Урок на тему "Согласный звук [Ц] и буква Ц"
план-конспект урока по чтению на тему

Маргулис Инна Иосифовна

Урок на тему "Согласный звук [Ц] и буква Ц"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока70.92 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по ознакомлению со звуком [ц] и буквой Ц, ц.

Задачи:

Предметные:

- создать условия для формирования у учащихся умения выделять звук [ц] из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, распознавать его, характеризовать, обозначать буквой;

- содействовать активизации словаря учащихся, развитию фонематического слуха и культуры звукопроизношения, развитию познавательного интереса к чтению;

- содействовать воспитанию навыков культуры учебного труда на уроках обучения грамоте.

Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.

         Метапредметные  задачи:

        Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; понимать выделенные учителем действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.

        Познавательные: содействовать развитию умения понимать схемы, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез;

       Коммуникативные :учиться слушать и слышать учителя, одноклассников, совместно обсуждать проблему, уважительно относиться к  мнению собеседника.

Оборудование: чертёж, изображение цыплёнка из точек с гласными буквами, игрушка цыплёнка, цветок с заданиями, карточки для схем, изображение буквы «ц», проектор и экран,  проволока, слоги, текст сказки для каждого ученика, предметы  в названии которых есть и нет звука [ц], учебник « Русская азбука» Горецкий «Просвещение» - 2011г.

ХОД УРОКА.

I. Организационный  момент.

        Прозвенел веселый звонок.

        Мы начинаем наш урок.

        Любознательные в классе дети

        Обо всем хотят знать на свете.

        На уроке не скучаем,

        А работаем, читаем.

- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?

- Желаю вам  удачи, успехов и хорошего дня.

II. Актуализация опорных знаний.

  1. Посмотрите на доску. Какие буквы спрятались в узоре? Покажите и назовите их, все следят глазами за указкой.  (г, п, т, ш, ж)

       2.Соединить  поочерёдно точки  с гласными буквами.

- Какие  звуки мы  называем гласными?

- Взяли в  руки простой карандаш, поставили на двойной треугольник  и начинаем соединять. Закончить надо то же на двойном треугольнике.

- Кто у нас получился?  

- Ребята сегодня к нам на урок придёт гость. Догадайтесь, кто  это?

Явился в жёлтой шубке, прощайте, две скорлупки.

Появляется цыплёнок. (Показать, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом- правое крыло, затем -левое.)

-Это цыплёнок  ЦЫП. Он пришёл к нам в гости и  принёс  подарок . Посмотрите  что же это за подарок?. ( Цветок).

III. Определение темы урока.  Мотивация учебной деятельности.

 -Ребятки, а что общего есть в этих словах: цыплёнок, Цып,  цветок. ( Они начинаются с одного  звука.)

- С какого звука? Давайте произнесём этот звук.

- Кто догадался,  о чём мы будем говорить на  нашем уроке?

- Тема нашего урока « Звук [ц] и буква Ц».

 IV. Первичное усвоение новых знаний.

1. Составление схемы слова. Знакомство со звуком [ц].

- А кто сможет составить схему слова  «цветок»?

1 ученик на доске, а остальные на партах делают схему слова «цветок».  

Ученик объясняет: 2 слога  (цви –ток), 1 слог – цви , начинается со звука [ц] – этот звук согласный ,т.к. его нельзя спеть, он твёрдый, т.к. его ничто не смягчает, ви –слияние мягкое , звук [ в] смягчает звук  [и]; 2-слог ток, начинается со слияния то - это твёрдое слияние; т.к. звук [т]  звук [о] не смягчает, звук [к] твёрдый согласный звук. Ударение падает на второй слог.

- Назовите 1 звук в слове «цветок». Давайте послушаем этот звук и дадим ему характеристику.  ( Согласный,  твёрдый, глухой).

-Придумайте слова где бы звук [ц]  был мягким.

- Звук [ц]  всегда твёрдый звук, мягким он не бывает.

-Какие ещё звуки всегда твёрдые?  (Ж, Ш)

 -Найти на иллюстрации предметы, в названиях которых встречается звук [ц]

http://www.stihi.ru/pics/2011/05/06/6033.jpg(Слайд1).

2 . Знакомство с буквами Ц,ц.

- Звук [ц ] обозначается буквой «цэ».

 Букв немало мы узнали,

                                                 Добрались до буквы Ц.

 Есть слова, где Ц - в начале,

Есть слова, где Ц - в конце.

- На что похожа буква «цэ»?

http://zvonoknaurok.ru/99/16.gif http://zvonoknaurok.ru/99/15.gif

Подготовленные ученики читают стихотворения Е. Тарлапак  и  А. Шибаева.

Буква Ц –
Внизу крючок,
Точно с краником бачок. ( Слайд №2)


Вот какая буква Ц –
С коготками на конце.
Коготок-царапка –
Как кошачья лапка. (Слайд №3).

-  Посмотрите на запись алфавита. Между какими буквами находится ц? ( Между буквами х и ч.)

Конструирование буквы из цветной проволоки.

- Соорудите  из проволоки букву Ц.  Посмотрите,  какая получилась буква у вашего соседа.

Физкультминутка

     Шёл цыплёнок по дорожке,
     Прыгал он на правой ножке

     А ещё кружился смело,
     Лапками махал умело.
     Он спешил к себе домой,
     К милой мамочке родной
.

V. Первичная  проверка  понимания.\

- Цыплёнок принёс нам в подарок цветок. Цветок непростой, а цветок – задавалочка.

На  каждом лепестке есть задание.

 - Отрываем лепестки по порядку, читаем и выполняем задание.

1. Прочитайте слоги и слова с буквой «ц».  (Слоги  и слова на доске).

Прочитайте слоги.

ца, цо, цу, цы, це, ци  

Прочитайте слова.

                 сквор                             огур

                   ов   ЦЫ                     леден        ЦЫ

                  спи                             ули  

       

  1. Найди лишний предмет и лишнее слово. (работа для класса).

Найти на карточках  слова, в которых есть звук [ц] , определить его место в слове, дать характеристику звука. (задание для  2 групп). Выиграет та группа, которая более точно справится с заданием.

Для класс изображения : курица, синица, цыплёнок, цапля, воробей, заяц (Слайд №4) , если ребёнок правильно указал предмет или слово , на экране выскакивает « Молодец!»

1группа- предметы в мешочке: кольцо, ящерица, цепь, перец, мяч, гусь, часы.

2группа - предметы в мешочке: птица: , пуговица,  ножницы, яйцо,   лось,  слон, собака.

  1. Прослушать сказку. Найти слова со звуком  [ц].

Цыпленок Цып

Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же наконец остальные цыплята вылупятся.
– Мама, ты неправильно сидишь! Видишь – никто не вылупляется больше!
Курица так удивилась, что только глазами захлопала.
– Ну, ты посиди, – говорит Цып, – а я пойду прогуляюсь.
Вышел Цып в поле, подошел к цветку и говорит:
– Неправильно ты цветешь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться.
Сказал и пошел дальше. Смотрит – гусеница ползет.
– Эй, гусеница, ты неправильно ползешь.
– А как же надо? – удивилась гусеница.
– Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет.
Сказал и пошел дальше. Смотрит – цапля лягушек ловит.
– Эй, цапля, ты же неправильно ловишь. Смотри, как надо! И как прыгнет в болото.
Тут бы Цыпу и конец пришел, хорошо – цапля его вытащила.
– Чтобы учить, – говорит цапля, – надо самому что-нибудь знать. Понял, Цып?..

(Г.Юдин) .

Физкультминутка

     Шёл цыплёнок по дорожке,
     Прыгал он на правой ножке

     А ещё кружился смело,
     Лапками махал умело.
     Он спешил к себе домой,
     К милой мамочке родной
.

     VII. Закрепление изученного.

(Читают хорошо читающие ребята).                                                                                           

4. Прочитайте сказку.

Сказка про цыпленка

Жил-был  на свете цыпленок. Маленький, желтенький, пушистый. Очень любил гулять цыпленок  во дворе. Ходил по траве, рассматривал жучков, радовался красивым цветам.

Однажды  рано утром цыпленок проснулся от шума. Он испугался, потихоньку подошел к двери  и увидел на улице лужицу. И услышал звуки: кап-кап. Ему стало интересно, как  разговаривают капли.

Тут  выглянуло солнышко, на небе появилась радуга, цыпленок подошел к луже и увидел  маленькое солнышко, а потом увидел свое отражение.

Что  бы ни делал цыпленок, он всегда подходил  к своей луже. Так он не заметил,  как наступил вечер. Подошёл цыпленок к луже вечером, но вместо маленького  солнышка, он увидел маленькую звездочку.

Так и дружил  цыпленок днем с солнышком, вечером со звездочкой.

А  потом он вырос. Превратился в красивого пестрого петушка.

Своим голосистым ку-ка-ре-ку он утром здоровался с  солнышком, а вечером прощался со звездочкой.

- Понравилась ли вам сказка?  Что произошло с цыплёнком?  Кто был друзьями цыплёнка?

5. Работа по учебнику. Приглашаю всех в цирк. ( Звучит песня про «Цирк»)

- Откройте  учебник на стр. 50.

- Что вы видите на иллюстрации?

-Возьмите карандаш. Прочитайте текст о цирке. Подчеркните букву Ц в тех словах, где она есть.

-Сколько раз встретилась буква Ц в тексте? ( 4 раза: кольцо, мотоциклах, танцуют, цирк.)

Дети читают предложения, называя слова с буквой Ц. Повторное чтение текста.

Резерв . Чтение стихотворения про цирк. С. Маршака. Стр.52.

V||. Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Прочитайте   пословицу  на   стр.50.

 - Объясните,   как   вы   их понимаете?

-   Чем вы занимались на уроке?

-Что вам понравилось на уроке?

-Как вы работали на уроке?

-Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы на уроке всем было интересно и уютно?

 -А нам с цыплёнком очень понравилось, как вы работали. ?

- Прочитайте запись на доске!

На доске : Молодцы!

Домашнее задание.

 Вспомните, что вы видели в цирке. Принесите фотографии, если они есть, и расскажите   о своей поездке в цирк. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте " Звуки с, сь. Буквы Сс.

Урок - путешествие .Знакомство  со  звуками  с,  сь  и  буквами  Сс.УМК  Перспективная  начальная  школа.К  уроку  прилагается  презент...

урок обучения грамоте " Звуки с, сь. Буквы Сс.

Урок - путешествие .Знакомство  со  звуками  с,  сь  и  буквами  Сс.УМК  Перспективная  начальная  школа.К  уроку  прилагается  презент...

Урок обучения грамоте: «Звук [ц] и буква Ц.»

Знакомство с новым звуком, 1 класс, обучение грамоте по "Гармонии"...

Методическая разработка урока обучения грамоте "Звуки в, в\'. Буква В".

Урок обучение грамоте "Звуки в, в\'. Буква В", программа "Школа 2100"....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Согласные звуки [с] , [с\']. Буква с. Написание букв и слогов с буквой с»

Шкатова  Виктория Николаевна2МБОУ «СОШ №20»3Учитель начальных классов4Русский язык. Литературное чтение (Обучение грамоте)5класс6Тема и номер урока в теме: 33 урок. «Согласные звуки [...

Урок обучения грамоте: « Звуки [ ф ], [ ф`], Буквы Ф, ф (урок – путешествие).

В ходе морского путешествия учащиеся знакомятся с новыми звуками и буквами. Разнообразные упражнения направлены на совершенствование чтения первоклассников....

Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи). Тема урока: « Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».

Тема урока:  «Знакомство со  звуком [ч’]  и буквой Ч, ч».Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч\'] и буквой «Чч», для форми...