Сказка ложь, да в ней намёк
план-конспект урока по чтению на тему
развивать умения воспринимать на слух тексты в исполнении диктора, учащихся;
развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух и про себя;
развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации, ключевым словам;.
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 32.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Сказка ложь, да в ней намёк …»
Русская народная сказка «Кот и лиса»
Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении диктора, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух и просебя;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Ход урока
- Самоопределение к деятельности (орг. момент)
(слайд 1)
-Прозвенел звонок-начинается урок!
Приветствие “Здравствуйте!”
- желаю (соприкасаются большими пальцами);
- успеха (указательными);
- большого (средними);
- во всём (безымянными);
- и везде (мизинцами);
- Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
-Давайте произнесём приветствие с разной интонацией (радость, равнодушие, восторг , грусть, удивление)
(слайд 2)
-Спасибо. Ребята, у нас с вами урок литературного чтения. Предлагаю вам вставить пропущенные слова в четверостишье об этом уроке.
-Литературное чтение –… урок, прекрасный
Много … в каждой из строк. полезный
Сказка это или рассказ,
Вы учите их – они … вас. учить
( 2 чел. читают стих)
- Каким бы вы хотели видеть сегодня урок чтения?
На доске открывается запись:
(слайд 3)
УРОК:
Интересный
Познавательный
Развивающий
Плодотворный
Весёлый
Удивительный
(перед уч-ся листы- таблицы)
-Закрасьте цветным карандашом выбранную строку.
(Зачитываю выбранные детьми строки)
-Чтобы урок получился таким, достаточно ли действий одного учителя? Необходима ваша помощь? Какими должны быть на уроке ученики?
На доске открывается запись:
(слайд 4)
УЧЕНИКИ:
Активные
Думающие
Работоспособные
Внимательные
Дисциплинированные
- Выберите … -По вашему мнению, какими должны быть ученики на уроке?
- В конце урока мы проанализируем, получился ли он таким, каким мы его хотели видеть?
(слайд 5)
-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и
наполнит наши души прекрасными чувствами. (радуга на слайде)
- Актуализация знаний.
- Упражнение на развитие концентрации внимания и его устойчивости.
-Все дети любят играть, предлагаю вам игру «Найди слово».
(слайд 6)
- Перед вами на партах приготовлены карточки. Ваша задача – найти слова среди случайных букв и подчеркнуть их.
опкарутсмтпословицажудбехцак
иаекфывуцфжанршгнеую
уыупвсчиталкагныруд
вочскороговоркатпумбудх
-Какие слова вы нашли?
(слайд 7)
-Молодцы, верно справились с заданием. А что объединяет эти слова?
(Слова относятся к устному народному творчеству)
-Верно, это фольклор.
(слайд 8)
-Что такое фольклор?( Жанр устного народного творчества)
- А что еще мы относим к фольклору?(прибаутка, колыбельная, дразнилка, сказка и т.д.)
(слайд 9)
- Да ребята, сказка – это жанр устного народного творчества. Они появились много веков назад, когда люди еще не умели читать и писать. Впервые сказки были записаны в 16 веке, а собирать и изучать их начали только в 19 веке.
(слайд 10) (пауза….Звучит музыка)
3. Включение в деятельность.
(Работа в парах)
- Игра «Остатки – сладки».
В старом заброшенном доме жила Мышка-буквоедка Фрося. Она очень любила
Грызть книжки, которые лежали на полке… Как-то мышка нашла вкусную книжку, но так как она уже была сыта, то, подобно малышу, который из булочки выковыривает и ест только изюминки, выгрызла не всё, а то, что она посчитала вкусным. Потом Фрося бросила книжку и убежала в норку….
-Фрося убежала, но оставила нам задания. Работать будете парами. Внимательно прочитайте и выполните задания на цветных карточках.
(жёлт.) Прочитайте текст с неполными словами.
Сказка – это жанр уст... народ.. твор…. По авторской принадлежности сказки быва… автор…ие и народ…е. Сказители – это те, кто умело расск…вал сказки. Сказки бы…ют: волше…, о живот.., бытов…. Главн.. тема сказок разн… народов - борьба добра со зл….
(роз.) Прочитайте отрывок из сказки. Как она называется и к какому виду сказок относится?
Проверка.
-Какое задание было на жёлтых карточках?
-Кто хочет начать проверку? Прочитайте 1 абзац.
Спасибо. Кто продолжит?
( Чтение текста парой)
-Молодцы. Спасибо.
(слайд 11)
-На розовых карточках даны отрывки из сказок, пары должны были угадать название сказки и определить её вид.
- Встаньте те, кто читал волшебную сказку. Как она называется?(«Мальчик-с-пальчик»)
-А кто читал сказку «Каша из топора». Какой это вид?
-У 3 пары осталась сказка какого вида? ( о животных, «Лиса и журавль)
(слайд 12)
4.Определение темы урока.
Проблемный вопрос (прогнозирование):
-Наверное, вы уже догадались, что тема урока работа … со сказкой.
Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
- Правильно, тема урока (Русская народная сказка)
(слайд 13)
-Хотите узнать о ком эта сказка?
Работа группами. (мальчики-девочки)
-Соберите пазлы и узнайте, кто герои сказки.
- Как может называться сказка, героями которой являются Кот и Лиса?
(«Кот и лиса»)
(слайд 14)
-А какова цель нашего урока? ( вникнуть в особенности художественного мира сказки и понять её мудрость т .е. научиться видеть её скрытый смысл)
(слайд 15)
- Знаете ли вы сказки, где главный герой кот? А лиса? (ответы детей)
- Вспомните какие они в сказках? Определите их черты характера.
Работа по инд.карточкам.
(слайд 16)
-Соедините героев с их чертами характера.
Хитрый
Обманщик
кот Добрый лиса
Льстивый
Плутовка
Защитник
-Давайте проверим. Каким вы помните кота? А лису?
Проблемный вопрос (прогнозирование):
- А как вы думаете, в этой сказке наши герои будут такими же? (ответы детей)
- Прочитаем сказку и проверим ваши предположения.
-Речевая разминка.
(слайд 17)
Сегодня мы будем часто изменять форму слова лиса. Потренируемся в этом с помощью чистоговорок:
1. Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).
2. Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).
3.Су-су-су – дети видели … (лису).
4. Се-се-се – много сказок о … (лисе).
(Чтение понравившихся чистоговорок по номеру хором или индивид.)
-Встаньте те, кто выбрал 1 чистоговорку. Прочитайте и т.д.
-Молодцы.
-Работа по учебнику.
Откройте учебники на стр.195
(слайд18)
По ходу работы над сказкой будем заполнять опорный конспект и объяснять лексическое значение слов, которые нам не знакомы.
-Прочитайте конспект.
- автор и его произведение
- язык сказки
- герои сказки
- Еще не читая сказки, что мы уже можем заполнить? (автор и его произведения)
Заполнение опорного конспекта:
- автор и его произведение (народная сказка «Кот и лиса»)
5. Работа с текстом во время чтения
I Часть. Стр.195
Аудиозапись. Прослушивание.
- Предлагаю прослушать аудиозапись 1 части сказки.
Прошу следить и отмечать непонятные слова.
(слайд 19)
Словарная работа.
(слайд 20)
- В сказках встречается много непонятных нам слов, которые называются устаревшими.
- Значение многих их них мы можем объяснить сами, но есть и такие слова, для толкования которых понадобится словарь.
(бурмистр – управляющий;
потчевать – кормить, угощать;
величать – звать)
- Как называются эти слова? (устаревшие)
-Какие ещё непонятные слова встретились?
- Какой вывод вы можете сделать? (сказка старая)
(слайд 21)
Давайте заполним наш конспект.(-язык сказки - устаревший)
Вопросы после 1 части.
-Вернёмся к прослушанному отрывку.
Рассмотрите иллюстрацию авторов, подберите подходящее к нему предложение из текста.
- Почему лиса никогда не видела котов? (лиса – дикое животное, житель леса)
- Плохо ли коту в лесу жилось? Как об этом в сказке говорится? («…и горя ему мало»)
-Спасибо.
II Часть. Стр.196
Жужжащее чтение. ( с карандашом )
-Поработаем со 2 частью. Предлагаю использовать жужжащее чтение.
- Проследим за языком сказки, выполняя задание.
(слайд 22)
– Найдите в сказке устаревшие слова, соответствующие словам современного русского языка:
- если – коли;
- иди – ступай;
- спрячься – схоронись.
-Прочтите предложение, в котором встретилось устаревшее слово, соответствующее слову если.
-А кто нашёл…? И т.д.
Ответы на вопросы после чтения.
- Что можно сказать о лисе, прочитав вторую часть сказки? (заботливая, находчивая, сообразительная)
- Кто повстречался лисе? (волк и медведь)
- Что же придумала лиса?
Физминутка ( игра «Пантомима»)
- Давайте попробуем изобразить повадки и характер наших героев.
-Молодцы.
(слайд 23)
Проблемный вопрос (прогнозирование):
- Предположите, сообразят ли волк и медведь, кто такой Котофей Иванович на самом деле? (высказывание детей).
- Проверим свои предположения после просмотра третьей части.
Установка.
Внимательно смотрите отрывок из мультфильма и подготовьтесь заполнить опорный конспект о героях сказки.
(слайд 24)
III Часть. Стр 197
Вопросы после просмотра.
- Подтвердились ли наши первоначальные предположения о героях?
(слайд 25)
- Кот (защитник, спаситель, иногда хитрец)
- А лиса? (хитрая, обманщица, расчётливая ,льстивая)
(слайд 26)
-Заполним опорный конспект.
! (Если останется время)
-Предлагаю вам творческое задание на зелёных листах.
- Пользуясь словами для справок, подоберите подходящие по смыслу слова, чтобы получилось четверостишье про лису/кота (по выбору)
Лиса ________________ ____________,
И вдруг ____________ _____________
Полюбила, __________________
С ним ____________ _____ __________.
( встретила кота, красива и умна, осталась на века, приласкала)
Кот был _____________ _______________
И в лесу __ _____________________
Вдруг с _____________ __________
И с нею _____________ ___________.
( лисою повстречался, хитрый и умелый, жить остался, не растерялся)
Проверка.
- Какими предстают перед нами волк и медведь? (трусливые, глупые)
- А кто оказался смелее? (заяц)
Заполнение опорного конспекта:
- герои сказки (кот – находчивый, хитрый;
лиса – сообразительная, хитрая;
волк и медведь – глупые и трусливые;
заяц - смелый)
6.Работа с текстом после чтения.
(слайд 27)
- Сказки о животных называются АНИМАЛИСТИЧЕСКИМИ. Это новое слово. Прочитайте его. Это слово пришло из французского языка, «анималь»- животное.
- В сказках о животных действительно показано то, что народ осуждал в себе, в своих социальных врагах, в обществе. Высмеивались глупость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие
- Подумайте о морали. Чему учит наша сказка?
(слайд 28)
Побеждают не силой , а умом, находчивостью, хитростью
- Ребята, рассмотрите фразеологизмы и пословицы в картинках и выберите ту, которая по смыслу подходит к содержанию сказки :
- У страха глаза велики.
- Молодцы!
(слайд 29)
Вывод:
-Ребята, давайте вспомним какова цель нашего урока? ( вникнуть в особенности художественного мира сказки «Кот и лиса» и понять её мудрость т .е. научиться видеть её скрытый смысл.
-Достигли мы её?
( слайд30)
-Мы познакомились со сказкой, а дома вы продолжите работать с ней.
Предлагаю 3 вида заданий на ваш выбор.
Домашнее задание:- Прочитать сказку по ролям.
- С.198 задание2
- Нарисовать главных героев сказки.
(слайд 31)
Рефлексия:
-Каким вы хотели видеть наш урок вначале? (Интересным, сказочным, весёлым, удивительным)
-Он получился таким?
-Он принес вам радость общения ?
-Наполнил наши души прекрасными чувствами? ДА
Лист оценивания. (на доске)
-Оцените: насколько интересным вам показался урок.
-Оцените свою работу на уроке.
(зел.)- Работал активно, результатом доволен.
(жёлт.)- Работал не в полную силу, хочу улучшить результат.
Оценивание одноклассников.
-Ребята, у каждого из вас есть «сердечко». Отдайте его тому, кто лучше всех на ваш взгляд трудился на уроке. Поблагодарите его от всей души.
-Приятно получать комплименты? Порадуемся вместе.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока лит.чтения 2 класс по теме "Обобщение по разделу "Сказка -ложь, да в ней намёк...""
Конспект урока лит.чтения 2 класс (ОС "Школа 2100") по теме "Обобщение по разделу "Сказка - ложь, да в ней намёк..."...
исследовательский проект Сказка - ложь, да в ней намёк 4 класс с презентацией
Данный исследовательский проект выполнен ученицей 4 класса. Проект соответствует требованиям, предъявляемым к исследовательским проектам. При работе над проектом, ребёнок познакомился со многими сказк...
Урок литературного чтения во 2 классе по теме " Введение в новый раздел «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон».
Урок литератрного чтения во 2 классе (УМК "Школа 2100") Цель урока: введение в раздел «Сказка – ложь, да в ней намёк…» через изучение...
Проект "Сказка - ложь, да в ней намёк..."
Проект посвящен русским народным сказкам. Сказки сопутствовали народу на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку. Целью проекта является развити...
Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок (КВН по сказкам)
Внеклассное мероприятие по внеклассному чтению для учащихся 1-2 классов.Обобщение знаний учеников по известным народным и литературным сказкам....
Исследовательская работа на тему: "Сказка ложь, да в ней намёк..." (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)
«Сказка ложь, да в ней намек…» (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)АннотацияЦель исследования:Исследовать особенности русских народных сказок и сказок наро...
Тема Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок (КВН по сказкам)
Урок в форме КВН поможет :1. Развивать творческие способности, речевые умения, память, внимание, наблюдательность к слову.2. Воспитывать интерес к чтению, любовь к народному творчеству.3.Формировать н...