А.С. Пушкин сказка о рыбаке и рыбке
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Уметь передавать интонацией настроение, самостоятельно анализировать художественное произведение на примере сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_chteniyu_2_klass_zolotaya_rybka.doc | 447 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
урока по литературному чтению
Предмет | Литературное чтение | ||
Класс | 2 | ||
Тема урока | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | ||
Цель урока | Продолжить знакомство с А.С.Пушкиным и его произведениями. | ||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
Уметь передавать интонацией настроение, самостоятельно анализировать художественное произведение на примере сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | Развитие устной монологической и диалогической речи(инсценирование),уметь выделять главную мысль,читать по ролям,обогащать словарный запас. | Воспитывать интерес и любовь к сказкам А. С. Пушкина. | |
Тип урока | Урок открытия новых знаний. | ||
Формы работы учащихся | Индивидуальная, коллективная, в парах, самостоятельная. | ||
Актуальность и вид использования средств ИКТ | Интерактивная доска. | ||
Учебные материалы | Учебник, презентация,(декорации к сценке),портрет А.С.Пушкина. |
Ход урока.
Структура урока и содержание | Метапредметные УУД | ||
Мотивация к учебной деятельности | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Дан звонок,начинается урок! Сядем ровно,не согнемся,за работу все возьмемся! Ребята,на прошлых уроках,мы знакомились с творчеством А.С.Пушкина.Кто прочитает наизусть отрывки из его произведений? У вас было задание, нарисовать к произведениям Пушкина рисунки,покажите их и расскажите к какому произведению они выполнены. | Принимать и уважать требования учителя. Самостоятельно организовать свое рабочее место . Учить самоконтролю готовности к уроку. | ||
| |||
На доске высказывание «Что за прелесть эти сказки»… Ребята,сегодня мы продолжим изучать творчество А.С.Пушкина.Давайте вспомним его сказки. На доске выставка книг. «Сказка о попе и работнике Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне…» Прежде,чем приступить к знакомству с новым произведением,мы послушаем биографию А.С.Пушкина,которое подготовила ваша одноклассница. -Так кто же подсказал ему идею писать сказки? (няня)- А как звали няню? (Арина Родионовна). А сейчас внимание,наши одноклассники подготовили для вас сценку к первой части сказки ,с которой будем сегодня знакомиться.Внимательно смотрите и слушайте.На доске все непонятные,словарные слова,а так же иллюстрации к ним(презентация). | Формировать мыслительные операции. Способствовать развитию логического мышления. | Формировать умение взаимодействовать. Учить строить устное высказывание. | |
| |||
-Отрывок из какой сказки вы смотрели? -Как вы догадались? -Какие у вас впечатления?-Кто главные герои? -Кто из героев вам понравился и почему? Физкультминутка: Невод он закинул раз, Два закинул,нет опять.. Третий раз поймал он рыбку, Подскочил и дал ей волю. Давайте прочитаем сказку и узнаем как развивались события. | Способствовать развитию логического мышления, воображения. Формировать умение предполагать, выдвигать свою точку зрения и обосновывать ее. Учить анализировать данный учителем материал. | Формировать умение участвовать в беседе. Формировать умение отвечать на поставленные вопросы. | |
Первичное восприятие текста | |||
1) Чтение 1-ой части вслух. Анализ содержания сказки. Где жили старик со старухой? Найдите слова в тексте и прочитайте. (Жил старик со своей старухой у самого синего моря, они жили в ветхой землянке) Кто скажет, что значит «Ветхая землянка»?(Выкопанное в земле жилище)
(Слайд) Пояснение: Землянка –это ветхий домик, она находится на половину в земле. Чем занимался старик? (Ловил неводом рыбу) Что значит слово «Невод»? (рыболовная сеть)
(Слайд) Пояснение: Невод – это рыболовная сеть. Чем занималась старуха? (Пряла свою пряжу) Что значит «Прясть пряжу»? (крутить нить из шерсти овец, скручивать нитку с помощью веретена)
(Слайд)Пояснение: Прясть пряжу – это крутить нить из шерсти овец, скручивать нитку с помощью веретена. С чем пришел невод в первый раз? Найдите слова и прочитайте. (Раз он в море закинул невод – пришел невод с одной тиной) Что значит слово тина? (Слайд) Пояснение: Тина – это скопление водорослей в воде. Что значит слово «Взмолиться»? (Просит, умоляет) Что сделал старик с золотой рыбкой? (Отпустил) 2) Чтение 2-ой части вслух. Что сделала старуха, когда воротился старик? (Забранила его) Что значит «Забранила»? (Ругаться, выражать свое недовольствие) Что велела попросить старуха у золотой рыбке? (Новое корыто) А что случилось со старым корытом? (Раскололось) Что значит раскололось? (Сломалось) 3)Чтение 3-ей части вслух. Что стал делать старик когда пришел к морю во второй раз? (Стал он кликать золотую рыбку) Что значит «Кликать»? (Звать) Прочитайте, что происходило с морем. (Видит – море слегка разыгралось) 4)Чтение 4-ой части вслух. Как вела себя старуха, когда старик воротился? Найдите слова в тексте. (Еще пуще старуха браниться) Как вы понимаете «Пуще браниться»? (Сильнее злиться, ругается) Что велела выпросить старуха старика у золотой рыбки во второй раз? (Избу 5)Чтение 5-ой части в полголоса. Что происходит с морем? (Помутилось синее море) Найдите и прочитайте только те слова, что старик просит у золотой рыбки. («Смилуйся, государыня рыбка, еще пуще старуха бранится, не дает старику мне покою. Избу просит сварливая баба») Как вы понимаете «Сварливая баба»? (Всегда чем-то недовольная) 6)Чтение 6-ой части в полголоса. Какими словами старуха сидела под окошком и ругала мужа? Найдите слова из текста. Прочитайте. Что значит слово «Простофиля»? (Глупый) Какие незнакомые слова вы встретили в этой части? (Светелкой, вороты) Обратите внимание, в конце страницы у вас есть сноски. Прочитайте, что значат эти слова. 7) Чтение 7-ой части в полголоса. Каким стало море, когда старик пришел? (Неспокойное синее море) Почему море стало неспокойным? (Старик пришел в 3 раз) Кем захотела быть старуха? (столбовой дворянкой) (Слайд) Столбовая дворянка - дворянка старинного и знатного рода. 8)Чтение 8-ой части в полголоса. Что увидел старик, когда воротился к старухе? (Высокий терем. На крыльце стоит его старуха. Перед нею усердные слуги. Она бьет их, за чупрун таскает) (Слайд) Пояснение: Терем – высокий дом. Что означает слово «Чупрун»? Посмотрите сноску в конце страницы(Это чуб, хохол) (Слайд) Пояснение: Чупрун – прядь волос, спадающая на лоб. 9) Чтение 9-ой части про себя. Кем захотела быть столбовая дворянка? Найдите слова в тексте. (Не хочу быть столбовою дворянкой, а хочу быть вольною царицей) Что спросил, старик, когда испугался? (Что ты, баба, белены объелась?) Что значит «Белены объелась»? (Обезумела, одурела) 10)Чтение 10-ой части про себя. С какой просьбой старик обратился к золотой рыбке? Найдите слова в тексте. Как изменилось море? (Почернело синее море) | Формировать умение удерживать собственную мысль. Формировать умение ориентироваться в тексте. | Формировать умение работать с текстом. Способствовать развитию мышления. Формировать умение извлекать точные ответы, на поставленные вопросы. Формировать умение извлекать нужную информацию. Учить воспринимать информацию через чтение про себя. | Формировать умение точно отвечать на поставленные вопросы, умение полно и ясно выражать свои мысли. Формировать умение связно выражать свои мысли. |
| |||
Обобщение -Почему это произведение сказка? (Есть волшебство, золотая рыбка разговаривает, выполняет желания старухи) -Какое впечатление у вас сложилось о старухе? Какая она? (Скупая, жадная, просит все только для себя) -Есть ли у вас желание дочитать эту сказку до конца и узнать чем же она закончилась? -Что же произошло дальше, вы узнаете, когда прочитаете сказку до конца. | Формировать умение удерживать собственную мысль. Формировать умение верно отвечать на поставленные вопросы. | Формировать умение делать выводы | Формировать умение связно выражать свои мысли. |
| |||
Наш урок подошел к завершению. С каким произведением мы сегодня познакомились? (Сказка о рыбаке и рыбке) Кто его автор? (А.С.Пушкин) Какую задачу в начале урока мы перед собой ставили? (Прочитать, познакомиться со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке») Смогли мы выполнить эту задачу? Как могли бы развиваться события дальше? (Предположения детей) Если вам сегодня было интересно на уроке, хлопните в ладоши. | Соотнести результат своей деятельности с задачами. | Формировать умение делать обобщение, делать выводы | |
| |||
Прочитать сказку (1 часть). По желанию можно до конца и нарисовать рисунок к любой части сказки.. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
В презентазии даны задания на знание сказки, на логические соответствия, словарная работа, подобраны иллюстрации к образу меняющегося моря. В презентации использованы гиперссылки....
Урок литературного чтения во 2 классе "Народная мораль и нравственность в сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Народная мораль и нравственность в сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...
Путешествие в Лексикоград. Интегрированный урок русского языка и литературного чтения по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", 2 класс "УМК "Школа 21 века"
Мудрость сказок А. С. Пушкина неисчерпаема. О них написано столько, что всё не перечитать. Работая во втором классе по УМК «Школа ΧΧΙ века», я соединила параллельное изучение на урок...
Викторина по сказке А.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Содержит вопросы по содержанию сказки...
Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация
Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация...
Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"
Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"...
Урок литературного чтения Тема: Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 2 класс
Урок чтения во 2 классе по учебникам Свиридовой В. Ю. (программа развивающего обучения Занкова Л. В.) Содержание урока развивает первичные исследовательские навыки младших школьников: в процессе опред...