Рабочая программа по литературному чтению 2 класс составлена
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Бельчич Инна Сергеевна

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс составлена 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass-_pechatat.docx66.9 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1.Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс составлена и реализуется на основе следующих документов:

1.ФЗ  № 273  «Об образовании в Российской Федерации»

2. Закон РО  № 26-3С «Об образовании в РО»;

3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

4.Примерные  программыпо «Литературному чтению» 2 класс авторМатвеева Е. И.

5.Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ лицей № 5;

6. «Положение о рабочей программе» МБОУ лицей № 5

7.Учебный план МБОУ лицей №5 на 2018-2019уч.г.

8. Календарный учебный график МБОУ лицея №5 на 2018-2019уч.г.

9. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2821-10.

Цель учебного предмета – обеспечение интенсивного совершенствования чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста; открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка; воспитание культуры восприятия текста; стимулирование потребности ребенка в творческом чтении.

Достижение данной цели предполагает решение

1) образовательных задач:

  • развитие потребности читать любой текст (художественный и нехудожественный) через освоение приемов синтагматического чтения, способов интонирования текста и техник понимания произведения;
  • развитие способности творческого «видения» смыслов художественного текста;
  • открытие и освоение учениками позиций читателя и автора;
  • формирование в сознании читателя эстетических (эмоционально-ценностных) и герменевтических (образно-понятийных, смысловых) установок для постижения сущности изучаемого предмета;

2) развивающих задач:

  • развитие «чувства художественного слова», литературного вкуса;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • развитие речи;

3) воспитательных задач:

  • формирование культуры творческого восприятия литературного произведения;
  • воспитание эстетического отношения к книге как источнику духовности, отражающему многогранность жизни.

Общая характеристика предмета

Особенность построения предмета «Литературное чтение» во 2 классесостоит в том, чтоученики знакомятся с материалом разной жанровой специфики на одну и ту же тему: «Каким бывает слово?» Здесь встретятся лирические и юмористические стихотворения, юмористические рассказы, сказки, притчи, басни, волшебные истории и пословицы.

На первом этапе знакомства с разными жанрами ученик проходит путь от обычного слова до создания особого текста о нем. Детям предлагается выступить в позиции исследователя смысла слова в речи, языке, литературе, обратить внимание на разные способы передачи настроения в текстах.

На втором этапе предлагается иной методический ход, основанный на контрастном восприятии текстов. Если ранее слово представлялось красивым, гармоничным, то теперь предлагается увидеть его иным – невыразительным, невежливым, порой обидным.

На третьем этапе знакомства с видами и жанрами литературы изучаются объединенные согласно жанровым особенностям такие произведения: русская народная сказка, сказка-притча, авторская (литературная) сказка.

Ученики выступают в позиции исследователя жанра сказки: рассматривают содержательные, интонационные, структурные и видовые особенности. «Сказочное» слово, представленное в русском фольклоре и разными авторами, позволяет ребенку почувствовать его особенности: иносказательность, иногда поучительность, образность и др. Ученик знакомится с жанровыми и композиционными особенностями русской народной сказки, сказки-притчи, авторской (литературной) сказки. Среди русских народных сказок подробно рассматриваются признаки волшебной, бытовой сказок и сказки о животных.

Общая задача «Каким бывает слово?»  предусматривает исследование роли слова в повествовательном жанре, а также помогает увидеть слово в русских народных сказках и сказках разных авторов. Русская народная сказка знакомит учеников с богатством языка, народного колорита, разными жизненными  фантастическими ситуациями. Авторская сказка хороша тем, что она даёт варианты сказочных образов, представляют авторское видение одной темы, проблемы, сюжета по-разному. Ученик, знакомясь с такими произведениями, не только учится понимать и принимать позицию автора, но и сам пробует им стать, вступает в диалог с автором.

Учащиеся 2-го класса в процессе работы с текстом развивают в себе способности «работать с образом», выявлять средства его создания.

Для того чтобы ученикам можно было узнать, правильно ли сформулировано то или иное понятие, предусмотрена работа со Словариком читателя, который помогает удостовериться в верности «открытия» ученика, соотносит его мнение с общепринятой нормой. В Словарике разъясняется и значение жанров, с которыми устно знакомится ученик, и значение жанров, в которых он будет работать письменно.

     Каждый раздел завершается рубрикой «Читай, удивляйся, размышляй!» Произведения раздела «Читай, удивляйся, размышляй!» предназначены для самостоятельной работы по изучаемой проблеме с целью перенесения открытого способа работы с текстом на незнакомое произведение того же жанра.

По окончанию работы над каждым разделом учитель  проводит урок рефлексии, задания которого позволяют ученику ещё раз вернуться к прочитанному, уточнить значения новых терминологических слов, увидеть, что не получилось в работе, провести диагностику способа чтения, а также продолжить работу с книгой: сформировать умение выбрать, найти её в библиотеке, расширить свой читательский кругозор, обращаясь к сказкам, которые учебник советует прочитать дополнительно.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание, и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Ценностные ориентиры учебного предмета связаны с особым отбором литературного материала. Такой материал помогает:  осознавать творческую позицию,  формирует вкус  соотносить изучаемое произведение с культурной нормой литературного текста

      Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного изучения художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-этическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными (базовыми) ценностями (добро, справедливость, правда и т. д.). Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Место учебного предмета«Литературное чтение» в учебном плане.

Согласно учебному плану МБОУ лицея №5на изучение литературного чтения (2 класс) в начальной школе выделяется 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели). На основании календарного учебного графика МБОУ лицея №5 на 2018-2019 уч.г. программа скорректирована на 128 часов.

      Важную роль в обучении литературному чтению играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников личностных, метапредметных (универсальные учебные действия), предметных результатов.

Раздел 2.Планируемые результаты учебного предмета

В результате освоения программы  по «Литературному чтению» во 2-ом классе планируется достижение младшими школьниками следующих результатов:

личностные результаты

— учащиеся принимают как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь;

— представляют многообразие народов, живущих в России, в их языках и устном народном творчестве;

— принимают разные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относятся к ним;

— принимают этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений;

— различают эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении;

— различают эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений;

— проявляют интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре;

метапредметые результаты:

— правильно читают словами и словосочетаниями, обозначают интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией;

— в устной и письменной форме дают полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного;

— определяют тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 150 слов;

— выбирают заглавие к тексту объемом 150 слов из нескольких предложенных;

— имеют представление о микротеме и о принципах деления текста в жанре сказки на микротемы;

— имеют представление о многообразии книг: художественных, учебных,

научно-популярных;

— в процессе коллективного обсуждения проблемы выражают читательскую позицию;

— оценивают ответ одноклассника по предложенным учителем критериям;

— могут пользоваться сносками и справочными разделами учебника;

— подбирают к художественным произведениям иллюстративный материал из предложенного в учебнике;

— могут соотнести разные способы создания художественного образа (в литературе, мультипликации, искусстве театра, живописи);

предметные результаты:

— имеют представление о пословице, басне, сказке, поэтической сказке, сказке-пьесе, притче, сказке-притче;

— имеют представление об образных средствах языка сказки: преувеличении, повторах, постоянных эпитетах;

— определяют вид народной сказки (о животных, бытовую, волшебную) и авторскую сказку о волшебстве по характерным признакам;

— имеют опыт наблюдения рифмы и ритма в стихотворных произведениях, особенностей сказочного героя;

— составляют «партитуру» поэтического текста для интонирования наизусть (коллективно и индивидуально);

— критически оценивают свое интонирование и чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

— наблюдают композицию (построение) сказки (народной и авторской);

— соотносят классические сказочные сюжеты, находят общие и различные признаки русских, зарубежных сказок;

— в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения определяют отношение автора к персонажу, главную мысль сказки;

— раскрывают смысл предложенных учебником пословиц, соотносят их с содержанием другого прочитанного произведения;

— пересказывают фрагмент произведения близко к тексту;

— создают миниатюры на заданную тему, редактируют собственный текст;

— выразительно и грамотно читают фрагменты предложенных учебником произведений «по ролям».

творческая деятельность

Ученик получит возможность научиться:

  • сочинять сказку по составленной модели;
  • создавать иллюстрации к литературному произведению;
  • читать произведение по ролям;
  • работать в группе, создавая инсценировки небольших произведений;
  • придумывать продолжение истории.

литературоведческая пропедевтика

Ученик научится:

  • выделять особенности игрового, юмористического текста;
  • различать виды сказок: русские народные (волшебные, о животных, бытовые) и авторские;
  • выделять особенности сюжета русских народных сказок;
  • особенности построения русской народной волшебной сказки.

Ученик получит возможность научиться:

  • различать жанры: сказки, притчи, волшебной истории, пословицы;

выявлять общие и отличительные черты между жанрами

Учебно-методические пособия, используемые для достижения планируемых результатов

Для учащихся

  1. Матвеева Е.И.  Литературное чтение:  Учебник для 2 класса начальной школы: в 2-х кн. —   М.: Вита-Пресс, 2013  

Для учителя

  1. Матвеева Е.И. Обучение литературному чтению. Краткий методический комментарий к   учебнику   — М.: Вита-Пресс, 2014
  2. МатвееваЕ. И., ПатрикееваИ. Е, ПанковаО. Б.  «Критериальное оценивание в начальной школе» Пособие для учителя. М.: ВИТА-ПРЕСС 2013г.
  3. Матвеева Е.И. Рабочая программа по литературному чтению (в начальной школе). Пособие для учителя. М.: ВИТА-ПРЕСС 2012г.
  4. Примерныепрограммы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. — 5"е изд., перераб. — М.:Просвещение, 2011
  5. Планируемыерезультаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.
  6. Матвеева Е.И. Литературное чтение. 1—4 классы. Учим младших школьников понимать художественный текст. — М.: Эксмо, 2007.
  7. Матвеева Е.И. Литературное чтение. 1—4 классы. Учим младших школьников писать сочинения разных жанров. — М.: Эксмо, 2007.

Специфическое сопровождение (оборудование):

• портреты писателей и поэтов, художников, композиторов;

• репродукции картин художников-пейзажистов, натюрморты, плакаты в соответствии с тематикой литературных произведений и рубрики «Картинная галерея» (в электронном виде);

• иллюстрации к литературным произведениям (в электронном виде);

• библиотека книг для внеклассного чтения (ресурс библиотеки гимназии);

• демонстрационные образцы книг представленных авторов (ресурс библиотеки );

Электронно-программное обеспечение:

• записи музыкальных произведений, соответствующих тематике литературных произведений;

• видеофильмы и музыкальные слайд-шоу о природе;

• презентации по литературному чтению.

• Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  Литературное чтение  2 класс ООО «Издательство «Экзамен» 2014г.

• Интерактивное учебное пособие  Литературное чтение  ООО «Издательство «Экзамен» 2013г.

Технические средства обучения:

• мультимедийный проектор;

• компьютер с учебным программным обеспечением;

• демонстрационный экран;

• магнитная доска;

Раздел 3.Содержание учебного предмета

(128 часов)

Часть первая. Каким бывает слово?

Раздел I. Каким бывает слово? 20 часов

Интонация литературного послания. Образ слова в поэтическом и прозаическом текстах.

Прямое и переносное значение слова. Оттенки слова. Настроение автора, героя. Творческие «секреты» автора. Тон и содержание произведения, их взаимосвязь. Пословицы о слове и языке.

А. С. Пушкин «Если жизнь тебя обманет», «Кн. П.П. Вяземскому»; А. А. Тарковский «Слово только оболочка»; Дж. Родари (перевод с итальянского Ю. Ильиной) «Почему слово так дорого ценится?»; пословицы о слове и языке; В. В. Суслов «Как работает слово»; Е. А. Пермяк «Волшебные краски» (отрывок), «Пастух и Скрипка» (отрывок);В. В. Голявкин «Я пуговицу сам себе пришил»; Притча о талантах (по А. Меню); А. А. Ахматова «Тайны ремесла»; Ф. К. Сологуб «Глаза»; М. М. Пришвин «Летний дождь»; В. В. Набоков «Дождь пролетел»; В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (отрывок), В. В. Лунин «Музыка».

Читай, удивляйся, размышляй!

Притча о Сеятеле (из Евангелия от Матфея, гл. 13); В. А. Солоухин «Когда ты хочешь молвить слово»; Н. И. Сладков «Золотая осень»; А. А. Ахматова «Вереница четверостиший» (отрывок); В. П. Астафьев «Падение листа»; В. В. Бахревский «Вечер»; И. Пивоварова «Песня скрипки»; М. М. Пришвин «Художник»; И. А. Бунин «Слово».

Раздел II. Волшебные превращения слова 21 часа

Интонация как средство выражения вежливости (невежливости).

Диалог героев. Настроение читателя. Портрет героя. Творческие «секреты» автора. Отношение автора и читателя к герою. Юмор. Интонирование диалога поэтического произведения. Правила хорошего тона. Раскрытие смысла названия текста. Роль языка в жизни человека.

А. К. Дитрих «Говорила туча туче»; Э. Э. Мошковская «Косматая-косматая»; Ю. С. Тимянский «Рассказ школьного портфеля»; Ю. Тувим (перевод с польского С. В. Михалкова) «Словечки-калечки»; «Заяц-хвастун» (русская народная сказка); И. А. Крылов «Кукушка и Петух»; И. М. Подгаецкая «Ударение»; С. Черный «Воробей»; В. И. Белов «Как воробья ворона обидела»; Я. Л. Аким «Что говорят двери»; Н. Демыкина «Капризный день»; О. Е. Григорьев «Гостеприимство»; И. Шевчук «Подарок»; О. И. Высотская «Мягкий знак»; Э. Э. Мошковская «Сказка про Твердый и Мягкий знаки»; Дж. Родари (перевод с итальянского Л. Тарасова) «Страна без ошибок», Притча о Эзопе.

Читай, удивляйся, размышляй!

Ю. П. Мориц «Попугай и утка»; П. Синявский «Штраннаяиштория»» Н. К. Абрамцева «Вот так пальма»; Я. Бжехва (перевод с польского Б. Д. Заходера) «Очень Вежливый Индюк»; М. С. Пляцковский «Добрая лошадь»; А. А. Дмитриев «Бездомная кошка»; М. С. Пляцковский «Баран и солнышко»; Н. Н. Матвеева «Было тихо»; Л. С. Петрушевская «Заячий хвостик»; И. П. Токмакова «Радость»; В. Д. Берестов «Аист и соловей»; А. Л. Барто «Пожалуйста, потише!»; А. К. Дитрих «Песенка вопросительного знака, ставшего знаком восклицательным»; М. С. Пляцковский «Маленькое стихотворение о маленькой точке».

Раздел III. Волшебники слова 14 часов

Совет, просьба автора. Литературная притча. Поучение в притче. Подбор заголовка к тексту. Настроение автора. Творческие «секреты» автора: сравнение, метафора. Тема добра в сказочной истории. Художественный образ времени суток. Создание художественного образа в собственном прочтении.

Дж. Родари (перевод с итальянского С. Я. Маршака) «Чем писать?»; Л. Н. Толстой «Веник»; И. Мазнин «Давайте дружить»; Н. Н. Матвеева «Кораблик»; Е. А. Пермяк «Как Маша стала большой»; Э. Ю. Шим «Жук на ниточке»; В. С. Шефнер «Колыбельная»; С. Г. Козлов «Как Ежик и Медвежонок протирали звезды»; Г. М. Кружков «Утро – веселый маляр»; М. М. Пришвин «Слово-звезда»; Э. Ю. Шим «Цветной венок»; В. И. Белов «Радуга»; В. А. Бахревский «Хозяева лета».

Часть вторая. Слово в сказке

Введение в мир сказочного слова 4 часа

И. С. Соколов-Микитов «Звезды»; В. Д. Берестов «Недаром дети любят сказку»; В. А. Черченко «Как рождается сказка?»

Раздел I. Слово в русской народной сказке 21 часа

Сказка. Русская народная сказка. Сказка волшебная. Сказка бытовая. Сказка о животных. Сказка-притча. Секреты автора при создании сказочного образа. Преувеличение. Композиция волшебной сказки.

«Мужик и медведь»; «Мороз, Солнце и Ветер»; «Кулик»; «Несмеяна-царевна» (записал сказку А. Н. Афанасьев); «Журавль и цапля»; «Солдатская загадка».

Раздел II. Притчевое слово в сказке 7 часов

Притча, ее жанровые особенности. Иносказательность, поучительность, лаконичность притчи. Прямое и переносное значение. Притча как «поучение в примере».

Ф. К. Сологуб «Сказки на грядке и сказки во дворце», К. Д. Ушинский «Два плуга», «Ветер и Солнце»; Н. Г. Гарин-Михайловский. «Знаем!»; Е. Матвеева «Доброй сказке нет конца!»

Раздел III. Мир природы в авторских сказках 12 часов

Образ времени года в сказке разных авторов. «Живой» характер необычного персонажа. Способы изображения особенностей этого персонажа.

К. Д. Ушинский «Проказы старухи зимы»; И. С. Соколов-Микитов «Зимняя ночь»; Л. А. Чарская «Зимняя сказка»; О. О. Дриз «Как родилась Зима».

Читай, удивляйся, размышляй!

«Гуси-лебеди» (русская народная сказка); «Добрый поп» (русская народная сказка); Н. К. Абрамцева «Осенняя сказка».

Раздел IV. Герой в авторских сказках о животных  8 часов

Образ животного в авторских сказках. Способы изображения внешнего вида и характера героев. Речь персонажей как их основная характеристика. Сказочные приемы, используемые авторами для создания образа животного. Отличия авторских сказок от русских народных сказок о животных.

В. И. Даль «Ворона»; Н. Д. Телешов «Покровитель мышей»; А. Н. Толстой «Картина»; Д. И. Хармс «Про собаку Бубу».

Раздел V. Герой в авторских сказках о волшебстве 7часов

Изображение домовых авторами-сказочниками.

Н. К. Абрамцева «Чудеса, да и только»; Т. И. Александрова «Кузька» (отрывок).

Раздел VI. Поэтическая сказка 9 часов

Содержание и построение поэтической сказки. Особенности ее языка.

С. Я. Маршак «Вчера и сегодня»; П. П. Ершов «Конек Горбунок» (отрывок).

Читай, удивляйся, размышляй!

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказочка про Козявочку»; Н. К. Абрамцева «Лужица»; Е. А. Пермяк «Пастух и Скрипка»; пословицы и поговорки о сказке.

Раздел VII. Когда рождается сказочник 5 часов

Авторское сочинение второклассницы, особенности ее сказки.

А. Черепанова «Бесконечная сказка».

Е. Матвеева «Я в сказочный мир возвращаюсь порой».

Учебно-тематический план

Раздел

Количество часов

Контрольные, лабораторные, практические работы

( количество часов)

Часть 1

Раздел I.  

Каким бывает слово?

20 часов

Диагностическая работа

Раздел 2.

Волшебные превращения слова  

 21 час

Контрольная работа № 1

( проверка техники чтения)- 1 час

Контрольная работа № 2 по  разделу «Волшебные превращения слов» 1 час

Раздел 3 .

 Волшебники слова          

14 часов

Контрольная работа № 3 по теме « Волшебники слова»- 1 час

ЧастьII

Раздел I.  

Слово в сказке.

Введение в мир сказочного слова

4 часа

Контрольная работа № 4

( проверка техники чтения)

Раздел 2.

Слово в русской народной сказке

21 час

Контрольная работа № 5 по теме « Особенности русской народной сказки»

Раздел 3.

Притчевое слово в сказке  

7  часов

Раздел 4.

Мир природы в авторских сказках  

12 часов

Контрольная работа № 6 по теме: Природа в авторских сказках»

Раздел 5.

Герой в авторских сказках о животных

8 часов

Контрольная работа № 7 ( проверка техники чтения) .

Раздел 6.

Герой в авторских волшебных сказках  

7 часов

Раздел 7.

Поэтическая сказка  

9 часов

Контрольная работа № 8 по теме: «Виды сказок»

Раздел 8.  

Когда рождается сказочник  

5 часов

Контрольная работа № 9( проверка техники чтения)

Раздел 4. Календарно - тематическое  планирование

№ п/п

Раздел, тема урока

Дата проведения урока

Раздел I.  Каким бывает слово? – 20 часов

1.

Знакомство с учебником, его справочным аппаратом. Обращение  автора к читателю.

3.09

2.

Критерии синтагматического чтения (алгоритм чтения). Выделение ключевых слов в стихотворении. Поэтические послания А.С.Пушкина.

4.09

3.

Слово в стихотворении. Тон стихотворения. Поэтические послания А.С.Пушкина.

6.09

4.

Смысл и звучание слова. Определение ритмического рисунка в стихотворении.

А.А.Тарковский «Слово только оболочка…»

Диагностическая   работа.

( проверка техники чтения)

7.09

5.

Роль слова в жизни, поучительность слова Дж. Родари «Почему золото так дорого ценится?»

10.09

6.

Слово в пословице. Прямое и переносное значение слова. Пословицы о значении слова

 в жизни человека.

11.09

7.

Крылатые выражения (фразеологические обороты) Знакомство с фразеологическим словарём. В.В.Суслов «Как работает слово»

13.09

8.

Определение темы рассказа. Е.А Пермяк «Волшебные краски».

14.09

9.

Настроение рассказа. Выделение слов-признаков для  описания. Е.А.Пермяк «Пастух и Скрипка»

17.09

10.

Притча. Прямое и переносное значение слова в притче В.В. Голявкин «Я пуговицу сам себе пришил».

18.09

11.

Овладение способом чтения притчи. Иносказательность и поучительность притчевого слова. «Притча о талантах» По А.Меню.

20.09

12.

Слово в лирическом стихотворении. Критерии чтения поэтического произведения.

А.А.Ахматова «Тайны ремесла».

21.09

13.

Прямое и переносное значение слова. Диалог героев. Ф.К.Сологуб «Глаза».

24.09

14.

Описание природы в прозе и поэзии. Образ, созданный автором, в рассказе, стихотворении М, М.Пришвин «Летний дождь»

25.09

15.

Составление чтецкой «партитуры» стихотворного текста В.В.Набоков «Дождь пролетел»

27.09

16.

Оттенки звука и оттенки слова Описание предмета  В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» (отрывок)

28.09

17.

Способы передачи настроения героя Описание   «ощущения » героя В.В.Лунин «Музыка»

  1. 10

18.

Подведение итогов самостоятельного чтения по разделу «Читай, удивляйся, размышляй!» Выразительное чтение и (или) чтение   наизусть произведений раздела

2.10

19.

Обсуждение  прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении

4.10

20.

Обсуждение  прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении

5.10

Раздел 2 Волшебные превращения слова -21 час

21.

Слово в юмористическом стихотворении Диалог-спор героев, выбор лексических средств для передачи их настроения А.К.Дитрих «Говорила туча туче»

8.10

22.

Интонация. Инсценирование стихотворения Э.Э.Мошковская «Косматая - косматая»

9.10

23.

Слово и речь человека Критерии чтения юмористического  стихотворения

Ю.Тимянский «Рассказ школьного портфеля»

11.10

24.

Тон чтения Диалог героев Ю.Тувим «Словечки-колечки»

12.10

25.

Сказка. Слово в речи героев русской народной сказки.

Чтение сказки по ролям Обучение пересказу «Заяц-хвастун» русская народная сказка

15.10

26.

Басня. Поучительность и иносказательность слова в басне Чтение басни по ролям.

И.А.Крылов «Кукушка и Петух»

16.10

27.

Смыслоразличительная роль ударения в слове. Смысловое и слоговое ударение.

И.М.Подгаецкая «Ударение».

18.10

28.

Критерии выразительного чтения прозаического текста.

И.М.Подгаецкая «Ударение»

19.10

29.

Контрольная работа № 1( проверка техники чтения)

22.10

30.

Слово и реакция человека на него. Обидное слово В.И.Белов «Как воробья ворона обидела»

23.10

31.

Интонация. Настроение. Чтение стихотворения по ролям

Я.Л.Аким «Что говорят двери»

25.10

32.

Перемена интонации при чтении по ролям. Н.Демыкина «Капризный день»

26.10

33.

Составление «раскадровки» и создание мультфильма по событиям текста

6.11

34.

Речевой этикет. О.Е.Григорьев «Гостеприимство»

8.11

35.

Интонационное выражение характера и чувств героя. И.Шевчук «Подарок»

9.11

36.

Речевой этикет О.И. Выготская «Мягкий знак»

12.11

37.

Диалог в сказке Чтение по ролям Способ чтения реплик

Э.Э. Мошковская «Сказка про Твёрдый и Мягкий знаки»

13.11

38.

Значение слова. Ошибки в речи. ДжРодари «Страна без ошибок».

15.11

39.

Обучение пересказу притчи. Притча об Эзопе.

16.11

40.

Обсуждение  прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении

19.11

41.

Контрольная работа № 2 по  разделу «Волшебные превращения слов»

20.11

Раздел 3 Волшебники слова  -14 часов

42.

Авторское слово Сравнение как приём, создающий образ ДжРодари «Чем писать».

22.11

43.

Иносказание. Пересказ притчи. Л.Н.Толстой «Веник».

23.11

44.

Интонация. Ритм. И. Мазнин «Давайте дружить»

26.11

45.

Чтение стихотворения с разной интонацией Н.Н.Матвеева «Кораблик»

27.11

46.

Рассказ, его характерные черты. Е.А.Пермяк «Как Маша стала большой»

29.11

47.

Чтение диалога в рассказе. Способы передачи настроения героев.

Э.Ю. Шим «Жук на ниточке»

30.11

48.

Создание образа с помощью изобразительных средств языка.

В.С. Шефнер «Колыбельная»

3.12

49.

Характер героя, его поступки и мотивы.

С.Г.Козлов «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды»

4.12

50.

Сравнения. Выразительное чтение стихотворения. Г.М.Кружков «Утро - весёлый маляр»

6. 12

51.

Рассказ – миниатюра. М.М.Пришвин «Слово - звезда»

7.12

52.

Сравнение. Внутренний мир автора. Э.Ю. Шим «Цветной венок»

10.12

53.

События в рассказе. В.И.Белов «Радуга».

11.12

54.

События в рассказе. В.А. Бахревский «Хозяева лета».

13.12

55.

Контрольная работа № 3 по теме « Волшебники слова»

14.12

ЧастьII Слово в сказке.

Раздел 1Введение в мир сказочного слова -4 часа

56.

Знакомство с учебником. Обращение автора к читателю. Миниатюра, её чтение в соответствии с критериями выразительного чтения.

И.С.Соколов - Микитов «Звезда»

17.12

57.

Тема текста. В.Д.Берестов «Недаром сказку любят дети»

18.12

58.

Основной смысл текста. Интонация стихотворения. В.А.Черченко «Как рождается сказка?»

20.12

59.

Контрольная работа № 4( проверка техники чтения)

Чтение текста в соответствии с критериями выразительного чтения.

Выставка книг-сказок. (Сборник, содержание)

21.12

Раздел 2: Слово в русской народной сказке 21час

60.

Русская народная сказка. Устное народное творчество Особенности изображения героев в бытовой сказке. «Мужик и медведь».

24.12

61.

Диалог героев Чтение сказки по ролям. Пересказ сказки «Мужик и медведь»

25.12

62.

Тема сказки. «Мороз, Солнце и Ветер»

27.12

63.

Жизненная ситуация бытовой сказки«Мороз, Солнце и Ветер»

11.01

64.

Сопоставление поэтического текста и сказки на одну тему.Спор героев. Инсценировка сказки«Мороз, Солнце и Ветер»

14.01

65.

Сопоставление волшебной и бытовой сказки. «Приключение» главного героя

«Кулик»

15.01

66.

Сказочное действие, время, пространство. Два мира волшебной сказки

«Кулик»

17.01

67.

Язык волшебной сказки. Чтение сказки в соответствии с критериями выразительного чтения «Кулик»

18.01

68.

Композиция волшебной сказки: присказка, зачин, концовка «Несмеяна - царевна»

21.01

69.

Герой в сказке. Герои-помощники. Герои-вредители.

Сказочные повторы. РНС «Несмеяна - царевна»

22.01

70.

Пересказ сказки близко к тексту. Критерии устного рассказа «Несмеяна– царевна»

24.01

71.

Композиция волшебной сказки «Кощей бессмертный»

25.01

72.

Сопоставление построения сказок «Кощей бессмертный»

28.01

73.

Сказка о животных Главные герои сказки. Речь героев. «Журавль и цапля».

29.01

74.

Основные части сказки. Повторы. Сопоставление построения сказок«Журавль и цапля»

31.01

75.

Главные герои сказки. Характер героев. «Солдатская загадка»

1.02

76.

Передача настроения и характера героя в его речи. «Солдатская загадка».

4.02

77.

Чтение сказки по ролям. Инсценировка сказки«Солдатская загадка».

5.02

78.

Особенности русской народной сказки, её виды

7.02

79.

Контрольная работа № 5 по теме « Особенности русской народной сказки»

8.02

80.

Обсуждение  прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении

11.02

Раздел 3 Притчевое слово в сказке  -7часов

81.

Притча. Сказка-притча. Обращение автора к читателю.Скрытый смысл. Поучение в сказке-притче Ф.К.Сологуб «Сказки на грядке и сказки во дворце»

12. 02

82.

Скрытый смысл. Поучение в сказке-притче К.Д.Ушинский «Два плуга»

14.02

83.

Сопоставление бытовой сказки и сказки- притчи. К.Д.Ушинский «Ветер и солнце»

15.02

84.

Чтение произведения в соответствии с критериями выразительного

 Чтения Н.Г.Гарин - Михайловский «Знаем!»

18.02

85.

Что  же такое притча?

19.02

86.

Обсуждение  прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении

21.02

87.

Обсуждение  прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении

22.02

Раздел 4 Мир природы в авторских сказках – 12 часов

88.

Авторская литературная сказка. Обращение автора к читателю

25.02

89.

Герой авторской сказки. Интонация сказки. К.Д.Ушинский «Проказы старухи зимы»

26.02

90.

Язык авторской сказки. Описание природы. Пересказ отрывка.

К.Д.Ушинский «Проказы старухи зимы»

28.02

91.

Язык авторской сказки. Описание природы И.С.Соколов - Микитов «Зимняя ночь»

1.03

92.

Обучение пересказу текста описания И.С.Соколов - Микитов «Зимняя ночь»

4.03

93.

Волшебные превращения в авторской сказке. Характер героя

Л.А.Чарская «Зимняя сказка»

5.03

94.

Язык авторской сказки. Наблюдение за выразительными средствами языка (олицетворения, эпитеты - без названия терминов)Л.А.Чарская «Зимняя сказка»

7.03

95.

Сказочные события Структура сказки О.О.Дриз «Как родилась Зима»

11.03

96.

Чтение сказки по ролям О.О.Дриз «Как родилась Зима»

12.03

97.

Авторская сказка, русская народная сказка, сказка-притча

14.03

98.

Раздел «Читай, удивляйся, размышляй!» Сравнение прочитанных

 сказок, составление вопросов для литературной викторины по прочитанным сказкам

15.03

99.

Контрольная работа № 6 по теме: Природа в авторских сказках»

18.03

Раздел 5 Герой в авторских сказках о животных -8 часов

100.

Авторская сказка о животных. Показ характера героя через его речь. В.И.Даль «Ворона»

19.03

101.

Структура сказки, схожесть её с народной В.И.Даль «Ворона»

21.03

102.

Чтение сказки по ролям    В.И.Даль «Ворона»

22.03

103.

Поучение в сказке о животных. Н.Д.Телешов «Покровитель мышей»

4.04

104.

Герой в сказке о животных. Юмор в сказке. А.Н.Толстой «Картина»

5.04

105.

Герой в сказке о животных. Юмор в сказке. Д.И.Хармс «Про собаку Бубу»

8.04

106.

Образ сказочного героя в сказках о животных.

9.04

107.

Контрольная работа № 7 ( проверка техники чтения) .

11.04

Раздел 6 Герой в авторских волшебных сказках  -7 часов

108.

Волшебные авторские сказки. Герой сказки, его описание Н.К.Абрамцева «Чудеса, да и только!»

12.04

109.

Экспозиция сказки. Поучение в сказке Н.К.Абрамцева «Чудеса, да и только!»

Критерии сочинения сказки.

15.04

110.

Экспозиция сказки. Поучение в сказке Н.К.Абрамцева «Чудеса, да и только!»

Критерии сочинения сказки

16.04

111.

Герой сказки. Речь героя. Т.И.Александрова «Кузька»

18.04

112.

Пересказ эпизода сказки. Иллюстрирование сказки Т.И.Александрова «Кузька»

19.04

113.

Библиотечный урок. Знакомство с зарубежными писателями сказочниками

22.04

114.

Обсуждение  прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении

23.04

Раздел 7 Поэтическая сказка  -9 часов

115.

Форма сказки: прозаическая, поэтическая С.Я.Маршак «Вчера и сегодня»

25.04

116.

Образ главного героя, его речь С.Я.Маршак «Вчера и сегодня»

26.04

117.

Чтение сказки по ролям Выбор отрывка для заучивания наизусть С.Я.Маршак «Вчера и сегодня»

29.04

118.

Сравнение русской народной волшебной сказки и авторской по композиции П.П.Ершов «Конёк-горбунок»

30.04

119.

Речь героя Разговорная речь(устаревшие слова и выражения)П.П.Ершов «Конёк-горбунок»

6.05

120.

Составление чтецкой «партитуры» Чтение по ролям П.П.Ершов «Конёк-горбунок»

7.05

121.

Раздел «Читай, удивляйся, размышляй!» Пересказ сказки по выбору

13.05

122.

Контрольная работа № 8 по теме: «Виды сказок»

14.05

123.

Обсуждение  прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении

16.05

Раздел 8.  Когда рождается сказочник  -5часов

124.

Замысел автора Герои сказки А.Черепанова «Бесконечная сказка»

17.05

125.

Чтение сказки по фрагментам А.Черепанова «Бесконечная сказка»

20.05

126.

Форма сказки Чтение сказки по фрагментам А.Черепанова «Бесконечная сказка»

21.05

127.

Контрольная работа № 9( проверка техники чтения)

23.05

128.

Е.Матвеева «Я в сказочный мир возвращаюсь порой…»

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Джид

Рабочая программа по  литературному чтению для 1 класса составлена в соответствии с :-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования;-Основной образова...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР,

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР, Федерального государственн...