А.С. Пушкин сказка о рыбаке и рыбке
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Уметь передавать интонацией настроение, самостоятельно анализировать художественное произведение на примере сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_chteniyu_2_klass_zolotaya_rybka.doc447 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

урока по литературному чтению

Предмет

Литературное чтение

Класс

2

Тема урока

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель урока

Продолжить знакомство с А.С.Пушкиным и его произведениями. 

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Уметь передавать интонацией настроение, самостоятельно анализировать художественное произведение на примере сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Развитие   устной монологической и диалогической речи(инсценирование),уметь выделять главную мысль,читать по ролям,обогащать словарный запас.

Воспитывать интерес  и любовь к сказкам  А. С. Пушкина.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Формы работы учащихся

Индивидуальная, коллективная, в парах, самостоятельная.

Актуальность и вид использования средств ИКТ

 Интерактивная доска.

Учебные материалы

Учебник,  презентация,(декорации к сценке),портрет А.С.Пушкина.

Ход урока.

Структура урока и содержание

Метапредметные УУД

Мотивация к учебной деятельности

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Дан звонок,начинается урок! Сядем ровно,не согнемся,за работу все возьмемся!

Ребята,на прошлых уроках,мы знакомились с творчеством А.С.Пушкина.Кто прочитает наизусть отрывки из его произведений?

У вас было задание, нарисовать к произведениям Пушкина рисунки,покажите их и расскажите к какому произведению они выполнены.

Принимать и уважать требования учителя. Самостоятельно организовать свое рабочее место .

Учить самоконтролю готовности к уроку.

  1. Постановка темы и задач урока

На доске высказывание «Что за прелесть эти сказки»…

Ребята,сегодня мы продолжим изучать творчество А.С.Пушкина.Давайте вспомним его сказки.

На доске выставка книг.

«Сказка о попе и работнике Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне…»

Прежде,чем приступить к знакомству с новым произведением,мы послушаем биографию А.С.Пушкина,которое подготовила ваша одноклассница.

-Так кто же подсказал ему идею писать сказки? (няня)- А как звали няню? (Арина Родионовна).

А сейчас внимание,наши одноклассники подготовили для вас сценку к первой части сказки ,с которой будем сегодня знакомиться.Внимательно смотрите и слушайте.На доске все непонятные,словарные слова,а так же иллюстрации к ним(презентация).

Формировать мыслительные операции.

Способствовать развитию логического мышления.

Формировать умение взаимодействовать.

Учить строить устное высказывание.

  1. Работа с произведеним до чтения.

         

-Отрывок из какой сказки вы смотрели?

-Как вы догадались?

-Какие у вас впечатления?-Кто главные герои?

-Кто из героев вам понравился и почему?

Физкультминутка:

Невод он закинул раз,

Два закинул,нет опять..

Третий раз поймал он рыбку,

Подскочил и дал ей волю.

Давайте прочитаем сказку и узнаем как развивались события.

Способствовать развитию логического мышления, воображения.

Формировать умение предполагать, выдвигать свою точку зрения и обосновывать ее.

Учить анализировать данный учителем материал.

Формировать умение участвовать в беседе. Формировать умение отвечать на поставленные вопросы.

  1. Работа с текстом во время чтения.

     Первичное восприятие текста

1) Чтение 1-ой части вслух.

Анализ содержания сказки.

Где жили старик со старухой? Найдите слова в тексте и прочитайте. (Жил старик со своей старухой  у самого синего моря, они жили в ветхой землянке)

Кто скажет, что значит «Ветхая землянка»?(Выкопанное  в земле жилище)

   

(Слайд) Пояснение: Землянка –это ветхий домик, она находится на половину в земле.

Чем занимался старик? (Ловил неводом рыбу)

Что значит слово «Невод»? (рыболовная сеть)

   

(Слайд) Пояснение: Невод – это рыболовная сеть.

Чем занималась старуха? (Пряла свою пряжу)

Что значит «Прясть пряжу»? (крутить нить из шерсти овец, скручивать нитку с помощью веретена)

       

(Слайд)Пояснение: Прясть пряжу – это крутить нить из шерсти овец, скручивать нитку с помощью веретена.

С чем пришел невод в первый раз? Найдите слова и прочитайте. (Раз он в море закинул невод – пришел невод с одной тиной)

Что значит слово тина?

(Слайд) Пояснение: Тина – это скопление водорослей в воде.

Что значит слово «Взмолиться»? (Просит, умоляет)

Что сделал старик с золотой рыбкой? (Отпустил)

2) Чтение 2-ой части вслух.

Что сделала старуха, когда воротился старик? (Забранила его)

Что значит «Забранила»? (Ругаться, выражать свое недовольствие)

Что велела попросить старуха у золотой рыбке? (Новое корыто)

А что случилось со старым корытом? (Раскололось)

Что значит раскололось? (Сломалось)

3)Чтение 3-ей части вслух.

Что стал делать старик когда пришел к морю во второй раз? (Стал он кликать золотую рыбку)

Что значит «Кликать»? (Звать)

Прочитайте, что происходило с морем. (Видит – море слегка разыгралось)

4)Чтение 4-ой части вслух.

Как вела себя старуха, когда старик воротился? Найдите слова в тексте. (Еще пуще старуха браниться)

Как вы понимаете «Пуще браниться»? (Сильнее злиться, ругается)

Что велела выпросить старуха старика у золотой рыбки во второй раз? (Избу

5)Чтение 5-ой части  в полголоса.

Что происходит с морем? (Помутилось синее море)

Найдите и прочитайте только те слова, что старик просит у золотой рыбки. («Смилуйся, государыня рыбка, еще пуще старуха бранится, не дает старику мне покою. Избу просит сварливая баба»)

Как вы понимаете «Сварливая баба»? (Всегда чем-то недовольная)

6)Чтение 6-ой части в полголоса.

Какими словами старуха сидела под окошком и ругала мужа? Найдите слова из текста. Прочитайте.

Что значит слово «Простофиля»? (Глупый)

Какие незнакомые слова вы встретили в этой части? (Светелкой, вороты)

Обратите внимание, в конце страницы у вас есть сноски. Прочитайте, что значат эти слова.

7) Чтение 7-ой части в полголоса.

Каким стало море, когда старик пришел? (Неспокойное синее море)

Почему море стало неспокойным? (Старик пришел в 3 раз)

Кем захотела быть старуха? (столбовой дворянкой)

(Слайд) Столбовая дворянка - дворянка старинного и знатного рода.

8)Чтение 8-ой части в полголоса.

Что увидел старик, когда воротился к старухе? (Высокий терем. На крыльце стоит его старуха. Перед нею усердные слуги. Она бьет их, за чупрун таскает)

(Слайд) Пояснение: Терем – высокий дом.

Что означает слово «Чупрун»?

Посмотрите сноску в конце страницы(Это чуб, хохол)

(Слайд) Пояснение: Чупрун – прядь волос, спадающая на лоб.

9) Чтение 9-ой части про себя.

Кем захотела быть столбовая дворянка? Найдите слова в тексте. (Не хочу быть столбовою дворянкой, а хочу быть вольною царицей)

Что спросил, старик, когда испугался? (Что ты, баба, белены объелась?)

Что значит «Белены объелась»? (Обезумела, одурела)

10)Чтение 10-ой части про себя.

С какой просьбой старик обратился к золотой рыбке?

Найдите слова в  тексте.

Как изменилось море? (Почернело синее море)

Формировать умение удерживать собственную мысль.

Формировать умение ориентироваться в тексте.

Формировать умение работать с текстом. Способствовать развитию мышления.

Формировать умение извлекать точные ответы, на поставленные вопросы.

Формировать умение извлекать нужную информацию.

Учить воспринимать информацию через чтение про себя.

Формировать умение точно отвечать на поставленные вопросы, умение полно и ясно выражать свои мысли.

Формировать умение связно выражать свои мысли.

  1. Работа с текстом после чтения

 

Обобщение

-Почему это произведение сказка? (Есть волшебство, золотая рыбка разговаривает, выполняет желания старухи)

-Какое впечатление у вас сложилось о старухе? Какая она? (Скупая, жадная, просит все только для себя)

-Есть ли у вас желание дочитать эту сказку до конца и узнать чем же она закончилась?

-Что же произошло дальше, вы узнаете, когда прочитаете сказку до конца.

Формировать умение удерживать собственную мысль.

Формировать умение верно отвечать на поставленные вопросы.

Формировать умение делать выводы

Формировать умение связно выражать свои мысли.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

Наш урок подошел к завершению.

С каким произведением мы сегодня познакомились? (Сказка о рыбаке и рыбке)

Кто его автор? (А.С.Пушкин)

Какую задачу в начале урока мы перед собой ставили? (Прочитать, познакомиться со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Смогли мы выполнить эту задачу?

Как могли бы развиваться события дальше? (Предположения детей)

Если вам сегодня было интересно на уроке, хлопните в ладоши.

Соотнести результат своей деятельности с задачами.

Формировать умение делать обобщение, делать выводы

  1. Домашнее задание

Прочитать сказку (1 часть).

По желанию можно  до конца и нарисовать рисунок к любой части сказки..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

В презентазии даны задания на знание сказки, на логические соответствия, словарная работа, подобраны иллюстрации к образу меняющегося моря. В презентации использованы гиперссылки....

Урок литературного чтения во 2 классе "Народная мораль и нравственность в сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Народная мораль и нравственность в сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...

Путешествие в Лексикоград. Интегрированный урок русского языка и литературного чтения по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", 2 класс "УМК "Школа 21 века"

Мудрость  сказок А. С. Пушкина  неисчерпаема. О них написано столько, что всё не перечитать. Работая во втором классе по УМК «Школа ΧΧΙ века», я соединила параллельное изучение на урок...

Викторина по сказке А.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Содержит вопросы по содержанию сказки...

Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация

Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация...

Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"

Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"...

Урок литературного чтения Тема: Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 2 класс

Урок чтения во 2 классе по учебникам Свиридовой В. Ю. (программа развивающего обучения Занкова Л. В.) Содержание урока развивает первичные исследовательские навыки младших школьников: в процессе опред...