Л. Пантелеев "Честное слово"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Л. Пантелеев «Честное слово»
Цель: учить детей анализировать литературное произведение, формировать читательский навык, воспитывать нравственные качества.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать сюжет рассказа «Честное слово»; объяснять поступки героев и своё отношение к ним, анализировать, сравнивать и делать осознанный выбор, аргументировать свою точку зрения, выразительно и осознанно читать произведение «Честное слово»
Метапредметные
Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы; составлять ответы на вопросы; устанавливать причинно-следственную связь.
Регулятивные:
Определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке; высказывать свое предположение на основе работы с текстом рассказа и дополнительными источниками, планировать свои действия.
Коммуникативные:
Формировать умение слушать и понимать других; формировать умение строить речевое высказывание; формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведение в соответствии с поставленными задачами; формировать умения оформлять свои мысли в устной речи.
Личностные:
оценивать поступки героев рассказа, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; высказывать свое отношение к гароям прочитанного рассказа, к их поступкам.
- Самоопределение к деятельности
Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь.
- Актуализация знаний
- Какое произведение вы читали дома?
- Кто его написал?
- Назовите жанр этого произведения
- Прочтем его. Чтение теста (выборочно)
- Выполним самостоятельно задание № 4 стр. 100. Вспомните и назовите произведения С.Я. Маршака (Ландыш, урок родного языка)
- Постановка учебной задачи
- Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие?
- А какими качествами характера должен обладать герой?
- А где можно проявить героизм?
- Героями рождаются или становятся?
- А могут ли героями быть дети?
- Как вы думаете о чём мы сегодня будем читать?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Леонида Пантелеева «Честное слово».
-А какие задачи мы поставим перед собой? Закончите предложения, используя опорные фразы:
Познакомлюсь с…
Узнаю о…
Смогу поразмышлять…
Буду уметь…
- Что мы знаем о писателе? Прочтите самостоятельно текст в учебнике на странице 101.
- Это настоящая имя и фамилия автора? (это псевдоним)
- Что такое псевдоним? (Это вымышленное литературное имя, которым подписывал автор свои произведения.)
- Назовите настоящую фамилию автора. (Алексей Иванович Еремеев)
Физкультминутка
- Первичное восприятие текста.
Словарная работа.
- Прочтите на стр. 110 пояснение значений незнакомого слова и выражения, которые встретятся вам при прочтении произведения
- Чтобы определить жанр произведения, его главную мысль, надо хорошо знать содержание.
Откройте учебник «Литературное чтение» с. 101. Прочитайте название произведения.
- Как выдумаете, о чём пойдёт речь в этом произведении?
- Ребята внимательно слушайте и следите, кто-то из вас продолжит читать, а после мы ответим на вопросы и узнаем кто внимательно следил и слушал (продолжит 2 часть - Королёв Вадим, 3 часть - София)
- Назовите жанр произведения
- Ребята, какие чувства и мысли вызвал у вас рассказ?
Работа в группах.
Соотнесите слово и его лексическое значение.
Помещение для сторожа - …
Военнослужащий, стоящий на посту, на часах - …
Не находя утешения - …
Воинское подразделение, несущее охрану кого-чего-либо - …
Ни с чем - …
Слова для справок: безутешно, часовой, сторожка, караул, несолоно хлебавши.
- Первичное закрепление.
Моделирование обложки
- Ребята, выполните модель обложки прочитанного произведения
- Объясните модель у доски
- Выполним упражнение № 1, 2 в рабочей тетради
1. Точное слово
Почему мальчик не ушёл с поста? Выберете ответ (потому что дал честное слово)
2. Проталинки
Где происходило событие? Впишите пропущенные слова.
Как-то летом я зашёл в садик - я не знаю, как он называется, - на Васильевском острове, около белой церкви.
- Проверим
Игра «Я – это ты» и «Журналисты»
Представьте себя героем этого произведения. Героя приглашаем сесть под дерево мудрости. Остальные – журналисты. Задача журналистов – задать интересный вопрос. Задача героев – дать полный ответ.
- Почему ты плакал, и кто тебя обидел?
- Почему ты не мог уйти из сада?
- В какую игру ты играл с мальчишками?
- Какое звание тебе дали?
- Что происходило потом?
- Какие эмоции ты испытал, когда увидел командира?
Исследовательская работа
- Ребята, а сейчас мы выполним исследовательскую работу в группах
1 группа
Ответьте на вопросы и подтвердите ответы словами из текста
- Как начинается рассказ?
- О чём жалеет автор-рассказчик?
- Как автор описывает мальчика? Как говорит о нём?
2 группа
Ответьте на вопросы и подтвердите ответы словами из текста
- От чьего имени ведется повествование?
- Почему рассказчик рад знакомству с мальчиком?
- Какими качествами обладал мальчик?
3 группа
Ответьте на вопросы и подтвердите ответы словами из текста
- Почему мальчик не ушёл, когда ему предложили?
- Что сделал автор? Как автор искал нужного военного?
- Какие чувства он испытал, когда его увидел?
- Итог урока.
- Для чего писатель написал этот рассказ? Какую мысль до нас хотел донести автор.
- Написав это произведение, Пантелеев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь:
- Если дал честное слово, так надо сдержать его, чтобы не случилось.
- Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке:
- Похлопайте, если очень довольны своей работой;
- Кто считает, что может работать лучше поднимите одну руку
- Домашнее задание
Читать стр. 101-110, рабочая тетрадь стр. 72 № 3,4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».
Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...
Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »
Заранее класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...
Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс
Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...
«Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова»
Разработка...
: Знакомство с разными группами слов. Слова - названия предметов. Слова - признаки. Слова - действия.
Цель урока: формирование умения различать предмет и слово как название предмета, определение слов - названия предметов, признаки предметов, действия предметов....
Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова.
Разработка урока...
Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова.
Разработка урока по русскому языку...