Технологическая карта по литературному чтению, 1 класс, "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Ренева Наталья Леонидовна

«Знакомство с буквой Ее. Буква Е в начале слова (обозначение звуков [й,], [э])»

(Начальная школа XXI века)

Тип урока: урок «открытия» нового знания

 

Разработала: Ренева Наталья Леонидовна

                      

 

    

Технологическая карта урока литературного чтения в 1А классе

 

Тема урока

Знакомство с буквой Ее. Буква Е в начале слова (обозначение звуков [й,], [э]).

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

      Цели

Организовать работу по ознакомлению с обозначением буквы е в начале слова; научить акцентированному произнесению звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов, выполнять звуковой анализ слов «енот», «ежи»; создать условия развития фонематического слуха и культуры произношения, мышления, речи обучающихся.

Планируемый

    результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

·        знают обозначение буквы е в начале слова;

·        умеют акцентировано произносить звуки, зафиксированные в звуковых моделях слов, выполнять звуковой анализ слов «енот», «ежи».

 

Личностные:

·        осознание алгоритма учебного действия;

·        способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные:

ü принимать и сохранять учебную задачу;

ü адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей;

ü планировать своё действие;

ü понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Познавательные:

ü соотнесение звуковых моделей со словами-названиями картинок, схем с гласными буквами со словами;

 

ü построение звуковых цепочек.

 

Коммуникативные:

ü формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

ü принимать на себя ответственность за результат своих действий;

ü наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Основные понятия

Предложение, гласные и согласные звуки и буквы, звуковая схема.

 

Межпредметные связи

Русский язык – развитие речи – окружающий мир

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

 

Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова. Букварь. Учебник для 1 класса. Часть первая.

Мультимедийное сопровождение урока литературного чтения «Знакомство с буквой Ее. Буква Е в начале слова (обозначение звуков [й,], [э])».

Карточки с цветовыми сигналами.

Ленточки «Рефлексия урока»

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

                Формируемые

универсальные учебные действия

Самоопределение к деятельности

Включение в деловой ритм

Устное сообщение учителя

Готовятся к работе

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

- Мы начнем урок с притчи. Называется притча «Ручеёк». Послушайте. (Слайд 1 ).

-Что вы можете сказать о ручейке? Каким он был? (Нерешительный, боялся трудностей, сомневался в том, что может их преодолеть, но смог принять трудное для себя решение.)

-Чему учит нас эта притча? (Не бояться трудностей на пути и стараться их преодолеть.)

-И на нашем уроке не бойтесь трудностей, идите вперёд по дороге знаний.

 

Актуализация опорных знаний 

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

 

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание

 

-Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)

-Их чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

-Сделаем схему предложения из трёх слов. Подберём к этой схеме предложение.

-Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков.)

-Расставим руки и повторим памятку.

-На какие две группы делятся звуки? (Звуки бывают гласными и согласными.)

-Какие звуки называются гласными? Приведите примеры.

-Какие звуки называются согласными?. Приведите примеры.

-С какими гласными буквами мы познакомились? (А, Я, О, Ё, У, Ю, Э.) Где они расположены на «ленте» букв?

-Какие гласные расположены на верхней полочке, а какие на нижней?

- Назовите «особые» гласные. Почему это «особые» гласные?

 

 

Постановка учебной задачи

 

 

Анализирует знания учащихся.

.

 

 

Называют тему урока.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение;

логические –  формулирование проблемы.

 

-Посмотрите на доску. Что вы видите? (Ели – ельник, ежи, енот, ежевика.) (Слайд 2)

Послушайте ещё раз слова, которые мы назвали: ели, ежи, енот, ежевика. Что заметили? (Все они начинаются с е.)

-Назовите тему нашего урока. (Знакомство с буквой Е.) (Слайд 3)

-Это печатные или письменные буквы?

 

 

 

 

Построение выхода из затруднения

 

 

Организует фронтальную, самостоятельную работы.

 

 

Выполняют звуковой анализ слов, находят место «особой» гласной на «ленте» букв, печатают новую букву.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические  - построение логической цепи рассуждений, доказательство.

 

-Какие звуки обозначаются буквой Е в начале слова? (Звуки [й,э].)

 

-Посмотрите как пишутся печатные заглавная и строчная буквы Ее.

 

-Напечатаем буквы Ее в тетради. Откройте тетради, найдите точку. От точки две клетки вверх…

-Найдём эту букву на «ленте! букв. На красной или синей половинке? На верхней или нижней полочке? Почему? Проверим. Как звучат согласные вместе с гласной е?

 

-Откроем букву Е на «ленте» букв.

 

 

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Организует фронтальную работу.

 

Выявляют место и причины затруднения. Составляют план достижения цели и определяют средства.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование

Познавательные: моделирование; логические решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

 

-Сделаем звуковые схемы слов, которые сегодня называл: енот, ежи. Работаем со звуковыми карточками.

 

-Звуки [й,э] в начале слова обозначаются какой буквой? (Буквой Е.) Обозначим это.

 

Физкультминутка

 

Весело ручей бежит

И по камешкам журчит.

Обежал вокруг деревьев

И к реке бежит скорее.

Там с обрыва прыг – скок

И вливается в поток.

 

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

 

Организует самостоятельную деятельность обучающихся. Организует работу в парах.

 

Выявляют место и причины затруднения. Составляют план достижения цели и определяют средства.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование

Познавательные: моделирование; логические построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

 

1. –А сейчас вы самостоятельно сделаете схему слова ели. Поверим. (Слайд 3)

 

2. Работа по учебнику.

 

-Откройте учебники на с. 53. Здесь изображены различные предметы. Поиграем в игру «Продолжи цепочку слов». Начинаем с предмета в верхнем левом углу. (Куст – топор – ракета – автобус – сом - …)

 

3. . –У вас на столах лежат ежи. Это волшебные ежи. А какого они цвета – мы сейчас узнаем. Работаем в парах.

 

-Если в слиянии твёрдый согласный закрасьте синим цветом, а если мягкийзелёным. Проверка.

 

4. Задание для читающих учеников.

 

-Разгадайте ребусы. Чем похожи все слова? Что в них общего? (Во всех словах ест одинаковая часть – «ель».) (Слайд 4)

-Вставим вместо рисунков слово «ель» и прочитаем новые слова.

-Где спряталась ель? (Ельник, пельмени, мельник, рельсы, акварель, дрель.)

 

 

 

 

 

 

Рефлексия деятельности

 

 

Организует рефлексию

 

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

 

-С какой буквой мы познакомились на уроке?

-Почему её называют «особой» гласной?

-Что во время урока вам показалось самым интересным?

-Ребята, у вас на столе лежат ленточки. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. (Зеленые, желтые и красные ленточки.)

-А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу. Спасибо!

Обсуждение результатов рефлексии.

 

-Вспомним притчу о ручейке. Она вам сегодня помогла? (Мы старались не бояться трудностей на уроке, а смело идти им на встречу.)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_1_klasse_bukva_e.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  к уроку

литературного чтения в 1А классе по теме:

 «Знакомство с буквой Ее. Буква Е в начале слова (обозначение звуков [й,], [э])»

(Начальная школа XXI века)

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Разработала: Ренева Наталья Леонидовна

                       

     

Технологическая карта урока литературного чтения в 1А классе

Тема урока

Знакомство с буквой Ее. Буква Е в начале слова (обозначение звуков [й,], [э]).

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

      Цели

Организовать работу по ознакомлению с обозначением буквы е в начале слова; научить акцентированному произнесению звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов, выполнять звуковой анализ слов «енот», «ежи»; создать условия развития фонематического слуха и культуры произношения, мышления, речи обучающихся.

Планируемый

    результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

  • знают обозначение буквы е в начале слова;
  • умеют акцентировано произносить звуки, зафиксированные в звуковых моделях слов, выполнять звуковой анализ слов «енот», «ежи».

Личностные:

  • осознание алгоритма учебного действия;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные: 

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей;
  • планировать своё действие;
  • понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Познавательные:

  • соотнесение звуковых моделей со словами-названиями картинок, схем с гласными буквами со словами;

  • построение звуковых цепочек.

Коммуникативные:

  • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
  • принимать на себя ответственность за результат своих действий;
  • наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Основные понятия

Предложение, гласные и согласные звуки и буквы, звуковая схема.

Межпредметные связи

Русский язык – развитие речи – окружающий мир

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова. Букварь. Учебник для 1 класса. Часть первая.

Мультимедийное сопровождение урока литературного чтения «Знакомство с буквой Ее. Буква Е в начале слова (обозначение звуков [й,], [э])».

Карточки с цветовыми сигналами.

Ленточки «Рефлексия урока»

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

                Формируемые

универсальные учебные действия

Самоопределение к деятельности

Включение в деловой ритм

Устное сообщение учителя

Готовятся к работе

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

- Мы начнем урок с притчи. Называется притча «Ручеёк». Послушайте. (Слайд 1 ).

-Что вы можете сказать о ручейке? Каким он был? (Нерешительный, боялся трудностей, сомневался в том, что может их преодолеть, но смог принять трудное для себя решение.)

-Чему учит нас эта притча? (Не бояться трудностей на пути и стараться их преодолеть.)

-И на нашем уроке не бойтесь трудностей, идите вперёд по дороге знаний.

Актуализация опорных знаний  

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание

-Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)

-Их чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

-Сделаем схему предложения из трёх слов. Подберём к этой схеме предложение.

-Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков.)

-Расставим руки и повторим памятку.

-На какие две группы делятся звуки? (Звуки бывают гласными и согласными.)

-Какие звуки называются гласными? Приведите примеры.

-Какие звуки называются согласными?. Приведите примеры.

-С какими гласными буквами мы познакомились? (А, Я, О, Ё, У, Ю, Э.) Где они расположены на «ленте» букв?

-Какие гласные расположены на верхней полочке, а какие на нижней?

- Назовите «особые» гласные. Почему это «особые» гласные?

Постановка учебной задачи

Анализирует знания учащихся.

.

Называют тему урока.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение;

логические –  формулирование проблемы.

-Посмотрите на доску. Что вы видите? (Ели – ельник, ежи, енот, ежевика.) (Слайд 2)

Послушайте ещё раз слова, которые мы назвали: ели, ежи, енот, ежевика. Что заметили? (Все они начинаются с е.)

-Назовите тему нашего урока. (Знакомство с буквой Е.) (Слайд 3)

-Это печатные или письменные буквы?

Построение выхода из затруднения

Организует фронтальную, самостоятельную работы.

Выполняют звуковой анализ слов, находят место «особой» гласной на «ленте» букв, печатают новую букву.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические  - построение логической цепи рассуждений, доказательство.

-Какие звуки обозначаются буквой Е в начале слова? (Звуки [й,э].)

-Посмотрите как пишутся печатные заглавная и строчная буквы Ее.

-Напечатаем буквы Ее в тетради. Откройте тетради, найдите точку. От точки две клетки вверх…

-Найдём эту букву на «ленте! букв. На красной или синей половинке? На верхней или нижней полочке? Почему? Проверим. Как звучат согласные вместе с гласной е?

-Откроем букву Е на «ленте» букв.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Организует фронтальную работу.

Выявляют место и причины затруднения. Составляют план достижения цели и определяют средства.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование

Познавательные: моделирование; логические решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

-Сделаем звуковые схемы слов, которые сегодня называл: енот, ежи. Работаем со звуковыми карточками.

-Звуки [й,э] в начале слова обозначаются какой буквой? (Буквой Е.) Обозначим это.

Физкультминутка

Весело ручей бежит

И по камешкам журчит.

Обежал вокруг деревьев

И к реке бежит скорее.

Там с обрыва прыг – скок

И вливается в поток.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Организует самостоятельную деятельность обучающихся. Организует работу в парах.

Выявляют место и причины затруднения. Составляют план достижения цели и определяют средства.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование

Познавательные: моделирование; логические построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

1. –А сейчас вы самостоятельно сделаете схему слова ели. Поверим. (Слайд 3)

2. Работа по учебнику.

-Откройте учебники на с. 53. Здесь изображены различные предметы. Поиграем в игру «Продолжи цепочку слов». Начинаем с предмета в верхнем левом углу. (Куст – топор – ракета – автобус – сом - …)

3. . –У вас на столах лежат ежи. Это волшебные ежи. А какого они цвета – мы сейчас узнаем. Работаем в парах.

-Если в слиянии твёрдый согласный закрасьте синим цветом, а если мягкий – зелёным. Проверка.

4. Задание для читающих учеников.

-Разгадайте ребусы. Чем похожи все слова? Что в них общего? (Во всех словах ест одинаковая часть – «ель».) (Слайд 4)

-Вставим вместо рисунков слово «ель» и прочитаем новые слова.

-Где спряталась ель? (Ельник, пельмени, мельник, рельсы, акварель, дрель.)

Рефлексия деятельности

Организует рефлексию

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

-С какой буквой мы познакомились на уроке?

-Почему её называют «особой» гласной?

-Что во время урока вам показалось самым интересным?

-Ребята, у вас на столе лежат ленточки. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. (Зеленые, желтые и красные ленточки.)

-А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу. Спасибо!

Обсуждение результатов рефлексии.

-Вспомним притчу о ручейке. Она вам сегодня помогла? (Мы старались не бояться трудностей на уроке, а смело идти им на встречу.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...

Конспект урока по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" Тема урока: В. Драгунский "Он живой и светится"

Цель урока: познакомить с рассказом В. Драгунского "Он живой и светится", развивать навык осознанного, выразительного чтения, способствовать развитию познавательного интереса, уменияработать в коллект...

Поурочное планирование по литературному чтению. УМК "Начальная школа XXI века". 4 класс

Поурочное планирование по литературному чтению.  УМК "Начальная школа XXI века"...

Поурочное планирование по литературному чтению. УМК "Начальная школа XXI века". 3 класс

Поурочное планирование по литературному чтению. УМК "Начальная школа XXI века"...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы ( УМК "Начальная школа 21 века")

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему "Род и число имён существительных" (интегрированный урок с окружающим миром и литературным чтением" (УМК "Начальная школа 21 века")

Данная технологическая карта будет интересна учителям, заинтересованным в проведении интегрированных уроков. Закрепляя материал, полученный на уроках русского языка, учащиеся вспомнят времена правлени...

Технологическая карта урока. Литературное чтение. 3 класс. Школа 21 века. "Добро в произведениях Л.Н.Толстого" Обобщение по разделу.

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Школа 21 века " Добро в произведениях Л.Н. Толстого" Обобщение по разделу....