Конспект урока литературное чтение 3 класс
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Конспект урока и презентация урока литературное чтение в 3 классе.
Тема. А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтанге, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди" УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lit_cht.docx | 28.23 КБ |
pushkin.ppt | 2.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературное чтение 3-А класс 13.11.18 г.
Учитель Шустова М.Р.
Тема. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомство учащихся с произведением
А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта;
Развивающие: развитие творческого воображения, творческой активности учащихся, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать любовь к своей Родине, родному краю; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, толерантность в работе в паре.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
Учащиеся получат возможность научиться:
Выразительно читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя, высказывать своё отношение , объяснять значение некоторых слов с опорой на текст с помощью словаря в учебнике, толкового словаря С. И. Ожегова, называть волшебные события и предметы в сказке.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных ключевых слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция); работа со словарями.
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысления правил взаимодействия в паре, развитие актёрского мастерства.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, портрет И. Билибина),словарь
С. Ожегова, В. Даля, презентация : биография А. С. Пушкина, кроссворд (карточки).
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности.
Мы – умные!
Мы - дружные !
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
-Начнём с речевой разминки. Прочитайте вполголоса все вместе.
Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
- К чему призывает нас автор?
- Прочитайте стихотворение С. Михалкова с разной интонацией:
бодро, радостно; печально, задумчиво;
-Как думаете, как бы сам автор хотел, чтобы вы читали эти строки? Прочитайте, убеждая всех в важности, необходимости чтения книг.
-Надеюсь, вы и сами так же будете относиться к чтению.
Актуализация знаний. Определение темы урока. Постановка цели и задач урока.
На уроке мы будем читать. Вы все умеете читать. А для чего мы продолжаем учиться читать?
-А как надо читать? За какое чтение вы можете получить хорошую оценку?
- Будем рассуждать. Для чего нужно уметь рассуждать?
За какие рассуждения можно получить оценку? (доказывать, сравнивать)
-Работать со словарями. Какие словари вы знаете? ( показать словарь Ожегова) Для чего нужно уметь работать со словарями?
-Работать в тетрадях.
-Разгадывать кроссворд –работать в паре. Как надо работать в паре?
--Увидим небольшую сценку. За эту работу ребята тоже получат оценку.
Для чего нужно уметь показать сценку?
Старайтесь правильно оценивать сою работу и работу своих товарищей.
На прошлом уроке мы читали сказку .А. С. Пушкина.
До конца дочитали сказку или нет?
Вспомните полное название сказки. Попробуйте правильно сложить название сказки.
( отдельные слова из названия сказки)
Так какая же тема урока?
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»
Проверка домашнего задания:
Выразительное чтение сказки и оценивание (самооценка, взаимооценка).
- Чтение и оценивание прочитанного.
- Чтение по заданной строчке.
- Чтение отрывка (Просьба царицы-царица вопит) Что вы чувствуете , когда читаете эти строчки?
Работа по теме урока.
Лучше представить , то о чём говорится в сказке?
Иллюстрации.
Просмотрите , какие иллюстрации к сказке.
Кто автор этих иллюстраций? (И. Билибин)
Сообщение приготовила ученица …..( оценивание выступления.)
Сегодня ребята расскажут о А.С. Пушкине, но не просто расскажут . а представят своё актёрское мастерство.
(презентация , сценка.) (Оценивание, взаимооценка).
(слайд 1)
Действующие лица:
Гусар, две барышни, маленький Пушкин
Учитель: Это имя бесконечно дорого каждому из нас. Оно знакомо нам с детства
(слайд 2)
Учитель: 6 июня 1799 года в дворянской семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.
(слайд 3)
Гусар: Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного рода. Хорошо знал литературу, был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал.
(слайд 4)
1 барышня: Мать, Надежда Осиповна, была внучкой «Арапа Петра Великого» Абрама Ганнибала.
(слайд 5)
2 барышня: В семье Пушкиных было трое детей. Старшая - Ольга, средний - Александр и младший – Лёвушка, любимец семьи.
(слайд 6)
Гусар: Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по – русски, и няня Арина Родионовна
Учитель: Эта чудесная русская женщина – первая муза поэта. Она знала много народных песен, былин, пословиц, сказок, замечательно их рассказывала.
(выбегает маленький Пушкин, обнимает няню, садится рядом)
Учитель: Маленький Саша очень любил сказки. Сидя рядом с Ариной Родионовной, мальчик часто просил ещё и ещё раз повторить их
Пушкин-ребёнок: Нянюшка, голубушка, как приятно слушать твои певучие сказки. Расскажи ещё, я слушал бы их, слушал, мамушка моя!
Арина Родионовна: Ангел мой, любезный друг мой, слушай
Учитель: И он, как заворожённый, слушал
(выходят гусар и барышни, Пушкин уходит, садится за парту, няня остаётся вязать))
(слайд 7)
1 барышня: Здесь мы видим комнату Александра Пушкина. В каждой комнате была железная кровать, комод, конторка,
2 барышня зеркало, стул, столик для умывания. На конторке чернильница и подсвечник. (садятся)
Учитель: В этой комнате Пушкин писал свои замечательные произведения
(слайд 8)
Учитель: Пушкин любил читать свои стихи любимой няне.(музыка громче, входит взрослый Пушкин, читает на ходу)
Но я плоды моих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне
Подруге юности моей
Учитель: Вспомним стихотворение «Зимний вечер». Оно рисует тёплые отношения поэта и Арины Родионовны
Пушкин: Наша ветхая лачужка
И печальна и темна
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила,
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
(няня смахивает слезу)
Няня: Ох, Сашенька, голубчик мой! (уходят)
Учитель: -Настоящим кладом была для Пушкина каждая сказка его доброй и талантливой няни. Многие её сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок в стихах.
Физминутка.
Песенка- зарядка.
- Каждый день по утрам делаем зарядку,
Очень нравится нам делать по порядку.
Весело шагать, руки поднимать,
Приседать: раз, два, три,
И вставать:раз,два, три.
Прыгать и скакать.
- Пусть не всё иногда может получиться,
Не печалься, дружок, надо научиться .
Весело шагать, руки поднимать,
Приседать: раз, два, три,
И вставать:раз,два, три.
Прыгать и скакать.
Работа с текстом.
-Чтение и работа со словарями.( в учебнике, словарь Ожегова).
-Анализ прочитанного.
Беседа по содержанию сказки
-Как относится царь к жене, сыну? Почему вы так считаете?
-Что заставило Гвидона превратиться в комары?
-Как наказал свою тетку Гвидон?
-Осуждает ли автор своего героя?
-Почему так захотелось Гвидону иметь чудо-белочку?
-В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу?
-О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз?
-Как оказался князь Гвидоне у царя к третий раз?
-О каком чуде рассказала повариха?
-О каком чуде рассказала ткачиха?
-Прочитать отрывок и задать вопрос по прочитанному отрывку.
(Оценивание)
Работа в тетрадях.
Записать число, классная работа , тему урока.
Подобрать синонимы
Добрый ужин-…
Молвит русским языком…
Горе…
Лебедь тешится….
Блещут…
Проверка.
Положительные герои: князь Гвидон, царица, царь Салтан.
Отрицательные герои: ткачиха, сватья баба Бабариха, повариха.
Работа в парах.
Кроссворд.
Проверка.
Домашнее задание.
Выучить наизусть понравивщийся отрывок.
Можно выучить 8 - 10 строчек – это на «4»
Если 15 и более –это на «5»
Рефлексия.
-Что понравилось на уроке?
-Какие трудности были?
-Какие задания хотели бы ещё выполнить на следующем уроке?
1 барышня:- Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки Пушкина
2барышня : Сказки…Они звенят серебряным колокольчиком и уносят в мир приключений и чудес
Гусар: Читайте Пушкина, учите Пушкина!, А главное – любите Пушкина!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России. Пушкин-ребенок. 1800-1802
Отец, Сергей Львович , небогатый помещик, человек образованный, хорошо знал литературу, был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал. С.Л. Пушкин. 1824.
Мать, Надежда Осиповна , приходилась внучкой арапу Петра I , впоследствии русскому генералу Ганнибалу . Н.О. Пушкина. 1800-е гг. Прадедушка, Абрам Петрович Ганнибал "Арап Петра Великого" А.П. Ганнибал
Детей в семье Пушкиных было трое. Старшая -Ольга, второй - Александр и младший – Лёвушка, любимец семьи. Ольга Сергеевна Лев Сергеевич Александр Сергеевич
Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски, и няня Арина Родионовна. Ганнибал Мария Алексеевна Яковлева Арина Родионовна
В каждой комнате – железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания, вместе и ночной. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами…» И.И.Пущин.Записки о Пушкине. Комната Александра Пушкина
Люблю я Пушкина творенья, И это вовсе не секрет. Его поэм, стихотворений Прекрасней не было и нет! С мальства его читаем сказки, В них жар души, природы краски. Добро цветёт в них, злоба чахнет. В них русский дух, в них Русью пахнет! За Пушкина Руси спасибо От имени всего народа! Ведь мы стихи его читаем Как он писал – без перевода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"
Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова, называют картинки. Во вступительной бес...
Конспект урока чтения Тема : Апрель. С.Маршак Учебник 2 класс: Книга для чтения. Барская Н.М., Ильина С.Ю.
К конспекту занятия прикладывается презентация, карточка для групповой и индивидуальной работе, фотография Маршака, подснежника.Конспект урока предусматривает формирование у учащихся навыка запоминани...
Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение и анализ стихотворения Р.Рождественского «Послевоенная песня».
Цели:· формирование умения определять главную мысль поэтического произведения;· обучение выразительному чтению стихо...
Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение рассказа Е.Кононенко «Резеда»
Цели:- продолжить работу над формированием навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;- учить детей выделять главную мысль в тексте;- обогащать речь учащихся определениями, учи...
Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе по теме "Русская народная сказка «Журавль и Лиса». Чтение по ролям"
Цели урока:- продолжить работу по формированию у учащихся навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;- учить учащихся одному из видов драматизации – чтению по ролям;- учить устана...
Конспект урока чтения 1 класс."Чтение слов и слогов с буквами Д,д"
Чтение. Урок-сказка "Чтение слов с буквой Д,д"...
План-конспект урока чтения в 1 классе. Тема: «Чтение слогов, слов, предложений с буквой в ».
Цели :1) учить соотносить звук с буквой, составлять слоги и слова из усвоенных слоговых структур;2) развивать фонематический слух; зрительное и слуховое восприятие; наглядно-действ...