Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

elviradambaeva

Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_4_klass.docx50.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 44»

«Согласовано»

Руководитель МО

__________________

__________________

Протокол № ___ от

«____»____________ 2018 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по НМР МАОУ «СОШ № 44»

__________ Хакимова Э.О.

«____»____________ 2018 г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ «СОШ № 44»

___________ Банзарханова Б.Л.

Приказ № ____

от «___»________ 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предмет Литературное чтение  

4 класс

2018-19 учебный год

Дамбаева Э.Д.,

учитель начальных классов

Принят на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____от «__»_______2018 г.

Улан-Удэ

      2018

Пояснительная записка

                Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» 4 класс, разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программой Климанова Л. Ф., Бойкина М.В. «Литературное чтение», (УМК «Школа России»), Основной образовательной программы МАОУ «СОШ №44. г. Улан-Удэ», Учебного плана МАОУ «СОШ №44. г. Улан-Удэ».

                Курс литературного чтения направлен на достижение следующихцелей:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Программа ориентирована на работу по УМК «Школа России»:

1.Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. Часть 1, 2-М.: Просвещение, 2013.Часть 1, 2.

2.Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 4 класс. (Диск МР3), авторы И.В. Рябушкина, Н.А. Стефаненко, 2013.

Ценностные ориентиры содержания курса

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся   с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями) добром, справедливостью, правдой и т.д. огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно- нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Предметные результаты изучения учебного предмета

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Основными формами организации образовательного процесса по литературному чтению являются:

- традиционный урок (урок изучение нового материала; урок совершенствования знаний, умений и навыков; урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; комбинированный урок);

  • урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-исследование, урок театрализации, урок-проект, урок-практика, урок-конференция, урок-викторина и др.)

                Основные виды организации образовательного процесса по литературному чтению являются: лекции, самостоятельная работа, сочинение, работа в группах, презентация, составление проекта, творческая работа и т.п.

Планируемые результаты освоения программы

Программа   обеспечивает достижение   необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

У четвероклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • воспитание художественно- эстетического вкуса, эстетических потребностей, чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
  • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
  • восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции народов мира;
  • готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

У четвероклассника продолжится формирование метапредметныхрезультатов чтения:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации» составления текстов в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

  • овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
  • осознание значимости чтения для личного развития;
  • формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений и понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т, е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий:
  • умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;        
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;        
  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов:        
  • умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
  • умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
  • умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.

Содержание курса

Место предмета в базисном учебном плане

На изучение литературного чтения отводится 102 часа, 3 часа в неделю

1

Летописи. Былины. Жития.

«И повесил Олег щит свой на врата Царьграда...»

«И вспомнил Олег коня своего...»

«Ильины три поездочки».

«Житие Сергия Радонежского»

Смысловое чтение как осмысление цели чтения; умение отвечать на вопросы по содержанию словами текста; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

2

Чудесный мир классики

П. П. Ершов «Конёк-горбунок».

А. С. Пушкин «Няне», «Туча»,

«Унылая пора!..», «Сказка о мертвой

царевне и о семи богатырях».

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека»,

«Ашик-Кериб».

Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик

убрал камень».

А. П. Чехов «Мальчики»

Осмысление содержания, прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач

3

Поэтическая тетрадь

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...». А. А. Фет «Бабочка», «Весенний дождь».

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...».

А. Н. Плещеев «Дети и птичка». И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...».

Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...».
И. А. Бунин «Листопад»

Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста

4

Литературные сказки

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». П. П. Бажов «Серебряное копытце». С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Умение размышлять над содержанием
произведений, выражать своё отношение к
прочитанному; овладение приемами выразительного чтения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения
признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов

5

Делу время - потехе час

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

В. Ю. Драгунский «Главные реки»,

«Что любит Мишка».

В. В. Голявкин «Никакой я горчицыне ел»

Осмысление содержания, прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения.

6

Страна детства

Б. С. Житков «Как я ловил человечков».

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». М. М. Зощенко «Ёлка»

Осмысление содержания, прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения

7

Поэтическая тетрадь

В. Я. Брюсова «Опять сон»,

«Детская».

С. А. Есенин «Бабушкины сказки».

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с

бугорка», «Наши царства

Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах определение эмоционального характера текста

8

Природа и мы

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

А. И. Куприн «Барбос и Жулька».

М. М. Пришвин «Выскочка».

Е. И. Чарушин «Кабан».

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Осмысление содержания, прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный

9

Поэтическая тетрадь

Б. Л. Пастернак «Золотая осень». С. А. Клычков «Весна в лесу». Д. Б. Кедрин «Бабье пето». Н. М. Рубцов «Сентябрь». С. А. Есенин «Лебёдушка»

Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём: умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах: определение эмоционального характера текста

10

Родина

И. С. Никитин «Русь»,, С. ,Д. Дрожжин «Родине».

А. 3. Жигулин «О, Редина! В неярком блеске»

Определение эмоционального характера текста: построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения

11

Страна Фантазия

Е С. Велтистов «Приключения Электроника». ;С Булычев «Путешествие Длись»»

определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений: сформирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения

12

Зарубежная литература

 Д. Свифт «Путешествие Гулливера».

 Г.-Х Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера». С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете»

Умение размышлять над содержанием произведений. выражать своё прочитанному, отвечать на содержаниесловами текста; выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла

Основными формами организации образовательного процесса по литературному чтению являются:

- традиционный урок (урок изучение нового материала; урок совершенствования знаний, умений и навыков; урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; комбинированный урок);

  • урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-исследование, урок театрализации, урок-проект, урок-практика, урок-конференция, урок-викторина и др.)

                Основные виды организации образовательного процесса по литературному чтению являются: лекции, самостоятельная работа, сочинение, работа в группах, презентация, составление проекта, творческая работа и т.п.

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению

№№

Тема урока

Количество часов

Дата

По плану

фактич

1

Знакомство с учебником по литературному чтению

1

2

Летописи. "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда".

1

3

 "И вспомнил Олег коня своего".

1

4

Былина – жанр устного народного творчества.

1

5

Былина «Ильины три поездочки».

1

6

Былина «Ильины три поездочки».

1

7

«Житие Сергия Радонежского» – памятник древнерусской литературы.

1

8

«Житие Сергия Радонежского».

1

«Житие Сергия Радонежского».

1

9

Проверка техники чтения

1

10

Проект «Создание календаря исторических событий»

1

11

Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития».

1

12

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».

1

13

А.С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..».

1

14

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

1

15

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

1

16

М.Ю. Лермонтов.

1

17

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека».

1

18

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».

1

19

Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом.Л.Н.Толстой " Детство"

1

20

Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень».

1

21

Подготовка сообщения о А.П. Чехове.

1

22

А.П. Чехов «Мальчики».

1

23

Котрольная работа №1 . Обобщение по разделу " Чудесный мир классики"

1

24

Проверка навыка чтения.

1

25

А. Фет. «Бабочка», «Весенний дождь».

1

26

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..»

1

 Е.А. Баратынский «Где сладкий шепот…».

1

27

А.Н. Плещеев «Дети и птичка

1

28

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»

1

29

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»

1

30

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»

1

31

И.А. Бунин «Листопад».

1

32

Картины природы. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

33

 контрольная работа  " Стихи русских писателей"

1

34

Стихи русских писателей.

1

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

1

35

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

1

36

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

1

37

П.П. Бажов «Серебряное копытце.

1

38

П.П. Бажов «Серебряное копытце».

1

39

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».

1

40

Обобщение по разделу: «Литературные сказки».

1

41

Литературная сказка Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени».

1

42

Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е.Л. Шварца.

1

43

Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е.Л. Шварца.

1

44

В.Ю. Драгунский «Главные реки».

1

45

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка».

1

46

В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».

1

47

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».

1

48

Контрольная работа

1

49

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

1

50

Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

1

51

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

1

52

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

1

53

М.М. Зощенко «Ёлка».

1

54

Обобщение по разделу «Страна детства». Контрольная работа

1

55

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»,

1

56

 С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

1

57

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»,

1

58

 «Наши царства».

1

59

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». контрольная работа

1

60

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

1

61

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

1

62

А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

1

63

М.М. Пришвин «Выскочка».

1

64

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

1

65

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

1

66

Проект «Природа и мы»

1

67

Обобщение по разделу «Природа и мы».

1

68

Контрольная работа

1

69

С.А. Клычков «Весна в лесу».

1

70

Д.Б. Кедрин «Бабье лето».

1

71

Н.М. Рубцов «Сентябрь».

1

72

С.А. Есенин «Лебёдушка».

1

73

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

74

Контрольная работа

1

75

Стихи о природе.

1

76

И.С. Никитин «Русь».

1

77

С.Д. Дрожжин

1

78

«Родине»

1

79

 А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».

1

80

Б.А. Слуцкий «Лошади в океане».

1

81

Проект: «Они защищали Родину»

1

82

Обобщение по разделу «Родина».

1

83

Контрольная работа

1

84

Стихи о Родине.

1

85

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».

1

86

Кир Булычёв «Путешествие Алисы».

1

87

Обобщение по разделу «Страна фантазия». Контрольная работа

1

88

Фантастические рассказы.

1

89

Д. Свифт «Путешествие Гулливера».

1

90

Г.-Х. Андерсен «Русалочка».

1

91

Г.-Х. Андерсен «Русалочка».

1

92

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

1

93

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

1

94

С. Лагерлёф «Святая ночь».

1

95

С. Лагерлёф «Святая ночь».

1

96

«В Назарете».

1

97

Итоговая диагностическая работа

1

98

Обобщение по разделу «Зарубежная литература»

1

99

Знакомство с учебником по литературному чтению

1

100

Летописи. "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда".

1

101

 "И вспомнил Олег коня своего".

1

102

Былина – жанр устного народного творчества.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...