Леонид Пантелеев "Честное слово"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Пивоварова Александра Михайловна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл panteleev_chestnoe_slovo.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Пантелеев «Честное слово».

Цель урока: создать условия для ознакомления с содержанием произведения Л.Пантелеева «Честное слово»; способствовать развитию внимания, памяти, речи; содействовать воспитанию честности, справедливости.

Планируемые результаты:

Предметные:

-познакомятся с произведение Л.Пантелеева «Честное слово», научатся анализировать поступки героев, мотивы их поведения;

 Метапредметные:

Познавательные:

- научатся находить разные виды информации, пользоваться различными видами чтения, использовать информацию словаря, осуществлять анализ произведения;

Регулятивные:

- работать по плану, выделять главное;

Коммуникативные:

- высказываться, обосновывая свою точку зрения, уметь принимать мнение других, приходить к общему решению в ходе обсуждения;

Личностные:

- научатся с понимание ответственности относиться к людям, ориентироваться в нравственном смысле и содержании поступков, воспитывать этические чувства, чувства совести, стыда;

Тип урока: открытие новых знаний

Материально-техническое обеспечение:  учебник «Литературное чтение» 3 класс Ефросинина Л.А., толковый словарь С.И Ожегова, презентация;


Сценарий урока

  1. Мобилизующий этап.

- Приветствие, создание благоприятной эмоциональной обстановки.

  1. Проверка домашнего задания.

1) Индивидуальная работа по карточкам.

2) Беседа.

- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? («Кошкин дом»)

- Назовите автора.  (Самуил Яковлевич Маршак)

- К какому жанру относится это произведение? (Пьеса-сказка)

- Назовите главного героя произведения. (Кошка).  Второстепенных героев. (Кот-Василий, котята и гости).

- Соотнесите номер действия и его заголовок:

1-е действие                        «Новый дом»

4-е действие                        «Богатый Кошкин дом»

5-е действие                        «После пожара»

(Ответ: 1-«Богатый Кошкин дом»; 4-«После пожара»; 5-«Новый дом»;)

- Давайте определим название произведений Самуила Яковлевича Маршака по их отрывкам:

1) Бутонов круглые бубенчики

Еще закрыты  и полны,

Но солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны. (Ландыш)

2) Выйдет кошка на прогулку

Да пройдет по переулку –

 Смотрят люди, не дыша:

До чего же хороша! (Кошкин дом)

3) Заняты школьники делом –

Пишут по белому черным,

Пишут по черному белым,

Перьями пишут и мелом:

«Нам не нужна Война!» (Урок родного языка)

  1. Определение темы и целей урока.

- Сейчас я расскажу вам историю про одного мальчика, который очень часто говорил всем «честное слово». Не сделав домашнее задание, говорил: - Я учил, честное слово! Прогулял урок: - Я не виноват, честное слово! Он так часто говорил эти слова просто так, что ему совсем перестали верить.

- Как вы думаете, что эти слова обозначают?

- Давайте посмотрим, какое толкование этих слов дает нам толковый словарь С.И. Ожегова (Честное слово – уверение в искренности, правдивости чего-нибудь.)

- Как вы считаете, когда надо говорить эти слова?  (Когда сам полностью уверен в правдивости сказанного. Ненужно ими бросаться попросту.)

 - Ребята, как вы думаете, о чём будет произведение, с которым мы познакомимся?

- Какие цели мы поставим перед собой? Продолжите предложения (Познакомимся…Расширим… Узнаем…)

  1. Подготовка к восприятию текста.

1) Знакомство со статьёй об авторе

- Откройте учебник на стр. 101 и прочитайте, с каким рассказом мы сегодня познакомимся. («Честное слово»)

- Самостоятельно прочитайте на стр. 101 статью об авторе.

- Какой интересный факт вы узнали? (Леонид Пантелеев – это вымышленное литературное имя, его настоящее имя Алексей Иванович Еремеев).

2) Словарная работа

-Перед чтением рассказа проведем словарную работу. Вам в тексте могут встретиться  непонятные слова.

- Посмотрите на доску и определите, какие из слов вам непонятны.(Сторожка – помещение для сторожа; Безутешно – не находя утешения; Часовой – военнослужащий, стоящий на посту, на часах; Караул – воинское подразделение, несущее охрану кого-либо или чего-либо; Протискиваться – кое-как пробираться, протиснувшись через что-нибудь; Красноармеец – боец Красной Армии; Околыш – ободок головного убора облегающий голову; Несолоно хлебавши – ни с чем, безрезультатно; Маршал -  самое высокое воинское звание; Майор – офицерское звание; Сержант- звание младшего начальствующего состава в армии).

  1. Первичное восприятие текста

- Знакомить с рассказом начну вас я. Слушайте внимательно и приготовьтесь ответить на вопрос: Может ли мальчик, о котором пойдет речь, стать героем?

(Чтение первой части)

- Так как вы считаете, выйдет из мальчика герой или нет?

  1. Повторное чтение и анализ содержания

1) Беседа

- От чьего имени ведется повествование? (От имени рассказчика)

-  Где происходит действие? (В городском саду)

- Почему мальчик плакал? (Он остался один, и ему было страшно)

- В какую ситуацию он попал? (Большие ребята позвали его играть и забыли про него)

- Как к этому отнесся рассказчик? (Сначала улыбнулся, а потом задумался)

2) Чтение по цепочке

- Ребята, вы хотите узнать, что будет дальше? Тогда давайте прочитаем вторую часть рассказа по цепочке.

  1. Физкультминутка.

- Дети, для того, чтобы ваши глаза немного отдохнули, проведем физкультминутку для глаз.

3) Выборочное чтение

- Как сначала  воспринял слова рассказчика майор? Найдите в тексте  и прочитайте. (Командир посмотрел на меня с испугом)

- Прочитайте, как изменилось поведение майора после объяснений? (Идемте, идемте. Конечно. Что же вы мне сразу не сказали?)

4) Чтение про себя

- Прочитайте третью часть самостоятельно. Во время чтения выделите слова характеризующие мальчика.

5) Беседа по прочитанному тексту

- Какие слова вы отметили?

- Почему майор, прощаясь с мальчиком, сказал, сто из него выйдет настоящий воин?

  1. Обобщающая беседа

- С каким произведение мы познакомились? Кто его автор?

- Какие мысли и чувства  у вас вызвало поведение мальчика?

- Как мальчик понимал, что такое «честное слово»?

- Как рассказчик отнесся к «честному слову» мальчика?

- Как майор отнесся к «честному слову» мальчика?

- Ребята,  а кому из вас  приходилось когда-нибудь давать честное слово?

- А как вы его выполнили?

- Тяжело ли держать честное слово?

  1. Рефлексия

 - Сравните свою работу на уроке со следующими фразеологизмами.

  1. Информация о домашнем задании

с. 101-110, в. 5,7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение 3 класс «Честное слово» Леонид Пантелеев ("Перспективная начальная школа")

Предмет: литературное чтениеКласс: 3Тема урока: «Честное слово» Леонид Пантелеев.Цель урока: учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль Планируемые результаты:Предметные:— опре...

Конспект урока по литературному чтению (3 класс) Тема: Леонид Пантелеев «Честное слово»

Конспект урока по литературному чтению (3 класс)Тема: Леонид Пантелеев «Честное слово»...

Конспект урока "«Честное слово» Леонид Пантелеев" (3 клаас, УМК "ПНШ")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по литературному чтению на тему: "«Честное слово» Леонид Пантелеев". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "...

Открытый урок на тему: "Тема и главная мысль текста. Характеристика героя. Леонид Пантелеев «Честное слово»."

Открытый урок по литературному чтению. Дата:  20.04.2018 г.Учитель начальных классов  МОУ «СОШ № 84» Чувилова Татьяна Анатольевна.УМК «Перспективная начальная школа»....

Технологическая карта урока литературного чтения «Честное слово» Леонид Пантелеев. 3 класс УМК «ПНШ»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений учащихся о жизни и творчестве Леонида Пантелеева. Задачи урокаДидактические: Познакомить с произведением Л. П...