А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с произведением А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; проследить черты сходства и отличия «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина с народными и авторскими сказками, в которых есть сходные линии, отметить выразительность поэтических образов и красоту языка поэта | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с творчеством научатся: толковать значение слов литературной сказки, называть черты сходства и отличия «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина с народными и авторскими сказками, в которых есть сходные линии; отмечать выразительность поэтических образов и красоту языка поэта | Метапредметные: Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в книге; ориентироваться в учебной и художественной литературе; выполнять самостоятельный и целенаправленный выбор книги на основе алфавитного и тематического каталогов; осуществлять поиск необходимой информации в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция); наблюдать за словом в художественном тексте. Регулятивные: организовать работу по составлению плана урока (определить тему, цели и задачи урока); планировать действия по выполнению задач урока; оценивать выполненные действия, корректировать их. Коммуникативные: понимать правила взаимодействия в паре и группе | Личностные: проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в дискуссиях |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | Формируемые способы деятельности учащегося |
I. Организационный момент II. Речевая разминка I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи. Сегодня на уроке у нас присутствуют будущие учителя, давайте порадуем их и себя и меня своей работой на уроке. — Прочитайте самостоятельно. Собирайтесь вокруг меня все старушки, молодцы и молодушки. Садитесь на шесток, кто на лавку, да не делайте давку! - Прочитаем медленно (еще: с ускорением, с замедлением темпа, выразительно). _Давайте с вами вспомним с творчеством какого поэта мы с вами познакомились? . Какие стихи Пушкина вы выучили наизусть? -Какую иллюстрацию нарисовал бы ты к этому стихотворению? - Какое чувство возникает у тебя при чтении этого стихотворения? А. С. Пушкин писал произведения разных жанров. С ними мы и познакомимся на уроках литературного чтения. Особенности, какого жанра перечислены у меня на доске: зачин, концовка, волшебство, трёхкратные повторы? Д. Это сказка. У. Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? Д. “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о царе Салтане…”. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают стихотворения наизусть на оценку. | Выделять существенную информацию. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
II. Сообщение темы урока. Определение целей | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. Сегодня мы начнем читать одну из самых замечательных лиричных, добрых сказок. Возможно, сказка вам уже знакома, может быть вы даже видели мультфильм. - В основе этой сказки – народная сказка, рассказанная няней, Ариной Родионовной. Многие элементы введены поэтом. Пушкин написал сказку в стихах. -А какая сказка называется народной?
-Можно сказку написанную А.С. Пушкиным отнести к народным? – Какие виды сказок знаете? – Скажите, какая общая задача всех сказок? – К какой группе относится сказка, которую мы будем читать сегодня на уроке? – Что делает любую народную сказку поэтичной, похожей на поэтическое произведение? – А теперь поработаем над текстом авторской сказки и найдем ответ на такой вопрос: «В сказке А. С. Пушкина есть та поэтичность, которая идет из народного творчества, из народной сказки?» | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. – Мы познакомимся со «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях». – Сказки делятся на волшебные, о животных, бытовые. – Задача сказок – раскрыть и оценить характер, поступки, мысли и чувства человека. – Это авторская, волшебная сказка. – В народной сказке есть рифма, ритм, сюжет, особые речевые обороты, композиция, образные средства, волшебство превращения обычного в необычное, повторы. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Строить речевое высказывание в устной форме. Согласовывать усилия по решению учебной |
III. Чтение сказки по частям Беседа по прочитанному Физкультминутка Прогнозирование содержания сказки. Самостоятельное чтение учащимися. С. 71 – 74 Работа в парах | Прежде чем перейти к знакомству с этой сказкой мы разберём значение некоторых слов, которые встретятся в тексте. Лексическая работа. – Объясните значения устаревших слов. Инда очи разболелись – глаза разболелись Сочельник – вечер накануне Рождества Перст – палец Девичник – вечеринка. - Ребята, вы сейчас прослушайте 1 часть сказки, внимательно слушаете, т.к. нужно будет отвечать на вопросы Учитель проводит беседу по прочитанному произведению. - С какими героями сказки вы познакомились? Кто добрая героиня? Кто злая? – Как народная сказка представляет положительных и отрицательных героев? - Какое время года описывается в данной части? - Сколько месяцев ждала царица своего царя? - Какое чудо произошло накануне Рождества? - Когда воротился царь-отец? - Что произошло с царицей? - Через сколько времени царь женился на другой? _ Молодцы, вы внимательно слушали, и поэтому правильно отвечали на мои вопросы. Вы, наверное, устали? - Ребята, как на ваш взгляд будут развиваться события дальше? – Можем мы вместе представить главных героинь сказки А. С. Пушкина? – Что же вы можете сказать о царевне? Подтвердите свои слова примерами из текста. – Что можно сказать о царице-мачехе? – На карточках слова, значения которых мы сейчас повторим, они понадобятся нам для дальнейшей работы. – Ограничивается ли характеристика героинь только описанием их внешности? Говорит ли что-нибудь А. С. Пушкин об их характерах? – Пушкин представляет героинь одинаково красивыми, чтобы обратить наше внимание на их внутреннюю противоположность. – К какому типу народной сказки ближе эта сказка? – Прочитайте, что пишет А. С. Пушкин о волшебном зеркальце. – Здесь мы видим особый ритм, характерный для народной поэзии, который создается повтором речевых конструкций. Найдите в тексте композиционный повтор. – Кто отвел в лес молодую царевну? – Как Пушкин написал это слово? Почему, разве это имя? – Какую работу поручила выполнить царица Чернавке? – Какой бы краской вы обозначили это поручение? – Получается, что царица поручила Чернавке выполнить черную работу. А царевна верит в то, что Чернавка способна причинить ей зло? – Оправдались ли надежды царицы на Чернавку и подозрение царевны? – Почему же Чернавка не исполнила приказ? Есть ли у А. С. Пушкина ответ на этот вопрос? – Царевна была спасена. Почему? Какая сила помогла ей? – Дает ли А. С. Пушкин характеристику Чер-навке? Есть ли в ней внешние и внутренние стороны? | Читают текст произведения. Отвечают Объясняют значения новых слов: – Главные герои сказки – царица-мачеха и царевна. – В народной сказке положительные качества героя сочетаются с его красивой внешностью. Отрицательные качества сочетаются с безобразной. Зима 9 месяцев Родилась у царя дочь Рано утром Умерла Через год – Мы может представить героинь сказки. А. С. Пушкин описывает своих главных героинь: мачеха – высока, бела, царевна – белолица, черноброва. Обеих героинь поэт рисует одинаково красивыми. – Царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову. – Царица-мачеха красивая, умная, ревнивая, упрямая, капризная; она поступает так, как хочется ей, и совсем не думает о других; еще она хочет всегда оставаться самой красивой – от этого полностью зависит ее настроение и вся ее жизнь. – Царица – отрицательная героиня, а царевна – положительная. Учащиеся подтверждают сказанное примерами из текста. Объясняют значения слов: Нрав – характер, душевные качества. Кроткий – незлобливый, покорный, смирный. Гордый – сознающий свое превосходство. Ломлива – от слова «ломаться», то есть кривляться, воображать о себе слишком много. Своенравный – упрямый, капризный, поступающий так, как вздумается. Ревнива – здесь: мучительно желающая быть лучшей. – Сказка относится к волшебным. Волшебный предмет – зеркальце. – «И царица хохотать… глядясь». Читают диалог царицы и зеркальца. – Чернавка – это служанка. Чернавка делает черную работу. – Слово «Чернавка» написано с большой буквы. Называя ее с большой буквы, А. С. Пушкин как бы намекает на значительность Чернавки. – Черной краской. – Царевна догадалась и «до смерти испугалась». – «Та в душе ее любя…» – Сила – любящая душа Чернавки помогла Царевне. – Внешнее описание – это работа Чернавки, внутренние – ее душа | Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату |
IV. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Дочитать сказку до конца. Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку. | Внимательно слушают, задают уточняющие | Принимать, сохранять учебные |
V. Итог урока. Рефлексия | С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему? За что бы вы себя похвалили сегодня? – В поэтической сказке Пушкина есть ли та поэтичность, которая идет из народного творчества, народной сказки? Какой же вывод мы сделаем с вами? Какова главная мысль сказки? – Каких же героев – положительных или отрицательных – больше в сказке? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. – В сказке А. С. Пушкина есть рифма, ритм, характер, повтор речевых конструкций, композиционный повтор. – В сказке есть главные герои: царица и царевна; герои бывают положительные (добрые) и отрицательные (недобрые); в сказке добро борется со злом; добро всегда побеждает | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
Этот урок литературного чтения я проводила во втором классе на городском уровне и получила много лестных отзывов. Данный урок сопровожден интерактивной мультимедийной презентацией. Итог подводитс...
Занимательные задания к произведению А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
«Зашифрованный герой» (7), Впиши пропущенные слов из текста сказки, Объясни значение слов....
Александр Сергеевич Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
Цель урока: Проследить черты сходства и отличия «Сказки о мертвой царевне и о семи ...
Урок совершенствования и углубления знаний и умений. Литературное чтение.3 класс.«Волшебство в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Закрепление знаний обучающихся о волшебных и авторских сказках, совершенствование умений работать с текстом произведения, узнать, в чем заключается сила и красота волшебного мира сказок А.С. Пушкина...
Конспект по модулю "Слушание". 3 класс. А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".
Конспект уроока по модулю "Слушание",так же можно использовать на литературное чтение. А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". УМК "Начальная школа 21...
«Волшебство в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Цели урока:1) развивать стойкий интерес к литературе, диалогическую и монологическую речь, воображение;2) накапливать читательский опыт;3) закрепить понятия: авторская сказка, волшебная сказка, ...
Проект урока литературного чтения по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки».
Разработка урока по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки»....