Урок литературного чтения В.Берестов "Честное гусеничное" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Урок литературного чтения по произведению В.Берестова "Честное гусеничное" для УМК "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0332-00058171-6fc78102.docx | 37.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: В. Берестов «Честное гусеничное»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: Формировать осознанное чтение произведения.
Задачи:
- Систематизировать и расширять сведения об авторе произведения;
- Формировать умение определять тему и главную мысль произведения;
- Обогащать словарь учащихся;
- Формировать умения использовать приобретенные знания в практической деятельности;
- Развитие умения работать в группе;
- Создание условий для повышения познавательного интереса через интеграцию литературы и окружающего мира.
Ход урока.
1. Организация. (Эмоциональный настрой) Цель: включение в урок.
Доброе утро, дорогие ребята.
Сегодня урок литературного чтения проведу я –учитель начальных классов, а зовут меня Екатерина Альбертовна. Вместе с вами мы отправимся в увлекательное путешествие, в котором вас ждёт много нового, интересного, необычного. Вам интересно узнать, куда мы отправляемся?
А сейчас каждый из вас побывает в стране Вообразили. Знаете такую? Приготовились. Закройте глазки. Попробуйте представить себе такую картину: ранее летнее утро. Тишина. Вы медленно идете по цветущему лугу. Каждый цветок, каждая травинка приветствует вас легким поклоном. Солнышко проснулось и ласково улыбается, посылая свои лучики на землю. Вокруг летают красивые бабочки. Все в радостном ожидании чего-то необыкновенного. Вам передается это радостное настроение. Вы улыбаетесь и думаете только о приятном. Откройте глазки. Я думаю, что это прекрасное настроение вы принесете через весь урок.
2.Постановка учебной задачи.
-Ребята, а как вы думаете, каждый ли человек может увидеть эту красоту в обычной жизни? (Ответы детей) Я согласна с вами, только очень внимательный, наблюдательный человек способен заметить красоту вокруг себя. А как эту красоту увидел писатель, с которым мы сегодня познакомимся, вы узнаете, когда выполните задание. Нужно вставить недостающие буквы, и тогда вы прочтете фамилию замечательного детского писателя:
Валерий *рюсов
Антуан д* Сент-Экзюпери
Джанни *одари
Ал*ксандр Курляндский
Бори* Заходер
Михаил Лермон*ов
Александр Пр*кофьев
Ле* Квитко
Валентин Дмитриевич Берестов - (портрет) - русский детский поэт, писатель. Родился 1 апреля 1928 года в семье учителя. Читать научился в четыре года, и еще в детстве начал писать стихи. Однако, прежде чем всерьез заняться литературой, Валентин Берестов закончил исторический факультет и много работал в археологических раскопках. Эта работа явилась основой для художественных произведений познавательного характера (например, повесть «Приключений не будет»), а также для многих стихов и песен. Валентин Дмитриевич Берестов много времени уделял передачам по радио и телевидению. Он сочинял музыку для своих стихов, выступал с музыкальными группами.
3. Работа с текстом сказки до чтения. Цель: достижение понимания текста на уровне содержания
-Отправляемся за новыми чудесами и начнем с загадки:
Расту червячком, питаюсь листком.
Себя обмотаю, потом засыпаю.
Не ем, не гляжу, неподвижно лежу.
Но вдруг оживаю, свой дом покидаю.
- Кто это? (Гусеница, куколка и бабочка.) (Иллюстрации отгадок на доске.)
-Почему получилось три отгадки?
-Как это может быть связанно с нашим уроком?
- Название произведения узнаете, решив закономерность.
офицер – честное офицерское
король - честное……………
гусеница – ……… («Честное гусеничное»)
- Если бы в конце заглавия стояло многоточие, что мы бы могли сделать с заглавием? (продолжить)
-Давайте попробуем продолжить, какое название получится? («Честное гусеничное слово»)
-Что значит дать честное слово? (пообещать)
- Может ли гусеница дать честное слово? (нет)
-Тогда с каким произведение по жанру мы сегодня познакомимся? (сказка)
- Посмотрите на иллюстрацию к произведению «Честное гусеничное».
–Кто изображен на иллюстрации? (девочка, бабочка)
-А где же гусеница? (превратилась в бабочку)
– А по иллюстрации можете ли вы назвать главного героя произведения? (девочка, бабочка)
-А как можно узнать, кто главный герой произведения? (прочитать сказку)
4.Работа с текстом во время чтения.
-А чтобы нам не запутаться и не потеряться в сказке, давайте определим цель, что мы должны узнать? Помогут нам в этом опорные слова:
Узнаем - информацию о сказке
Изучим – новое произведение
Выясним - кто главный герой
Научимся – высказывать свое мнение по произведению, чтобы уметь оценивать действия героев.
-Давайте прочитаем текст (стр.128)
Учащиеся читают текст вслух, учитель комментирует, помогает понять прочитанное.
Образец чтения:
Гусеница считала себя очень красивой и не пропускала ни одной капли росы, чтобы в неё не посмотреться. (Почему Гусеница смотрела на себя в каждую каплю росы? (Считала себя красивой, любовалась собой, глядя в каплю росы)
До чего ж я хороша! — радовалась Гусеница, (Чему радовалась Гусеница? (Своей красоте: «До чего ж я хороша!») А вы согласны с Гусеницей? с удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы увидеть в ней две золотые полоски. (Ребята, как вы думаете, автору нравится Гусеница? Как её описывает автор? (Да, О ней пишет ласковыми словами: рожица, спинка, полоски.)
- Жаль, что никто-никто этого не замечает. (О чем жалела гусеница? (Что никто не замечает её красоты.)
Но однажды ей повезло (Что же могло случиться однажды?), по лугу ходила девочка и собирала цветы. Гусеница взобралась на самый красивый цветок и стала ждать. (Каким образом Гусеница решила привлечь внимание девочки? (она взобралась на самый красивый цветок) Удалось ли Гусенице это? (Да.) Как вы думаете, каких слов ждала Гусеница от девочки? (восхищения.)
А девочка увидела её и сказала:
- Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно! (Оправдались ожидания гусеницы?)
Ах так! - рассердилась Гусеница. (Почему рассердилась Гусеница? (Ей не понравились слова девочки, она сильно обиделась, что не оценили её красоту.) Согласны ли вы с девочкой?)
- Тогда я даю честное гусеничное слово, что никто, никогда, нигде, ни за что и нипочём, ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах больше меня не увидит! (Что решила Гусеница? (Что её больше никто, никогда, нигде не увидит.) Ребята, вам жалко Гусеницу?)
Дал слово - нужно его держать, даже если ты Гусеница. (Как автор оценил слова гусеницы? («Дал слово – нужно его держать») Согласны ли вы с этими словами автора?) И Гусеница поползла на дерево. Со ствола на сук, с сука на ветку, с ветки на веточку, с веточки на сучок, с сучка на листок. (Как вы думаете, почему так высоко забиралась Гусеница? (Пряталась ото всех в укромное место.) Вынула из брюшка шёлковую ниточку и стала ею обматываться. (Что стала делать Гусеница, найдя укромное местечко для себя?(Стала обматываться) Кто был внимательным и заметил, какие слова автора помогают понять нам его отношение к Гусенице и вообще к природе? (Слова подобрал нежные: веточка, сучок, ниточка, брюшко. Автор сочувствует Гусенице, ему её жаль)
Трудилась она долго и наконец сделала кокон. (Что сделала Гусеница? (Кокон.) А кто из вас знает, что такое кокон? (Словарная работа) (Кокон – это оболочка из шёлковой нити, в которой гусеница превращается в куколку.)
Уф как я устала! - вздохнула Гусеница. (Легко ли было Гусенице? Как она об этом говорит? («Как я устала!»)
- Совершенно замоталась. (объясните, как вы понимаете это слово). Когда мы так говорим? (Сильно устали. Нитками замотались)
В коконе было тепло и темно, делать больше было нечего, и Гусеница уснула. (Что сделала Гусеница в коконе? (Уснула)
Проснулась она оттого, что у неё ужасно чесалась спина. (Почему проснулась Гусеница? (У неё чесалась спинка.) Вы догадались, что происходит с Гусеницей?) Тогда Гусеница стала тереться о стенки кокона. (Зачем она это делала?)
Тёрлась, тёрлась, протёрла их насквозь и вывалилась. Но падала она как-то странно - не вниз, а вверх. (Гусеница полетела вниз? (нет) Что было странного в её падении? (Падала вверх, не вниз.)
И тут Гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую девочку. (Кого увидела Гусеница на том же самом лугу? (Девочку)
«Какой ужас! - подумала Гусеница. (Что привело в ужас Гусеницу?)
— «Пусть я не красива, это не моя вина, но теперь все узнают, что я ещё и обманщица. Дала честное гусеничное, что никто меня не увидит, и не сдержала его. Позор!» (О чём она подумала? (стыдно, что не сдержала обещания и все теперь её будут считать обманщицей)
И Гусеница упала в траву. (Что случилось с Гусеницей? (Она упала в траву.)
А девочка увидела её и сказала: (Как вы думаете что сказала девочка?)
Какая красивая! (Какие слова услышала Гусеница теперь от той же самой девочки, на том же самом лугу? (Какая красивая!)
«Вот и верь людям», - ворчала Гусеница. (Почему Гусеница не сразу поверила девочке? (Она ещё не знала, что превратилась в Бабочку.)
- - Сегодня они говорят одно, завтра - совсем другое.
На всякий случай она погляделась в каплю росы. (Кого увидела Гусеница в капле росы?)
Что такое? Перед ней незнакомое лицо с длинными-предлинными усами. Гусеница попробовала выгнуть спинку и увидела, что на спинке у неё появились большие разноцветные крылья. (Что же произошло с Гусеницей?
- Ах вот что! - догадалась она. - Со мной произошло чудо. Самое, обыкновенное чудо: я стала Бабочкой! Это бывает.
И она весело закружилась над лугом, потому что честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала. (Почему так легко и весело закружилась Бабочка над лугом? (Гусеница поняла, что она не нарушила честного гусеничного слова, став бабочкой, а честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала.)
-Понравилась ли вам эта сказка? Представим себя бабочками и немного отдохнем.
5.Физкультминутка
Утром бабочка проснулась.
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
А на пять – на место села
6. Работа с текстом после чтения. Цель: понимание основной мысли, чтение между строк
-Давайте посмотрим, как преображается наша героиня на протяжении сказки. - Как выглядела наша героиня, когда была гусеницей?
- Изменилась ли она в конце сказки? Как?
-Менялось ли настроение гусеницы на протяжении всей сказки? Ход развития событий и переживания гусеницы давайте отметим цветом.
Желтый – радость, восхищение, хорошее настроение;
Зеленый –спокойствие, сдержанность;
Красный –обида, тревога, огорчение.
-Я буду называть события, а вы показываете настроение гусеницы с помощью сигнальных карточек.
№ | Событие | Чувство Гусеницы | Цвет |
1 | Гусеница любуется собой | радость | жёлтый |
2 | Честное гусеничное слово | обида | красный |
3 | Сон Гусеницы | спокойствие | зелёный |
4 | Повторная встреча с девочкой | тревога | красный |
5 | Самое обыкновенное чудо | радость | жёлтый |
– Рассказывая об этом удивительном случае, Валентин Берестов хотел донести до ребят очень важную мысль. Найдите в тексте предложение, в котором заключена основная мысль сказки. (Дал слово – нужно его держать.)
– Как называется сказка, которую мы читали?
-Прочитайте последние слова бабочки. Что она называет «самым обыкновенным чудом»? (то, что она стала бабочкой)
- А может такое «обыкновенное чудо» произойти в реальной жизни?
- Оказывается, если внимательно присмотреться, то можно заметить, что чудеса происходят вокруг нас постоянно. Сейчас мы с вами в этом убедимся. Предлагаю вам поработать в группах. Прочитайте информацию, и расскажите о «превращении» обычных вещей, в полезные для человека принадлежности. Расскажите нам о ваших превращениях с помощью схемы- кластера.
1 группа – зерно в хлеб
2 группа – дерево в книгу
3 группа – вода в ледяные фигурки
4 группа – овечка в варежку
- Бабочка совершила чудесное превращение благодаря труду и терпению. А благодаря чему происходили ваши превращения? (благодаря труду человека)
7. Закрепление изученного.
-Ребята, давайте рассмотрим небольшую выставку книг Валентина Берестова. Глядя на его портрет, зная его произведения, что мы можем сказать об этом человеке? Какой он? (добрый, внимательный, очень любит природу и детей, пишет для них интересные произведения)
-Кому из вас захотелось еще прочесть рассказы и стихи Валентина Берестова?
8. Рефлексия
- В начале урока вы все ждали каких-то новых чудес. Оправдались ли ваши ожидания?
- Кто сделал открытие для себя?
-Продолжите предложение:
Я сегодня познакомился со сказкой…
Я узнал, что …
Я справился со всеми …
Я хочу похвалить…
Оцените свою работу на уроке, раскрасив бабочку:
Справились отлично – зеленый цвет;
Справились хорошо – желтый цвет;
Многое не получилось – красный цвет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»
Урок литературного чтения в 4-м классепо теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»из журнала «Детское чтение для сердца и разума»...
Урок литературного чтения во 2-м классе по программе «Начальная школа ХХI». Тема урока: «Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».
Конспект урока можно использовать при закреплении материала....
Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"
Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация для учащихся коррекционых школ, детей с ОВЗ....
Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"
Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация для учащихся коррекционых школ, детей с ОВЗ....
Формирование навыков продуктивного чтения средствами ИКТ на уроках литературного чтения в 1-х классах
Инструкция по проведению урока с интерактивной доской...
Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»
Урок литературного чтения с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...
Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»
Урок литературного чтения с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...