Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Рабочая программа по обучению грамоте в 1 классе сожержит пояснительную записку, планируемые результаты, содержание, тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuch.gram_.docx | 61.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по обучению грамоте. Пояснительная записка
Рабочая программа по обучению грамоте адресована учащимся 1 класса МАОУ СОШ №26
Рабочая программа по обучению грамоте разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами :
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст.2 ч.1.5,cт. 12. ч.7 cт. 28, ст.30. п.5 ч.3 ст.47, п.1 ч.1 ст. 48);
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 с изменениями от 26.11.2010, 22.09.2011,18.12.2012 (п.19.5) (1-4 классы);
- Письмом департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
-примерной образовательной программой по учебному предмету, утвержденной Минобрнауки РФ;
-Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 18
Программа по обучению грамоте построена как органичная часть общего курса русского языка и литературы средней школы и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребенка.
Программа 1 класса обеспечивается учебно-методическим комплектом:
1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. «Азбука» 1 класс: учебник в 2-х частях - М.: Просвещение, 2017
2. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. «Прописи» 1 класс: рабочая тетрадь № 1,2,3,4 к учебнику Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А «Азбука» - М.: Просвещение, 2017
3. Э.Н. Золотухина, А.В. Коровина, Л.Ф. Костюнина, Л.В. Котова, В.А. Попова: рабочие программы по системе учебников «Обучение грамоте. 1 класс «Школа России», Москва, «Просвещение», 2017 г.
4. Горецкий В.Г Обучение грамоте. 1 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. ФГОС.
В соответствии с учебным планом ФГОС НОО обучение грамоте входит в образовательную область «Русский язык и литературное чтение».
Цели и задачи:
Курс «Обучение грамоте» придает всему процессу изучения русского языка четкую практическую направленность и реализует следующие цели:
- формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;
- социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся -развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Основные формы и методы работы
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная работа – диалог, монолог;
- работа в малых группах;
- работа в статистических парах;
- индивидуальная работа
- нетрадиционная форма урока:
- урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры )
Используемы методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемно-поисковый;
- метод стимулирования интереса к учению;
- метод самоконтроля;
- метод самостоятельной деятельности учащихся:
- чтения-рассматривания;
Сроки реализации программы: 2018-2019уч.г.
Программа рассчитана на 207 часов, 9 часов в неделю (5 часов – письмо , 4 часа – чтение), 33 учебной недели (115 часов – письмо,
92 часа – чтение).
Учитель имеет право вносить изменения в планирование уроков, корректировать изучение тем в зависимости от форм проведения и производственных условий (морозные дни, пробные экзамены и т.д.).
Планируемые предметные результаты освоения программы по литературному чтению
Подготовительный период.
Обучающийся научится:
- отличать устную и письменную речь, отличать буквы и звуки;
-выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи
- выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова;
- разделять слово на слоги с использованием графических схем;
- делить слова на слог; определять ударный слог в слове;
- определять главную мысль предложения;
- отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков;
Обучающийся познакомится :
с правилами посадки при письме, научится обводить образцы и писать самостоятельно элементы букв, научится безотрывному письму элементов букв, писать буквы и соединения с ними. Будет сформирован навык безотрывного письма с наклоном.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию;
- выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова;
- определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения
- артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке;
- понимать смысловое значение интонации;
- обозначать гласные звуки буквами;
- рассматривать гласные а, о, у, и как букву, слог слово;
- наблюдать за позиционным изменением согласных звуков.
Букварный период (основной).
Обучающийся научится:
- давать характеристику согласным звукам,
- узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,
- читать слова с изученными буквами,
- узнавать графический образ букв выделять звуки из слов,
- группировать, систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию;
- обозначать йотированные звуки вначале слова и после гласной буквы буквами Е, Ё, Ю, Я;
- определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст;
- называть буквы в алфавитном порядке, правильно называть буквы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- распространять основу предложения, сокращать предложения до основы;
- правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов;
- наблюдать за расхождением написания и произношения безударных гласных;
- выделять в однокоренных словах корень;
- объяснять значение многозначных слов,
- отгадывать буквенные ребусы;
-находить отрывки, которые могут ответить на вопрос;
- выбирать отрывок к которому можно подобрать пословицу;
-правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных;
- находить рифму;
- придумывать заголовок к тексту, ставить вопросы;
- различать значения многозначных слов
Обучающийся познакомится с начертанием букв, научится их воспроизводить на письме, научится писать слоги, слова, короткие предложения с соблюдением наклона, высоты и пропорций букв. Будет продолжено сформирование навыка безотрывного письма с наклоном.
Послебукварный период.
Обучающийся научится:
- ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на вопросы;
- соотносить содержание с темой чтения, выделять особенности пушкинской поэзии (интонация, темп чтения, особенности речи);
- определять тему, главную мысль произведения;
- правильно строить ответы на поставленные вопросы;
- ставить вопросы по содержанию прочитанного.
Обучающийся получит возможность научиться:
- участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения рассуждать на заданную тему;
- различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация, аннотация);
- сравнивать различные по жанру произведения;
- кратко характеризовать героев произведений,
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
- давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- создавать небольшой устный текст на заданную тему.
- вырабатывать навыки грамотного письма.
- формировать умение записывать предложение, находить в нем основу.
- проверить умение записывать предложение, ставить знаки препинания.
- формировать навыки правописания гласных в корне слова.
- формировать навыки правописания звонких и глухих согласных в корне слова
Содержание учебного предмета
Обучение грамоте (чтение и письмо) – 207ч
№ п/п | Список разделов | Количество часов | Формируемые УУД | |
чтение | письмо | |||
1. | Добукварный (подготовительный) период | 16 | 20 | - организовывать свое рабочее место под руководством учителя; - принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей; -вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения. - ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание); - понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем. - пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов, приведенными в учебниках, - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). - сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; - принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию. - принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»; проявлять интерес к новому учебному материалу -выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах; - внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. |
2. | Букварный (основной) период | 64 | 80 |
|
3. | Послебукварный (заключительный) период | 12 | 15 |
|
| ||||
ИТОГО: | 92 ч. | 115 ч. |
Тематическое планирование
Чтение
№ п\п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов |
Добукварный период | ||
1 | Азбука -первая учебная книга. | 1 |
2 | Устная и письменная речь. Речь состоит из предложений. | 1 |
3 | Слово и предложение. | 1 |
4 | Слово и слог. | 1 |
5 | Слог. Ударение. | 1 |
6 | Звуки в окружающем мире, речи. | 1 |
7 | Гласные и согласные звуки. | 1 |
8 | Слог-слияние. | 1 |
9 | Слияние согласного с гласным. Гласные и согласные звуки. (Закрепление) | 1 |
10 | Гласные буквы А, а. | 1 |
11 | Звук [о], буквы О, о. | 1 |
12 | Звук [и] , буквы И, и. | 1 |
13 | Звук [и] , буквы И, и – закрепление. | 1 |
14 | Звук [ы] , буква ы. | 1 |
15-16 | Звук [у] , буквы У,у.ГородУлан –Удэ.РК. | 2 |
Итого: 16ч. | ||
Букварный период | ||
17 | Звуки [н] [н'] , буквы Н, н | 1 |
18 | Звуки [н] [н'],буквыН,н –закрепление. | 1 |
19 | Звуки [с] [с'] , буквы С, с | 1 |
20 | Звуки [с] [с'] , буквы С, с – закрепление. | 1 |
21 | Звуки [к] [к'] , буквы К, к. | 1 |
22 | Звуки [к] [к'], буквы К, к – закрепление. | 1 |
23 | Звуки [т] [т'], буквы Т, т. | 1 |
24 | Звуки [т] [т'], буквы Т, т – закрепление. | 1 |
25 | Закрепление пройденного материала. | 1 |
26 | Звуки [л] [л'], буквы Л, л. | 1 |
27 | Звуки [л] [л'], буквы Л, л – закрепление. | 1 |
28 | Звуки [р] [р'], буквы Р, р. | 1 |
29 | Звуки [р] [р'], буквы Р, р – закрепление. | 1 |
30 | Звуки [в] [в'], буквы В, в. | 1 |
31 | Звуки [в] [в'], буквы В, в – закрепление. | 1 |
32 | Гласные буквы Е, е. | 1 |
33 | Буква е – показатель мягкости согласного звука. | 1 |
34 | Повторение и закрепление пройденного материала. | 1 |
35 | Звуки [п] [п'], буквы П, п. | 1 |
36 | Звуки [п] [п'], буквы П, п – закрепление. | 1 |
37 | Звуки [м] [м'], буквы М, м. | 1 |
38 | Звуки [м] [м'], буквы М, м – закрепление. | 1 |
39 | Закрепление пройденного материала. | 1 |
40 | Звуки [з] [з'], буквы З, з. | 1 |
41 | Звуки [з] [з'], буквы З, з – закрепление. | 1 |
42 | Чтение слогов слов и предложений с изученными буквами | 1 |
43 | Звуки [б] [б'], буквы Б, б. | 1 |
44 | Звуки [б] [б'], буквы Б, б – закрепление.Бурятия-край родной.РК. | 1 |
45 | Звуки [д] [д'], буквы Д, д. | 1 |
46 | Парные согласные звуки [д] [д'] и [т] [т']. Буквы Д, д и Т, т. | 1 |
47 | Буквы Я,я и звуки их обозначающие, [йа] | 1 |
48 | Буква Я – показатель мягкости согласных звуков. | 1 |
49 | Звуки [г] [г'], буквы Г, г. | 1 |
50 | Звуки [г] [г'], буквы Г, г – закрепление. | 1 |
51 | Звук [ч'], буквы Ч, ч. | 1 |
52 | Звук [ч'], буквы Ч, ч – закрепление. | 1 |
53 | Буква ь – показатель мягкости согласных. | 1 |
54 | Разделительный мягкий знак. | 1 |
55 | Звук [ш] , буквы Ш, ш. | 1 |
56 | Звук [ш], буквы Ш, ш – закрепление. | 1 |
57 | Звук [ж] , буквы Ж, ж. | 1 |
58 | Звук [ж] , буквы Ж, ж – закрепление. | 1 |
59 | Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [йо]. | 1 |
60 | Буква Ё – показатель мягкости согласного звука. Чтение слов с буквой ё, которая стоит после разделительного ь и обозначает два звука [йо]. | 1 |
61 | Звук [й] , буквы Й, й. | 1 |
62 | Звук [й] , буквы Й, й. | 1 |
63 | Звуки [х] [х'], буквы Х, х. | 1 |
64 | Звуки [х] [х'], буквы Х,х– закрепление. | 1 |
65 | Буква Ю – показатель мягкости согласного звука. Буква ю, стоящая после гласной буквы и обозначающая два звука [йу]. | 1 |
66 | Буква ю. Чтение слов с разделительным ь и буквой ю. | 1 |
67 | Звук [ц] , буквы Ц, ц. | 1 |
68 | Звук [ц] , буквы Ц, ц – закрепление. | 1 |
69 | Гласный звук [э] , буквы Э, э. | 1 |
70 | Гласный звук [э] , буквы Э, э – закрепление. | 1 |
71 | Звук [щ] , буквы Щ, щ. | 1 |
72 | Звук [щ] , буквы Щ, щ – закрепление. | 1 |
73 | Звуки [ф] [ф'], буквы Ф,ф. | 1 |
74 | Звуки [ф] [ф'], буквы Ф, ф – закрепление. Буква ь, как показатель мягкости согласного. | 1 |
75-76 | Разделительный мягкий знак. Разделительный твердый знак. | 2 |
77-80 | Чтение слов, текстов с изученными буквами.Алфавит. Звуки и буквы. | 4 |
Итого :64 ч. | ||
Послебукварный период | ||
81 | Наше Отечество. Первоучители словенские». Первый букварь. | 1 |
82 | А. С. Пушкин и его сказки. | 1 |
83 | Л. Н. Толстой. Рассказы. | 1 |
84 | Великий педагог и писатель К. Д. Ушинский. | 1 |
85 | К. И. Чуковский и его произведения «Телефон» и «Путаница». | 1 |
86 | В. В. Бианки и его творчество. | 1 |
87 | С. Я. Маршак и его творчество. | 1 |
88 | М. М. Пришвин и его произведения. | 1 |
89 | А. Л. Барто и её стихи.Детские стихи бурятских поэтов.РК. | 1 |
90 | С. В. Михалков и его произведения. | 1 |
91 | В. А. Осеева и её произведения для детского чтения. | 1 |
92 | Б. В. Заходер и его произведения для детей. Проект» Живая азбука». Наши достижения. | 1 |
Итого: 12ч. | ||
Итого: 92 ч. |
Письмо
№ п /п | Тема урока | Кол- во часов |
Добукварный период | ||
1. | Пропись — первая учебная тетрадь. | 1 |
2 | Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. | 1 |
3 | Письмо овалов и полуовалов. | 1 |
4 | Рисование бордюров. | 1 |
5 | Письмо длинных прямых наклонных линий. | 1 |
6 | Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). | 1 |
7 | Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо). | 1 |
8 | Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. | 1 |
9 | Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо. | 1 |
10 | Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу(вверху) вправо(влево) Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. | 1 |
11 | Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов. | 1 |
12-13 | Строчная и заглавная буквы А, а. | 2 |
14-15 | Строчная и заглавная буквы О, о. | 2 |
16 | Строчная буква и. | 1 |
17 | Заглавная буква И. | 1 |
18 | Строчная буква ы | 1 |
19-20 | Строчная и заглавная буквы У, у | 2 |
Итого: 20ч. | ||
21-23 | Строчная и заглавная буквы Н, н. | 3 |
24 -25 | Строчная и заглавная буквы С, с. | 2 |
26 -28 | Строчная и заглавная буквы К, к. | 3 |
29 -30 | Строчная и заглавная буквы Т, т. | 2 |
31 | . Повторение и закрепление изученного | 1 |
32-34 | Строчная и заглавная буквы Л, л. | 3 |
35 -36 | Строчная буква р. Заглавная буква Р. | 2 |
37 -39 | Строчная и заглавная буквы В, в. | 3 |
40-41 | Строчная и заглавная буквы Е, е. | 2 |
42-43 | Повторение и закрепление изученного | 2 |
44 | Строчная и заглавная буквы П, п | 1 |
45 | Строчная и заглавная буквы П, п. | 1 |
46 -48 | Строчная и заглавная буквы М, м. | 3 |
49 -52 | Строчная и заглавная буквы З, з. | 4 |
53 -55 | Строчная и заглавная буквы Б, б. | 3 |
56 -58 | Строчная и заглавная буквы Д, д. | 3 |
59 -60 | Строчная и заглавная буквы Я, я. | 2 |
61-63 | Строчная и заглавная буквы Г, г. | 3 |
64 -65 | Строчная и заглавная буквы Ч, ч. | 2 |
66 -68 | Буква ь. | 3 |
6970 | Строчная и заглавная буквы Ш, ш. | 2 |
71-73 | Строчная и заглавная буквы Ж, ж. | 3 |
74 -75 | Строчная и заглавная буква Ё, ё. | 2 |
76 - 78 | Строчная и заглавная буквы Й, й. | 3 |
79 - 81 | Строчная и заглавная буквы Х, х | 3 |
82 -83 | Строчная и заглавная буквы Ю, ю. | 2 |
84 -85 | Строчная и заглавная буквы Ц, ц. | 2 |
86 | Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами. | 1 |
87 -88 | Строчная и заглавная буквы Э, э. | 2 |
89-90 | Строчная буква щ. | 2 |
91 | Заглавная буква Щ. | 1 |
92 -93 | Строчная и заглавная буквы Ф, ф. | 2 |
94 -96 | Строчные буквы ь,ъ. | 3 |
97-100 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. Контрольное списывание. РК. | 4 |
Итого: 80ч. | ||
101,102 | Алфавит | 2 |
103 | Списывание текста | 1 |
104,105 | Оформление предложений в тексте | 2 |
106,107 | Заглавная буква в именах собственных | 2 |
108 | Правописание ЖИ-ШИ | 1 |
109 | Правописание ЧА-ЩА | 1 |
110 | Правописание ЧУ-ЩУ | 1 |
111 | Правописание ЧН-ЧК | 1 |
112 | Письмо слов с ь | 1 |
113 | Письмо под диктовку. РК. | 1 |
114,115 | Закрепление и обобщение изученного. | 2 |
Итого:15ч. | ||
Итого:115 ч. |
Раздел «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»
Литература.
1. Азбука. 1 класс : учеб.для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / В. Г. Горецкий [и др.]. – М. : Просвещение, 2017.
2. Горецкий, В. Г. Прописи : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений : в 4 ч. / В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2017.
3. Горецкий, В. Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму : кн. для учителя / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2017.
4. Горецкий, В. Г. Обучение грамоте. Поур разработки. 1 класс / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2017.
5. Жиренко, О. Е. Поурочные разработки по обучению грамоте. 1 класс. Добукварный, букварный, послебукварный периоды. Новый комплект уроков / О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова. – М. : ВАКО, 2017.
6. Крылова, О. Н. Тесты по обучению грамоте В. Г. Горецкого «Русская азбука». 1 класс : в 2 ч. Ч. 1. / О. Н. Крылова. – М. : Экзамен, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Рабочая программа ориентирована на учебник Азбука Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец , 2011год.Планируемые результаты (универсальные учебные действия)Личностные универсальные учебные действия У обучающегося...
Рабочая программа по обучению грамоте и письму для УМК по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В....
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова содержит пояснительную записку, развёрнутое календарно-тематическое планирование в соответствии с требо...
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по программе "Начальная школа XXI века"
В данном файле представлены материалы по обучению грамоте...
Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС
Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС...
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...