Александр Сергеевич Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
план-конспект урока (чтение, 2 класс) на тему

 

Цель урока:   Проследить черты сходства и отличия «Сказки о мертвой царевне  и о семи                           богатырях» Александра Сергеевича Пушкина с народными и авторскими сказками, в которых есть сходные линии, отметить выразительность поэтических образов и красоту языка поэта.

Ход урока:

I. Объяснение цели и задачи урока.

II. Новая тема.

 

 

- Какие виды сказок знаете? (волшебные, о животных, бытовые).

- Скажите, какая общая задача всех сказок? (раскрыть и оценить характер, поступки, мысли и чувства человека).

3. Мы познакомились с вами со «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях».

      (Дается в сокращении…)

а) Словарная работа.

Сочельник – канун дня рождения Иисуса Христа

Обедня – к молитве в церкви

Персты – пальцы

Своенравна –нрав, характер

Сенная девушка – служанка

Весть – увести

б) Выразительное чтение учителя

в) Работа по учебнику.

- Это какая сказка? (авторская)

- Что делает любую народную сказку поэтичной, похожей на поэтическое произведение?

Обратите внимание на слова: рифма, ритм, сюжет, особые речевые обороты, композиция, образные средства, волшебство превращения обычного в необычное, повторы.

- А теперь поработаем над текстом сказки и найдем ответ на такой вопрос: А в поэтической сказке Пушкина есть та поэтичность, которая идет из народного творчества, из народной сказки?

г) Чтение сказки по частям (выразительно).

-Каких главных героев в этой сказке можно выделить? (Царица – мачеха, Царевна).

- Как народная сказка представляет положительных и отрицательных героев? (Положительные качества сочетаются с красивой внешностью). Отрицательные качества сочетаются с безобразной).

- Можем мы вместе представить своих главных героинь сказки Пушкина? (Да, Пушкин описывает своих главных героинь: мачеха – высока, бела, царевна – белолица, черноброва).

- Обеих героинь поэт рисует одинаково красивыми.

- Ограничивается ли характеристика героинь только описанием их внешности?

Говорит ли что-нибудь Пушкин об их характерах?

Но (царица-мачеха: горда, ломлива, своенравна, ревнива)

      ( царевна: краткий нрав)

- Но союз указывает на (противоречие) различие между внешностью царицы и ее (внутренним уродством).

- Кто добрая героиня? Злая?

- Пушкин представляет героинь одинаково красивыми, что бы обратить наше внимание на их внутреннюю противоположность.

- А к какому типу народной сказки ближе эта сказка? (К волшебным, волшебный предмет – зеркальце).

- Прочитайте, что об этом предмете пишет Пушкин. (И царица хохотать… глядясь).

- Здесь мы видим особый ритм, характерный для народной поэзии, который создается повтором речевых конструкций.

- найдите в тексте копозиционный повтор . (диалог царицы и зеркальца)

Чтение по ролям: Автор, царица, зеркало, Чернавка.(стр. 158 – о Чернавке)

- Как Пушкин написал это слово? (С большой буквы)

- Почему, разве это имя? (нет)

- Что же тогда? (Чернавка – это роль героини среди людей. Чернавка делает черную работу, она служанка).

- Называя ее с большой буквы, Пушкин как бы намекает на значительность Чернавки.

- Какую работу поручила выполнить царица Чернавке?

- Какой бы краской вы обозначили это поручение? (черной)

- Получается, что царица поручила Чернавке выполнить черную работу.

- А царевна верит в то, что Чернавка способна причинить ей зло? (верит – «царевна догадалась….)

- Оправдались ли надежды царицы на Чернавку и подозрение царевны? (нет)

- Почему же Чернавка не исполнила приказ? Есть ли у Пушкина ответ на этот вопрос? (Та в душе ее любя…)

- Царевна была спасена. Почему? Какая сила помогла ей? (Сила – любящая душа Чернавки)

- Дает ли Пушкин характеристику Чернавке? Есть ли в ней внешние и внутренние стороны? (внешнее – это ее работа, внутренние – ее душа)

- Имеет ли автор основание писать слово Чернавка с большой буквы?

О любви и верности.

- Эта сказка еще о любви и верности.

- Где эту тему видим? (вначале)

- Царица – мать «живет» только в 1 строфе.

- Где мы видим любящую, ждущую и верную душу царицы?

- Хотя Пушкин не употребил слова «любящая», но мы это почувствовали.

Найдите строки.

«Тяжелешенько» - в этом слове последний вздох царицы и вся ее душа, которая «восхищенья» (любви) не пережила.

Итог.

- Какие героини?

- В поэтической сказке Пушкина есть ли та поэтичность, которая идет из народного творчества, народной сказки?

Рифма

Ритм, характер, для народной поэзии

Повтор речевых конструкций, композиционный повтор.

Домашнее задание.

Прочитать народную сказку «Морозко».    

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

Этот урок литературного чтения я проводила во втором классе на городском уровне и получила много лестных отзывов. Данный урок сопровожден интерактивной мультимедийной презентацией. Итог подводитс...

Занимательные задания к произведению А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

«Зашифрованный герой» (7), Впиши пропущенные слов из текста сказки, Объясни значение слов....

Урок совершенствования и углубления знаний и умений. Литературное чтение.3 класс.«Волшебство в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Закрепление знаний обучающихся о волшебных и авторских сказках, совершенствование умений работать с текстом произведения, узнать, в чем заключается сила и красота волшебного мира сказок А.С. Пушкина...

Конспект по модулю "Слушание". 3 класс. А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".

Конспект уроока по модулю "Слушание",так же можно использовать на литературное чтение. А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и  о семи богатырях". УМК "Начальная школа 21...

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой. Особенность литературной сказки»

laquo;Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой. Особенность литературной сказки»...