И.А. Крылов, басня "Ворона и Лисица" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
На уроке учащиеся знакомятся с басней И.А. Крылова "Ворона и Лисица", дают характеристику героям басни, находят мораль басни, повторяют биографию И.А. Крылова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_lit.chten_.v_3_kl.docx | 21.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Иван Андреевич Крылов, басня «Ворона и Лисица».
Цель: ознакомить с басней И.А.Крылова «Ворона и Лисица»;
учить видеть и чувствовать за строками художественного произведения глубокий смысл басни; учить находить мораль басни;
развивать навыки правильного чтения, работать над выразительностью, правильностью речь, расширять и обогащать словарный запас, развивать кругозор;
воспитывать интерес к чтению басен И.А.Крылова, желанию быть не
похожими на персонажей басни, воспитывать стремление быть лучше.
Оборудование: портрет И.А.Крылова, выставка книг И.А.Крылова, иллюстрация к басне «Ворона и Лисица», рисунки учащихся к басне «Зеркало и Обезьяна», предметные картинки (лиса, ворона), тест, карточки, ноутбук.
Ход урока
- Орг. момент
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Все ли правильно сидят?
На учителя глядят.
Психологический настрой учащихся на урок
Уши слушают и слышат,
Глаза смотрят и видят,
Сначала думаю, а потом говорю,
Помню, что в классе я не один,
Умею слушать мнения других.
- Актуализация опорных знаний и умений учащихся
1). Речевая разминка
Чистоговорка
Са-са-са – вот бежит, бежит лиса.
Со-со-со – лиса катит колесо.
Сы-сы-сы – хвост красивый у лисы.
Су-су-су – в лесу видел я лису.
- чтение «Дождик» медленно, быстрее, быстро…
-чтение «Волна» тихо, громче, громко…
Скороговорка
Ворона проворонила вороненка. (?!)
Проговаривание с разной интонацией (с грустью, радостью, злостью, удивлением)
2). Домашнее задание
Что было задано домой?
- Биография И.А.Крылова;
- Выразительное чтение басен «Мартышка и Очки» и «Зеркало и Обезьяна»;
- Иллюстрация к басне «Зеркало и Обезьяна».
1. Прием верные и неверные утверждения (устно)
И.А.Крылов родился в городе Самаре. Нет (в Москве)
Его семья жила бедно. Да.
И.А.Крылов более 30 лет работал почтальоном. Нет (библиотекарем)
И.А.Крылов сам выучил французский и итальянский языки. Да.
И.А.Крылов стал писать басни в 17 лет. Нет (в 37 лет)
2.Тест
1.Басня- это:
А) лирическое стихотворение
Б) короткая сказочная история
В) краткий поучительный сатирический рассказ или стихотворение?
2. Герои басни - это:
А) животные
Б) богатыри
В) дети
3. Басни писались с целью:
А) прославить русский народ
Б) помочь исправить недостатки поведения людей, посмеявшись над ними
В) развлечь читателя, создать хорошее настроение?
4. Сатира:
А) любование кем – либо
Б) насмешка, изображение персонажа в смешном виде
В) нравоучение
5. Мораль- это
А) последнее предложение в тексте
Б) поучительный вывод
В) мнение героя
(взаимопроверка)
- Какова мораль басни «Мартышка и Очки»?
Мораль заключается в том, что часто невежественные, глупые люди судят о какой-то вещи, не понимая ее настоящей ценности и важности. Невежда критикует и ругает то, что не может понять. Они считают себя умнее других и уверены, что разбираются во всем, хотя на самом деле это не так.
- Игра «Разведчики»
Учитель начинает читать предложение, а ученики находят в тексте это предложение и читают дальше.
- Чтение скороговоркой морали басни.
- Какова мораль басни «Зеркало и Обезьяна»?
Мораль заключается в том, что люди легко замечают недостатки других, а свои с трудом признают.
Вспомните, какая пословица подходит к этой басне?
В чужом глазу соринку вижу, в своем бревно не замечаю.
Демонстрация детских рисунков к басне «Зеркало и Обезьяна»
Чтение басни по ролям.
Инсценировка басни.
3. Мотивация учебной деятельности
Отгадав загадки, вы, узнаете какую басню, мы сегодня будем читать.
Носит серенький жилет
И у крыльев – черный цвет.
Видишь, кружат 20 пар
И кричат: карр – карр. (Ворона)
Кто из вас видел ворону? Как она выглядит?
(крупная птица, черного цвета, клюв длинный, толстый)
Где живет ворона? (В городах, селах)
Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живет, в деревне кур крадет. (Лисица)
А как выглядит лиса? (рыжая, хвост пушистый)
Где живет лиса? (в лесу)
Вспомните из сказок характер лисы? (плутовка, хитрая, коварная)
А вам знакомо слово Патрикеевна? Кого так прозвали? (лиса Патрикеевна)
А знаете почему? (В Древней Руси в дружине князя Владимира был князь Патрикей – хитрый и изворотливый обманщик – отсюда и лису прозвали Патрикеевна)
4. Сообщение темы урока
Сейчас мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Ворона и Лисица»
- Восприятие нового материала
1.Лексическая работа
Лесть – угодливое восхваление.
Гнусный – отвратительный, омерзительный.
Не впрок – не на пользу.
Взгромоздиться – устроиться с трудом на что-либо.
Пленить – очаровать, покорить.
Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.
Ангельский (голосок) – нежный, добрый.
Царь – птица – главная среди птиц.
Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.
2.Слушание сказки (по ноутбуку)
3.Словарная работа
По-за-втра-кать рас-ска-зы-вать
Взгро-мозь-дясь ма-сте-ри-ца
По-за-ду-ма-лась вскру-жи-лась
Бли-зё-хонь-ко при-вет-ли-вы
Го-лу-буш-ка со-бра-лась
4.Жужжащее чтение басни
5.Чтение по цепочке
6.Физкультминутка
7.Анализ содержания басни по вопросам
- Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? (Нет).
- А что говорила Лиса о Вороне? Прочитайте.
(Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какиe перышки! Какой носок!)
- Кто слышал ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает, крик вороны похож на сочетание звуков «кар-кар»).
- А что говорила о голосе Вороны Лиса? (И, верно, ангельский быть должен голосок!)
- Правду говорила Лисица? (Нет) А что она делала? (Она льстила)
- Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы.
(«Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло»)
- Каким голосом говорила Лисица? (Ласковым, нежным, тихим)
- В какое время суток происходят события?
- Для чего Лиса так расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей. Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр).
- Удалось ли Вороне позавтракать? Почему? (Потому что из-за своей глупости она запела и потеряла сыр)
- Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще (не стремящегося к почестям и славе), удалось бы ей добиться своей цели? (Нет, скромный не стал бы ее слушать).
- Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (Она была глупая). Она тщеславна.
- В каких словах басни заключена мораль
(Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
Но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.)
Учитель подводит итог.
Правильно. Лесть гнусна, вредна. Поддашься на льстивые слова и можешь остаться без ничего. Не нужно быть глупым и доверчивым, нужно понимать где правда, а где ложь. Запомните ребята! Лесть опасна. Против неё очень трудно устоять.
8.Работа в парах
С помощью карточек дать характеристику Вороне и Лисице
Ворона – неуклюжая, доверчивая, тщеславная, глупая, задумчивая.
Лисица – хитрая, коварная, неискренняя, ловкая, умная.
9.Формирование умения выразительного чтения
Чтение в наушниках
Чтение «Земля-небо»
Дикторское чтение
- Закрепление изученного материала
1.Работа в группах
Собери пословицу. И определи какая из них кому принадлежит. А какая выражает самое главное.
На языке медок, а в сердце ледок. (Лисице)
Верь своим очам, а не чужим речам. (Вороне)
У лести нет чести. (Самая главная)
2.Сегодня на уроке мы заканчиваем изучение басен И.А.Крылова. Сейчас я проверю, как вы помните содержание выученных басен с помощью игры «Черный мешок».
- Итог урока
Какую новую басню И.А.Крылова мы сегодня читали?
Чему нас учит басня? (Нельзя поддаваться на лесть)
Что вам больше всего понравилось на уроке.
- Домашнее задание
Стр.137-139 выразительно читать, отвечать на вопросы, выучить басню.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Узоры на крыльях. Рисуем бабочку. 1 класс.
Презентация поможет на уроке ИЗО в 1 классе увидеть красоту бабочек....
Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"
Программа «Перспективная начальная школа»3 классУрок литературного чтенияТема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. ТахтаОстренко Л.П.Цели: д...
Рисунок "Узоры на крыльях бабочки" для 1 класса.
Беседа о бабочках и поэтапное изображение ....
«Баснописец И.А. Крылов». И. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет».
Урок литературного чтения, 4 класс, по программе "Начальная школа XXI века". Место и роль урока в изучаемой теме: пятый урок в разделе «Произведения русских баснописцев», ознакомление с жанровыми особ...
Конспект урока на тему"Русь расправляет крылья" (УМК"ПНШ"4 класс)
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о Руси, посредством изучения данной темы.Задачи урока:· сформировать представление учащи...
Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...
Конспект урока по изобразительному искусству "Узоры на крыльях" Школа России 1 класс
Структура урока «Открытие нового знания» КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Тема: Узоры на крыльях Цели деятельности учителя: познакомить с линией симметрии, с узора...