Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему
Ознакомление с текстом произведения, через анализ образа главного героя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_2_klass.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Предмет: литературное чтение
Класс: 2 «Е»
Учитель: Гуреева Марина Анатольевна
Тема: Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».
Цель: ознакомление с текстом произведения, через анализ образа главного героя.
Задачи:
– сформировать умение отвечать на вопросы по прочитанному;
– сформировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– научиться различать жанры произведения.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
Ι. Актуализация знаний. | Подготовка к чтению сказки. Вступительное слово учителя. – Сегодня у нас с вами необычный урок: нам предстоит встретиться со сказками. С русскими народными сказками. Вы все, наверно, их любите. – Назовите свои любимые. Ответы детей. – Любить сказки мало, надо ещё их знать, помнить, потому что в сказках прячется мудрость народная. – Я сейчас вас проверю, расскажу отрывок из сказки, а как остановлюсь, вы мне назовёте сказку, которую я вам сказывала. Все сказки учитель «сказывает» – то есть их следует не читать, а рассказывать по-своему, близко к тексту, сохраняя стилистику «сказывания». Вдруг поднялся великий стук да гром – весь дворец затрясся, гости крепко напугались, повскакали со своих мест и не знают, что им делать; а Иван-царевич говорит: «Не бойтесь, господа! Это моя лягушонка в коробчонке приехала». Подлетела к царскому крыльцу золочёная коляска, в шесть лошадей запряжена, и вышла оттуда Василиса Премудрая – такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать! Взяла Ивана-царевича за руку и повела за столы дубовые, за скатерти браные. Стали гости есть-пить, веселиться; Василиса Премудрая испила из стакана да последки себе за левый рукав вылила; закусила лебедем да косточки за правый рукав спрятала. Жёны старших царевичей увидали её хитрости, давай и себе то же делать. После пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном-царевичем, махнула левой рукой – сделалось озеро, махнула правой – и поплыли по воде белы лебеди; царь и гости диву дались. Старшие невестки пошли танцевать, махнули левыми рукавами – гостей забрызгали, махнули правыми – кость царю прямо в глаз попала! Царь рассердился и прогнал их... (Это сказка «Царевна-лягушка».) – А теперь я вам другую сказку сказывать буду, может, вы её и не отгадаете. Солдат топор вымыл, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь. Старуха на солдата глядит, глаз не сводит. Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал. – Ну, как? – спрашивает старуха. – Скоро будет готова, – солдат отвечает, – жаль, что вот соли нет. – Соль-то у меня есть, посоли. Солдат посолил, снова попробовал. – Коли сюда бы да горсточку крупы. Старуха принесла из чулана мешочек крупы. – Ну, заправь как надо. (Это сказка «Каша из топора».) – Молодцы. Думаю, вы без труда и третью сказку узнаете. Слушайте. Стали мужик и медведь делить репу. Спрашивает мужик: – Ты, медведь, что себе возьмёшь: корешки или вершки? – Вершки возьму. – Ну, хорошо, будь по-твоему: бери вершки. Отдал мужик медведю всю ботву от репы, а репу домой увёз. Пожевал-пожевал медведь ботву – невкусно. Пошёл он к мужику и говорит: – Дай-ка мне корешки попробовать. Дал мужик ему репу. Медведь съел и говорит: – Э, мужик! Твои корешки сладкие, вкусные, а мои вершки горькие. Не буду больше вершки брать. На другое лето посеяли мужик и медведь пшеницу. Славная выросла пшеница. Принялись они жать, медведь и говорит: – Ну, мужик, давай мою долю, да смотри – без хитрости. – Хорошо. Говори: что теперь возьмёшь? – Давай корешки. Мужик не стал спорить: взял себе вершки, а медведю отдал корешки. Вот мужик намолол пшеничной муки, напёк пирогов, сидит да ест. А медведь приволок в свою берлогу корешки, стал их жевать. Жевал-жевал – не мог разжевать. Понял он, что опять не то выпросил. Досадно стало медведю. Перестал он вместе с мужиком пашню пахать. – Какую я вам сказку сказывала? – Чем эти три сказки похожи? А чем отличаются? – Кто автор всех трёх сказок? А для кого сказки придумывались? – Спасибо, ребята, вот они, оказывается, какие разные бывают сказки: для разных по возрасту слушателей, разные по настроению, и герои в сказках разные. А всё-таки все они называются «сказки». Постановка цели урока. – Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопросы: зачем придумывались сказки и что их все объединяет? Проверка домашнего задания. 1) Пересказ отрывков из сказок. Остальные учащиеся отгадывают и называют сказку. 2) Оценивание пересказов. Мотивация на чтение волшебной сказки. – Сказки, которые вы выбирали для пересказа, в основном волшебные. Значит, вы их особенно любите. Хотите услышать ещё одну? Тогда усаживайтесь поудобнее... | Познавательные УУД: 1) преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; 2) делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; 3) ориентироваться на развороте учебника; 4) находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Регулятивные УУД: 1) определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; 2) проговаривать последовательность действий на уроке; 3) учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; 4) учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать речь других; 2) выразительно читать и пересказывать текст; 3) оформлять свои мысли в устной и письменной форме; 4) умение работать в паре и в группах. Личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; 2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
II. Развитие умений. | Работа с текстом сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». 1. Работа с текстом до начала чтения. – Кто автор сказки? – Прочитайте название сказки. О чём хотите спросить? – А кого мы видим на иллюстрации? – Где будут происходить события? Что ещё вы можете предположить? – Перелистайте сказку. Сколько в ней частей? Начнём чтение сказки. 2. Первичное целостное чтение (сказывание) сказки с элементами диалога с автором. | |
Сюжет сказки даёт возможность учителю по ходу чтения использовать элементы диалога с автором через текст. (Главное, чтобы элементы диалога не разрушили целостность восприятия сказки, а вся работа не свелась к вопросно-ответной беседе с обязательными полными ответами детей, вставанием из-за парты и пр.) По ходу чтения (сказывания) учитель объясняет значение некоторых слов, например: котомка (устар.) – сумка, которую носят за плечами; дозор – обход для осмотра, который делает наблюдатель (часовой); булатный (устар.) – стальной; хулить (устар.) – ругать кого-то, бранить, осуждать. Толкование слов котомка и дозор можно также прочитать в «Тетради по литературному чтению» на с. 2 (задание II.1). 3. Перечитывание сказки учащимися по частям. Беседа. После чтения 1-й части: – Почему загоревали (опечалились) родители – старик со старухой? – Почему Иван не захотел оставаться дома, а родители его не удерживали? После чтения 2-й части: – Зачем Иван предлагает ходить в дозор? – Что говорит чудо-юдо про Ивана? Почему такие обидные слова («на бой не сгодился» – то есть ...)? – Что значит «чуду-юду не посчастливилось»? (Иван его победил.) После чтения 3-й части: – С каким чудом-юдом труднее сражаться – с шести- или девятиголовым? – Чудо-юдо снова похваляется и говорит про Ивана обидные слова. Почему? – Какие слова говорят о том, что этот бой труднее и это чудо-юдо сильнее шестиголового? («По колено Ивана в сыру землю вогнал».) После чтения 4-й части: – Чем это чудо-юдо отличается от первых двух? – Почему этот бой был самым трудным? (Огненный палец; братья не сразу пришли на помощь.) 4. Работа с текстом после чтения. – Вот мы и прочитали всю сказку. Понравилась ли она вам? – Какой эпизод вас больше всего взволновал? – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? | ||
ΙΙΙ. Итог. | – Увлекательные события, волшебство не мешают нам понять и оценить поступки героев. Сказочные герои думают, чувствуют, переживают, как обычные люди. Задача любой сказки – раскрыть и оценить характер, поступки, мысли и чувства человека (что хорошо, а что плохо). | |
ΙV. Домашнее задание. | Перечитать сказку. Отметить в тексте сказочные элементы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 3 класс. Русская народная сказка "Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо"
Бывает добрая, бывает злая. Живёт в избушке на курьих ножках. Служат ей чёрные коты и летучие мыши. Помогает богатырям случайно зашедшим в избушку, но может того, кто ей не понравится в печ...
Конспект по литературе по теме: «Каша из топора» - русская народная бытовая сказка.
онспект по чтению, проведённого во 2 классе.Учебник: Литературное чтение. Родная речь для 2 класса (1-4). Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Москва «Просвещение» 2009 го...
Литературная викторина "Сказки, сказки, сказки"
УМК "Школа России"...
Викторина по русской народной нардной сказке "Лиса и тетерев".
викторина по русской народной сказке "Лиса и тетерев"...
конспект урока .Произведения фольклора. Волшебная сказка. Русская народная сказка « Иван Царевич и Серый волк».
конспект урока. Литературное чтение. 4 класс...
Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.
Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев»....
Технологическая карта урока литературного чтения «Русская народная бытовая сказка «Каша из топора»» (УМК «ПНШ», 3 класс)
Цель урока: формирование представлений о бытовых сказках в процессе изучения русской народной сказки «Каша из топора».Задачи урока:Дидактические:познакомить с русской народной бытовой сказ...