Толстой Л.Н. "Старый дед и внучек"
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему
Открытый урок во 2 лкассе по программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1konspekt_uroka_staryy_ded_i_vnuchek.docx | 150.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ямальскиая школа-интернат имени В.Давыдова»
Открытый урок во 2 классе по программе «Школа России»
Л. Н. Толстой
Учитель: Ваганова Л.Н.
с.Яр-Сале
2018
Задачи:
Содействовать формированию культуры поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, групповой работе воспитанию интереса к чтению
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат
Предметные:
Уметь выразительно читать произведение, отражая его настроение, высказывать своё мнение о прочитанном, определять главную мысль текста, соотносить содержание произведения с пословицами.
Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по выставке книг и и иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию).
Личностные:
Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Ход урока
I.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)
Разрешите начать мне урок
Я хочу, чтобы был он вам впрок,
Предлагаю вам размышлять,
Доказывать, думать и рассуждать.
Сегодня на уроке литературного чтения мы вновь прикоснёмся к произведениям великих мастеров слова и рассмотрим очень интересную и важную мысль , я надеюсь, что вы будете активно и дружно работать и у всех вас до конца урока сохранится прекрасное настроение.
Мы начинаем наш урок. У нас сегодня необычный урок - много гостей. Но, волноваться не стоит, ведь мы одна семья! Я улыбнусь вам, а вы мне и нашим гостям.
II. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы с Вами прочитали басню И.А. Крылова “Стрекоза и муравей”. Сейчас мы послушаем наших актеров, которые подготовили выразительно рассказывать наизусть эту басню в диалоге.
II. Актуализация знаний. Чтобы мы хорошо отвечали на уроке, чтобы язык наш слушался нас, давайте проведем речевую разминку
– Прочитайте предложение. (Слайд 2). Как называются такие высказывания?
Семья в куче, не страшна и туча.
– Как вы понимаете эту пословицу?
(если семья дружная, то никакие беды ей не страшны)
– Эта пословица будет как бы девизом нашего урока. А почему на этот вопрос вы ответите в конце нашего урока
Л. Н. Толстой в своем творчестве очень часто обращался к мудрости русского народа, к пословицам и поговоркам.
– Как вы думаете, почему? Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.
В каждой группе лежат конверты с рассыпанными пословицами. Соберите их и объясните, как вы понимаете их смысл.
III. Постановка учебной задачи работа в группах
-1группа объяснит смысл пословицы под №1; Вся семья вместе… и душа на месте. (1) когда все члены семьи в сборе душа спокойна и человек не волнуется понапрасну.
2) когда в семье все хорошо никто не ругается(мир да тишь),тогда эта семья поистине крепка и ничего ее не сломит.)
-2 группа объяснит смысл пословицы под№2;
Кто родителей почитает… тот вовек не погибает.
(Когда человек почитает своих родителей и прислушивается к их советам, это помогает ему избежать многих ошибок.)
-3 группа объяснит смысл пословицы под №3.
Детки - радость… детки же и горе.
(Это значит что дети приносят родителям как радость так и горе. Смысл в том что если ребенок радуется, то радуются и родители, а вот если случилось горе, то родителям горе.
Какой одной темой объединены эти пословицы? (Семья)
Ребята, а что вы понимаете под словом «семья»?
– Для того чтобы дать ответ предлагаю вам составить кластер «Семья».
Организует работу по созданию кластера «Семья».
Но для того чтобы узнать о ком мы будем сегодня читать, отгадайте загадку
Он трудится не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед –
Мой родной, любимый …(дед)
Сегодня мы знакомимся с рассказом Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек», в котором речь тоже пойдёт о семье.
Читать мы будем о пожилых людях, об отношениях в семье к старым людям.
Произведение «Старый дед и внучек» рассказывает об истории, которая произошла в одной семье. Написана она очень давно и при чтении вам встретятся слова, которые в наше время практически не употребляются.
-Прослушайте рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». Я попрошу вас внимательно слушать каждое слово, размышлять над каждым предложением и определить какое это произведение по настроению?
(грустное)
-Почему вы так решили?
-Что вы почувствовали? (Я почувствовал, как обидно было дедушке. Мне было его жалко)
- О чём вы задумались? (Я задумался о том, как надо относиться к старым людям)
– Понравилась ли вам эта семья?
– Так есть ли в данной семье, всё то хорошее, что вы перечислили в кластере.
– Хотели бы вы быть членом такой семьи?- Физминутка
Дружно маме помогаем-
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полоскаем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
Организует вторичное знакомство с текстом.
– Давайте прочитаем это произведение и подумаем, есть ли здесь то, что нас удивляет, заставило задуматься? (подводит детей к выводу, что старость – тяжёлый период в жизни многих людей, которая несёт с собой физическую слабость, немощь, неумение себя обслуживать. Но сам человек в этом невиновен.
Почему же у дедушки не получалось сделать простые вещи аккуратно?
– Он притворялся и делал нарочно так?
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
-Возьмите в руки карандаши, отметьте незнакомые вам слова.
-Какие слова для вас непонятны и незнакомы? Давайте посмотрим их объяснение на слайде 10
ЛОХАНКА
НЕВЕСТКА
БРАНИТЬ
СЛАЖИВАЕТ
- Назовите главных героев рассказа.(Дед, невестка, сын, внучек)
- Почему деда стали кормить за печкой? слад11
- Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?
-Что случилось во время обеда за печкой?
- А как вы думаете почему дед уронил и разбил чашку?
-(Потому что он был бессильный, слабый, беспомощный, всё выполняет и со всем соглашается).
- Как вы думаете, всегда ли дедушка был таким беспомощным?
Выборочное чтение
- Прочитайте, Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?
-Как вы охарактеризуете невестку?
(Грубая, бессердечная, злая, она не уважает старших)
- Прочитайте, чем ответил на брань невестки старик?
- Как он повёл себя?
- Почему он вздохнул и нечего не сказал?
(Ему было жаль себя и он молчал, чтобы ещё больше не прогневать невестку. Он сожалел о том, что плохо воспитал сына или о том, что сыну досталась плохая жена)
- Почему родители Миши заплакали?
- Как изменилась жизнь дедушки после этого случая?
- Что можно сказать о сыне деда? Какой он? (Он равнодушный, бездушный) Почему он не заступился за своего родного отца?
( он слепо подчиняется своей жене. Он не защитил своего родного отца)
- Что заставило измениться невестку и сына по отношению к деду? (Слова Миши) Что испытали родители после слов Миши? Почему они заплакали?
Чтение по ролям.
- Найдите в тексте диалог сына и отца.
Получается, что сынишка преподнёс им урок. Какие слова подойдут для характеристики Миши? -
- А у вас в семье есть представители старшего поколения? Поднимите руки у кого есть бабушки или дедушки.
– Вы хотите, чтобы их жизнь в семье была похожа на жизнь дедушки из рассказа Толстого?
-Как вы о них заботитесь? (Ценим и уважаем, заботимся о них, помогаем им, утешаем их в трудную минуту, не обижаем их и не огорчаем их)
Итоги урока. Рефлексия
- Чему научил нас рассказ Л.Н.Толстого? Как вы думаете зачем он его написал?
(уважать старших, терпимости к старым людям…..)
Цель написание басни – научить нас правильно поступать, глядя на неправильные поступки героев басни.
– Правильным взаимоотношениям в семье к старшему поколению.
-Это произведение было написано очень давно. Скажите, а может ли произойти такая история в наше время?
-Есть ли в вашей семье пожилые люди? Расскажите, как вы к ним относитесь?
-В одной из частей домашнего задания я попрошу вас написать рассказ о своей семье, о том, как вы заботитесь о своих родных и близких. К рассказу можно будет сделать рисунок или приложить фотографию
Издревле символом семьи являлось дерево, как показатель силы и мощи семьи. И как вы догадались это дерево в нашем классе не случайно. Это дерево станет деревом мудрости и обретёт совершенно другой вид, а какой это зависит от вас. Листочки этого дерева необычные, в виде ладошек. Ладошка – это символ заботы согласия доброты
– А теперь подумайте, что надо делать, чтобы дедушкам и бабушкам, которым и так тяжело, жилось легче и радостнее? Напишите свои предложения Возьмите ладошки соответствующие вашему настроению и напишите на них, что вы пообещаете самому себе по отношению к вашим близким. Начать можно со слов обещаю, постараюсь, я хочу, буду…
1.обещаю любить бабушку и дедушку
2. я постараюсь видеть чужую боль
3. Не буду грубить маме и папе
4.Буду добрым,
5.хочу быть терпимым
6. я постараюсь быть милосердным
7. буду уважать права других
8. постараюсь принять другого таким, какой он есть
9. я хочу быть любящим, помогать своим друзьям
10. я постараюсь быть заботливым
11. буду почитать старших
12. постараюсь быть великодушным
(Дети зачитывают и крепят ладошки к дереву)
Семья в куче, не страшна и туча.
Домашнее задание. Составьте кластер своей семьи
А ещё хочу раздать каждому из вас памятку
«Советы детям»
- Любите, цените и берегите своих родителей, их вам никто не заменит.
- Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость.
- Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день. Это зависит только от вас самих.
- Дарите цветы маме, бабушке, сестре пусть полевые или, даже нарисованные дарите их как можно чаще.
И помните слова Марины Цветаевой «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими»
Мои пожелания:
Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
- Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
- Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
- Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
- И всё это вам поможет жить в мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтеня по теме: "Старый дед и внучек" Л. Н. Толстой
УМК: «Школа России». Учебный предмет: литературное чтение. Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисков...
урок литературного чтения 2 класс Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»
урок литературного чтения 2 класс Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек» УМК: «Школа России». Учебный предмет: литературное чтение. Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, ...
Презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"
Материал содержит краткие биографические данные о писателе, вопросы и задания по тексту....
Л. Н. Толстой "Старый дед и внучек" 2 класс. "Школа России"
Презентация к уроку литературного чтения по теме "Старый дед и внучек"...
Урок литературного чтения во 2 классе по теме Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"
Раработка урока по литературному чтению во 2 классе по УМК "Школа России"...
Открытый урок "Л.Н. Толстой. «Старый дед и внучек»
Цели: 1) Познакомить детей с рассказом Л.Н.Толстого “Старый дед и внучек”. 2) Создать условия для осознанного, беглого и ...