Урок литературного чтения на тему "Нам не нужна война!"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Второй урок в рамках краткосрочного творческого проекта по литературному чтению "Литературно-музыкальная композиция "Нам не нужна война!". УМК "Перспектива", 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока литературного чтения по теме "Нам не нужна война!" | 47.5 КБ |
Приложение 1 Задания | 46 КБ |
Приложение 2 Презентация | 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению
Творческий проект «Литературно-музыкальная композиция
«Нам не нужна война» (2 урок)
Цель урока:
- Формировать желание жить в мире, заниматься созидательным трудом, принимать активное участие в борьбе за мирное сосуществование.
Задачи:
- Формировать у детей патриотические чувства: чувство гордости за свой народ, свою страну;
- Вспомнить с детьми историю войн на Руси;
- Воспитывать отрицательное отношение к войне, жестокости.
- Воспитывать потребность жить в мире и согласии
Личностные умения
Проявлять:
• интерес к созданию и защите проекта;
• желание знакомиться с произведениями о Родине;
• эмоционально-ценностное отношение к героям войн.
Метапредметные умения
Познавательные умения:
• раскрывать значение слов «мир», «война», «дети войны»
• раскрывать смысл поступков героев и обосновывать своё мнение;
Регулятивные умения:
• выполнять учебное задание, используя алгоритм;
• раскрыть найденную информацию при защите творческого проекта
Коммуникативные умения:
• адекватно взаимодействовать в группе, в паре;
• договариваться и приходить к общему решению;
• использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Предметные умения
• Выполнять творческий проект «Литературно – музыкальная композиция „Нам не нужна война», используя план выступления
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Нам не нужна война», карточки для работы по группам, музыка.
Наглядность: детские плакаты по основным темам групп, «Книга памяти «Дети войны», тематические рисунки.
Ход урока
Орг. момент
1) Настрой на работу (Жесты 1-11)
2) Я попрошу вас настроиться на интересную и серьёзную работу на уроке литературного чтения. Наш урок сегодня будет носить творческий характер, и я хочу, чтобы никто не остался в стороне.
Актуализация знаний
- Ребята, вспомните произведения, которые изучали в течение последнего месяца. О чем они? (Об Отечестве, его защитниках, войне, мире)
- Как называется раздел учебника, в который включены данные произведения? («О Родине, о подвигах, о славе» - на доску)
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Какова будет наша цель? (вспомнить, повторить, обобщить)
- Все эти дни вы активно работали по проектам на одну общую тему. Какую? («Нам не нужна война»).
- В процессе урока у вас будет возможность представить всем нам свои проекты. Желаю удачи!
- Да, нам не нужна война! Закройте глаза, произнесите слово ВОЙНА про себя. Что вы представили? (Смерть, разруха, горе, голод, слёзы, плач).
- Подберите к слову ВОЙНА эпитеты? Какая она?
(Жестокая, бессердечная, страшная кровавая, зверская).
-Какие чувства у вас вызывает война?
(Тревожные, беспокойные, печальные, горькие).
- Война – страшное зло, которое не прекращается. То в одной, то в другой точке земного шара проливалась и проливается кровь целых народов. Наша страна – не исключение. Не раз приходилось русскому народу в разные времена защищать свою землю от врагов: и от шведов, и от французов, и от немцев…
- А что вы знаете о ВОВ?
(Начало 22 июня 1941 года – окончание 9 мая 1945 года).
- Да, много горя принесла нам эта война. Не пощадила ни сильных мужчин, ни слабых женщин, стариков, детей… Даже детей.
Основной этап работы: защита проектов
(закрепление с проговариванием во внешней речи)
Выступление группы «Дети войны»
1) Чтение сочинения об А. В. Зенюк, первой учительнице
2) Задание: отрывок из рассказа Гусейна Наджафова «Валя Котик»
- Жужжащее чтение (30 сек. Х 2)
- Чтение по цепочке (дети-учитель)
- Работа над текстом (Какие слова были непонятны? Подчеркните их в тексте. Кто герои? Можете представить их внешний вид? Какой характер героев? Какими поступками это можно подтвердить?)
Историческая справка: 14-летний Валя Котик был партизаном-разведчиком в отряде имени Кармелюка. Он – самый юный герой СССР. Он выполнял поручения Шепетовской военной организации по разведке. Его первым заданием (и он его успешно выполнил) было ликвидировать отряд полевой жандармерии. Это задание было далеко не последним. Валя Котик погиб в 1944 году, через 5 дней после того, как ему исполнилось 14.
Физкультминутка
- Война – тяжелое и жестокое испытание для человека. Что помогало выжить, выдержать, вступить в яростный, непримиримый бой с врагом? Конечно… Письма. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. И каждая весточка с фронта – это и радость, что пришла новость о солдате и тревога: «Не случилось ли чего?», а письма из дома переносили в мирное довоенное время, согревали душу.
Выступление группы «Военные письма»
1) Задание: отрывок стихотворения Е. Благининой «Папе на фронт»
- Вставить по смыслу пропущенные слова (работа в парах)
- Хоровое чтение – проверка
- Выразительное чтение несколькими учениками
- Война – не только горе, но и радость от побед
Выступление группы «Славные победы»
1) Задание: карточка
- Отрывки из произведений раздела и названия/авторов соединить линией (работа в парах)
- Проверка выполнения
- Выяснение знаний о событиях
- Любая война когда-нибудь заканчивается, и наступает … (мир)
Выступление группы «Пусть всегда будет солнце!»
1) Задание: задать вопрос одноклассникам по теме урока, соблюдая условие
- на который можно ответить ДА/НЕТ
- на который нельзя ответить ДА/НЕТ
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той войны,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
ИТОГ
- Что означает изображение белого голубя на Земном шаре? (Голубь - символ мира, добра и любви )
-Посмотрите на нашу планету Земля сел белый голубь
-Я хотела бы тоже пожелать всем нам, гостям, жителям всей планеты — здоровья. Пусть будет мир, согласие, доверие, любовь, взаимопонимание в каждой семье, в стране. На всей нашей планете Земля.
Пусть голуби в небе летают,
Пусть солнце светит в вышине.
Пускай весной снега растают.
И нет здесь места злой войне.
И если в душе человека
Будет немного добра,
То зло исчезнет навеки,
И счастье будет всегда!
Рефлексия.
- Работать над проектом мне было … .
- Самым интересным для меня в подготовке этого проекта было …
- Работа над проектом помогла мне … .
Домашнее задание
Взять в библиотеке и прочитать рассказ Гусейна Наджафова «Валя Котик» целиком
Предварительный просмотр:
Е. Благинина «Папе на фронт» Здравствуй, ____________! Ты опять мне ______________, Только в этот ________ не на войне. Я немножко даже _____________ - До чего ты ____________ был во сне! Прежний-прежний, ну такой же самый, Точно не видались мы________________. Ты вбежал, поцеловался с __________, А потом _____________ меня. Мама будто плачет и ______________, Я визжу и ___________ на тебе. Мы с тобою начали ______________, Я, конечно, _____________ в борьбе. А потом _____________ те два осколка, Что нашёл недавно у ______________, И сказал тебе: «А скоро ________! Ты приедешь к нам на ______________?» ……………………………………………. Папа! Ты ________________ невредимый! Ведь война когда-нибудь ____________? Миленький, голубчик мой ____________, Знаешь, вправду скоро Новый год!.. | Е. Благинина «Папе на фронт» Здравствуй, ____________! Ты опять мне ______________, Только в этот ________ не на войне. Я немножко даже _____________ - До чего ты ____________ был во сне! Прежний-прежний, ну такой же самый, Точно не видались мы________________. Ты вбежал, поцеловался с __________, А потом _____________ меня. Мама будто плачет и ______________, Я визжу и ___________ на тебе. Мы с тобою начали ______________, Я, конечно, _____________ в борьбе. А потом _____________ те два осколка, Что нашёл недавно у ______________, И сказал тебе: «А скоро ________! Ты приедешь к нам на ______________?» ……………………………………………. Папа! Ты ________________ невредимый! Ведь война когда-нибудь ____________? Миленький, голубчик мой ____________, Знаешь, вправду скоро Новый год!.. | Е. Благинина «Папе на фронт» Здравствуй, ____________! Ты опять мне ______________, Только в этот ________ не на войне. Я немножко даже _____________ - До чего ты ____________ был во сне! Прежний-прежний, ну такой же самый, Точно не видались мы________________. Ты вбежал, поцеловался с __________, А потом _____________ меня. Мама будто плачет и ______________, Я визжу и ___________ на тебе. Мы с тобою начали ______________, Я, конечно, _____________ в борьбе. А потом _____________ те два осколка, Что нашёл недавно у ______________, И сказал тебе: «А скоро ________! Ты приедешь к нам на ______________?» ……………………………………………. Папа! Ты ________________ невредимый! Ведь война когда-нибудь ____________? Миленький, голубчик мой ____________, Знаешь, вправду скоро Новый год!.. | |
Гусейн Наджафов «Валя Котик» (отрывок) (Из сборника «Рассказы о юных героях) …Вот уже третий час сидят они в кустарнике у дороги. Но, как назло, дорога пуста. И вдруг Валик увидел легковую машину. Она неслась из Шепетовки. За ней следовали два грузовика с солдатами. – Будем? – спросил Валик. – Много их… Сцапают! – заколебался Стёпа. – Ложись, хлопцы, заметят нас, – проговорил Коля. Ребята залегли и из-за кустов наблюдали за дорогой. Машины всё ближе и ближе. Вот уже различимы лица. В легковой рядом с шофёром… Так ведь это… – Рыжий! – вскрикнул Валик. Мальчики растерянно переглянулись. «Как быть? – спрашивали их взгляды. – Ведь это начальник Шепетовской жандармерии, обер-лейтенант Фриц Кёниг! Одно его имя наводило ужас. Но упустить такую возможность?..» Валик юрко подполз к дороге. «Только б не промахнуться, только б не промахнуться!» – твердил он про себя. Сейчас он забыл обо всём на свете: и о том, что солдат много, и том, что он может оказаться в руках у гитлеровцев… Машина неслась на предельной скорости. Полотно дороги летело навстречу. Кёниг напряжённо смотрел перед собой. Он спешил в село, где схватили партизан. Вдруг он увидел, что на дорогу выскочили трое подростков. Они швырнули что-то и быстро скрылись в кустах. Всё произошло мгновенно: завизжали тормоза, грохнули три оглушительных взрыва. Перед глазами Кёнига поплыли жёлтые круги, и всё погасло… Не успев затормозить, грузовик наскочил на изуродованную, перевёрнутую набок легковую машину и проволок её несколько метров. Солдаты высыпали на дорогу и застрочили из автоматов по кустарникам… | Гусейн Наджафов «Валя Котик» (отрывок) (Из сборника «Рассказы о юных героях) …Вот уже третий час сидят они в кустарнике у дороги. Но, как назло, дорога пуста. И вдруг Валик увидел легковую машину. Она неслась из Шепетовки. За ней следовали два грузовика с солдатами. – Будем? – спросил Валик. – Много их… Сцапают! – заколебался Стёпа. – Ложись, хлопцы, заметят нас, – проговорил Коля. Ребята залегли и из-за кустов наблюдали за дорогой. Машины всё ближе и ближе. Вот уже различимы лица. В легковой рядом с шофёром… Так ведь это… – Рыжий! – вскрикнул Валик. Мальчики растерянно переглянулись. «Как быть? – спрашивали их взгляды. – Ведь это начальник Шепетовской жандармерии, обер-лейтенант Фриц Кёниг! Одно его имя наводило ужас. Но упустить такую возможность?..» Валик юрко подполз к дороге. «Только б не промахнуться, только б не промахнуться!» – твердил он про себя. Сейчас он забыл обо всём на свете: и о том, что солдат много, и том, что он может оказаться в руках у гитлеровцев… Машина неслась на предельной скорости. Полотно дороги летело навстречу. Кёниг напряжённо смотрел перед собой. Он спешил в село, где схватили партизан. Вдруг он увидел, что на дорогу выскочили трое подростков. Они швырнули что-то и быстро скрылись в кустах. Всё произошло мгновенно: завизжали тормоза, грохнули три оглушительных взрыва. Перед глазами Кёнига поплыли жёлтые круги, и всё погасло… Не успев затормозить, грузовик наскочил на изуродованную, перевёрнутую набок легковую машину и проволок её несколько метров. Солдаты высыпали на дорогу и застрочили из автоматов по кустарникам… | ||
Наталья Кончаловская «Слово о побоище Ледовом» Феликс Семяновский «Фронтовое детство» Анатолий Приставкин «Портрет отца» Александр Старостин «Куликовская битва» | …Дмитрий снял великокняжеские доспехи сверкающие и надел на себя одеяние простого ратника, а свои доспехи отдал своему любимцу, боярину Михаилу Бренку, и приказал возить за ним великокняжеское знамя. Дмитрию советовали занять какое-нибудь безопасное место и наблюдать за ходом сражения со стороны, как это обычно и делают полководцы, но он ответил: – Умру – с вами, спасусь – с вами… …Этот человек был очень похож на моего отца. Стащив книжку, я забрался в самый тёмный угол, оторвал обложку и засунул под рубаху. И долго там носил её. Только иногда доставал, чтобы посмотреть… …Рано, рано поутру Из туманной дали Резкий голос медных труб Люди услыхали. То, неся стране беду, Тяжело, но быстро Шло по озеру, по льду Войско в снежных искрах…
…Хлеб припахивал чем-то военным. Никогда я не ел такого вкусного хлеба. В банке была колбаса. Мягкая, без сала и без шкурки. Её легко резать ложкой и есть, как кашу. Я думал, что съем всю банку и целую буханку – и то мало будет. Но справился лишь с половиной банки и полкуском хлеба… |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
война
Война началась 22 июня 1941 года. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь народ. На фронт уходили и старые, и молодые, прямо со школьной скамьи.
Дети войны
14-летний Валя Котик был партизаном-разведчиком в отряде имени Кармелюка . Он – самый юный герой СССР. Он выполнял поручения Шепетовской военной организации по разведке. Его первым заданием (и он его успешно выполнил) было ликвидировать отряд полевой жандармерии. Это задание было далеко не последним. Валя Котик погиб в 1944 году, через 5 дней после того, как ему исполнилось 14. 14-летний Валя Котик был партизаном-разведчиком в отряде имени Кармелюка . Он – самый юный герой СССР. Он выполнял поручения Шепетовской военной организации по разведке. Его первым заданием (и он его успешно выполнил) было ликвидировать отряд полевой жандармерии. Это задание было далеко не последним. Валя Котик погиб в 1944 году, через 5 дней после того, как ему исполнилось 14. Валя Котик
Военные письма
Славные победы
Пусть всегда будет солнце!
Чтоб снова на земной планете Не повторилось той войны, Нам нужно, чтобы наши дети Об этом помнили, как мы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе "Война в творчестве В.Высоцкого"
Урок по теме:"Война в творчестве В.Высоцкого" повышает культурный уровень учащихся, формирует эстетическое восприятие нравственных качеств личности: сопереживания, чуткости, жалости...
Птицам нужна помощь З. Александровой - урок литературного чтения 3 класс
Тема: Птицам нужна помощь З. АлександровойПланируемые результаты:научатся правильно строить предложения и связно рассказывать; развивать творческие возможности детей; продолжат развивать н...
"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....
Урок литературного чтения "Дети в годы войны" 4 класс по произведениям Л.Кассиля
Урок внеклассного литературного чтения "Дети в годы войны" построен в виде игры "Умники и умницы"...
Урок литературного чтения в 1классе на тему: «Игры в слова (стихотворения Г.Остера «Вредные советы», Ю.Мориц «Попрыгать-поиграть…», А.Барто «Игра в слова»). Как нужно играть (третий урок вежливости)».
Использование на уроках чтения технологии сотрудничества помогает детям строить свои отношения на уважении. Формируются у учащихся навыки сотрудничества, ораторское мастерство, устойчивый познавательн...
Разработка урока литературного чтения для 4 класса . Прошла по земле война. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста» (УМК «Планета знаний) Цели и задачи урока:
Цели и задачи урока: - расширение знаний обучающихся о Великой Отечественной войне; - учить анализировать и систематизировать изучаемый материал...
урок литературного чтения 2 класс "Дети и война"
Конспект урока по литературному чтению, посвященный Дню Победы. на уроке изучаются рассказы военного времени, обсуждается жизнь детей на долю которых выпало бремя войны....