Методическая копилка
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Разработки уроков
Скачать:
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
3 класс 1 часть «Школа России»
Тема раздела. Авторские сказки
Тема: В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
Урок № 2 (по сказке)
Цели:
- Продолжить работу со сказкой «Мороз Иванович».
- Учить детей давать характеристику героям; развивать умение передавать зрительную информацию в словесную; развивать речь, память, воображение.
– Формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– Развивать умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения; умения аргументировать свою точку зрения;
– Обучать самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Оборудование: иллюстрации к сказке, презентация.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. |
Проверка домашнего задания. -Дома вы перечитали сказку Владимира Фёдоровича Одоевского «Мороз Иванович».
- Умная девочка рано вставала, сама, без нянюшки одевалась, а вставши с постели, за дело принималась. (Рукодельница) - Сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнёт головой – от волос иней сыплется, духом дохнёт - валит густой пар. (Мороз Иванович) - А про кого я загадку не загадала? 2. Попробуйте сами составить загадку. (В постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась… ) (Ленивица) 3.Выборочное выразительное чтение отрывков, которые проиллюстрировал художник в учебнике. | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |
II. Развитие умений. | Вопрос на повторение -Что это за высказывание? Нам даром без труда ничего не дается, - недаром исстари пословица ведется. (Это эпиграф к сказке, в этих словах содержится главная мысль сказки, Нужно трудиться, в жизни это пригодится). Физминутка: Творческий пересказ сказки. 1. Подготовительная работа. – С чего начинается сказка? – Чем закончилась сказка? - Почему у девочек такие имена: Ленивица и Рукодельница? - Какая беда приключилась с Рукодельницей? -Почему нянюшка не пожалела Рукодельницу? - Что решила сделать Рукодельница, чтобы вернуть ведёрко? 2. Какие вопросы по тексту сказки вы составили? Помните, вопросы не должны повторяться, отмечайте у себя в тетради, какие вопросы уже задали? -Чьи просьбы выполнила Рукодельница до встречи с Морозом Ивановичем? - Ей пригодился пирожок и яблочки? - Как жила Рукодельница у Мороза Ивановича? - Почему Ленивица прыгнула в колодец? - Почему Мороз Иванович так наградил Ленивицу? - Почему петушок был на стороне Рукодельницы? - Чьи слова: «Я совсем готов, подрумянился, сахаром и изюмом обжарился; кто мен из печки возьмёт, тот со мною и пойдёт». «Мы созрелые; корнем дерева питалися, студёной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясёт, тот нас себе и возьмёт»? - Что было под периной Мороза Ивановича? - Почему Мороз Иванович сидел в колодце? - Мороз Иванович злой или добрый? 3. Хитрый вопрос. - Подумайте, почему автор заканчивает сказку такими словами: « А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставленье…? - Какими словами можно было бы закончить сказку? (Какова твоя работа, такова и награда). - А как в вашей жизни может пригодиться это высказывание? – Кто рассказал всю эту историю? 4.Вам сейчас нужно подготовить пересказы
– Будет ли рассказ героев отличаться друг от друга? (Да.) – Чем? – С чего начнётся рассказ? (Я жила, я жил..) – Чем закончит он свой рассказ? 5. Подготовка к пересказу проходит самостоятельно. 6. Пересказ. Рассказ учителя о писателе. (Презентация) (Приложение1) Одоевский Владимир Федорович (1803–1869), князь, русский писатель, журналист, педагог, философ, издатель, музыковед. Родился 30 июля (11 августа) 1803 (по другим сведениям, 1804) в Москве. (Приложение 2) Последний потомок старинного княжеского рода Рюриковичей. Отец его служил в должности директора Московского отделения Государственного банка, мать была крепостной крестьянкой. В 1822 Одоевский с отличием окончил Московский университетский благородный пансион. (Приложение 3) С 1826 Одоевский служил в цензурном комитете министерства внутренних дел, был составителем нового цензурного устава 1828 года. По переходе комитета в ведение министерства народного просвещения продолжил службу в должности библиотекаря. С 1846 – помощник директора Императорской публичной библиотеки и заведующий Румянцевским музеем, тогда находившимся в Санкт-Петербурге. С 1861 – сенатор. Был знаком с Михаилом Глинка, русским композитором, работал с А.С.Пушкиным, Грибоедовым, Е.А.Баратынским, Н.М.Языковым в журнале «Современник». В 1834 отдельно опубликован Городок в табакерке, одна из лучших во всей мировой словесности литературных сказок. Мы обязательно её прочитаем. По свидетельству Белинского, Одоевский породил «целую литературу книг для народа». В статьях издания Одоевский под маской дяди (а позднее «дедушки») Иринея говорил о сложнейших вопросах простым народным языком, которым восхищался В. Даль. Имя Владимира Фёдоровича помнят потомки, ему посвящена марка, памятники, памятные знаки. (Приложение 4, 5, 6,7) Игра «Собери сказку» -Вы сейчас посмотрите иллюстрации к сказке «Мороз Иванович» талантливого художника детских книг Владимира Михайловича Конашевича. Мы с вами уже рассматривали его иллюстрации к сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». (Приложение 8) Выберите правильный ответ. Презентация. (Приложение 9,10,11,12,13,14, 15) | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по пред-ложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Духовно-нравственное развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые. 2. Гражданско-патриотическое воспитание. 3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию. 4. Воспитание здорового образа жизни. 5. Экологическое воспитание. 6. Эстетическое воспитание. |
ΙΙΙ. Итог. | – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям, пересказывали сказку от имени героя) – Какое умение формировали? – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? | |
ΙV. Домашнее задание. | Придумать историю, объясняющую слова из сказки: « Какова твоя работа, такова и награда». Можно с иллюстрациями. |
Деятельность учащихся:
– Участвовали в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читали вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.
– Пересказывали текст от имени сказочного персонажа подробно и выборочно.
- Восстанавливали содержание сказки по иллюстрациям.
Литература
1. Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах Пособие по воспитанию детей в семье и в школе. –
М.: Современное слово, 2003. - 280 с.
2. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. - М.: Академия, 2005. - 344 с.
3. Биржевая, Т.А. Творческая деятельность на уроках литературного чтения в 3 классе // Начальная школа. - 2011. - №7. - С. 35-36.
4. Брилева И.С., Вольская Н.П., Гудков Д.Б., Захаренко И.В., Красных В.В. Русское культурное пространство: Лингвокультурологический словарь. - М.: Инфра-М, 2004. - 329 с.
5. Беседы с учителем (методика обучения): Третий класс четырехлетней начальной школы /
Под ред. Л.Е.Журовой. - М.: Вентана-Графф, 2001. - 480 с.
6. Беседы с учителем. Методика обучения: Третий класс четырехлетней начальной школы /
Под ред. Л.Е. Журовой. М.: Вентана-Графф, 2002. - 384 с.
7. Беседы с учителем: Второй класс четырехлетней начальной школы /
Под ред. Л.Е.Журовой. - М.: Вентана-Графф, 2002. - 320 с.
8. Беседы с учителем: Третий класс четырехлетней начальной школы /
Под ред. Л.Е.Журовой. - М.: Вентана-Графф, 2000. - 384 с.
10. Карабанова А.О. Восприятие сказки // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. /
ред.-сост. Л.А. Карпенко. под общ. ред. А.В. Петровского. Т. 3. -- М.: ПЕРСЭ, 2005.
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
3 класс 1 часть «Школа России»
Тема раздела. Авторские сказки
Тема: В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
Урок № 2 (по сказке)
Цели:
- Продолжить работу со сказкой «Мороз Иванович».
- Учить детей давать характеристику героям; развивать умение передавать зрительную информацию в словесную; развивать речь, память, воображение.
– Формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– Развивать умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения; умения аргументировать свою точку зрения;
– Обучать самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Оборудование: иллюстрации к сказке, презентация.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. |
Проверка домашнего задания. -Дома вы перечитали сказку Владимира Фёдоровича Одоевского «Мороз Иванович».
- Умная девочка рано вставала, сама, без нянюшки одевалась, а вставши с постели, за дело принималась. (Рукодельница) - Сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнёт головой – от волос иней сыплется, духом дохнёт - валит густой пар. (Мороз Иванович) - А про кого я загадку не загадала? 2. Попробуйте сами составить загадку. (В постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась… ) (Ленивица) 3.Выборочное выразительное чтение отрывков, которые проиллюстрировал художник в учебнике. | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |
II. Развитие умений. | Вопрос на повторение -Что это за высказывание? Нам даром без труда ничего не дается, - недаром исстари пословица ведется. (Это эпиграф к сказке, в этих словах содержится главная мысль сказки, Нужно трудиться, в жизни это пригодится). Физминутка: Творческий пересказ сказки. 1. Подготовительная работа. – С чего начинается сказка? – Чем закончилась сказка? - Почему у девочек такие имена: Ленивица и Рукодельница? - Какая беда приключилась с Рукодельницей? -Почему нянюшка не пожалела Рукодельницу? - Что решила сделать Рукодельница, чтобы вернуть ведёрко? 2. Какие вопросы по тексту сказки вы составили? Помните, вопросы не должны повторяться, отмечайте у себя в тетради, какие вопросы уже задали? -Чьи просьбы выполнила Рукодельница до встречи с Морозом Ивановичем? - Ей пригодился пирожок и яблочки? - Как жила Рукодельница у Мороза Ивановича? - Почему Ленивица прыгнула в колодец? - Почему Мороз Иванович так наградил Ленивицу? - Почему петушок был на стороне Рукодельницы? - Чьи слова: «Я совсем готов, подрумянился, сахаром и изюмом обжарился; кто мен из печки возьмёт, тот со мною и пойдёт». «Мы созрелые; корнем дерева питалися, студёной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясёт, тот нас себе и возьмёт»? - Что было под периной Мороза Ивановича? - Почему Мороз Иванович сидел в колодце? - Мороз Иванович злой или добрый? 3. Хитрый вопрос. - Подумайте, почему автор заканчивает сказку такими словами: « А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставленье…? - Какими словами можно было бы закончить сказку? (Какова твоя работа, такова и награда). - А как в вашей жизни может пригодиться это высказывание? – Кто рассказал всю эту историю? 4.Вам сейчас нужно подготовить пересказы
– Будет ли рассказ героев отличаться друг от друга? (Да.) – Чем? – С чего начнётся рассказ? (Я жила, я жил..) – Чем закончит он свой рассказ? 5. Подготовка к пересказу проходит самостоятельно. 6. Пересказ. Рассказ учителя о писателе. (Презентация) (Приложение1) Одоевский Владимир Федорович (1803–1869), князь, русский писатель, журналист, педагог, философ, издатель, музыковед. Родился 30 июля (11 августа) 1803 (по другим сведениям, 1804) в Москве. (Приложение 2) Последний потомок старинного княжеского рода Рюриковичей. Отец его служил в должности директора Московского отделения Государственного банка, мать была крепостной крестьянкой. В 1822 Одоевский с отличием окончил Московский университетский благородный пансион. (Приложение 3) С 1826 Одоевский служил в цензурном комитете министерства внутренних дел, был составителем нового цензурного устава 1828 года. По переходе комитета в ведение министерства народного просвещения продолжил службу в должности библиотекаря. С 1846 – помощник директора Императорской публичной библиотеки и заведующий Румянцевским музеем, тогда находившимся в Санкт-Петербурге. С 1861 – сенатор. Был знаком с Михаилом Глинка, русским композитором, работал с А.С.Пушкиным, Грибоедовым, Е.А.Баратынским, Н.М.Языковым в журнале «Современник». В 1834 отдельно опубликован Городок в табакерке, одна из лучших во всей мировой словесности литературных сказок. Мы обязательно её прочитаем. По свидетельству Белинского, Одоевский породил «целую литературу книг для народа». В статьях издания Одоевский под маской дяди (а позднее «дедушки») Иринея говорил о сложнейших вопросах простым народным языком, которым восхищался В. Даль. Имя Владимира Фёдоровича помнят потомки, ему посвящена марка, памятники, памятные знаки. (Приложение 4, 5, 6,7) Игра «Собери сказку» -Вы сейчас посмотрите иллюстрации к сказке «Мороз Иванович» талантливого художника детских книг Владимира Михайловича Конашевича. Мы с вами уже рассматривали его иллюстрации к сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». (Приложение 8) Выберите правильный ответ. Презентация. (Приложение 9,10,11,12,13,14, 15) | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по пред-ложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Духовно-нравственное развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые. 2. Гражданско-патриотическое воспитание. 3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию. 4. Воспитание здорового образа жизни. 5. Экологическое воспитание. 6. Эстетическое воспитание. |
ΙΙΙ. Итог. | – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям, пересказывали сказку от имени героя) – Какое умение формировали? – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? | |
ΙV. Домашнее задание. | Придумать историю, объясняющую слова из сказки: « Какова твоя работа, такова и награда». Можно с иллюстрациями. |
Деятельность учащихся:
– Участвовали в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читали вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.
– Пересказывали текст от имени сказочного персонажа подробно и выборочно.
- Восстанавливали содержание сказки по иллюстрациям.
Литература
1. Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах Пособие по воспитанию детей в семье и в школе. –
М.: Современное слово, 2003. - 280 с.
2. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. - М.: Академия, 2005. - 344 с.
3. Биржевая, Т.А. Творческая деятельность на уроках литературного чтения в 3 классе // Начальная школа. - 2011. - №7. - С. 35-36.
4. Брилева И.С., Вольская Н.П., Гудков Д.Б., Захаренко И.В., Красных В.В. Русское культурное пространство: Лингвокультурологический словарь. - М.: Инфра-М, 2004. - 329 с.
5. Беседы с учителем (методика обучения): Третий класс четырехлетней начальной школы /
Под ред. Л.Е.Журовой. - М.: Вентана-Графф, 2001. - 480 с.
6. Беседы с учителем. Методика обучения: Третий класс четырехлетней начальной школы /
Под ред. Л.Е. Журовой. М.: Вентана-Графф, 2002. - 384 с.
7. Беседы с учителем: Второй класс четырехлетней начальной школы /
Под ред. Л.Е.Журовой. - М.: Вентана-Графф, 2002. - 320 с.
8. Беседы с учителем: Третий класс четырехлетней начальной школы /
Под ред. Л.Е.Журовой. - М.: Вентана-Графф, 2000. - 384 с.
10. Карабанова А.О. Восприятие сказки // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. /
ред.-сост. Л.А. Карпенко. под общ. ред. А.В. Петровского. Т. 3. -- М.: ПЕРСЭ, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка
Конспект урока по теме "Масса" в 1 классе по программе Гармония (Н.Б.Истомина).Статья "Русские народные побасёнки"Мультфильм "Колобок"...

Методическая копилка
Конспекты открытых уроков, разработки внеклассных мероприятий, курс для учащихся 3-4 классов "Я - патриот своего Отечества", интегрированные контрольные работы, родительские собрания, статья "Выбор, в...
методическая копилка
методические разработки для учителей начальных классов...
методическая копилка
методические разработки для учителей начальных классов...

Страничка для коллег. Методическая копилка. Методическая разработка по теме Транспорт специального назначения в соответствии с планированием учителя
Методическая разработка по теме: "Транспорт специального назначения"....

Страничка для коллег. Методическая копилка. Методическая разработка бинарного урока.
Уважаемые педагоги!Буду рада, если мои разработки по организации работы с учащимися с РАС Вам помогут! Методическая разработка бинарного урока технологии, 2 класс.Материалы прошли Общественно-про...