А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Цель: закрепление знаний биографии и творчества А.С. Пушкина; формирование у детей умение выразительно и вдумчиво читать сказки; расширение кругозора детей и обогащение их словарного запаса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Цель: закрепление знаний биографии и творчества А.С. Пушкина; формирование у детей умение выразительно и вдумчиво читать сказки; расширение кругозора детей и обогащение их словарного запаса.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать сказку с выражением; находить в сказке те слова, которые помогают представить героев; объяснять отдельные выражения в произведении.
Познавательные УУД: определять тему, главную мысль сказки и обосновывать своё мнение; описывать героя, его характер и обосновывать своё мнение; сравнивать героев сказок и обосновывать своё мнение; определять особенности литературной сказки и обосновывать своё мнение; анализировать содержание иллюстраций к сказке.
Регулятивные УУД: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; планировать учебное сотрудничество; формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные УУД: использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения, то есть умение работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника.
Ход урока.
I. Организационный момент урока.
Прозвенел звонок для нас
Стали все у парт красиво
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо
Все легонечко вздохнем,
улыбнемся и урок начнем
II. Мотивация учебной деятельности.
1. Кроссворд.
На прошлых уроках мы познакомились с вступлением из поэмы « Руслан и Людмила». Разгадаем кроccворд и ключевое слово поможет нам вспомнить материал прошлого урока.
*Писатель, который сочиняет литературное произведение в стихах (ПОЭТ)
*Сказочный персонаж, который сидит на ветках (РУСАЛКА)
*Устоять в сказочном лесу ей помогают куриные ножки (ИЗБУШКА)
*Морской залив – это… (ЛУКОМОРЬЕ)
*Их было 30 и они были прекрасны (ВИТЯЗИ)
*Ее исполнял кот, когда шел направо. (ПЕСНЯ)
Кодовое слова Пушкин.
2. Тестирование.
Тест
*Кто занимался воспитанием будущего поэта?
*Как звали няню А.С. Пушкина?
*Где любил отдыхать поэт в детстве?
*За чем наблюдал маленький Сашенька находясь в деревнях?
*Что регулярно рассказывала поэту бабушка?
*Сколько сказок написал А.С. Пушкин?
*Определите сказку по цитате?
*Определите сказку по цитате?
*Определите сказку по цитате?
*Определите сказку по цитате?
Физкультминутка.
III. Определение темы. Постановка цели и задач.
- Определите тему урока по опорным картинкам (корыто, невод, рыбка, землянка, кичка, терем).
- Давайте определим цель этого урока?
- Цель урока: закрепить … (свои знания по содержанию сказки).
- Какие задачи мы поставим перед собой?
Задачи урока: (Научиться выразительно читать, доказывать свою точку зрения. Повторить словарные слова, содержание сказки. Сравнивать героев и их поступки, сказки. Воспитывать культуру общения, взаимоуважения, любовь к чтению, характер, интерес к сказкам.)
IV. Работа по теме урока.
1. Словарная работа.
- В сказке нам встречались новые слова. А где мы можем узнать лексическое значение слов? (В словаре.)
- Давайте вспомним их и проведем словарную работу.
- Правило: отвечать быстро, кратким ответом поясните мне лексическое значение слов.
Корыто - емкость для стирки белья.
Ветхая – старая.
Чупрун – чуб, хохолок.
Землянка – дом в земле.
Невод – рыболовная сеть.
Откуп – выплата.
Пуще – сильнее.
Корысть – выгода.
Столбовая дворянка – дворянка старинного рода.
Душегрейка – теплая кофта без рукавов.
Кичка – женский праздничный головной убор.
Пряник печатный – пряник с рисунком.
2. Поясните значение выражений.
Белены объелась – сошла с ума.
Быть на посылках - подчиняться.
Остаться у разбитого корыта – остаться ни с чем.
3. Характеристика главных героев.
- Вспомните главных героев сказки (Старик, старуха, рыбка.)
- Составьте портрет каждого героя. Откройте конверт. Достаньте лист-таблицу и слова-характеристики. Посоветуйтесь со своей парой подберите слова-характеристики к каждому герою. Приклейте их. Свою готовность покажите «домиком».
- Перечислите черты старухи (старика, рыбки).
- У кого другое мнение?
- Докажите свою мысль.
Старуха | Старик | Рыбка |
Жадная | Бесхарактерный | Терпеливая |
Злая | Добрый | Добрая |
Корыстная | Вежливый | Щедрая |
Ненасытная | Почтительный | Справедливая |
Сварливая | Скромный | |
Завистливая | Трудолюбивый |
Физминутка.
V. Отработка содержания сказки.
1. Вопрос-ответ.
- Продолжим работу и вспомним виды сказок. (Бытовые, волшебные, о животных.)
- Кто был первым автором сказок? (Народ.)
- И когда А.С. Пушкин создавал свои сказки он использовал основные признаки сказки.
- Назовите признаки сказки и приведите примеры:
*Зачин (жили - были).
*Тройное повторение (3 раза кидал невод).
*Чудеса (рыбка говорит, изба в палаты).
*Сказочные герои (рыбка).
2. Выборочное чтение. Восстановление содержания сказки.
VI. Рефлексия.
- Вы сегодня очень хорошо работали на уроке. Давайте проведем самооценку.
- Если вы довольны своей работай на уроке, возьмите зеленый овал,
- Если Вам было сложно или скучно на уроке - желтый
- Если Вам не понравился урок и то как Вы работали на нем - красный.
- Я уверенна, что каждый из Вас захотел хоть на секундочку встретиться с рыбкой и загадать свое волшебное желание.
- Напишите на своем овале желание и прикрепите его к дну моря, украсьте царство морское. Ведь мечты должны сбываться!
- Я уверенна, что и у наших гостей есть мечта. Давайте подарим им золотых рыбок, пусть гости тоже загадают желание.
VII. Итог урока.
- Давайте вернемся к задачам, которые мы ставили перед собой.
- Повторим и дополним, что мы все-таки выполняли.
- Начнем, как всегда с фразы
*На сегодняшнем уроке я узнал…
*На этом уроке я похвалил бы себя за ...
- Сегодня отлично работали…
- Хорошо участвовали в уроке…
«Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна тепла и ласки!
Читайте Пушкина всегда,- вот вам подсказка,
и пронесете сквозь года вы радость сказки!»
VIII. Домашнее задание: стр.93-101.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
В презентазии даны задания на знание сказки, на логические соответствия, словарная работа, подобраны иллюстрации к образу меняющегося моря. В презентации использованы гиперссылки....
Урок литературного чтения во 2 классе "Народная мораль и нравственность в сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Народная мораль и нравственность в сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...
Путешествие в Лексикоград. Интегрированный урок русского языка и литературного чтения по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", 2 класс "УМК "Школа 21 века"
Мудрость сказок А. С. Пушкина неисчерпаема. О них написано столько, что всё не перечитать. Работая во втором классе по УМК «Школа ΧΧΙ века», я соединила параллельное изучение на урок...
Викторина по сказке А.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Содержит вопросы по содержанию сказки...
Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация
Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация...
Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"
Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"...
Урок литературного чтения Тема: Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 2 класс
Урок чтения во 2 классе по учебникам Свиридовой В. Ю. (программа развивающего обучения Занкова Л. В.) Содержание урока развивает первичные исследовательские навыки младших школьников: в процессе опред...