Контрольные работы по литературному чтению
материал по чтению (4 класс) на тему
Здесь представлены контрольные работу по литературному чтению для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_rabota_po_literaturnomu_chteniyu_dlya_4_klassa.docx | 32.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольные работы по литературному чтению для 4 класса
- Проверочная работа 1
— Прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ.
- Когда сведения о важных событиях стали записывать в летописях?
а) многие тысячи лет назад
б) когда появилось устное народное творчество
в) с появлением письменности
г) когда стали печатать первые книги
2. Откуда пошло это название — летописи?
а) от слова записи в) от слова лето
б) от слова год г) от слова летать
3. Что такое книга? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Переписчики книг — кто они? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. О каком произведении идет речь? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Узнайте пословицы.
Книги не говорят,... . а ума придала.
...а правду сказывают
Книга в счастье украшает,... ...да и своим умом двигай..
...а в несчастье утешает.
……………………………………………………………………………………………………………
Проверочная работа 2
— Выберите правильный ответ.
1. Былина — это:
а) сказка о богатырях
б) летопись о богатырях
в) быль
4) русская народная эпическая песня — сказание о богатырях
2. Богатырь — это:
а) богатый человек
б) древнерусский князь
в) завоеватель чужих земель
г) воин, защитник своей Родины, наделенный чувством собственного достоинства и отличающийся необычайной силой мужеством и удалью
— Перечислите истоки литературного творчества. Подчеркните те из них, о которых вы узнали в этом году. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
— Что такое миф? Каких мифологических героев вы знаете? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
— Узнайте, о каком герое и произведении идет речь.
Из того ли из города из Мурома,
Из того села да Карачарова Выезжал дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме.
Ай к обеденке поспеть хотел он во стольный Киев-град.
Ответ_____________________________________________________________________
— Рассмотрите внимательно репродукцию картины «Богатыри» В. Васнецова. Кого из русских богатырей представил художник. Напишите текст «Былинные богатыри - защитники земли Русской».
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Проверочная работа 3
- Выполните задания.
- 1.Запишите близкие по смыслу слова (синонимы) к слову Родина.
2.Какие произведения о Родине вам запомнились?
3.С какими именами связаны эти исторические события:
- а) с юга набеги кочевников — Золотая Орда, Куликово поле ____________________________________
- б) с запада шведы, немцы — Ледовое побоище на Чудском озере ________________________________
- в) Отечественная война 1812 г. — Бородинская битва ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- 4.К какому времени относятся события в рассказе А. Приставкина «Портрет отца»?
__________________________________________________________________________________
5.Пословицы - особый жанр литературы. В одном предложении выражается глубокая точная мысль. Соберите пословицы.
- Родина - мать,... ...что соловей без песни.
- Человек без Родины,... ...своя сторона.
- На чужбине родная землица... .. .умей за нее постоять.
- Для Родины своей ни сил,... ...ни жизни не жалей.
- Всякому мила... .. .во сне снится.
6. Выберите одну из пословиц и запишите к ней название произведения, смысл которого она раскрывает
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Проверочная работа 4
Вариант 1
Прочитайте текст. Выполните задания.
Джек-поводырь
Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших черных очках на испещренном синими отметинками лице, он каждый день проходит по тротуару и тук-тук — постукивает своей резной палочкой. Человек в черных очках — бывший военный летчик. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удивлению прохожих, слепой летчик появился без своей извечной палочки. Вместо нее он держал за поводок собаку. Джек уверенно вел своего хозяина по улице. У перекрестка Джек останавливался и выжидал, пока проедут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу.
«Джек, на остановку!» — и собака послушно ведет своего хозяина к автобусу. Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место слепому, Джек выбирает из сидящих человека помоложе и тыкается носом ему в колени: мол, ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно... «Джек, в магазин!» — ведет в гастроном.
-Джек теперь мне взамен глаз! — не нахвалится своим поводырем бывший летчик.
Г. Юрмин
Вопросы и задания
- Определите жанр произведения.
а) рассказ в) сказка
б) басня г) стихотворение
- Почему жители улицы Мира хорошо знали этого человека?
а) он отличался от всех внешним видом
б) он всегда гулял с собакой
в) он гулял в одном и том же месте
- По какой причине ослеп летчик? Выпишите ответ из текста. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как вы понимаете значение слова «поводырь»? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Кто стал верным другом бывшего летчика? ___________________________________________
- Как вы понимаете выражение «Джек теперь мне взамен глаз»?
__________________________________________________________________________________
- Подберите синонимы к слову «выбоина». _____________________________________________
- Как Джек помогал хозяину занять место в автобусе?
а) лаял на молодого человека
б) тыкался носом в колени пассажира помоложе
в) начинал рычать на пассажира
- Восстановите последовательность событий рассказа. (В, г, a, б, д.)
а) вместо палочки он держал за поводок собаку
б) Джек ведет к автобусу
в) каждый день проходит по тротуару, постукивая палочкой
г) он лишился одной руки и обоих глаз
д) бывший летчик доволен другом
- Определите главную мысль текста.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант 2
— Прочитайте текст. Выполните задания.
Кукушка
Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать — суши, снегу натащат, а мать — убери. И рыбу мать на реке сама ловила. Тяжко ей было. А дети ей не помогали. От жизни тяжелой заболела мать. Лежит она и просит, детей зовет: «Детки, пересохло горло, принесите мне водички».
Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.
- Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей! — закричал старший сын.
Тут побежали дети за матерью:
- Мама, мы тебе водички принесли.
- Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.
Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остается.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той поры красный мох стелется.
Вопросы и задания
- Определите жанр произведения.
а) рассказ в) сказка
б) басня г) стихотворение
- Сколько детей было у матери?
а) трое
б) двое
в) четверо
г) ___________________(запишите свой вариант ответа)
- Почему заболела мать?
а) простыла
б) заразилась
в) от тяжелой жизни
г) ... (запишите свой вариант ответа)
- О чем просила мать своих детей? Выпишите ответ из текста. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Подберите синонимы к слову «чум». __________________________________________________
- В какую птицу превратилась мать? _________________________________________________
- Как вы думаете, какой народ сочинил это произведение?
а) русские
б) азербайджанцы
в) ненцы
г) _______________(запишите свой вариант ответа)
- Где происходили события?
а) в степи в) в пустыне
б) в лесу г) в тундре
- Восстановите деформированный план прочитанного текста.
- а) превращение в птицу
- б) навсегда бросила детей мать-кукушка
- в) мать просит пить
- г) не слушались дети матери
- д) тяжело заболела мать
- е) мать улетает
- ж) дети просят вернуться
10. Определите главную мысль текста.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Проверочная работа 5
— Прочитайте текст. Выполните задания.
Манька
В начале зимы, когда подули северные ветры и посыпал колкий снежок, я решил сделать на даче кормушку для птиц. На светлой веранде прямо за окном на деревянной полочке, где в теплые дни мы выставляли комнатные цветы, я и организовал «птичью столовую». Насыпал семян, зернышек подсолнуха, тыквенных семечек, даже веточку алой рябины положил... Отличное «меню» получилось. Должны же прилететь пернатые гости. Юркие синицы, степенные снегири, шумные свиристели, бегуны-поползни... И другие обитатели сада, которых я не запомнил. В общем, стал ждать. И день проходит, и два... Что-то не показываются мои гости. Откочевали в другой сад, что ли? Где хозяин гостеприимней, приветливей, наверно. Грустно мне стало смотреть на замерзшие свои гостинцы. Вроде как зря старался... А тут вдруг морозы ударили. Прямо- таки крещенские. Слышно, как деревья потрескивают в саду среди ночи.
Просыпаюсь как-то утром. Выхожу на веранду. Гляжу, а за мутноватым инистым стеклом огонек мелькнул. Дымчато-рыжий. Будто свеча на новогодней елке. Осторожно так подкрался к окну. Приподнялся на цыпочках, глянул боковым зрением и... обомлел. Белочка! Прибежала, видимо, из соседней рощицы. Поднялась по стволу березки, а она радом, рукой подать до веранды, — и прыг в кормушку. Голод не тетка. Мигом опустошила «скатерку». И смотрит смородинками глаз в окно. Ждет, наверно, не подложит ли чего еще сердобольный хозяин. Пришлось раскошелиться. Наполнить кормушку «беличьими гостинцами»: орешками, нарезанным яблоком, сухими грибочками — хорошо, с осени осталась связка.
Теперь белка каждое утро - хоть сверяй по часам - поджидала меня возле кормушки. Я даже имечко ей придумал. Манькой назвал. И она охотно реагировала на него. Брала угощение прямо с ладони.
Так и пролетела моя долгая зима в дружбе с лесной красавицей. А весной, когда сосульки стали длинными и «плаксивыми» и солнце слепило глаза, растекаясь по синим сугробам, жена как-то тепло, но с твердостью в голосе сказала:
— Не надо больше приучать белку. Она разучится добывать сама пищу, станет попрошайкой и может погибнуть...
Хотя мне и было жалко Маньку, но я все же послушался жену. Она была биологом. И знала толк в своей науке.
- Определите тему текста.___________________________________________________
- Где рассказчик устроил кормушку? Постарайтесь точнее ответить на этот вопрос.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему закончилась дружба с Манькой?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как вы поняли значение слов и выражений: рукой подать, реагировать, смородинки глаз?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант 2
— Прочитайте текст. Выполните задания.
Подкидыш
Мальчишки разорили гнездо каменки, разбили ее яички. Из разбитых скорлупок выпали голые, слепенькие птенчики. Только одно из шести яичек мне удалось отобрать у мальчишек целым.
Я решил спасти спрятанного в нем птенчика. Но как это сделать? Кто выведет мне его из яйца? Кто вскормит?
Я знал неподалеку гнездо другой птички - пеночки-пересмешки. Она только что отложила свое четвертое яичко.
Но примет ли пересмешка подкидыша? Яйцо каменки чисто-голубое. Оно больше и совсем непохоже на яички пересмешки: те - розовые с черными точечками. И что будет с птенцом каменки? Ведь он вот-вот должен выйти из яйца, а маленькие пересмешки выклюнутся только еще дней через двенадцать.
Станет ли пересмешка выкармливать подкидыша?
Гнездо пересмешки помещалось на березе так невысоко, что я мог достать его рукой. Когда я подошел к березе, пересмешка слетела с гнезда. Она порхала по ветвям соседних деревьев и жалобно посвистывала, словно умоляла не трогать ее гнезда.
Я положил голубое яичко к ее, отошел и спрятался за куст.
Пересмешка долго не возвращалась к гнезду. А когда, наконец, подлетела, не сразу уселась в него: видно было, что она с недоверием разглядывает чужое голубое яйцо. Но все-таки она села в гнездо. Значит, приняла чужое яйцо. Подкидыш стал приемышем.
Но что будет завтра, когда маленькая каменка выклюнется из яйца?
Когда утром на следующий день я подошел к березе, с одной стороны гнезда торчал носик, с другой - хвост пересмешки. Сидит!
Когда она слетела, я заглянул в гнездо. Там было четыре розовых яичка и рядом с ними - голый слепенький птенчик каменки.
Я спрятался и скоро увидел, как прилетела пересмешка с гусеничкой в клюве и сунула ее в рот маленькой каменке. Теперь я был уже почти уверен, что пересмешка выкормит моего подкидыша.
Прошло шесть дней. Я каждый день подходил к гнезду и каждый раз видел торчащие из гнезда клювик и хвост пересмешки.
Очень меня удивляло, как она поспевает и каменку кормить, и высиживать свои яйца. Я скорей отходил прочь, чтоб не помешать ей в этом важном деле.
На седьмой день не торчали над гнездом ни клювик, ни хвост. Я подумал: «Все кончено! Пересмешка покинула гнездо. Маленькая каменка умерла с голоду».
Но нет, в гнезде лежала живая каменка. Она спала и даже не тянула вверх головку, не разевала рта: значит, была сыта. Она так выросла за эти дни, что покрывала своим тельцем чуть видные из-под нее розовые яички.
Тогда я догадался, что приемыш отблагодарил свою новую мать: теплотой своего тельца он грел ее яички — высиживал ей птенцов.
Так оно и было. Пересмешка кормила приемыша, приемыш высиживал ее птенцов. Он вырос и вылетел из гнезда у меня на глазах. И как раз к этому времени выклюнулись птенчики из розовых яичек. Пересмешка принялась выкармливать своих родных птенцов и выкормила их на славу.
В. Бианки
1. Определите жанр произведения._______________________________________________
- С какого события началась эта история?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как вы понимаете название рассказа?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Кем, по мнению автора, стал подкидыш в чужом гнезде?
__________________________________________________________________________________
- Что испугало В. Бианки на седьмой день?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как подкидыш отблагодарил свою новую мать?
__________________________________________________________________________________
- Что удивило в этом произведении?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговые контрольные работы по литературному чтению 2 - 4 классы
Представлены варианты итоговых контрольных работ по литературному чтению УМК " Школа - 2100" для 2 - 4 классов....
Контрольная работа по литературному чтению за 2 полугодие. Работа с текстом. 3 класс
Контрольная работа по литературному чтению за 2 полугодие. Работа с текстом.3 классПрочитай текст, выполни задания, ответь на вопросы. Как лягушка небывалой величины выпила всю воду в Цент...
Контрольная работа по литературному чтению, раздел «Люби все живое» (3 класс). Тест разработан на основе учебного материала раздела учебника по литературному чтению 3 класса, автор учебника Климанова Л.Ф., программа «Перспектива».
Контрольная работа по литературному чтению, раздел " Люби все живое", 3 класс, программа "Перспектива"...
Контрольная работа по литературному чтению по теме "Литературная сказка "
Материал для 3 класса...
Контрольная работа по литературному чтению 3 класс по разделу "Литературная сказка".
Контрольная работа по разделу "Литературная сказка" 3 класс....
Контрольная работа по литературному чтению в 4 классе. Тема: «Литературные сказки»
Контрольная работа по литературному чтению в 4 классе. Тема: «Литературные сказки»...