Взаимоотношения человека с окружающим миром в произведении В.П. Астафьева «Капалуха»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; выслушивать мнение друг друга, формулировать правила поведения в лесу.
Оборудование: выставка книг и портрет В.П. Астафьева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r5.docx | 18.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Взаимоотношения человека с окружающим миром в произведении В.П. Астафьева «Капалуха»
Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; выслушивать мнение друг друга, формулировать правила поведения в лесу.
Оборудование: выставка книг и портрет В.П. Астафьева.
Ход урока
1. Организационный момент.
2.Речевая разминка
-Прочитайте скороговорку.
Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил как долотом.
3. Работа по теме урока. Введение в тему.
( отрывок читает учитель )
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь. (С. Смирнов)
- Объясните, пожалуйста, как вы понимаете последние две строчки? (входить в лес с добрым понимающим сердцем, не совершать плохих поступков в лесу, соблюдать правила)
- Ребята, как себя нужно вести, чтобы не осквернить храм природы- лес?
( не шуметь, не разводить костёр, не оставлять мусор, не ломать деревья, не брать животных домой, не подходить к птичьим гнёздам.)
- Каких птиц можно встретить в наших лесах?
(кукушка, поползень, дятел...)
- А ещё в наших лесах водятся глухари, посмотрите (демонстрация картинки с изображением глухаря и глухарки)
- Что вы знаете о глухаре?
Рассказ об этой птице подготовил ...( один из учеников)
Глухарь- одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Выводят птенцов глухари в конце мая- начале июня. Яйца откладывают на земле в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Выводит птенцов только мать.
Глухарка светло- коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Её даже не заметишь, когда она сидит в гнезде, среди веток
и сухих листьев. Весной, когда глухарь- петух поёт свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарём.
4. Физкультминутка
А сейчас мы совершим прогулку в лес.
Мы шагаем, мы шагаем
Руки выше поднимаем,
Г олову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берём
И назад в дупло кладём
Впереди из-за куста
Смотрит рыжая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.
6. Продолжение работы по теме урока. Работа над рассказом.
а.- Прочитайте название рассказа, рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о ком, о чём будет рассказ?
Чтение хором:
При-бли-жа-лись
К аль-пий-ским
По-ко-роб-лен-ные (кривые, погнутые)
Ред-ко-па-лых елей
По-ше-ве-ли-ва-ли
Блед-но-лист-ным
До-цве-та-ю-щим
Чер-нич-ни-ком
Рас-пу-щен-ны-ми
За-кос-те-не-ли
От не-под-виж-нос-ти
За-рож-да-ю-щим-ся
По-до-шед-ший
б. Словарная работа проводится по ходу чтения.
Тайга- хвойный лес на севере
Альпийские луга- луга, расположенные на возвышении
Валежник- сухие сучья, деревья, упавшие на землю.
Космы- спутанные волосы, нити.
Чтение рассказа учителем и учащимися.
в. Беседа:
- Какую птицу охотники называют капалухой?
- Где ребята обнаружили гнездо?
- Что почувствовал рассказчик, когда обнаружил птицу, прочитайте.
- Прочитайте диалог рассказчика с мальчиком.
- Если бы ребята забрали яйца, что могло произойти?
- Нужны ли птичьи яйца мальчикам?
- Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха, прочитайте.
- Как вы понимаете смысл слов автора:
«Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце»,
«озираться по сторонам»,
«ощупать глазами бугор»,
«сердце мое забилось от испуга»?
- Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? Прочитайте их.
- Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?
- Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая?
- Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев? Что он хочет вам сказать?
- Кто-нибудь из вас узнал среди героев рассказа себя? Расскажите
- В каких ещё рассказах мы встречались с самоотверженной любовью матери к детям? («Ещё раз про Мальку.» )
г. Работа над пословицами.
- Соедините начало и конец пословиц о маме.
Вся семья вместе чем родная матушка.
Родную мать а дитя- матери
Нет милей дружка, и душа на месте.
Птица рада весне, никем не заменишь.
д. Рассказ учителя об авторе
Виктор Петрович Астафьев (1924—2001) — крупнейший писатель в жанре «деревенской» и военной прозы.
7. Рефлексия
- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
- За что вы похвалили бы себя?
- Что вам захотелось сделать после этого урока?
8. Итог урока.
Мы безмерно богаты.
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых-
Просто диву даёшься.
И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем
Не щадим, не жалеем.
Ни за что не в ответе.
Словно самую малость
Нам по этой планете
Жить и править осталось.
-Так давайте хранить, беречь и жалеть наших меньших братьев, нашу природу
9. Домашнее задание.
- Подготовить пересказ текста от имени глухарки.
- Придумать рассказ, который заканчивается одной из пословиц.
Вся семья вместе и душа на месте.
Родную мать никем не заменишь.
Приложение.
Краткая биография Астафьева Виктора Петровича
Известный русский писатель, наш современник Виктор Петрович Астафьев был рождён 1-ого мая 1924-ого года, в маленьком селе Овсянка Красноярского края, стоявшем на берегу реки Енисей. Мать будущего писателя погибла, когда ему было всего лишь семь лет. До конца своих дней Виктор Петрович так и не свыкнется с этой потерей. После гибели мамы лучшим другом Астафьева становится его бабушка – Екатерина Петровна. В село Игарка был выслан дед Виктора Петровича. Туда и переехала новая семья Астафьева – его отец нашёл себе новую жену. Но отношения маленького мальчика и мачехи были ужасными. Астафьеву очень повезло, потому что одним из преподавателей в интернате оказывается поэт Игнатий Рождественский, который очень быстро подмечает в Викторе литературный талант. И именно он начинает развивать его в будущем писателе. В 1942-ом году, когда уже второй год шла Великая Отечественная война, Астафьеву становится добровольцем, и спустя год начинает принимать участие в боевых сражениях. При этом он прошёл всю войну, был несколько раз ранен. За свои боевые заслуги он получит орден Красной звезды и несколько медалей – «За отвагу», «За освобождение Польши», «За победу над Германией».С 1951-ого года Виктор Петрович Астафьев начинает много писать, и уже через два года будет напечатана его первая книга – сборник рассказов «До будущей весны». С тех пор известный русский писатель Астафьев Виктор Петрович напишет и выпустит огромное количество произведений, рассказов и романов. Он будет принят в Союз Писателей, его литературные достижения будут постоянно отмечать различными наградами. 29-ого ноября 2001-ого года Виктор Петрович Астафьев умирает на 78-ом году жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Береги природу, человек. Урок окружающего мира в 1 классе УМК «Планета знаний».
Урок окружающего мира. 1 класс УМК «Планета знаний». Учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 с. Арзгир, высшей категории, Пасько Татьяна Борисовна....
Тест по произведению В.П. Астафьева "Капалуха"
Тест по произведению В.П. Астафьева "Капалуха"...
Строение тела человека . Урок окружающего мира во 2 классе .УМК "Школа России" (презентация для интерактивной доски)
Презентация для смарт доски...
Конспект урока ОЗОЖ во 2 классе на тему: "Взаимосвязь человека с окружающим миром".
Цель: формирование понятия о том, что жизнь человека взаимосвязана с окружающим миром.Задачи: знать взаимосвязь человека с окружающим миром; проявлять бережное отношение к природе; развивать вним...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»
Девятый урок в разделе программы «Человек и природа»...
Конспект урока окружающего мира на тему: "Семья- самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье. Родословная"
Конспект урока окруающего мира для 2 класса на тему "Семья- самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье. Родословная" поможет в работе учителям начальных классов, работающим по...
"Творчество С.Я.Маршака", 1 класс; "Л. Н. Толстого "Котёнок"", 2 класс; "знакомство с произведением В. Астафьева "Капалуха"", 3 класс; "П.П.Бажов "Серебряное копытце". Характеристика героев" ,4 класс
Любимые конспекты, которые были разработаны мной и темы уроков, которые были проведены мной на практике...