Школьный литературный проект
статья по чтению (4 класс) на тему

Ильина Татьяна Валерьевна

Школьный литературный проект "Дружим с книгой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnyy_literaturnyy_proekt.docx159.24 КБ

Предварительный просмотр:

Ильина Татьяна Валерьевна,

учитель начальных классов.

Муниципальное бюджетное

 общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа  № 20

с углубленным изучением

социально-экономических дисциплин» г. Северодвинска

 ШКОЛЬНЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЕКТ «ДРУЖИМ С КНИГОЙ»

2019 год Указом президента был объявлен годом культуры. Читательская культура – одна из самых важных и нужных составляющих общей культуры человека. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательского интереса населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние десятилетия статус чтения, его роль, отношение к нему значительно поменялись. Читать стало немодно.

Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Сегодняшний мир — другой. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.

Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению?

Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется именно в младшем школьном возрасте, поэтому так важно сформировать и поддержать интерес к чтению в начальной школе. Не всегда это возможно в рамках школьных произведений.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается каждым педагогом современной школы. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы образования включают проектную деятельность в содержание учебных предметов  и во внеурочной деятельности. Поэтому на совещании школьного методического объединения учителей начальных классов было принято решение о начале литературного проекта «Дружим с книгой», во время которого дети познакомятся с литературными произведениями, не входящими в школьную программу.

Цель проекта – расширение образовательной деятельности через внеурочную работу.

Задачи:

  • создать условия для формирования интереса обучающихся к чтению и книге, развивать потребность в чтении посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;
  • обогатить нравственный опыт младших школьников;
  • формировать читательский кругозор, опыт самостоятельной читательской деятельности и умение работать с разными видами информации;
  • развивать читательскую компетентность учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;
  • стимулировать творчество детей.

Адресная группа: обучающиеся 4-х классов.

Работа над проектом была организована следующим образом:

На первоначальном этапе учителя выбирали тему мини-проекта, подбирали теоретический материал, определялись со сроками проведения, планировали мероприятия внутри класса и на параллели, выбирали форму подведения итогов.

В торжественной обстановке стартовал этап литературного проекта. Начало мини-проекта – важная часть всего мероприятия. В этот момент можно стимулировать ребят на чтение: необычные факты из биографии писателя, чтение интересных отрывков из рассказов, сказок, стихотворений, сценки по мотивам произведений и т.д. Но самое главное, конечно же, это чтение книг. Чтобы заинтересовать детей, были выбраны разнообразные формы деятельности: составление иллюстрированных каталогов книг, тесты, сборники сказок собственного сочинения, иллюстрированные сборники русских народных пословиц, кроссвордов, проведение викторин, игр-соревнований, конкурсов чтецов между классами на параллели и многое другое. Весь этот материал в свою очередь, тоже оформлялся в проекты.

На последнем этапе проходило торжественное закрытие мини-проекта. Ребята заново переживали эмоции, полученные при чтении произведений: рассказывали запомнившиеся отрывки наизусть, показывали сценки, оформляли выставки рисунков, каталоги, сборники стихов, сказок, стихотворений собственного сочинения и т.д. За участие в проекте ребята получали грамоты и благодарности.

В 4 классе на одном из этапов литературного проекта для изучения было выбрано произведение Валентина Катаева «Сын полка». Чтобы заинтересовать учащихся, во время открытия было рассказано об интересных фактах из жизни писателя, о судьбе детей тех лет, ребятами были прочитаны наизусть наиболее интересные отрывки из книги Валентина Катаева. Затем каждому классу на параллели был выдан список заданий, которые необходимо было выполнить: решение кроссворда, чтение книги «Сын полка», выполнение иллюстраций к книге, тест.

Кроссворд был необходим для того, чтобы ребята познакомились с военными терминами, которых в книге Валентина Катаева было много (Приложение 1).

Далее ребята перешли к чтению произведения. Трудность состояла в том, что повесть была достаточно объемна для чтения. Нами был придуман и использован прием «закладок» (Приложение 2). Каждому читателю выдавалась карточка, по форме напоминающая закладку. На ней были напечатаны вопросы к тексту, требующие коротких и точных ответов. Ответы записывались прямо на закладке. Вопросы шли в том же порядке, что и действие повести. Ребят этот способ чтения заинтересовал, т.к. был необычен и интересен. Если ответ был пропущен, то читателям приходилось возвращаться в книге обратно и читать более внимательно. Таким способом книга была успешно прочитана даже самыми слабыми учениками. Результаты чтения фиксировались ребятами в листе самопроверки.

Далее был составлен сборник иллюстраций к книге В. Катаева и проведен тест (Приложение 3).

За каждое выполненное задание класс получал жетоны в виде погон Армии РФ, которые наклеивались в соответствующие места согласно званию. К концу проекта весь лист был постепенно заполнен (Приложение 4).

Далее прошло торжественное закрытие мини-проекта, на котором ребята получили грамоты и благодарности.

В течение проекта успешно решались образовательные задачи: формирование вдумчивого чтения, анализ текста, получение и работа с информацией, последовательное решение детьми творческих заданий. 

Мини-проект, посвященный произведению В. Катаева «Сын полка», имеет огромное воспитательное значение: в доступной и эмоциональной форме ребята на примере главного героя познакомились с жизнью сверстников  в тяжелые годы Великой Отечественной войны, узнали, что дети наряду со взрослыми приближали Победу. Учащиеся были привлечены к обсуждению книг о подвиге сверстников в годы Великой Отечественной войны, познакомились с героями, чьи детские годы пришлись на военное время.

Таким образом, метод литературных проектов - это очень интересная работа. Его использование позволяет повысить мотивацию к выполнению учебных заданий, интерес к чтению художественных произведений, глубже усвоить учебный материал и научиться применять полученные знания в различных видах творческой деятельности. Умение добывать и использовать полученную информацию, самостоятельность и целенаправленность в отборе информации развивает навыки самообразования. Практика публичного выступления и обсуждения снимает у ребенка многие психологические комплексы. Навыки группового взаимодействия позволят детям лучше научиться понимать партнера по общению, решать продуктивно проблемы, возникающие в процессе общения, лучше узнать себя и своих одноклассников.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Господникова М.К., Полянова Н.Б., Самовалова Е.И. Проектная деятельность обучающихся . 1-4 кл. – Волгоград: Учитель, 2017. – 130 с.
  2. Засоркина Н.В., Полянина Н.Б., Шатилова М.Ю. Метод пректов в начальной школе: система реализации. ФГОС. – Волгоград: Учитель, 2016. – 135 с.
  3. Катаев В.П. Сын полка. – М.: Стрекоза, 2014, 224 с.
  4. Коромщикова Л.Г. Проект по литературному чтению в начальной школе // Образовательный портал «Инфоурок»: URL: https://infourok.ru/

         

Приложение 1.

Кроссворд по повести В. Катаева «Сын полка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

11

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Закладки, используемые для чтения повести В. Катаева «Сын полка»

В Катаев «Сын полка»

1-5 главы

  • Сколько лет сержанту Егорову? _________
  • Что делал мальчик, когда его нашли разведчики? __________
  • Что фашисты превратили в неподвижную огневую точку? ___________________________
  • На какое врем было назначено наступление?_______________
  • Какая книга была в сумке у мальчика? __________________
  • Какое «оружие» носил с собой мальчик? ___________________
  • Сколько лет капитану Енакиеву?__________________
  • Как звали найденного мальчика? __________________
  • Кем до войны был разведчик Биденко? __________________
  • Кем до войны был Горбунов? ___________________________
  • Чем закончилась поездка Горбунова и мальчика? ___________________________

В. Катаев «Сын полка»

11 – 15 главы

  • Назовите первое правило настоящего разведчика _______

___________________________

  • Сколько часов ждали Ваню Горбунов и Биденко?_________
  • Условный знак, который подал Горбунов __________________
  • Какое задание должен был выполнять в разведке Ваня?

___________________________

  • Сколько км прошел Ваня, пока не наткнулся на пост? ________
  • Что случайно нашёл Биденко, когда разведчики искали Ваню?_____________________
  • Какой прибор Ваня тайком взял с собой в разведку? __________
  • Как звали женщину-переводчика?_______________
  • Что в плане Вани обозначали знак «1» - __________________ и «Т» - ____________________?

Кого первым встретил Ваня, когда началось наступление? ___________________________

В. Катаев «Сын полка»

       20 – 23 главы

  • Сколько лет было Ковалёву, когда он пришёл на батарею?

___________________________

  • Кто командовал стрельбой с наблюдательного пункта?

___________________________

  • Что сказал Ваня, когда выстрелил из пушки?

___________________________

  • Что всегда делали Енакиев и Ахунбаев перед тем как расстаться?_________________

___________________________

  • Что у Ковалёва было в ухе?

___________________________

  • Кого из разведчиков встретил Ваня во время боя? ___________________________
  • За какое время были выгружены ящики с патронами? ________________

В. Катаев «Сын полка»

6 – 10 главы

  • Сколько времени искал Биденко в лесу Ваню? ___________________________
  • Где Биденко нашёл Ваню? ___________________________
  • Что сделал Биденко, чтобы Ваня не убежал? ___________________________
  • Кто не пускал Ваню к начальнику?________________
  • Какое воинское звание было у мальчика в военной форме? ___________________________
  • Сколько примерно лет было военному мальчику? _________
  •  Какое оружие было у военного мальчика?__________________
  • Какое название было у картины, висевшей в палатке у разведчиков? ___________________________
  • Какое наказание назначили Биденко за побег Вани? __________________________

В. Катаев «Сын полка»

16 – 19 главы

  • Сколько км прошли наши войска после наступления? ___
  • Какое прозвище было у парикмахера? _______________
  • Какую стрижку хотел выбрать Ваня? _____________________
  • Сколько раз меняли воду, пока отмыли Ваню? ______________
  • Кем почувствовал себя Ваня, когда вымылся и надел обмундирование? ___________

___________________________

  • Какую первую солдатскую науку освоил Ваня?__________

___________________________

  • Какое печенье было на столе у капитана Енакиева? _________

___________________________

  • Кем назначил Енакиев Ваню?

__________________________

  • Какая фамилия была у лучшего наводчика фронта? __________
  • Как по-другому называют артиллерию? _______________

В. Катаев «Сын полка»

       23 – 26 главы

  • Сколько метров было до цели? _______________
  • Какой общий сигнал был для начала стрельбы? ___________

__________________________

  • Сколько танков появилось во время боя? _________________
  • Какое задание капитана Енакиева должен был выполнить Ваня? ____________

___________________________

  • Кого из разведчиков встретил Ваня после боя около пушки?

__________________________

  • Какую вещь вручили Ване на память о капитане Енакиеве?

___________________________

Кто отвез Ваню в военное училище? __________________

Приложение 3.

Тест по произведению В. Катаева «Сын пока»

  1. Какая война описывается в повести?

     А) Гражданская война 1917 года;

Б) Великая Отечественная война 1941 год;

     В) Отечественная война 1812 год.

  1. Какое было время года, когда разведчики нашли Ваню Солнцева?

     А) лето;          Б) осень;         В) зима.

  1. Сколько лет скитался Ваня, пока не попал к «нашим»?

     А) 5 лет;       Б) 3 года;          В) 1 год.

  1. Где разведчики нашли мальчика?

     А) в окопе;      Б) в заброшенном доме;        В) у немцев в лагере.

  1. Кто обнаружил Ваню?

    А) капитан Ахунбаев;     Б) сержант Егоров;     В) ефрейтор Биденко.

  1. Как отнеслись разведчики к мальчику?

    А) полюбили его;           Б) прогнали прочь;

    В) равнодушно, им было всё равно, останется он у них или нет.

  1. Как называлось блюдо, которым разведчики угощали мальчика, когда привезли к себе?

    А) похлёбка;        Б) щи;         В) крошёнка.

  1. Какое прозвище получил Ваня у разведчиков?

   А)беглец;       Б) пастушок;     В) упрямец.

  1. Кто повёз Солнцева в детский дом?

   А) ефрейтор Биденко;     Б) ефрейтор Горбунов;     В) сержант Егоров.

10.  Что произошло с Ваней в поездке?

   А) его захватили немцы;     Б) он сбежал;      В) его усыновили.

11.  Каким было первое задание мальчика?

   А) провальным, его захватили немцы;

   Б) Ване удалось провести разведку и доложить всё разведчикам;

   В) он не смог ничего сделать, так как не было опыта разведчика.

12.  Кто из разведчиков были с Ваней на его первом задании?

   А) сержант Егоров и ефрейтор Горбунов;

    Б) капитан Енакиев и капитан Ахунбаев;

    В) ефрейтор Горбунов и ефрейтор Биденко.

13.  Какая фамилия была у парикмахера, который подстригал пастушка?

   А) Глазе;       Б) Ковалёв;        В) Седых.

14.  Какое у парикмахера было прозвище?

   А) семь пятьдесят;    Б) восемь сорок;       В) пять двадцать пять.

15.  Куда перевёл капитан Енакиев Ваню от разведчиков?

   А) в пехоту;     Б) к танкистам;      В) к орудийцам.

16.  Кем был назначен Ваня на новом месте?

   А) у первого орудия первого взвода в качестве запасного номера;

   Б) к первому орудию первого взвода в качестве наводчика;

   В) к первому орудию первого взвода в качестве командира орудия.

17.  Что любили делать орудийцы в свободное время?

   А) петь песни;      Б) разгадывать кроссворды;      В) вязать.

18.  Кем был лучший наводчик фронта Ковалёв в мирное время?

    А) председателем колхоза;      Б) музыкантом;

    В) заведующим птицеводческой фермой.

19. Что хотел сделать капитан Енакиев с Ваней, когда близко с ним познакомился?

   А) отправить в детский дом;     Б) усыновить;    

   В) отправить в суворовское училище.

20.  Что случилось с семьёй Енакиева?

    А) жена с сыном бросили его;    Б) жена с сыном погибли;

    В) жена вышла замуж за другого.

21. Почему Енакиев так и не усыновил мальчика?

    А) передумал;            Б) у Вани Солнцева нашлись родственники;

    В) потому что погиб.

22.  Куда отправил Ваню полковник после смерти капитана Енакиеева?

    А) в суворовское училище;    Б) в детский дом;     В) в другой полк.

 23.  Что подарил Ване Солнцеву командир полка в память о Енакиееве?

   А) фуражку;    Б) сапоги;     В) погоны.

Приложение 4.

Сводный лист выполнения заданий проекта

D:\Разное\Школа\Чтение\Проект Дружим с книгой\i (1).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьно-семейный проект "ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ"

Школьно-семейный проект  - это  систематическая и целенаправленная деятельность Учреждения и семьи по воспитанию и развитию личности, ее гражданских качеств, ключевых компетенций....

Школьный исследовательский проект "Лошади алтайской породы"

Проект рассказывает о лошадях алтайской породы, месте их обитания, дает краткую характеристику...

Сценарий школьного спортивного проекта "Малые Олимпийские игры - Казанка-2014"

В материале содержится теоретическая часть, распределение мероприятий по классам и общешкольное мероприятие  "Весёлые старты" для родителей и детей с описанием спортивных конкурсов....

Дополнительная программа школьно-семейного проекта "Страницы истории России. "Страницы Великой Отечественной войны"

Дополнительная программа школьно-семейного проекта "Страницы истории России. Страницы Великой Отечественной войны". Пояснительная записка,учебно-тематическое планирование,КТП....

Сценарий защиты школьно-семейного проекта "Красота застывшая в дереве".

Сценарий "Красота застывшая в дереве" по программе "Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество" посвящен домашней утвари сделанной из дерева.Данный материал можно ...

Сценарий защиты школьно-семейного проекта "Жизнь замечательных людей России".

Данный материал можно использовать во внеурочной деятельности,на уроках окружающего мира, при решении проектных задач. Каждый ребенок представил знаменитую личность России, по которой делал свой мини-...

Метод проектов в условиях школьного логопункта. Проект "Слово в слове"

Представляю опыт работы над проектом "Слово в слове": этапы проекта (деятельность логопеда, учащихся), методический паспорт, описание продукта (игры)....