Леонид Пантелеев "Честное слово"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Пантелеев «Честное слово».
Цель урока: создать условия для ознакомления с содержанием произведения Л.Пантелеева «Честное слово»; способствовать развитию внимания, памяти, речи; содействовать воспитанию честности, справедливости.
Планируемые результаты:
Предметные:
-познакомятся с произведение Л.Пантелеева «Честное слово», научатся анализировать поступки героев, мотивы их поведения;
Метапредметные:
Познавательные:
- научатся находить разные виды информации, пользоваться различными видами чтения, использовать информацию словаря, осуществлять анализ произведения;
Регулятивные:
- работать по плану, выделять главное;
Коммуникативные:
- высказываться, обосновывая свою точку зрения, уметь принимать мнение других, приходить к общему решению в ходе обсуждения;
Личностные:
- научатся с понимание ответственности относиться к людям, ориентироваться в нравственном смысле и содержании поступков, воспитывать этические чувства, чувства совести, стыда;
Тип урока: открытие новых знаний
Материально-техническое обеспечение: учебник «Литературное чтение» 3 класс Ефросинина Л.А., толковый словарь С.И Ожегова, презентация;
Сценарий урока
- Мобилизующий этап.
- Приветствие, создание благоприятной эмоциональной обстановки.
- Проверка домашнего задания.
1) Индивидуальная работа по карточкам.
2) Беседа.
- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? («Кошкин дом»)
- Назовите автора. (Самуил Яковлевич Маршак)
- К какому жанру относится это произведение? (Пьеса-сказка)
- Назовите главного героя произведения. (Кошка). Второстепенных героев. (Кот-Василий, котята и гости).
- Соотнесите номер действия и его заголовок:
1-е действие «Новый дом»
4-е действие «Богатый Кошкин дом»
5-е действие «После пожара»
(Ответ: 1-«Богатый Кошкин дом»; 4-«После пожара»; 5-«Новый дом»;)
- Давайте определим название произведений Самуила Яковлевича Маршака по их отрывкам:
1) Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и полны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны. (Ландыш)
2) Выйдет кошка на прогулку
Да пройдет по переулку –
Смотрят люди, не дыша:
До чего же хороша! (Кошкин дом)
3) Заняты школьники делом –
Пишут по белому черным,
Пишут по черному белым,
Перьями пишут и мелом:
«Нам не нужна Война!» (Урок родного языка)
- Определение темы и целей урока.
- Сейчас я расскажу вам историю про одного мальчика, который очень часто говорил всем «честное слово». Не сделав домашнее задание, говорил: - Я учил, честное слово! Прогулял урок: - Я не виноват, честное слово! Он так часто говорил эти слова просто так, что ему совсем перестали верить.
- Как вы думаете, что эти слова обозначают?
- Давайте посмотрим, какое толкование этих слов дает нам толковый словарь С.И. Ожегова (Честное слово – уверение в искренности, правдивости чего-нибудь.)
- Как вы считаете, когда надо говорить эти слова? (Когда сам полностью уверен в правдивости сказанного. Ненужно ими бросаться попросту.)
- Ребята, как вы думаете, о чём будет произведение, с которым мы познакомимся?
- Какие цели мы поставим перед собой? Продолжите предложения (Познакомимся…Расширим… Узнаем…)
- Подготовка к восприятию текста.
1) Знакомство со статьёй об авторе
- Откройте учебник на стр. 101 и прочитайте, с каким рассказом мы сегодня познакомимся. («Честное слово»)
- Самостоятельно прочитайте на стр. 101 статью об авторе.
- Какой интересный факт вы узнали? (Леонид Пантелеев – это вымышленное литературное имя, его настоящее имя Алексей Иванович Еремеев).
2) Словарная работа
-Перед чтением рассказа проведем словарную работу. Вам в тексте могут встретиться непонятные слова.
- Посмотрите на доску и определите, какие из слов вам непонятны.(Сторожка – помещение для сторожа; Безутешно – не находя утешения; Часовой – военнослужащий, стоящий на посту, на часах; Караул – воинское подразделение, несущее охрану кого-либо или чего-либо; Протискиваться – кое-как пробираться, протиснувшись через что-нибудь; Красноармеец – боец Красной Армии; Околыш – ободок головного убора облегающий голову; Несолоно хлебавши – ни с чем, безрезультатно; Маршал - самое высокое воинское звание; Майор – офицерское звание; Сержант- звание младшего начальствующего состава в армии).
- Первичное восприятие текста
- Знакомить с рассказом начну вас я. Слушайте внимательно и приготовьтесь ответить на вопрос: Может ли мальчик, о котором пойдет речь, стать героем?
(Чтение первой части)
- Так как вы считаете, выйдет из мальчика герой или нет?
- Повторное чтение и анализ содержания
1) Беседа
- От чьего имени ведется повествование? (От имени рассказчика)
- Где происходит действие? (В городском саду)
- Почему мальчик плакал? (Он остался один, и ему было страшно)
- В какую ситуацию он попал? (Большие ребята позвали его играть и забыли про него)
- Как к этому отнесся рассказчик? (Сначала улыбнулся, а потом задумался)
2) Чтение по цепочке
- Ребята, вы хотите узнать, что будет дальше? Тогда давайте прочитаем вторую часть рассказа по цепочке.
- Физкультминутка.
- Дети, для того, чтобы ваши глаза немного отдохнули, проведем физкультминутку для глаз.
3) Выборочное чтение
- Как сначала воспринял слова рассказчика майор? Найдите в тексте и прочитайте. (Командир посмотрел на меня с испугом)
- Прочитайте, как изменилось поведение майора после объяснений? (Идемте, идемте. Конечно. Что же вы мне сразу не сказали?)
4) Чтение про себя
- Прочитайте третью часть самостоятельно. Во время чтения выделите слова характеризующие мальчика.
5) Беседа по прочитанному тексту
- Какие слова вы отметили?
- Почему майор, прощаясь с мальчиком, сказал, сто из него выйдет настоящий воин?
- Обобщающая беседа
- С каким произведение мы познакомились? Кто его автор?
- Какие мысли и чувства у вас вызвало поведение мальчика?
- Как мальчик понимал, что такое «честное слово»?
- Как рассказчик отнесся к «честному слову» мальчика?
- Как майор отнесся к «честному слову» мальчика?
- Ребята, а кому из вас приходилось когда-нибудь давать честное слово?
- А как вы его выполнили?
- Тяжело ли держать честное слово?
- Рефлексия
- Сравните свою работу на уроке со следующими фразеологизмами.
- Информация о домашнем задании
с. 101-110, в. 5,7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение 3 класс «Честное слово» Леонид Пантелеев ("Перспективная начальная школа")
Предмет: литературное чтениеКласс: 3Тема урока: «Честное слово» Леонид Пантелеев.Цель урока: учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль Планируемые результаты:Предметные:— опре...
Леонид Пантелеев «Честное слово». Урок литературного чтения в 3-м классе ПНШ.
Урок литературного чтения в 3-м классе ПНШ....
Конспект урока по литературному чтению (3 класс) Тема: Леонид Пантелеев «Честное слово»
Конспект урока по литературному чтению (3 класс)Тема: Леонид Пантелеев «Честное слово»...
Конспект урока "«Честное слово» Леонид Пантелеев" (3 клаас, УМК "ПНШ")
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по литературному чтению на тему: "«Честное слово» Леонид Пантелеев". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "...
Леонид Пантелеев "Честное слово"
Презентация к уроку...
Открытый урок на тему: "Тема и главная мысль текста. Характеристика героя. Леонид Пантелеев «Честное слово»."
Открытый урок по литературному чтению. Дата: 20.04.2018 г.Учитель начальных классов МОУ «СОШ № 84» Чувилова Татьяна Анатольевна.УМК «Перспективная начальная школа»....
Технологическая карта урока литературного чтения «Честное слово» Леонид Пантелеев. 3 класс УМК «ПНШ»
Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений учащихся о жизни и творчестве Леонида Пантелеева. Задачи урокаДидактические: Познакомить с произведением Л. П...