Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Гуреева Марина Анатольевна

Ознакомление с текстом произведения, через анализ образа главного героя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_2_klass.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Предмет: литературное чтение

Класс: 2 «Е»

Учитель: Гуреева Марина Анатольевна

Тема: Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

Цель: ознакомление с текстом произведения, через анализ образа главного героя.

Задачи:

– сформировать  умение отвечать на вопросы по прочитанному;

– сформировать  умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– научиться различать жанры произведения.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний.

Подготовка к чтению сказки.

Вступительное слово учителя.

– Сегодня у нас с вами необычный урок: нам предстоит встретиться со сказками. С русскими народными сказками. Вы все, наверно, их любите.

– Назовите свои любимые.

Ответы детей.

– Любить сказки мало, надо ещё их знать, помнить, потому что в сказках прячется мудрость народная.

– Я сейчас вас проверю, расскажу отрывок из сказки, а как остановлюсь, вы мне назовёте сказку, которую я вам сказывала.

Все сказки учитель «сказывает» – то есть их следует не читать, а рассказывать по-своему, близко к тексту, сохраняя стилистику «сказывания».

Вдруг поднялся великий стук да гром – весь дворец затрясся, гости крепко напугались, повскакали со своих мест и не знают, что им делать; а Иван-царевич говорит: «Не бойтесь, господа! Это моя лягушонка в коробчонке приехала». Подлетела к царскому крыльцу золочёная коляска, в шесть лошадей запряжена, и вышла оттуда Василиса Премудрая – такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать! Взяла Ивана-царевича за руку и повела за столы дубовые, за скатерти браные.

Стали гости есть-пить, веселиться; Василиса Премудрая испила из стакана да последки себе за левый рукав вылила; закусила лебедем да косточки за правый рукав спрятала. Жёны старших царевичей увидали её хитрости, давай и себе то же делать. После пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном-царевичем, махнула левой рукой – сделалось озеро, махнула правой – и поплыли по воде белы лебеди; царь и гости диву дались. Старшие невестки пошли танцевать, махнули левыми рукавами – гостей забрызгали, махнули правыми – кость царю прямо в глаз попала! Царь рассердился и прогнал их... 

(Это сказка «Царевна-лягушка».)

– А теперь я вам другую сказку сказывать буду, может, вы её и не отгадаете.

Солдат топор вымыл, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь. Старуха на солдата глядит, глаз не сводит. Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.

– Ну, как? – спрашивает старуха.

– Скоро будет готова, – солдат отвечает, – жаль, что вот соли нет.

– Соль-то у меня есть, посоли.

Солдат посолил, снова попробовал.

– Коли сюда бы да горсточку крупы.

Старуха принесла из чулана мешочек крупы.

– Ну, заправь как надо.

(Это сказка «Каша из топора».)

– Молодцы. Думаю, вы без труда и третью сказку узнаете. Слушайте. Стали мужик и медведь делить репу. Спрашивает мужик:

– Ты, медведь, что себе возьмёшь: корешки или вершки?

– Вершки возьму.

– Ну, хорошо, будь по-твоему: бери вершки.

Отдал мужик медведю всю ботву от репы, а репу домой увёз. Пожевал-пожевал медведь ботву – невкусно. Пошёл он к мужику и говорит:

– Дай-ка мне корешки попробовать.

Дал мужик ему репу. Медведь съел и говорит:

– Э, мужик! Твои корешки сладкие, вкусные, а мои вершки горькие. Не буду больше вершки брать.

На другое лето посеяли мужик и медведь пшеницу. Славная выросла пшеница.

Принялись они жать, медведь и говорит:

– Ну, мужик, давай мою долю, да смотри – без хитрости.

– Хорошо. Говори: что теперь возьмёшь?

– Давай корешки.

Мужик не стал спорить: взял себе вершки, а медведю отдал корешки. Вот мужик намолол пшеничной муки, напёк пирогов, сидит да ест.

А медведь приволок в свою берлогу корешки, стал их жевать. Жевал-жевал – не мог разжевать. Понял он, что опять не то выпросил.

Досадно стало медведю. Перестал он вместе с мужиком пашню пахать.

– Какую я вам сказку сказывала?

– Чем эти три сказки похожи? А чем отличаются?

– Кто автор всех трёх сказок? А для кого сказки придумывались?

– Спасибо, ребята, вот они, оказывается, какие разные бывают сказки: для разных по возрасту слушателей, разные по настроению, и герои в сказках разные. А всё-таки все они называются «сказки».

Постановка цели урока.

– Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопросы: зачем придумывались сказки и что их все объединяет?

Проверка домашнего задания.

1) Пересказ отрывков из сказок. Остальные учащиеся отгадывают и называют сказку.

2) Оценивание пересказов. Мотивация на чтение волшебной сказки.

– Сказки, которые вы выбирали для пересказа, в основном волшебные. Значит, вы их особенно любите. Хотите услышать ещё одну? Тогда усаживайтесь поудобнее...

Познавательные УУД:

1) преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;

2) делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

3) ориентироваться на развороте учебника;

4) находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Регулятивные УУД:

1) определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

2) проговаривать последовательность действий на уроке;

3) учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

4) учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать речь других;

2) выразительно читать и пересказывать текст;

3) оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

4) умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

II. Развитие умений.

Работа с текстом сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

1. Работа с текстом до начала чтения.

– Кто автор сказки?

– Прочитайте название сказки. О чём хотите спросить?

– А кого мы видим на иллюстрации?

– Где будут происходить события? Что ещё вы можете предположить?

– Перелистайте сказку. Сколько в ней частей? Начнём чтение сказки.

2. Первичное целостное чтение (сказывание) сказки с элементами диалога с автором.

Сюжет сказки даёт возможность учителю по ходу чтения использовать элементы диалога с автором через текст. (Главное, чтобы элементы диалога не разрушили целостность восприятия сказки, а вся работа не свелась к вопросно-ответной беседе с обязательными полными ответами детей, вставанием из-за парты и пр.)

По ходу чтения (сказывания) учитель объясняет значение некоторых слов, например: котомка (устар.) – сумка, которую носят за плечами; дозор – обход для осмотра, который делает наблюдатель (часовой); булатный (устар.) – стальной; хулить (устар.) – ругать кого-то, бранить, осуждать.

Толкование слов котомка и дозор можно также прочитать в «Тетради по литературному чтению» на с. 2 (задание II.1).

3. Перечитывание сказки учащимися по частям. Беседа.

После чтения 1-й части:

– Почему загоревали (опечалились) родители – старик со старухой?

– Почему Иван не захотел оставаться дома, а родители его не удерживали?

После чтения 2-й части:

– Зачем Иван предлагает ходить в дозор?

– Что говорит чудо-юдо про Ивана? Почему такие обидные слова («на бой не сгодился» – то есть ...)?

– Что значит «чуду-юду не посчастливилось»? (Иван его победил.)

После чтения 3-й части:

– С каким чудом-юдом труднее сражаться – с шести- или девятиголовым?

– Чудо-юдо снова похваляется и говорит про Ивана обидные слова. Почему?

– Какие слова говорят о том, что этот бой труднее и это чудо-юдо сильнее шестиголового? («По колено Ивана в сыру землю вогнал».)

После чтения 4-й части:

– Чем это чудо-юдо отличается от первых двух?

– Почему этот бой был самым трудным? (Огненный палец; братья не сразу пришли на помощь.)

4. Работа с текстом после чтения.

– Вот мы и прочитали всю сказку. Понравилась ли она вам?

– Какой эпизод вас больше всего взволновал?

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

ΙΙΙ. Итог.

– Увлекательные события, волшебство не мешают нам понять и оценить поступки героев. Сказочные герои думают, чувствуют, переживают, как обычные люди. Задача любой сказки – раскрыть и оценить характер, поступки, мысли и чувства человека (что хорошо, а что плохо).  

ΙV. Домашнее задание.

Перечитать сказку. Отметить в тексте сказочные элементы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 3 класс. Русская народная сказка "Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо"

           Бывает добрая, бывает злая. Живёт в избушке на курьих ножках. Служат ей чёрные коты и летучие мыши. Помогает богатырям случайно зашедшим в избушку, но может того, кто ей не понравится в печ...

Конспект по литературе по теме: «Каша из топора» - русская народная бытовая сказка.

онспект по чтению, проведённого во 2 классе.Учебник: Литературное чтение. Родная речь для 2 класса (1-4). Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Москва «Просвещение» 2009 го...

Викторина по русской народной нардной сказке "Лиса и тетерев".

викторина по русской народной сказке "Лиса и тетерев"...

Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.

Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев»....

Технологическая карта урока литературного чтения «Русская народная бытовая сказка «Каша из топора»» (УМК «ПНШ», 3 класс)

Цель урока: формирование представлений о бытовых сказках в процессе изучения русской народной сказки «Каша из топора».Задачи урока:Дидактические:познакомить с русской народной бытовой сказ...