Продуктивное чтение
методическая разработка по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Попова Валентина Михайловна

Технология продуктивного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_produktivnogo_chteniya_v_nachalnoy_shkole.docx45.55 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

 

Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» - важная задача учителя и не только на уроках литературного чтения, хотя на них оттачиваются необходимые умения. Собственно, с этой целью и была создана технология продуктивного чтения.

Несмотря на то , что это довольно известная педагогическая технология, не все владеют данной технологией на практике. Результат - ученики, которые не особенно интересуются чтением, не воспринимают литературные произведения во всей их глубине и красоте; не знают, как вести себя в различных ситуациях общения; с трудом решают текстовые математические задачи, потому что не могут проследить взаимосвязи и отношения между ее данными; недостаточно хорошо понимают стиль учебно–научных текстов, составляющих учебники русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства и других школьных дисциплин. Таким образом, правильное чтение – это  основа обучения не только в школе, но и за ее пределами.

Технология продуктивного чтения с одной стороны, не настолько сложна, как кажется ( даже с учетом ее многоэтапности), а с другой – не настолько проста, чтобы ее не стоило изучать, совершенствовать и обмениваться опытом ее применения на уроках по разным предметам.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения  обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.

В свою очередь Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования среди десяти обязательных образовательных областей назвали принципиально новую – «Чтение художественной литературы», которая должна обеспечивать достижение цели формирования у детей «интереса и потребности в чтении (восприятии) книг»

Восприятие – активный процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а внутреннее содействие, сопереживание героям, которое проявляется в воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного участия в них, личного присутствия

Итак, технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя).

I. Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.  Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

II. Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации. Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.

III. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь я организовываю исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Я становлюсь учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.

Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

При изучении художественных произведений главное для меня – «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее подготовленные мною опорные фразы (а далее – и без них), школьники определяют цель урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им.

Структура урока с применением технологии продуктивного чтения

Этап урока

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный момент

1. Общая готовность детей к уроку.

1.      Проверка готовности.

 

1. Самоконтроль готовности.

 

 

2. Концентрация внимания детей.

2. Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания.

2. Реакция на учителя, внимание.

3. Общий план 

действий

3. Наличие общей установки на урок

3. Самоопределение:

– знаю, что буду делать;

– понимаю, хочу делать или нет;

– думаю, что могу сделать

Этап I. Работа с текстом до чтения

1.Проверка домашнего задания.

1. Выбор способа проверки (критерии: необходимость проверки, активность способа,

соответствие теме и типу урока, обратная связь, создание возможности для учащихся

корректировать свою работу, формировать навык самооценки и самоконтроля).

1. Свободное владение знакомым материалом. Умение работать самостоятельно, по

цепочке, в парах и группах с использованием ранее изученного и освоенного инструментария.

2. Актуализация

знаний, появление темы, проблемы урока.

2. Точность подобранных заданий (в том числе и по тетради), их объём и характер, связь с темой нового урока. Способ постановки темы, проблемы урока.

2. Умение зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему

урока.

3. Антиципация

чтения.

3. Организация подготовки

учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической,

эмоциональной направленности в соответствии с возрастом детей.

3. Определение смысловой,

тематической, эмоциональной

направленности текста, выделение его героев (самостоятельное) по названию, имени автора, ключевым словам,

предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт.

4. Появление целей урока

4. Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной,

психологической) готовности учащихся к работе

4. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста

Этап II. Работа с текстом во время чтения

1.Первичное чтение текста.

1. Выбор вида первичного чтения (самостоятельно учащимися, комбинированное, чтение учителем; вслух или про себя) с учётом специфики текста, возможностей учащихся, целей и задач урока, общей художественной задачи текста. Выбор способа выявления первичного восприятия (беседа, тест, фиксация первичных впечатлений, письменные ответы на вопросы, с помощью смежных видов искусств) с учётом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Соотнесение качества первичного восприятия с содержанием последующей работы, внесение необходимых корректив.

1. Самостоятельное чтение (или чтение-слежение, чтение-слушание) в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (осмысленность чтения).

Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли. Проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия: «Почему прогноз оказался неточным?

Какой информации оказалось

недостаточно?» и т.д.

2. Перечитывание

текста (в случае необходимости).

2. Целевое обоснование этапа, связь с результатами выявления первичного восприятия. Организация медленного «вдумчивого» чтения, диалога с автором через текст, вычитывание подтекста. Постановка к тексту вопросов разной смысловой направленности, соотнесение объёма фактуальных и подтекстовых вопросов с художественными особенностями текста и возможностями учащихся. Краткий и ёмкий комментарий текста. Деление текста на смысловые части и постановка уточняющего вопроса к части. Проведение необходимой словарной работы по ходу перечитывания и комментирования текста.

2. Умение включаться в диалог с автором и с учителем, отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать

свою точку зрения.

Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте.

 

3. Беседа по содержанию в целом

3. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение в случае необходимости к отдельным фрагментам текста, отработка его выразительного чтения. Постановка к тексту обобщающих вопросов

 3. Умение отвечать развёрнуто, используя элементы пересказа, выразительного чтения. Умение определять тему текста

Этап III. Работа с текстом после чтения

1.

Концептуальная беседа по

тексту.

 

1. Постановка концептуального вопроса к тексту (желательно как проблемного). Организация коллективной дискуссии (в том числе и проблемной).

Подведение учащихся к коллективному решению, соотносящемуся с авторской позицией. Формулирование основной идеи или концепта текста (совокупности главных смыслов).

1. Участие в коллективной дискуссии. Выдвижение гипотез, формулирование аргументов, контраргументов. Умение корректировать, изменять свою

точку зрения. Выделение основной идеи

текста, его концептуального

уровня (самостоятельное).

2. Знакомство с писателем.

2. Рассказ о писателе. Организация беседы о личности писателя. Работа с материалами

учебника, дополнительными источниками.

2. Умение дать характеристику

личности писателя на основании прочитанного («Какой он? Что его привлекает в мире, в людях, а что отталкивает? В чём особенность его взгляда на мир?» и т.д.). Корректировка своих первоначальных представлений о писателе. Умение разводить понятия «писатель (создатель)», «автор (герой произведения)», «рассказчик (повествователь)». Работа с дополнительными источниками информации (аппарат учебника, учебная тетрадь, словарь и пр.).

3. Работа с заглавием, иллюстрациями.

3. Организация обсуждения

смысла заглавия, выбор формы обсуждения.

Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.

3. Определение «характера» заглавия: что оно отражает – тему или идею. Соотнесение текста с иллюстрациями, сопоставление своего взгляда на прочитанное со взглядом художника.

4. Творческие задания

4. Выбор (творческого) задания, направленного на одну из сфер читательской деятельности учащихся: эмоциональной сферы, сферы воображения, сферы осмысления содержания, сферы реакции на художественную форму. Обоснованность выбора общей художественной задачей текста, особенностями литературного развития учащихся. Выбор организационной формы выполнения задания

4. Выполнение (творческого) задания (в том числе и в учебной тетради) самостоятельно,под руководством учителя, в паре, в группах

Подведение итогов урока

Рефлексия

Аргументированное оценивание качества состоявшегося чтения, деятельности учащихся в целом и по отдельности. Повторение выведенных законов, определений (нового, что узнали учащиеся). Организация подведения итогов урока учащимися

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности («Сегодня я научился …», «Я ещё не очень хорошо читаю выразительно, мне надо…»). Перечисление своих действий: читали рассказ (ФИО автора) «…» (название произведения) и т.д. Демонстрация главного итога: выразительное чтение,

интерпретация текста, ответ на проблемный вопрос и пр.

Домашнее задание

Творческое задание

Выбор домашнего задания в соответствии с результатами урока, целями следующего урока. Дифференцированный и индивидуальный характер домашнего задания, учёт деятельности учащихся на уроке, их способностей и возможностей. Исследовательское, поисковое задание (требующее высокой степени самостоятельности учащихся). Самостоятельное чтение текста. Задание в учебной тетради. Заучивание наизусть. Работа по развитию речи

Современная школа – это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике. Школа должна помочь ребятам войти в мир реальных человеческих отношений и научить их жить в современном обществе. Перед учителем стоит огромная задача. Ему предстоит вместе с детьми пройти долгий и трудный путь в «завтра».

Литература.

  1. Журнал «Начальная школа плюс до и после»
  2. Сайт « Школа 2100»
  3. Сметанникова Н.Н. « Подходы и модели обучения чтению и письму» (грамотности)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивное чтение) на уроках литературного чтения для повышения качества знаний учащихся.

Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использован...

Технологическая карта урока по литературному чтению по методу продуктивного чтения О.В.Чиндиловой " Как мудрость в жизни помогает по мотивам татарской сказки " Мудрый старик"

1.В начале урока создается интрига для открытия нового знания и анализа самими учащимися, когда учитель спрашивает:- На ваш взгляд, кого можно назвать мудой?- Можете предположить, о чем будет сказка? ...

Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД на уроках литературного чтения"

Мастер - класс с мультимедийным приложением на примере фрагментов урока "Знакомство с творчеством И.А. Крылова"...

Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД на уроках литературного чтения"

Мастер - класс с мультимедийным приложением на примере фрагментов урока "Знакомство с творчеством И.А. Крылова"...