Урок литературного чтения В.Берестов "Честное гусеничное" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Ергина Екатерина Альбертовна

Урок литературного чтения по произведению В.Берестова "Честное гусеничное" для УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0332-00058171-6fc78102.docx37.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: В. Берестов «Честное гусеничное»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: Формировать осознанное чтение произведения.

Задачи:

  1. Систематизировать и расширять сведения об авторе произведения;
  2. Формировать умение определять тему и главную мысль произведения;
  3. Обогащать словарь учащихся;
  4. Формировать умения использовать приобретенные знания в практической деятельности;
  5. Развитие умения работать в группе;
  6. Создание условий для повышения познавательного интереса через интеграцию литературы и окружающего мира.

Ход урока.

1. Организация. (Эмоциональный настрой) Цель: включение в урок.

Доброе утро, дорогие ребята.

Сегодня урок литературного чтения проведу я –учитель начальных классов, а зовут меня Екатерина Альбертовна. Вместе с вами мы отправимся в увлекательное путешествие, в котором вас ждёт много нового, интересного, необычного. Вам интересно узнать, куда мы отправляемся?

А сейчас каждый из вас побывает в стране Вообразили. Знаете такую? Приготовились. Закройте глазки. Попробуйте представить себе такую картину: ранее летнее утро. Тишина. Вы медленно идете по цветущему лугу. Каждый цветок, каждая травинка приветствует вас легким поклоном. Солнышко проснулось и ласково улыбается, посылая свои лучики на землю. Вокруг летают красивые бабочки. Все в радостном ожидании чего-то необыкновенного. Вам передается это радостное настроение. Вы улыбаетесь и думаете только о приятном. Откройте глазки. Я думаю, что это прекрасное настроение вы принесете через весь урок.

2.Постановка учебной задачи.

-Ребята, а как вы думаете, каждый ли человек может увидеть эту красоту в обычной жизни? (Ответы детей) Я согласна с вами, только очень внимательный, наблюдательный человек способен заметить красоту вокруг себя. А как эту красоту увидел писатель, с которым мы сегодня познакомимся, вы узнаете, когда выполните задание. Нужно вставить недостающие буквы, и тогда вы прочтете  фамилию замечательного детского писателя:

Валерий *рюсов

Антуан д* Сент-Экзюпери

Джанни *одари

Ал*ксандр Курляндский

Бори* Заходер

Михаил Лермон*ов

Александр Пр*кофьев

Ле* Квитко

Валентин Дмитриевич Берестов - (портрет) - русский детский поэт, писатель. Родился 1 апреля 1928 года в семье учителя. Читать научился в четыре года, и еще в детстве начал писать стихи. Однако, прежде чем всерьез заняться литературой, Валентин Берестов закончил исторический факультет и много работал в археологических раскопках. Эта работа явилась основой для художественных произведений познавательного характера (например, повесть «Приключений не будет»), а также для многих стихов и песен. Валентин Дмитриевич Берестов много времени уделял передачам по радио и телевидению. Он сочинял музыку для своих стихов, выступал с музыкальными группами.

3. Работа с текстом сказки до чтения. Цель: достижение понимания текста на уровне содержания

-Отправляемся за новыми чудесами и начнем с загадки:

Расту червячком, питаюсь листком.

Себя обмотаю, потом засыпаю.

Не ем, не гляжу, неподвижно лежу.

Но вдруг оживаю, свой дом покидаю.

- Кто это? (Гусеница, куколка и бабочка.) (Иллюстрации отгадок на доске.)

-Почему получилось три отгадки?

-Как это может быть связанно с нашим уроком?

- Название произведения узнаете, решив закономерность.      

офицер – честное офицерское
король - честное……………
гусеница – ……… («Честное гусеничное»)

- Если бы в конце заглавия стояло многоточие, что мы бы могли сделать с заглавием?  (продолжить)

-Давайте попробуем продолжить, какое название получится? («Честное гусеничное слово»)

-Что значит дать честное слово? (пообещать)

- Может ли гусеница дать честное слово? (нет)

-Тогда с каким произведение по жанру мы сегодня познакомимся?  (сказка)

- Посмотрите  на иллюстрацию к произведению «Честное гусеничное».

–Кто изображен на иллюстрации?  (девочка, бабочка)

-А где же гусеница? (превратилась в бабочку)

 А по иллюстрации можете ли вы назвать главного героя произведения? (девочка, бабочка)

-А как можно узнать, кто главный герой произведения? (прочитать сказку)

4.Работа с текстом во время чтения.

-А чтобы нам не запутаться и не потеряться в сказке, давайте определим цель, что мы должны узнать? Помогут нам в этом опорные слова:

Узнаем - информацию о сказке

Изучим – новое произведение

Выясним - кто главный герой

Научимся – высказывать свое мнение по произведению, чтобы уметь оценивать действия героев.

-Давайте прочитаем текст (стр.128)

Учащиеся читают текст вслух, учитель комментирует, помогает понять прочитанное.

Образец чтения:

Гусеница считала себя очень красивой и не пропускала ни одной капли росы, чтобы в неё не посмотреться. (Почему Гусеница смотрела на себя в каждую каплю росы? (Считала себя красивой, любовалась собой, глядя в каплю росы)

До чего ж я хороша! — радовалась Гусеница, (Чему радовалась Гусеница? (Своей красоте: «До чего ж я хороша!») А вы согласны с Гусеницей? с удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы увидеть в ней две золотые полоски. (Ребята, как вы думаете, автору нравится Гусеница? Как её описывает автор? (Да, О ней пишет ласковыми словами: рожица, спинка, полоски.) 

  • Жаль, что никто-никто этого не замечает. (О чем жалела гусеница? (Что никто не замечает её красоты.)

Но однажды ей повезло (Что же могло случиться однажды?), по лугу ходила девочка и собирала цветы. Гусеница взобралась на самый красивый цветок и стала ждать. (Каким образом Гусеница решила привлечь внимание девочки? (она взобралась на самый красивый цветок) Удалось ли Гусенице это? (Да.) Как вы думаете, каких слов ждала Гусеница от девочки? (восхищения.)

А девочка увидела её и сказала:

  • Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно! (Оправдались ожидания гусеницы?)

Ах так! - рассердилась Гусеница. (Почему рассердилась Гусеница? (Ей не понравились слова девочки, она сильно обиделась, что не оценили её красоту.) Согласны ли вы с девочкой?)

- Тогда я даю честное гусеничное слово, что никто, никогда, нигде, ни за что и нипочём, ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах больше меня не увидит! (Что решила Гусеница? (Что её больше никто, никогда, нигде не увидит.) Ребята, вам жалко Гусеницу?)

Дал слово - нужно его держать, даже если ты Гусеница. (Как автор оценил слова гусеницы? («Дал слово – нужно его держать») Согласны ли вы с этими словами автора?) И Гусеница поползла на дерево. Со ствола на сук, с сука на ветку, с ветки на веточку, с веточки на сучок, с сучка на листок. (Как вы думаете, почему так высоко забиралась Гусеница? (Пряталась ото всех в укромное место.) Вынула из брюшка  шёлковую ниточку и стала ею обматываться. (Что стала делать Гусеница, найдя укромное местечко для себя?(Стала обматываться) Кто был внимательным и заметил, какие слова автора помогают понять нам его отношение к Гусенице и вообще к природе? (Слова подобрал нежные: веточка, сучок, ниточка, брюшко. Автор сочувствует Гусенице, ему её жаль)

Трудилась она долго и наконец сделала кокон. (Что сделала Гусеница? (Кокон.) А кто из вас знает, что такое кокон? (Словарная работа)  (Кокон – это оболочка из шёлковой нити, в которой гусеница превращается в куколку.)

Уф как я устала! - вздохнула Гусеница. (Легко ли было Гусенице? Как она об этом говорит? («Как я устала!»)

- Совершенно замоталась. (объясните, как вы понимаете это слово). Когда мы так говорим? (Сильно устали. Нитками замотались)

В коконе было тепло и темно, делать больше было нечего, и Гусеница уснула. (Что сделала Гусеница в коконе? (Уснула)

Проснулась она оттого, что у неё ужасно чесалась спина. (Почему проснулась Гусеница? (У неё чесалась спинка.) Вы догадались, что происходит с Гусеницей?) Тогда Гусеница стала тереться о стенки кокона. (Зачем она это делала?)

Тёрлась, тёрлась, протёрла их насквозь и вывалилась. Но падала она как-то странно - не вниз, а вверх. (Гусеница полетела вниз? (нет) Что было странного в её падении? (Падала вверх, не вниз.)

И тут Гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую девочку. (Кого увидела Гусеница на том же самом лугу? (Девочку)

«Какой ужас! - подумала Гусеница. (Что привело в ужас Гусеницу?)

— «Пусть я не красива, это не моя вина, но теперь все узнают, что я ещё и обманщица. Дала честное гусеничное, что никто меня не увидит, и не сдержала его. Позор!» (О чём она подумала? (стыдно, что не сдержала обещания и все теперь её будут считать обманщицей)

И Гусеница упала в траву. (Что случилось с Гусеницей? (Она упала в траву.)

А девочка увидела её и сказала: (Как вы думаете что сказала девочка?)

Какая красивая! (Какие слова услышала Гусеница теперь от той же самой девочки, на том же самом лугу? (Какая красивая!)

«Вот и верь людям», - ворчала Гусеница. (Почему Гусеница не сразу поверила девочке? (Она ещё не знала, что превратилась в Бабочку.)

  • - Сегодня они говорят одно,  завтра - совсем другое.

На всякий случай она погляделась в каплю росы. (Кого увидела Гусеница в капле росы?) 

Что такое? Перед ней незнакомое лицо с длинными-предлинными усами. Гусеница попробовала выгнуть спинку и увидела, что на спинке у неё появились большие разноцветные крылья. (Что же произошло с Гусеницей? 

  • Ах вот что! - догадалась она. - Со мной произошло чудо. Самое, обыкновенное чудо: я стала Бабочкой! Это бывает.

И она весело закружилась над лугом, потому что честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала. (Почему так легко и весело закружилась Бабочка над лугом? (Гусеница поняла, что она не нарушила  честного  гусеничного слова, став бабочкой, а честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала.)

-Понравилась ли вам эта сказка? Представим себя бабочками и немного отдохнем.

5.Физкультминутка

Утром бабочка проснулась.     
Потянулась, улыбнулась.       
Раз – росой она умылась.    
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
А на пять – на место села

6. Работа с текстом после чтения. Цель: понимание основной мысли, чтение между строк

-Давайте посмотрим, как преображается наша героиня на протяжении сказки. - Как выглядела  наша героиня, когда была гусеницей?

- Изменилась ли она в конце сказки? Как?

-Менялось ли настроение гусеницы на протяжении всей сказки?  Ход развития событий и переживания гусеницы давайте отметим цветом.

Желтый – радость, восхищение, хорошее настроение;

Зеленый –спокойствие, сдержанность;

Красный –обида, тревога, огорчение.

-Я буду называть события, а вы показываете настроение гусеницы с помощью сигнальных карточек.

Событие

Чувство Гусеницы

Цвет

1

Гусеница любуется собой

радость

жёлтый

2

Честное гусеничное слово

обида

красный

3

Сон Гусеницы

спокойствие

зелёный

4

Повторная встреча с девочкой

тревога

красный

5

Самое обыкновенное чудо

радость

жёлтый

– Рассказывая об этом удивительном случае, Валентин Берестов хотел донести до ребят очень важную мысль. Найдите в тексте предложение, в котором заключена основная мысль сказки. (Дал слово – нужно его держать.)

– Как называется сказка, которую мы читали?

-Прочитайте последние слова бабочки. Что она называет «самым обыкновенным чудом»? (то, что она стала бабочкой)

- А может такое «обыкновенное чудо» произойти в реальной жизни?

- Оказывается, если внимательно присмотреться, то можно заметить, что чудеса происходят вокруг нас постоянно. Сейчас мы с вами  в этом убедимся. Предлагаю вам поработать в группах. Прочитайте информацию, и расскажите о «превращении» обычных вещей, в полезные для человека принадлежности. Расскажите нам о ваших превращениях с помощью схемы- кластера.

1 группа – зерно в хлеб

2 группа – дерево в книгу

3 группа – вода в ледяные фигурки

4 группа – овечка в варежку

- Бабочка совершила чудесное превращение благодаря труду и терпению. А благодаря чему происходили ваши превращения? (благодаря труду человека)

7. Закрепление изученного.

-Ребята, давайте рассмотрим небольшую выставку книг Валентина Берестова. Глядя на его портрет, зная его произведения, что мы можем сказать об этом человеке? Какой он? (добрый, внимательный, очень любит природу и детей, пишет для них интересные произведения) 

-Кому из вас захотелось еще прочесть рассказы и стихи Валентина Берестова?

8. Рефлексия

- В начале урока вы все ждали каких-то новых чудес. Оправдались ли ваши ожидания?

- Кто сделал открытие для себя?

 -Продолжите предложение:

 Я сегодня познакомился со сказкой…

 Я узнал, что …

 Я справился со всеми …

 Я хочу похвалить…

Оцените свою работу на уроке, раскрасив бабочку:

Справились отлично – зеленый цвет;

Справились хорошо – желтый цвет;

Многое не получилось – красный цвет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

Урок литературного чтения в 4-м классепо теме:  Нравоучительная  статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»из журнала «Детское чтение для сердца и разума»...

Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация  для учащихся коррекционых школ,  детей с ОВЗ....

Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация  для учащихся коррекционых школ,  детей с ОВЗ....