Рабочая программа по литературному чтению 2 класс составлена
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс составлена
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_klass-_pechatat.docx | 66.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1.Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс составлена и реализуется на основе следующих документов:
1.ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
2. Закон РО № 26-3С «Об образовании в РО»;
3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
4.Примерные программыпо «Литературному чтению» 2 класс авторМатвеева Е. И.
5.Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ лицей № 5;
6. «Положение о рабочей программе» МБОУ лицей № 5
7.Учебный план МБОУ лицей №5 на 2018-2019уч.г.
8. Календарный учебный график МБОУ лицея №5 на 2018-2019уч.г.
9. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2821-10.
Цель учебного предмета – обеспечение интенсивного совершенствования чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста; открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка; воспитание культуры восприятия текста; стимулирование потребности ребенка в творческом чтении.
Достижение данной цели предполагает решение
1) образовательных задач:
- развитие потребности читать любой текст (художественный и нехудожественный) через освоение приемов синтагматического чтения, способов интонирования текста и техник понимания произведения;
- развитие способности творческого «видения» смыслов художественного текста;
- открытие и освоение учениками позиций читателя и автора;
- формирование в сознании читателя эстетических (эмоционально-ценностных) и герменевтических (образно-понятийных, смысловых) установок для постижения сущности изучаемого предмета;
2) развивающих задач:
- развитие «чувства художественного слова», литературного вкуса;
- развитие коммуникативных способностей;
- развитие речи;
3) воспитательных задач:
- формирование культуры творческого восприятия литературного произведения;
- воспитание эстетического отношения к книге как источнику духовности, отражающему многогранность жизни.
Общая характеристика предмета
Особенность построения предмета «Литературное чтение» во 2 классесостоит в том, чтоученики знакомятся с материалом разной жанровой специфики на одну и ту же тему: «Каким бывает слово?» Здесь встретятся лирические и юмористические стихотворения, юмористические рассказы, сказки, притчи, басни, волшебные истории и пословицы.
На первом этапе знакомства с разными жанрами ученик проходит путь от обычного слова до создания особого текста о нем. Детям предлагается выступить в позиции исследователя смысла слова в речи, языке, литературе, обратить внимание на разные способы передачи настроения в текстах.
На втором этапе предлагается иной методический ход, основанный на контрастном восприятии текстов. Если ранее слово представлялось красивым, гармоничным, то теперь предлагается увидеть его иным – невыразительным, невежливым, порой обидным.
На третьем этапе знакомства с видами и жанрами литературы изучаются объединенные согласно жанровым особенностям такие произведения: русская народная сказка, сказка-притча, авторская (литературная) сказка.
Ученики выступают в позиции исследователя жанра сказки: рассматривают содержательные, интонационные, структурные и видовые особенности. «Сказочное» слово, представленное в русском фольклоре и разными авторами, позволяет ребенку почувствовать его особенности: иносказательность, иногда поучительность, образность и др. Ученик знакомится с жанровыми и композиционными особенностями русской народной сказки, сказки-притчи, авторской (литературной) сказки. Среди русских народных сказок подробно рассматриваются признаки волшебной, бытовой сказок и сказки о животных.
Общая задача «Каким бывает слово?» предусматривает исследование роли слова в повествовательном жанре, а также помогает увидеть слово в русских народных сказках и сказках разных авторов. Русская народная сказка знакомит учеников с богатством языка, народного колорита, разными жизненными фантастическими ситуациями. Авторская сказка хороша тем, что она даёт варианты сказочных образов, представляют авторское видение одной темы, проблемы, сюжета по-разному. Ученик, знакомясь с такими произведениями, не только учится понимать и принимать позицию автора, но и сам пробует им стать, вступает в диалог с автором.
Учащиеся 2-го класса в процессе работы с текстом развивают в себе способности «работать с образом», выявлять средства его создания.
Для того чтобы ученикам можно было узнать, правильно ли сформулировано то или иное понятие, предусмотрена работа со Словариком читателя, который помогает удостовериться в верности «открытия» ученика, соотносит его мнение с общепринятой нормой. В Словарике разъясняется и значение жанров, с которыми устно знакомится ученик, и значение жанров, в которых он будет работать письменно.
Каждый раздел завершается рубрикой «Читай, удивляйся, размышляй!» Произведения раздела «Читай, удивляйся, размышляй!» предназначены для самостоятельной работы по изучаемой проблеме с целью перенесения открытого способа работы с текстом на незнакомое произведение того же жанра.
По окончанию работы над каждым разделом учитель проводит урок рефлексии, задания которого позволяют ученику ещё раз вернуться к прочитанному, уточнить значения новых терминологических слов, увидеть, что не получилось в работе, провести диагностику способа чтения, а также продолжить работу с книгой: сформировать умение выбрать, найти её в библиотеке, расширить свой читательский кругозор, обращаясь к сказкам, которые учебник советует прочитать дополнительно.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание, и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Ценностные ориентиры учебного предмета связаны с особым отбором литературного материала. Такой материал помогает: − осознавать творческую позицию, − формирует вкус − соотносить изучаемое произведение с культурной нормой литературного текста
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного изучения художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-этическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными (базовыми) ценностями (добро, справедливость, правда и т. д.). Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Место учебного предмета«Литературное чтение» в учебном плане.
Согласно учебному плану МБОУ лицея №5на изучение литературного чтения (2 класс) в начальной школе выделяется 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели). На основании календарного учебного графика МБОУ лицея №5 на 2018-2019 уч.г. программа скорректирована на 128 часов.
Важную роль в обучении литературному чтению играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников личностных, метапредметных (универсальные учебные действия), предметных результатов.
Раздел 2.Планируемые результаты учебного предмета
В результате освоения программы по «Литературному чтению» во 2-ом классе планируется достижение младшими школьниками следующих результатов:
личностные результаты
— учащиеся принимают как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь;
— представляют многообразие народов, живущих в России, в их языках и устном народном творчестве;
— принимают разные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относятся к ним;
— принимают этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений;
— различают эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении;
— различают эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений;
— проявляют интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре;
метапредметые результаты:
— правильно читают словами и словосочетаниями, обозначают интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией;
— в устной и письменной форме дают полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного;
— определяют тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 150 слов;
— выбирают заглавие к тексту объемом 150 слов из нескольких предложенных;
— имеют представление о микротеме и о принципах деления текста в жанре сказки на микротемы;
— имеют представление о многообразии книг: художественных, учебных,
научно-популярных;
— в процессе коллективного обсуждения проблемы выражают читательскую позицию;
— оценивают ответ одноклассника по предложенным учителем критериям;
— могут пользоваться сносками и справочными разделами учебника;
— подбирают к художественным произведениям иллюстративный материал из предложенного в учебнике;
— могут соотнести разные способы создания художественного образа (в литературе, мультипликации, искусстве театра, живописи);
предметные результаты:
— имеют представление о пословице, басне, сказке, поэтической сказке, сказке-пьесе, притче, сказке-притче;
— имеют представление об образных средствах языка сказки: преувеличении, повторах, постоянных эпитетах;
— определяют вид народной сказки (о животных, бытовую, волшебную) и авторскую сказку о волшебстве по характерным признакам;
— имеют опыт наблюдения рифмы и ритма в стихотворных произведениях, особенностей сказочного героя;
— составляют «партитуру» поэтического текста для интонирования наизусть (коллективно и индивидуально);
— критически оценивают свое интонирование и чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
— наблюдают композицию (построение) сказки (народной и авторской);
— соотносят классические сказочные сюжеты, находят общие и различные признаки русских, зарубежных сказок;
— в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения определяют отношение автора к персонажу, главную мысль сказки;
— раскрывают смысл предложенных учебником пословиц, соотносят их с содержанием другого прочитанного произведения;
— пересказывают фрагмент произведения близко к тексту;
— создают миниатюры на заданную тему, редактируют собственный текст;
— выразительно и грамотно читают фрагменты предложенных учебником произведений «по ролям».
творческая деятельность
Ученик получит возможность научиться:
- сочинять сказку по составленной модели;
- создавать иллюстрации к литературному произведению;
- читать произведение по ролям;
- работать в группе, создавая инсценировки небольших произведений;
- придумывать продолжение истории.
литературоведческая пропедевтика
Ученик научится:
- выделять особенности игрового, юмористического текста;
- различать виды сказок: русские народные (волшебные, о животных, бытовые) и авторские;
- выделять особенности сюжета русских народных сказок;
- особенности построения русской народной волшебной сказки.
Ученик получит возможность научиться:
- различать жанры: сказки, притчи, волшебной истории, пословицы;
выявлять общие и отличительные черты между жанрами
Учебно-методические пособия, используемые для достижения планируемых результатов
Для учащихся
- Матвеева Е.И. Литературное чтение: Учебник для 2 класса начальной школы: в 2-х кн. — М.: Вита-Пресс, 2013
Для учителя
- Матвеева Е.И. Обучение литературному чтению. Краткий методический комментарий к учебнику — М.: Вита-Пресс, 2014
- МатвееваЕ. И., ПатрикееваИ. Е, ПанковаО. Б. «Критериальное оценивание в начальной школе» Пособие для учителя. М.: ВИТА-ПРЕСС 2013г.
- Матвеева Е.И. Рабочая программа по литературному чтению (в начальной школе). Пособие для учителя. М.: ВИТА-ПРЕСС 2012г.
- Примерныепрограммы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. — 5"е изд., перераб. — М.:Просвещение, 2011
- Планируемыерезультаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.
- Матвеева Е.И. Литературное чтение. 1—4 классы. Учим младших школьников понимать художественный текст. — М.: Эксмо, 2007.
- Матвеева Е.И. Литературное чтение. 1—4 классы. Учим младших школьников писать сочинения разных жанров. — М.: Эксмо, 2007.
Специфическое сопровождение (оборудование):
• портреты писателей и поэтов, художников, композиторов;
• репродукции картин художников-пейзажистов, натюрморты, плакаты в соответствии с тематикой литературных произведений и рубрики «Картинная галерея» (в электронном виде);
• иллюстрации к литературным произведениям (в электронном виде);
• библиотека книг для внеклассного чтения (ресурс библиотеки гимназии);
• демонстрационные образцы книг представленных авторов (ресурс библиотеки );
Электронно-программное обеспечение:
• записи музыкальных произведений, соответствующих тематике литературных произведений;
• видеофильмы и музыкальные слайд-шоу о природе;
• презентации по литературному чтению.
• Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями Литературное чтение 2 класс ООО «Издательство «Экзамен» 2014г.
• Интерактивное учебное пособие Литературное чтение ООО «Издательство «Экзамен» 2013г.
Технические средства обучения:
• мультимедийный проектор;
• компьютер с учебным программным обеспечением;
• демонстрационный экран;
• магнитная доска;
Раздел 3.Содержание учебного предмета
(128 часов)
Часть первая. Каким бывает слово?
Раздел I. Каким бывает слово? 20 часов
Интонация литературного послания. Образ слова в поэтическом и прозаическом текстах.
Прямое и переносное значение слова. Оттенки слова. Настроение автора, героя. Творческие «секреты» автора. Тон и содержание произведения, их взаимосвязь. Пословицы о слове и языке.
А. С. Пушкин «Если жизнь тебя обманет», «Кн. П.П. Вяземскому»; А. А. Тарковский «Слово только оболочка»; Дж. Родари (перевод с итальянского Ю. Ильиной) «Почему слово так дорого ценится?»; пословицы о слове и языке; В. В. Суслов «Как работает слово»; Е. А. Пермяк «Волшебные краски» (отрывок), «Пастух и Скрипка» (отрывок);В. В. Голявкин «Я пуговицу сам себе пришил»; Притча о талантах (по А. Меню); А. А. Ахматова «Тайны ремесла»; Ф. К. Сологуб «Глаза»; М. М. Пришвин «Летний дождь»; В. В. Набоков «Дождь пролетел»; В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (отрывок), В. В. Лунин «Музыка».
Читай, удивляйся, размышляй!
Притча о Сеятеле (из Евангелия от Матфея, гл. 13); В. А. Солоухин «Когда ты хочешь молвить слово»; Н. И. Сладков «Золотая осень»; А. А. Ахматова «Вереница четверостиший» (отрывок); В. П. Астафьев «Падение листа»; В. В. Бахревский «Вечер»; И. Пивоварова «Песня скрипки»; М. М. Пришвин «Художник»; И. А. Бунин «Слово».
Раздел II. Волшебные превращения слова 21 часа
Интонация как средство выражения вежливости (невежливости).
Диалог героев. Настроение читателя. Портрет героя. Творческие «секреты» автора. Отношение автора и читателя к герою. Юмор. Интонирование диалога поэтического произведения. Правила хорошего тона. Раскрытие смысла названия текста. Роль языка в жизни человека.
А. К. Дитрих «Говорила туча туче»; Э. Э. Мошковская «Косматая-косматая»; Ю. С. Тимянский «Рассказ школьного портфеля»; Ю. Тувим (перевод с польского С. В. Михалкова) «Словечки-калечки»; «Заяц-хвастун» (русская народная сказка); И. А. Крылов «Кукушка и Петух»; И. М. Подгаецкая «Ударение»; С. Черный «Воробей»; В. И. Белов «Как воробья ворона обидела»; Я. Л. Аким «Что говорят двери»; Н. Демыкина «Капризный день»; О. Е. Григорьев «Гостеприимство»; И. Шевчук «Подарок»; О. И. Высотская «Мягкий знак»; Э. Э. Мошковская «Сказка про Твердый и Мягкий знаки»; Дж. Родари (перевод с итальянского Л. Тарасова) «Страна без ошибок», Притча о Эзопе.
Читай, удивляйся, размышляй!
Ю. П. Мориц «Попугай и утка»; П. Синявский «Штраннаяиштория»» Н. К. Абрамцева «Вот так пальма»; Я. Бжехва (перевод с польского Б. Д. Заходера) «Очень Вежливый Индюк»; М. С. Пляцковский «Добрая лошадь»; А. А. Дмитриев «Бездомная кошка»; М. С. Пляцковский «Баран и солнышко»; Н. Н. Матвеева «Было тихо»; Л. С. Петрушевская «Заячий хвостик»; И. П. Токмакова «Радость»; В. Д. Берестов «Аист и соловей»; А. Л. Барто «Пожалуйста, потише!»; А. К. Дитрих «Песенка вопросительного знака, ставшего знаком восклицательным»; М. С. Пляцковский «Маленькое стихотворение о маленькой точке».
Раздел III. Волшебники слова 14 часов
Совет, просьба автора. Литературная притча. Поучение в притче. Подбор заголовка к тексту. Настроение автора. Творческие «секреты» автора: сравнение, метафора. Тема добра в сказочной истории. Художественный образ времени суток. Создание художественного образа в собственном прочтении.
Дж. Родари (перевод с итальянского С. Я. Маршака) «Чем писать?»; Л. Н. Толстой «Веник»; И. Мазнин «Давайте дружить»; Н. Н. Матвеева «Кораблик»; Е. А. Пермяк «Как Маша стала большой»; Э. Ю. Шим «Жук на ниточке»; В. С. Шефнер «Колыбельная»; С. Г. Козлов «Как Ежик и Медвежонок протирали звезды»; Г. М. Кружков «Утро – веселый маляр»; М. М. Пришвин «Слово-звезда»; Э. Ю. Шим «Цветной венок»; В. И. Белов «Радуга»; В. А. Бахревский «Хозяева лета».
Часть вторая. Слово в сказке
Введение в мир сказочного слова 4 часа
И. С. Соколов-Микитов «Звезды»; В. Д. Берестов «Недаром дети любят сказку»; В. А. Черченко «Как рождается сказка?»
Раздел I. Слово в русской народной сказке 21 часа
Сказка. Русская народная сказка. Сказка волшебная. Сказка бытовая. Сказка о животных. Сказка-притча. Секреты автора при создании сказочного образа. Преувеличение. Композиция волшебной сказки.
«Мужик и медведь»; «Мороз, Солнце и Ветер»; «Кулик»; «Несмеяна-царевна» (записал сказку А. Н. Афанасьев); «Журавль и цапля»; «Солдатская загадка».
Раздел II. Притчевое слово в сказке 7 часов
Притча, ее жанровые особенности. Иносказательность, поучительность, лаконичность притчи. Прямое и переносное значение. Притча как «поучение в примере».
Ф. К. Сологуб «Сказки на грядке и сказки во дворце», К. Д. Ушинский «Два плуга», «Ветер и Солнце»; Н. Г. Гарин-Михайловский. «Знаем!»; Е. Матвеева «Доброй сказке нет конца!»
Раздел III. Мир природы в авторских сказках 12 часов
Образ времени года в сказке разных авторов. «Живой» характер необычного персонажа. Способы изображения особенностей этого персонажа.
К. Д. Ушинский «Проказы старухи зимы»; И. С. Соколов-Микитов «Зимняя ночь»; Л. А. Чарская «Зимняя сказка»; О. О. Дриз «Как родилась Зима».
Читай, удивляйся, размышляй!
«Гуси-лебеди» (русская народная сказка); «Добрый поп» (русская народная сказка); Н. К. Абрамцева «Осенняя сказка».
Раздел IV. Герой в авторских сказках о животных 8 часов
Образ животного в авторских сказках. Способы изображения внешнего вида и характера героев. Речь персонажей как их основная характеристика. Сказочные приемы, используемые авторами для создания образа животного. Отличия авторских сказок от русских народных сказок о животных.
В. И. Даль «Ворона»; Н. Д. Телешов «Покровитель мышей»; А. Н. Толстой «Картина»; Д. И. Хармс «Про собаку Бубу».
Раздел V. Герой в авторских сказках о волшебстве 7часов
Изображение домовых авторами-сказочниками.
Н. К. Абрамцева «Чудеса, да и только»; Т. И. Александрова «Кузька» (отрывок).
Раздел VI. Поэтическая сказка 9 часов
Содержание и построение поэтической сказки. Особенности ее языка.
С. Я. Маршак «Вчера и сегодня»; П. П. Ершов «Конек Горбунок» (отрывок).
Читай, удивляйся, размышляй!
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказочка про Козявочку»; Н. К. Абрамцева «Лужица»; Е. А. Пермяк «Пастух и Скрипка»; пословицы и поговорки о сказке.
Раздел VII. Когда рождается сказочник 5 часов
Авторское сочинение второклассницы, особенности ее сказки.
А. Черепанова «Бесконечная сказка».
Е. Матвеева «Я в сказочный мир возвращаюсь порой».
Учебно-тематический план
Раздел | Количество часов | Контрольные, лабораторные, практические работы ( количество часов) |
Часть 1 Раздел I. Каким бывает слово? | 20 часов | Диагностическая работа |
Раздел 2. Волшебные превращения слова | 21 час | Контрольная работа № 1 ( проверка техники чтения)- 1 час Контрольная работа № 2 по разделу «Волшебные превращения слов» 1 час |
Раздел 3 . Волшебники слова | 14 часов | Контрольная работа № 3 по теме « Волшебники слова»- 1 час |
ЧастьII Раздел I. Слово в сказке. Введение в мир сказочного слова | 4 часа | Контрольная работа № 4 ( проверка техники чтения) |
Раздел 2. Слово в русской народной сказке | 21 час | Контрольная работа № 5 по теме « Особенности русской народной сказки» |
Раздел 3. Притчевое слово в сказке | 7 часов | |
Раздел 4. Мир природы в авторских сказках | 12 часов | Контрольная работа № 6 по теме: Природа в авторских сказках» |
Раздел 5. Герой в авторских сказках о животных | 8 часов | Контрольная работа № 7 ( проверка техники чтения) . |
Раздел 6. Герой в авторских волшебных сказках | 7 часов | |
Раздел 7. Поэтическая сказка | 9 часов | Контрольная работа № 8 по теме: «Виды сказок» |
Раздел 8. Когда рождается сказочник | 5 часов | Контрольная работа № 9( проверка техники чтения) |
Раздел 4. Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема урока | Дата проведения урока | ||
Раздел I. Каким бывает слово? – 20 часов | ||||
1. | Знакомство с учебником, его справочным аппаратом. Обращение автора к читателю. | 3.09 | ||
2. | Критерии синтагматического чтения (алгоритм чтения). Выделение ключевых слов в стихотворении. Поэтические послания А.С.Пушкина. | 4.09 | ||
3. | Слово в стихотворении. Тон стихотворения. Поэтические послания А.С.Пушкина. | 6.09 | ||
4. | Смысл и звучание слова. Определение ритмического рисунка в стихотворении. А.А.Тарковский «Слово только оболочка…» Диагностическая работа. ( проверка техники чтения) | 7.09 | ||
5. | Роль слова в жизни, поучительность слова Дж. Родари «Почему золото так дорого ценится?» | 10.09 | ||
6. | Слово в пословице. Прямое и переносное значение слова. Пословицы о значении слова в жизни человека. | 11.09 | ||
7. | Крылатые выражения (фразеологические обороты) Знакомство с фразеологическим словарём. В.В.Суслов «Как работает слово» | 13.09 | ||
8. | Определение темы рассказа. Е.А Пермяк «Волшебные краски». | 14.09 | ||
9. | Настроение рассказа. Выделение слов-признаков для описания. Е.А.Пермяк «Пастух и Скрипка» | 17.09 | ||
10. | Притча. Прямое и переносное значение слова в притче В.В. Голявкин «Я пуговицу сам себе пришил». | 18.09 | ||
11. | Овладение способом чтения притчи. Иносказательность и поучительность притчевого слова. «Притча о талантах» По А.Меню. | 20.09 | ||
12. | Слово в лирическом стихотворении. Критерии чтения поэтического произведения. А.А.Ахматова «Тайны ремесла». | 21.09 | ||
13. | Прямое и переносное значение слова. Диалог героев. Ф.К.Сологуб «Глаза». | 24.09 | ||
14. | Описание природы в прозе и поэзии. Образ, созданный автором, в рассказе, стихотворении М, М.Пришвин «Летний дождь» | 25.09 | ||
15. | Составление чтецкой «партитуры» стихотворного текста В.В.Набоков «Дождь пролетел» | 27.09 | ||
16. | Оттенки звука и оттенки слова Описание предмета В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» (отрывок) | 28.09 | ||
17. | Способы передачи настроения героя Описание «ощущения » героя В.В.Лунин «Музыка» |
| ||
18. | Подведение итогов самостоятельного чтения по разделу «Читай, удивляйся, размышляй!» Выразительное чтение и (или) чтение наизусть произведений раздела | 2.10 | ||
19. | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | 4.10 | ||
20. | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | 5.10 | ||
Раздел 2 Волшебные превращения слова -21 час | ||||
21. | Слово в юмористическом стихотворении Диалог-спор героев, выбор лексических средств для передачи их настроения А.К.Дитрих «Говорила туча туче» | 8.10 | ||
22. | Интонация. Инсценирование стихотворения Э.Э.Мошковская «Косматая - косматая» | 9.10 | ||
23. | Слово и речь человека Критерии чтения юмористического стихотворения Ю.Тимянский «Рассказ школьного портфеля» | 11.10 | ||
24. | Тон чтения Диалог героев Ю.Тувим «Словечки-колечки» | 12.10 | ||
25. | Сказка. Слово в речи героев русской народной сказки. Чтение сказки по ролям Обучение пересказу «Заяц-хвастун» русская народная сказка | 15.10 | ||
26. | Басня. Поучительность и иносказательность слова в басне Чтение басни по ролям. И.А.Крылов «Кукушка и Петух» | 16.10 | ||
27. | Смыслоразличительная роль ударения в слове. Смысловое и слоговое ударение. И.М.Подгаецкая «Ударение». | 18.10 | ||
28. | Критерии выразительного чтения прозаического текста. И.М.Подгаецкая «Ударение» | 19.10 | ||
29. | Контрольная работа № 1( проверка техники чтения) | 22.10 | ||
30. | Слово и реакция человека на него. Обидное слово В.И.Белов «Как воробья ворона обидела» | 23.10 | ||
31. | Интонация. Настроение. Чтение стихотворения по ролям Я.Л.Аким «Что говорят двери» | 25.10 | ||
32. | Перемена интонации при чтении по ролям. Н.Демыкина «Капризный день» | 26.10 | ||
33. | Составление «раскадровки» и создание мультфильма по событиям текста | 6.11 | ||
34. | Речевой этикет. О.Е.Григорьев «Гостеприимство» | 8.11 | ||
35. | Интонационное выражение характера и чувств героя. И.Шевчук «Подарок» | 9.11 | ||
36. | Речевой этикет О.И. Выготская «Мягкий знак» | 12.11 | ||
37. | Диалог в сказке Чтение по ролям Способ чтения реплик Э.Э. Мошковская «Сказка про Твёрдый и Мягкий знаки» | 13.11 | ||
38. | Значение слова. Ошибки в речи. ДжРодари «Страна без ошибок». | 15.11 | ||
39. | Обучение пересказу притчи. Притча об Эзопе. | 16.11 | ||
40. | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | 19.11 | ||
41. | Контрольная работа № 2 по разделу «Волшебные превращения слов» | 20.11 | ||
Раздел 3 Волшебники слова -14 часов | ||||
42. | Авторское слово Сравнение как приём, создающий образ ДжРодари «Чем писать». | 22.11 | ||
43. | Иносказание. Пересказ притчи. Л.Н.Толстой «Веник». | 23.11 | ||
44. | Интонация. Ритм. И. Мазнин «Давайте дружить» | 26.11 | ||
45. | Чтение стихотворения с разной интонацией Н.Н.Матвеева «Кораблик» | 27.11 | ||
46. | Рассказ, его характерные черты. Е.А.Пермяк «Как Маша стала большой» | 29.11 | ||
47. | Чтение диалога в рассказе. Способы передачи настроения героев. Э.Ю. Шим «Жук на ниточке» | 30.11 | ||
48. | Создание образа с помощью изобразительных средств языка. В.С. Шефнер «Колыбельная» | 3.12 | ||
49. | Характер героя, его поступки и мотивы. С.Г.Козлов «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» | 4.12 | ||
50. | Сравнения. Выразительное чтение стихотворения. Г.М.Кружков «Утро - весёлый маляр» | 6. 12 | ||
51. | Рассказ – миниатюра. М.М.Пришвин «Слово - звезда» | 7.12 | ||
52. | Сравнение. Внутренний мир автора. Э.Ю. Шим «Цветной венок» | 10.12 | ||
53. | События в рассказе. В.И.Белов «Радуга». | 11.12 | ||
54. | События в рассказе. В.А. Бахревский «Хозяева лета». | 13.12 | ||
55. | Контрольная работа № 3 по теме « Волшебники слова» | 14.12 | ||
ЧастьII Слово в сказке. Раздел 1Введение в мир сказочного слова -4 часа | ||||
56. | Знакомство с учебником. Обращение автора к читателю. Миниатюра, её чтение в соответствии с критериями выразительного чтения. И.С.Соколов - Микитов «Звезда» | 17.12 | ||
57. | Тема текста. В.Д.Берестов «Недаром сказку любят дети» | 18.12 | ||
58. | Основной смысл текста. Интонация стихотворения. В.А.Черченко «Как рождается сказка?» | 20.12 | ||
59. | Контрольная работа № 4( проверка техники чтения) Чтение текста в соответствии с критериями выразительного чтения. Выставка книг-сказок. (Сборник, содержание) | 21.12 | ||
Раздел 2: Слово в русской народной сказке 21час | ||||
60. | Русская народная сказка. Устное народное творчество Особенности изображения героев в бытовой сказке. «Мужик и медведь». | 24.12 | ||
61. | Диалог героев Чтение сказки по ролям. Пересказ сказки «Мужик и медведь» | 25.12 | ||
62. | Тема сказки. «Мороз, Солнце и Ветер» | 27.12 | ||
63. | Жизненная ситуация бытовой сказки«Мороз, Солнце и Ветер» | 11.01 | ||
64. | Сопоставление поэтического текста и сказки на одну тему.Спор героев. Инсценировка сказки«Мороз, Солнце и Ветер» | 14.01 | ||
65. | Сопоставление волшебной и бытовой сказки. «Приключение» главного героя «Кулик» | 15.01 | ||
66. | Сказочное действие, время, пространство. Два мира волшебной сказки «Кулик» | 17.01 | ||
67. | Язык волшебной сказки. Чтение сказки в соответствии с критериями выразительного чтения «Кулик» | 18.01 | ||
68. | Композиция волшебной сказки: присказка, зачин, концовка «Несмеяна - царевна» | 21.01 | ||
69. | Герой в сказке. Герои-помощники. Герои-вредители. Сказочные повторы. РНС «Несмеяна - царевна» | 22.01 | ||
70. | Пересказ сказки близко к тексту. Критерии устного рассказа «Несмеяна– царевна» | 24.01 | ||
71. | Композиция волшебной сказки «Кощей бессмертный» | 25.01 | ||
72. | Сопоставление построения сказок «Кощей бессмертный» | 28.01 | ||
73. | Сказка о животных Главные герои сказки. Речь героев. «Журавль и цапля». | 29.01 | ||
74. | Основные части сказки. Повторы. Сопоставление построения сказок«Журавль и цапля» | 31.01 | ||
75. | Главные герои сказки. Характер героев. «Солдатская загадка» | 1.02 | ||
76. | Передача настроения и характера героя в его речи. «Солдатская загадка». | 4.02 | ||
77. | Чтение сказки по ролям. Инсценировка сказки«Солдатская загадка». | 5.02 | ||
78. | Особенности русской народной сказки, её виды | 7.02 | ||
79. | Контрольная работа № 5 по теме « Особенности русской народной сказки» | 8.02 | ||
80. | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | 11.02 | ||
Раздел 3 Притчевое слово в сказке -7часов | ||||
81. | Притча. Сказка-притча. Обращение автора к читателю.Скрытый смысл. Поучение в сказке-притче Ф.К.Сологуб «Сказки на грядке и сказки во дворце» | 12. 02 | ||
82. | Скрытый смысл. Поучение в сказке-притче К.Д.Ушинский «Два плуга» | 14.02 | ||
83. | Сопоставление бытовой сказки и сказки- притчи. К.Д.Ушинский «Ветер и солнце» | 15.02 | ||
84. | Чтение произведения в соответствии с критериями выразительного Чтения Н.Г.Гарин - Михайловский «Знаем!» | 18.02 | ||
85. | Что же такое притча? | 19.02 | ||
86. | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | 21.02 | ||
87. | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | 22.02 | ||
Раздел 4 Мир природы в авторских сказках – 12 часов | ||||
88. | Авторская литературная сказка. Обращение автора к читателю | 25.02 | ||
89. | Герой авторской сказки. Интонация сказки. К.Д.Ушинский «Проказы старухи зимы» | 26.02 | ||
90. | Язык авторской сказки. Описание природы. Пересказ отрывка. К.Д.Ушинский «Проказы старухи зимы» | 28.02 | ||
91. | Язык авторской сказки. Описание природы И.С.Соколов - Микитов «Зимняя ночь» | 1.03 | ||
92. | Обучение пересказу текста описания И.С.Соколов - Микитов «Зимняя ночь» | 4.03 | ||
93. | Волшебные превращения в авторской сказке. Характер героя Л.А.Чарская «Зимняя сказка» | 5.03 | ||
94. | Язык авторской сказки. Наблюдение за выразительными средствами языка (олицетворения, эпитеты - без названия терминов)Л.А.Чарская «Зимняя сказка» | 7.03 | ||
95. | Сказочные события Структура сказки О.О.Дриз «Как родилась Зима» | 11.03 | ||
96. | Чтение сказки по ролям О.О.Дриз «Как родилась Зима» | 12.03 | ||
97. | Авторская сказка, русская народная сказка, сказка-притча | 14.03 | ||
98. | Раздел «Читай, удивляйся, размышляй!» Сравнение прочитанных сказок, составление вопросов для литературной викторины по прочитанным сказкам | 15.03 | ||
99. | Контрольная работа № 6 по теме: Природа в авторских сказках» | 18.03 | ||
Раздел 5 Герой в авторских сказках о животных -8 часов | ||||
100. | Авторская сказка о животных. Показ характера героя через его речь. В.И.Даль «Ворона» | 19.03 | ||
101. | Структура сказки, схожесть её с народной В.И.Даль «Ворона» | 21.03 | ||
102. | Чтение сказки по ролям В.И.Даль «Ворона» | 22.03 | ||
103. | Поучение в сказке о животных. Н.Д.Телешов «Покровитель мышей» | 4.04 | ||
104. | Герой в сказке о животных. Юмор в сказке. А.Н.Толстой «Картина» | 5.04 | ||
105. | Герой в сказке о животных. Юмор в сказке. Д.И.Хармс «Про собаку Бубу» | 8.04 | ||
106. | Образ сказочного героя в сказках о животных. | 9.04 | ||
107. | Контрольная работа № 7 ( проверка техники чтения) . | 11.04 | ||
Раздел 6 Герой в авторских волшебных сказках -7 часов | ||||
108. | Волшебные авторские сказки. Герой сказки, его описание Н.К.Абрамцева «Чудеса, да и только!» | 12.04 | ||
109. | Экспозиция сказки. Поучение в сказке Н.К.Абрамцева «Чудеса, да и только!» Критерии сочинения сказки. | 15.04 | ||
110. | Экспозиция сказки. Поучение в сказке Н.К.Абрамцева «Чудеса, да и только!» Критерии сочинения сказки | 16.04 | ||
111. | Герой сказки. Речь героя. Т.И.Александрова «Кузька» | 18.04 | ||
112. | Пересказ эпизода сказки. Иллюстрирование сказки Т.И.Александрова «Кузька» | 19.04 | ||
113. | Библиотечный урок. Знакомство с зарубежными писателями сказочниками | 22.04 | ||
114. | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | 23.04 | ||
Раздел 7 Поэтическая сказка -9 часов | ||||
115. | Форма сказки: прозаическая, поэтическая С.Я.Маршак «Вчера и сегодня» | 25.04 | ||
116. | Образ главного героя, его речь С.Я.Маршак «Вчера и сегодня» | 26.04 | ||
117. | Чтение сказки по ролям Выбор отрывка для заучивания наизусть С.Я.Маршак «Вчера и сегодня» | 29.04 | ||
118. | Сравнение русской народной волшебной сказки и авторской по композиции П.П.Ершов «Конёк-горбунок» | 30.04 | ||
119. | Речь героя Разговорная речь(устаревшие слова и выражения)П.П.Ершов «Конёк-горбунок» | 6.05 | ||
120. | Составление чтецкой «партитуры» Чтение по ролям П.П.Ершов «Конёк-горбунок» | 7.05 | ||
121. | Раздел «Читай, удивляйся, размышляй!» Пересказ сказки по выбору | 13.05 | ||
122. | Контрольная работа № 8 по теме: «Виды сказок» | 14.05 | ||
123. | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | 16.05 | ||
Раздел 8. Когда рождается сказочник -5часов | ||||
124. | Замысел автора Герои сказки А.Черепанова «Бесконечная сказка» | 17.05 | ||
125. | Чтение сказки по фрагментам А.Черепанова «Бесконечная сказка» | 20.05 | ||
126. | Форма сказки Чтение сказки по фрагментам А.Черепанова «Бесконечная сказка» | 21.05 | ||
127. | Контрольная работа № 9( проверка техники чтения) | 23.05 | ||
128. | Е.Матвеева «Я в сказочный мир возвращаюсь порой…» | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Джид
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена в соответствии с :-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;-Основной образова...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР,
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР, Федерального государственн...