Методическая копилка
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Разработки уроков
Скачать:
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
3 класс 1 часть «Школа России»
Тема раздела. Авторские сказки
Тема: В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
Урок № 2 (по сказке)
Цели:
- Продолжить работу со сказкой «Мороз Иванович».
- Учить детей давать характеристику героям; развивать умение передавать зрительную информацию в словесную; развивать речь, память, воображение.
– Формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– Развивать умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения; умения аргументировать свою точку зрения;
– Обучать самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Оборудование: иллюстрации к сказке, презентация.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. |
Проверка домашнего задания. -Дома вы перечитали сказку Владимира Фёдоровича Одоевского «Мороз Иванович».
- Умная девочка рано вставала, сама, без нянюшки одевалась, а вставши с постели, за дело принималась. (Рукодельница) - Сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнёт головой – от волос иней сыплется, духом дохнёт - валит густой пар. (Мороз Иванович) - А про кого я загадку не загадала? 2. Попробуйте сами составить загадку. (В постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась… ) (Ленивица) 3.Выборочное выразительное чтение отрывков, которые проиллюстрировал художник в учебнике. | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |
II. Развитие умений. | Вопрос на повторение -Что это за высказывание? Нам даром без труда ничего не дается, - недаром исстари пословица ведется. (Это эпиграф к сказке, в этих словах содержится главная мысль сказки, Нужно трудиться, в жизни это пригодится). Физминутка: Творческий пересказ сказки. 1. Подготовительная работа. – С чего начинается сказка? – Чем закончилась сказка? - Почему у девочек такие имена: Ленивица и Рукодельница? - Какая беда приключилась с Рукодельницей? -Почему нянюшка не пожалела Рукодельницу? - Что решила сделать Рукодельница, чтобы вернуть ведёрко? 2. Какие вопросы по тексту сказки вы составили? Помните, вопросы не должны повторяться, отмечайте у себя в тетради, какие вопросы уже задали? -Чьи просьбы выполнила Рукодельница до встречи с Морозом Ивановичем? - Ей пригодился пирожок и яблочки? - Как жила Рукодельница у Мороза Ивановича? - Почему Ленивица прыгнула в колодец? - Почему Мороз Иванович так наградил Ленивицу? - Почему петушок был на стороне Рукодельницы? - Чьи слова: «Я совсем готов, подрумянился, сахаром и изюмом обжарился; кто мен из печки возьмёт, тот со мною и пойдёт». «Мы созрелые; корнем дерева питалися, студёной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясёт, тот нас себе и возьмёт»? - Что было под периной Мороза Ивановича? - Почему Мороз Иванович сидел в колодце? - Мороз Иванович злой или добрый? 3. Хитрый вопрос. - Подумайте, почему автор заканчивает сказку такими словами: « А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставленье…? - Какими словами можно было бы закончить сказку? (Какова твоя работа, такова и награда). - А как в вашей жизни может пригодиться это высказывание? – Кто рассказал всю эту историю? 4.Вам сейчас нужно подготовить пересказы
– Будет ли рассказ героев отличаться друг от друга? (Да.) – Чем? – С чего начнётся рассказ? (Я жила, я жил..) – Чем закончит он свой рассказ? 5. Подготовка к пересказу проходит самостоятельно. 6. Пересказ. Рассказ учителя о писателе. (Презентация) (Приложение1) Одоевский Владимир Федорович (1803–1869), князь, русский писатель, журналист, педагог, философ, издатель, музыковед. Родился 30 июля (11 августа) 1803 (по другим сведениям, 1804) в Москве. (Приложение 2) Последний потомок старинного княжеского рода Рюриковичей. Отец его служил в должности директора Московского отделения Государственного банка, мать была крепостной крестьянкой. В 1822 Одоевский с отличием окончил Московский университетский благородный пансион. (Приложение 3) С 1826 Одоевский служил в цензурном комитете министерства внутренних дел, был составителем нового цензурного устава 1828 года. По переходе комитета в ведение министерства народного просвещения продолжил службу в должности библиотекаря. С 1846 – помощник директора Императорской публичной библиотеки и заведующий Румянцевским музеем, тогда находившимся в Санкт-Петербурге. С 1861 – сенатор. Был знаком с Михаилом Глинка, русским композитором, работал с А.С.Пушкиным, Грибоедовым, Е.А.Баратынским, Н.М.Языковым в журнале «Современник». В 1834 отдельно опубликован Городок в табакерке, одна из лучших во всей мировой словесности литературных сказок. Мы обязательно её прочитаем. По свидетельству Белинского, Одоевский породил «целую литературу книг для народа». В статьях издания Одоевский под маской дяди (а позднее «дедушки») Иринея говорил о сложнейших вопросах простым народным языком, которым восхищался В. Даль. Имя Владимира Фёдоровича помнят потомки, ему посвящена марка, памятники, памятные знаки. (Приложение 4, 5, 6,7) Игра «Собери сказку» -Вы сейчас посмотрите иллюстрации к сказке «Мороз Иванович» талантливого художника детских книг Владимира Михайловича Конашевича. Мы с вами уже рассматривали его иллюстрации к сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». (Приложение 8) Выберите правильный ответ. Презентация. (Приложение 9,10,11,12,13,14, 15) | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по пред-ложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Духовно-нравственное развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые. 2. Гражданско-патриотическое воспитание. 3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию. 4. Воспитание здорового образа жизни. 5. Экологическое воспитание. 6. Эстетическое воспитание. |
ΙΙΙ. Итог. | – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям, пересказывали сказку от имени героя) – Какое умение формировали? – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? | |
ΙV. Домашнее задание. | Придумать историю, объясняющую слова из сказки: « Какова твоя работа, такова и награда». Можно с иллюстрациями. |
Деятельность учащихся:
– Участвовали в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читали вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.
– Пересказывали текст от имени сказочного персонажа подробно и выборочно.
- Восстанавливали содержание сказки по иллюстрациям.
Литература
1. Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах Пособие по воспитанию детей в семье и в школе. –
М.: Современное слово, 2003. - 280 с.
2. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. - М.: Академия, 2005. - 344 с.
3. Биржевая, Т.А. Творческая деятельность на уроках литературного чтения в 3 классе // Начальная школа. - 2011. - №7. - С. 35-36.
4. Брилева И.С., Вольская Н.П., Гудков Д.Б., Захаренко И.В., Красных В.В. Русское культурное пространство: Лингвокультурологический словарь. - М.: Инфра-М, 2004. - 329 с.
5. Беседы с учителем (методика обучения): Третий класс четырехлетней начальной школы /
Под ред. Л.Е.Журовой. - М.: Вентана-Графф, 2001. - 480 с.
6. Беседы с учителем. Методика обучения: Третий класс четырехлетней начальной школы /
Под ред. Л.Е. Журовой. М.: Вентана-Графф, 2002. - 384 с.
7. Беседы с учителем: Второй класс четырехлетней начальной школы /
Под ред. Л.Е.Журовой. - М.: Вентана-Графф, 2002. - 320 с.
8. Беседы с учителем: Третий класс четырехлетней начальной школы /
Под ред. Л.Е.Журовой. - М.: Вентана-Графф, 2000. - 384 с.
10. Карабанова А.О. Восприятие сказки // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. /
ред.-сост. Л.А. Карпенко. под общ. ред. А.В. Петровского. Т. 3. -- М.: ПЕРСЭ, 2005.
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
3 класс 1 часть «Школа России»
Тема раздела. Авторские сказки
Тема: В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
Урок № 2 (по сказке)
Цели:
- Продолжить работу со сказкой «Мороз Иванович».
- Учить детей давать характеристику героям; развивать умение передавать зрительную информацию в словесную; развивать речь, память, воображение.
– Формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– Развивать умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения; умения аргументировать свою точку зрения;
– Обучать самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Оборудование: иллюстрации к сказке, презентация.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. |
Проверка домашнего задания. -Дома вы перечитали сказку Владимира Фёдоровича Одоевского «Мороз Иванович».
- Умная девочка рано вставала, сама, без нянюшки одевалась, а вставши с постели, за дело принималась. (Рукодельница) - Сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнёт головой – от волос иней сыплется, духом дохнёт - валит густой пар. (Мороз Иванович) - А про кого я загадку не загадала? 2. Попробуйте сами составить загадку. (В постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась… ) (Ленивица) 3.Выборочное выразительное чтение отрывков, которые проиллюстрировал художник в учебнике. | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |
II. Развитие умений. | Вопрос на повторение -Что это за высказывание? Нам даром без труда ничего не дается, - недаром исстари пословица ведется. (Это эпиграф к сказке, в этих словах содержится главная мысль сказки, Нужно трудиться, в жизни это пригодится). Физминутка: Творческий пересказ сказки. 1. Подготовительная работа. – С чего начинается сказка? – Чем закончилась сказка? - Почему у девочек такие имена: Ленивица и Рукодельница? - Какая беда приключилась с Рукодельницей? -Почему нянюшка не пожалела Рукодельницу? - Что решила сделать Рукодельница, чтобы вернуть ведёрко? 2. Какие вопросы по тексту сказки вы составили? Помните, вопросы не должны повторяться, отмечайте у себя в тетради, какие вопросы уже задали? -Чьи просьбы выполнила Рукодельница до встречи с Морозом Ивановичем? - Ей пригодился пирожок и яблочки? - Как жила Рукодельница у Мороза Ивановича? - Почему Ленивица прыгнула в колодец? - Почему Мороз Иванович так наградил Ленивицу? - Почему петушок был на стороне Рукодельницы? - Чьи слова: «Я совсем готов, подрумянился, сахаром и изюмом обжарился; кто мен из печки возьмёт, тот со мною и пойдёт». «Мы созрелые; корнем дерева питалися, студёной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясёт, тот нас себе и возьмёт»? - Что было под периной Мороза Ивановича? - Почему Мороз Иванович сидел в колодце? - Мороз Иванович злой или добрый? 3. Хитрый вопрос. - Подумайте, почему автор заканчивает сказку такими словами: « А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставленье…? - Какими словами можно было бы закончить сказку? (Какова твоя работа, такова и награда). - А как в вашей жизни может пригодиться это высказывание? – Кто рассказал всю эту историю? 4.Вам сейчас нужно подготовить пересказы
– Будет ли рассказ героев отличаться друг от друга? (Да.) – Чем? – С чего начнётся рассказ? (Я жила, я жил..) – Чем закончит он свой рассказ? 5. Подготовка к пересказу проходит самостоятельно. 6. Пересказ. Рассказ учителя о писателе. (Презентация) (Приложение1) Одоевский Владимир Федорович (1803–1869), князь, русский писатель, журналист, педагог, философ, издатель, музыковед. Родился 30 июля (11 августа) 1803 (по другим сведениям, 1804) в Москве. (Приложение 2) Последний потомок старинного княжеского рода Рюриковичей. Отец его служил в должности директора Московского отделения Государственного банка, мать была крепостной крестьянкой. В 1822 Одоевский с отличием окончил Московский университетский благородный пансион. (Приложение 3) С 1826 Одоевский служил в цензурном комитете министерства внутренних дел, был составителем нового цензурного устава 1828 года. По переходе комитета в ведение министерства народного просвещения продолжил службу в должности библиотекаря. С 1846 – помощник директора Императорской публичной библиотеки и заведующий Румянцевским музеем, тогда находившимся в Санкт-Петербурге. С 1861 – сенатор. Был знаком с Михаилом Глинка, русским композитором, работал с А.С.Пушкиным, Грибоедовым, Е.А.Баратынским, Н.М.Языковым в журнале «Современник». В 1834 отдельно опубликован Городок в табакерке, одна из лучших во всей мировой словесности литературных сказок. Мы обязательно её прочитаем. По свидетельству Белинского, Одоевский породил «целую литературу книг для народа». В статьях издания Одоевский под маской дяди (а позднее «дедушки») Иринея говорил о сложнейших вопросах простым народным языком, которым восхищался В. Даль. Имя Владимира Фёдоровича помнят потомки, ему посвящена марка, памятники, памятные знаки. (Приложение 4, 5, 6,7) Игра «Собери сказку» -Вы сейчас посмотрите иллюстрации к сказке «Мороз Иванович» талантливого художника детских книг Владимира Михайловича Конашевича. Мы с вами уже рассматривали его иллюстрации к сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». (Приложение 8) Выберите правильный ответ. Презентация. (Приложение 9,10,11,12,13,14, 15) | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по пред-ложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Духовно-нравственное развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые. 2. Гражданско-патриотическое воспитание. 3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию. 4. Воспитание здорового образа жизни. 5. Экологическое воспитание. 6. Эстетическое воспитание. |
ΙΙΙ. Итог. | – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям, пересказывали сказку от имени героя) – Какое умение формировали? – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? | |
ΙV. Домашнее задание. | Придумать историю, объясняющую слова из сказки: « Какова твоя работа, такова и награда». Можно с иллюстрациями. |
Деятельность учащихся:
– Участвовали в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читали вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.
– Пересказывали текст от имени сказочного персонажа подробно и выборочно.
- Восстанавливали содержание сказки по иллюстрациям.
Литература
1. Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах Пособие по воспитанию детей в семье и в школе. –
М.: Современное слово, 2003. - 280 с.
2. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. - М.: Академия, 2005. - 344 с.
3. Биржевая, Т.А. Творческая деятельность на уроках литературного чтения в 3 классе // Начальная школа. - 2011. - №7. - С. 35-36.
4. Брилева И.С., Вольская Н.П., Гудков Д.Б., Захаренко И.В., Красных В.В. Русское культурное пространство: Лингвокультурологический словарь. - М.: Инфра-М, 2004. - 329 с.
5. Беседы с учителем (методика обучения): Третий класс четырехлетней начальной школы /
Под ред. Л.Е.Журовой. - М.: Вентана-Графф, 2001. - 480 с.
6. Беседы с учителем. Методика обучения: Третий класс четырехлетней начальной школы /
Под ред. Л.Е. Журовой. М.: Вентана-Графф, 2002. - 384 с.
7. Беседы с учителем: Второй класс четырехлетней начальной школы /
Под ред. Л.Е.Журовой. - М.: Вентана-Графф, 2002. - 320 с.
8. Беседы с учителем: Третий класс четырехлетней начальной школы /
Под ред. Л.Е.Журовой. - М.: Вентана-Графф, 2000. - 384 с.
10. Карабанова А.О. Восприятие сказки // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. /
ред.-сост. Л.А. Карпенко. под общ. ред. А.В. Петровского. Т. 3. -- М.: ПЕРСЭ, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая копилка
Конспект урока по теме "Масса" в 1 классе по программе Гармония (Н.Б.Истомина).Статья "Русские народные побасёнки"Мультфильм "Колобок"...
Методическая копилка
Конспекты открытых уроков, разработки внеклассных мероприятий, курс для учащихся 3-4 классов "Я - патриот своего Отечества", интегрированные контрольные работы, родительские собрания, статья "Выбор, в...
методическая копилка
методические разработки для учителей начальных классов...
методическая копилка
методические разработки для учителей начальных классов...
Методическая копилка
Развиваясь - развивай, вдохновляясь - вдохновляй!...
Методическая копилка
Материалы для учителей начальной школы...
Страничка для коллег. Методическая копилка. Методическая разработка по теме Транспорт специального назначения в соответствии с планированием учителя
Методическая разработка по теме: "Транспорт специального назначения"....