Урок литературного чтения в 4-м классе по произведению В.М.Гаршина "Сказка о жабе и розе" ("Школа России")
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Буренченко Инна Петровна

Конспект урока, презентация к нему, приложения в виде карточек для парной и групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx229.84 КБ
Office presentation icon skazka_o_zhabe_i_roze.ppt1.16 МБ

Предварительный просмотр:

Образовательное учреждение: ГБОУ ЦО № 1858.

Учитель: Буренченко И. П.

Программа: «Школа России»

Предмет: литература

Класс: 4-й

Тема: В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Цели:

  1. Предметные: -познакомить учащихсяс жизнью и творчеством писателя, начать знакомство со сказкой,

-развивать умение понимать прочитанное,

-формировать понимание единства автора и его произведений,

-формировать умение пользоваться литературоведческой терминологией.

2.Метапредметные:    -учить смысловому прочтению прозаического текста, умению ориентироваться в нем, находить нужную информацию,

-формировать умения формулировать тему урока;

-ставить учебную задачу и удерживать ее;

-строить высказывания, понятные собеседнику;

-анализировать информацию и делать выводы;

-формировать начала предметной рефлексии.

3.Личностные:     -формировать навыки взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать),

-воспитывать любовь к литературе, сказке, чтению,

-развивать мотивы учебной деятельности,

-стимулировать проявления эмпатии.

Тип урока: ОНЗ

Формы организации:

  1. традиционные: беседа, разные виды чтения,
  2. нетрадиционные: работа в парах, в группах,

Оборудование:

  1. индивидуальное:карточки с биографией, карточки для актуализации.
  2. общеклассное: АРМ, слайды.

Структура урока.

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

               УУД

1.

Мотивация

Слайд 1.Зачем мы живём?

-Объясните.

После знакомства с произведением узнаем, как на этот вопрос отвечал автор нового для нас произведения.

Стр. 35 – тема. Слайд 2.

Сформулируйте тему урока.

Какова учебная задача сегодняшнего урока? Слайд 3.

Мотивируют свою деятельность

Формулируют тему, ставят учебную задачу

-мотивация деятельности,

-построение высказываний, понятных собеседнику,

-формулировка темы,

-целеполагание,

2.

Актуализация.

1.-Что можно сказать о произведении, рассмотрев страницу?

Слайд 4.

Заполните таблицу «Общий анализ текста» (см. Приложение 1)

По каким критериям будем оценивать свои ответы?

2.Что вы можете сказать о жабах? О розах?

Слайд 5.

Вырабатывают критерии оценивания работы. Заполняют таблицу в парах, проверка – фронтально, оценивают свою работу по выработанным критериям.

Вспоминают сведения из области окр. мира.

-работа с терминологией,

-контроль, самоконтроль, самооценка,

-построение высказываний, понятных собеседнику,

3.

Открытие нового знания

1.Знакомство с биографией автора.

-Что нужно знать об авторе, чтобы лучше понять его произведения?

Прочитайте текст о жизни В.М. Гаршина, найдите ответы на вопросы (см. Приложение 2). Выводы сделаем все вместе.

По каким критериям оцениваем?

2.Чтение сказки по цепочке.

По частям, комментированное.

- Ответ на какой вопрос ищем в тексте?

Биографию.

Работа в группах. Обсуждают, отвечают.

Проверка – фронтально.

Оценивание по критериям:

-полнота и правильность ответа на вопрос,

-правильность и красота речи.

Читают по цепочке; после прочтения отрывка останавливаются, формулируют возникшие вопросы и помогают друг другу на них ответить.

-исследование информации,

-анализ информации,

-формулировка выводов,

-контроль, самооценка,

-ознакомительное чтение,

-выборочное чтение,

-формулировка вопросов,

4.

Первичное закрепление

Докажите, что наше произведение  - сказка.

Можем ли ответить наключевой вопрос?

Доказывают фронтально

-построение высказываний, понятных собеседнику

5.

Рефлексия

Всё ли успели?

Что осталось сделать?

Закончите предложения:…

Слайд 6.

Д/З: перечитать сказку, составить план.

Рефлексируют

-анализ результатов своей деятельности,

-построение высказываний, понятных собеседнику

Приложение 1.

Общий анализ текста

Автор

Название

Род литературы

эпос

лирика

драма

Жанр литературы

стихотворение

рассказ

сказка

повесть

роман

Тип текста

описание

рассуждение

повествование

Стиль

художественный

научный, научно-популярный

публицистический

Тема

Идея

Приложение 2.

В.М.Гаршин

Всеволод Михайлович Гаршин родился 2 февраля 1855 года в семье дворян. Отец его был офицером, мать – дочерью морского офицера.

Пятилетним ребёнком Гаршин пережил семейную драму: его мать оставила семью, полюбив другого человека, и мальчик до 9 лет жил с отцом.

В день объявления войны Турции Гаршин добровольцем вступил в действующую армию. Писатель получил годовой отпуск по ранению, был произведён в офицеры, потом по состоянию здоровья вышел в отставку и продолжил учёбу в университете.

Война наложила неизгладимый отпечаток на впечатлительного юношу и стала материалом для его рассказов. О Гаршине говорили, что «он пишет кровью». Писатель соединял крайности проявления человеческих чувств: героический порыв и осознание жестокости войны, чувство долга и попытки уклонения от него.

Умер Гаршин в Петербурге в 1888 году.

Вопрос

Ответ

Вывод

1.В какой семье родился писатель?

2.Какое событие детства повлияло на мальчика?

3.Какое образование получил Гаршин?

4. Какой литературный приём использовал Гаршин?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4-м классе по произведению Николая Михайловича Рубцова «Сентябрь» ("Школа России")

Конспект урока, презентация к нему, приложения в виде карточек для парной и самостоятельной работы....

Конспект урока литературного чтения «Лирические стихотворения поэтов. А. Майков «Весна». Т. Белозёров «Подснежники». С. Маршак «Апрель»» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворениями А. Майкова «Весна», Т. Белозёрова «Подснежники», С. Маршака «Апрель»; совершенствование навык...

Конспект урока литературного чтения А.П. Платонов «Ещё мама». Выборочный пересказ эпизодов, замена диалогов косвенной речью. (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование навыков чтения по произведению А.П. Платонова «Ещё мама»; навыков работы с текстом.Планируемые результаты:Предметные:...

Конспект урока литературного чтения. Тема"Страна Фантазия. Знакомство с названием раздела. Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: «Страна Фантазия. Знакомство с названием раздела. Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»». Цели деятельности учителя: знакомс...

Конспект урока литературного чтения «С.Чёрный. «Живая азбука». Ф.Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» – нет.» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением «Живая азбука», «Почему «А» поётся, а «Б» – нет.»...

Конспект урока литературного чтения «Лирические стихотворения поэтов. А. Майков «Весна», Т. Белозёров «Подснежники», С. Маршак «Апрель» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворениями А. Майкова «Весна», Т. Белозёрова «Подснежники», С. Маршака «Апрель»; совершенствование навык...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «« Э.Успенский «Если был бы я девчонкой» «Над нашей квартирой» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: продолжение знакомства с автором Э. Успенским; ознакомление учащихся с новыми произведениями автора: «Если был бы я девчонкой».За...