"Л.Н.Толстой сказка "Два Брата", басня "Белка и волк"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок литературного чтения 3 класс УМК "Школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l.n.tolstoy.docx | 22.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса
учитель начальных классов ЧОУ Православная гимназия им. свщмч.Константина Богородского Колесникова Е.М.
Тема: « Произведения Л.Н. Толстого «Два брата», «Белка и волк».
Цель: познакомить детей с произведениями Л.Н. Толстого.
Задачи:
1). Учить различать жанры произведений.
2). Закреплять умение самостоятельно работать с произведением.
3). Развивать мышление, память.
4). Воспитывать чувство патриотизма.
Ход урока.
1.Оргмомент
- Сегодня на уроке мы с вами начнем изучение творчества великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. С его произведениями вы уже встречались в 1, 2 классах.
Человек души большой
Лев Николаевич Толстой.
Известный писатель талантлив от Бога.
Мудрый учитель с душой педагога.
Труды его и опыт бесценный капитал.
Для многих поколений, фундаментом он стал.
Писатель знаменитый, и в 21 веке
Мы с гордостью расскажем об этом человеке!
2.Повторение пройденного материала
Учитель читает отрывки из произведений Л.Н. Толстого, изучаемых в 1, 2 классах, а ученики должны вспомнить и назвать произведения.
- Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками схватил его, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак…(Котёнок.)
- Вася никогда не ел слив, и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел… (Косточка.)
- Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся:
- Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?
-А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают… (Два товарища.)
- Отец и говорит: «Так-то вы: если вы в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь, вас всякий легко погубит» (Рассказ «Отец и сыновья»).
3. Объяснение нового материала. Рассказ о писателе
Под городом Тула есть такое место Ясная Поляна, где 9 сентября 1828 года, родился великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, княжна Мария Николаевна Волконская. Его отец – граф Николай Ильич – вел свою родословную от Ивана Ивановича Толстого, служившего воеводой при царе Иване Грозном. Детские годы маленького писателя прошли в Ясной Поляне. Лев Толстой начальное образование получил дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели. Он рано потерял родителей.
Осиротевших детей (трех братьев и сестру) взяла к себе их тетка, жившая в Казани. Она стала опекуном детей. В городе Казани Лев Толстой прожил шесть лет.
В 1844 году он поступил в Казанский университет. Занятия по программе и учебникам тяготили его и проучившись 3 года, он решает покинуть заведение. Лев Толстой уехал из Казани, на Кавказ, Молодому Льву Толстому хотелось проверить себя, храбрый ли он человек, и увидеть своими глазами, что такое война. Он поступил в армию, сначала был юнкером, потом сдав экзамены, получил младший офицерский чин.
Вернувшись обратно в Ясную Поляну Лев Толстой открывает школу для крепостных детей. Раньше даже в городах школ было не много, и в них учились только дети из богатых и знатных семей. В деревнях жили люди и были они поголовно безграмотны.
В Толстовской школе, ребята учились читать, писать, считать, были у них уроки по истории, естествознанию, рисованию и пению. Дети чувствовали себя в школе свободно и весело. В классе маленькие ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый мог спросить учителя обо всем, о чем ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую интересную беседу, а иногда и в игру. На дом уроков не задавали.
На переменах и после занятий Лев Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, играл с ними в игры, бегал наперегонки. Зимой катался с детьми на санках с гор, летом водил их на речку или в лес за грибами и ягодами.
В то время книг для детей было мало. Лев Николаевич Толстой решает написать книгу для детей. «Азбука» вышла в 1872 году. В этой книге Лев Николаевич собрал лучшие сказки, басни, пословицы, рассказы, былины и поговорки. Произведения, написанные Львом Николаевичем Толстым, хранят полезные и мудрые советы, учат понимать окружающий мир и взаимоотношения между людьми.
Творчество Льва Николаевича Толстого настоящая кладовая для детей. Дети маленькие и внимательные слушатели, которые учатся любви, доброте, смелости, справедливости, находчивости, честности.
Дети – строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы для них были написаны и ясно, и занимательно, и нравственно… Простота – это огромное и труднодостижимое достоинство.
Но вскоре, Лев Николаевич утратил всякий интерес к жизни, ему надоело наслаждаться достигнутым благосостоянием. Он старается быть ближе к народу: занимается физическим трудом, пашет, шьет сапоги, переходит на вегетарианскую пищу. Он отдаёт семье всё своё состояние, отказывается от прав литературной собственности.
В конце жизни писатель завещал похоронить себя здесь же, в Ясной Поляне, на краю лесного оврага, где в детстве они с братом искали "зелёную палочку", хранившую "секрет", как сделать всех людей счастливыми.
- Сегодня мы познакомимся с двумя произведениями из «Азбуки» Л.Н. Толстого сказкой «Два брата» и прозаической басней «Белка и волк».
4. Самостоятельная работа со сказкой: «Два брата».
- Ребята, прочитайте самостоятельно произведение Л.Н. Толстого.
- Назовите это произведение и его автора (Лев Николаевич Толстой «Два брата»)
- Понравилось произведение? Что понравилось? (Ответы детей)
- С произведением какого жанра вы познакомились? (Мы познакомились со сказкой)
- Есть ли в сказке Л.Н Толстого волшебные чудеса, превращения? Какие?
(Волшебных чудес нет. Это бытовая сказка, а не волшебная. Чудеса легко объясняются. Для каждого из братьев было чудом то, что ночью он пересыпал свое зерно другому, а зерно не убывало).
- Откройте свои тетради. Выполните задание №4. (Сделать модель обложки)
- Молодцы. Прочитайте, пожалуйста, задание к тексту. Как вы ответите на вопрос: «Почему стала еще крепче любовь между братьями?» (Братья увидели насколько они любят и заботятся друг о друге. Каждый был готов отдать свое, только бы брату было хорошо. Старший заботился о брате и его четырех детях. Младший заботился о старшем, у которого не было детей).
- Дети, давайте еще раз внимательно прочитаем это произведение и попробуем поделить на части.
- Как вы думаете, на сколько частей можно поделить текст? Давайте попробуем озаглавить каждую часть и составим план сказки.
План:
- Жизнь братьев.
- Забота братьев.
- Разоблачение.
- Братская любовь.
- Откройте тетрадь. Прочитайте задание №2. Есть ли ошибка в плане? Если есть, укажите её.
Физкультминутка
5. Работа с басней Л.Н. Толстого «Белка и волк».
- Что мы знаем о басне? (Басня – короткий рассказ, в котором действуют животные, растения. Вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение. Поэтому басня - иносказательное произведение. Она содержит скрытый смысл. В баснях высмеивают недостатки людей. Басня всегда содержит нравоучение – мораль.)
- Послушайте басню Л.Н.Толстого «Белка и волк» (чтение учителем)
Выполнение заданий к тексту (учебник с. 111)
- Почему волк отпустил белку? (Она пообещала сказать ему причину веселья белок).
- Кто оказался хитрее? (Белка)
- Кто произносит мораль басни? (Белка)
- Найдите и прочитайте мораль? (Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем).
- Откройте тетрадь и выполните задание №1 к басне Л.Н. Толстого «Белка и волк».
6.Подведение итогов
- Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством Л.Н. Толстого. С какими произведениями мы познакомились? (Со сказкой «Два брата», с басней «Белка и волк»).
7. Домашнее задание: задания в тетради к сказке «Два брата», пересказ сказки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по басне И.А. Крылова "Волк и ягнёнок",2 класс
Урок, посвящён творчеству И. А. Крылова и способствует пониманию различий литературных жанров. Дети учатся работать по памятке сравнения, понимать мораль басни, а также сопоставлять творчество Эзопа ...
Урок литературного чтения 3 класс «Начальная школа ХХI века» Л. Н. Толстой «Два брата» сказка. «Белка и волк» басня.
Урок литературного чтения 3 класс «Начальная школа ХХI века»Тема: Л. Н. Толстой «Два брата» сказка. «Белка и волк» басня....
Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа 21 века". Братья Гримм Сказка "Три брата"
Техннологическая карта урока с использованием ИКТ включает планируемые УУД, деятельность на уроке учителя и учеников (ФГОС)...
Стихи — подсказки к симфонической сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк». Все мы знаем и любим замечательную симфоническую сказку "Петя и волк", которая так замечательно знакомит детей с тембрами музыкальных инструментов. Заметила, что дети довольно легк
Стихи — подсказки к симфонической сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк». Все мы знаем и любим известную симфоническую сказку "Петя ...
Л. Н. Толстой «Два брата» сказка. «Белка и волк» басня.
Представляю вашему вниманию мою разработку урока по программе Начальная школа 21 века по теме: Л.Н.Толстой «Два брата» сказка. «Белка и волк» басня....
Братья Гримм Сказка «Три брата»
Урок по литературному чтению...
Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Технологическая карта урока УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...