________колосья ржи

6.Выпиши из второго абзаца предложение, которое соответствует схеме.

Какая?                  Что?                   Что сделала?         Что?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Выдели корни в однокоренных словах. Подчеркни лишнее слово.

Поле, полевой, полочка, полюшко.

Соринка, сорняк, сорвал, насорил.

8. Вставь пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова.

По…вилась в небе клякса-    (__________________________)

Уд…вительная плакса!         (________________________________)

Если клякса зар…вет-           (__________________________________)

Разб…жится весь народ!       (___________________________)

Только ветер был х…тёр:       (___________________________)

Нал…тел и кляксу стёр!           ( ______________________________)

Что это?

9.Вставь пропущенные буквы. Спиши предложения, дополняя каждое именем прилагательным.

  Св…ркнула молния. Прок…тился удар грома. Прибл…жалась гроза. Полил дождь. Капли стучали по стеклу.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Работа с текстом. 4 класс. № 3.

1.Прочитай текст.

    Солнечный день в самом начале лета.

  Я брожу неподалёку от дома в берёзовом перелеске. Всё кругом будто купается, плещется в золотых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берёз. Листья на них кажутся то изумрудно – зелёными, то совсем золотыми. А внизу под берёзами на траве тоже, как волны, бегут и струятся лёгкие синеватые тени. И светлые зайчики, как отражение солнца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке.

    Солнце и в небе, и на земле… И становится так хорошо, так весело. Что хочется убежать куда – то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной. И вдруг из этой солнечной дали мне послышался знакомый лесной голосок: «Ку –ку, ку – ку!...»

2.Определи стиль текста(подчеркни): научный, художественный, публицистический.

 

3.Определи главную тему текста.________________________________________

________________________________________________________________________

 

4.Объясни выражение «струятся ветви берёз».______________________________

______________________________________________________________________

 

5.Запиши, с чем сравнивает автор синеватые тени под берёзами._____________

________________________________________________________________________

6.Вставь слова, используя текст, чтобы предложения имели смысл.

  Вся природа___________________в золотых волнах тепла и света. Стволы молодых берёз сверкают___________________________________.

7.Укажи главное слово в словосочетании.

Светлые зайчики, сверкает белизна, бежать вдаль, отражение солнца. Солнечное отражение, молодые берёзки.

8.Разбери слова по составу.

В перелеске, под берёзками, по дорожке.

Послышался, брожу, убегает.

9.Спиши, раскрывая скобки.

   Дорога (с)вернула (в)берёзовый (пере)лесок. Мы (с)товарищами зашли (в)густую чащу. Вдруг (по)слышался голос кукушки. Совсем рядом (за)стрекотал кузнечик. Как здесь хорошо!

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс).

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс)Плясунья Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р!.. В так...

Презентация на тему "Урок русского языка. Тема "Текст. виды работы с текстом. Обобщение знаний."

Данная презентация составлена к уроку русского языка по теме "Текст. Виды работы с текстом. Обобщение знаний."  В презентации прослеживаются различные виды работы с  текстом. Презетация соде...

Работа с текстом для 3-4 кл. исторический текст "Откуда пришла газета"

Исторический текст рассказывает о происхождении первой газеты. Место, время, чья идея, почему возникла необходимость в создании её. К тексту дан ряд вопросов для учащихся 3 - 4 классов. Чтобы ответить...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку.Цели урока: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержа...

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."

В докладе рассказывается  о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....

Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом» (из опыта работы)

Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом»(из опыта работы)...