Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс по УМК "Перспективная начальная школа".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 53.15 КБ |
Предварительный просмотр:
I Пояснительная записка | Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа Рабочая программа составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской. Литературное чтение имеет особое значение в развитии младшего школьника. Программа литературного чтения предусматривает знакомство со средствами изобразительности от простейшего наблюдения до уяснения детьми образного смысла произведения, понимания мыслей и чувств писателя через слова-образы, которые использует автор. Программа адресована обучающимся четвертых классов общеобразовательных школ. Цель и задачи Цель учебного предмета. В процессе приобщения младших школьников к литературе осуществляется: - цель формирования у детей культуры восприятия художественного произведения; - идет воспитание квалифицированного читателя художественной литературы; - более глубоко анализируется текст более широко, на доступном уровне вводятся понятия литературоведения. - полноценное литературное, художественное и творческое развитие личности ребенка, происходит знакомство с литературой как частью литературного наследия народа. Задачи курса: - формирование у младших школьников навыка осознанного чтения, приёмов понимания текста; - развитие творческих способностей учащихся; - развитие устной и письменной речи младших школьников; - приобщение детей к литературе как к искусству слова; - воспитывать культуру восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащать мира чувств, эмоций детей, развивать их интереса к чтению; - введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; формирование личности. Специфика программы. Характерной чертой программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идёт обучение работы с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников. Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе являются следующие:
В программу включены произведения различных жанров, разные по объему и разнообразные по темам. Материал представлен разделами, каждый раздел предваряет вступительная статья, содержащая учебную задачу. К каждому тексту произведения предлагается методический аппарат – вопросы и задания, словарь, справочный материал, рубрики «Книжная полка» и «Проверь себя». Для дополнительного чтения по изучаемой теме составлена хрестоматия, которая включает произведения, собранные в тематические блоки: « Малые жанры фольклора», «Вижу чудное приволье…», «О братьях наших меньших», «Учимся уму - разуму», «Дорогами сказок». Программа интегрирована курсом «Тамбовские писатели детям». Содержание программы по литературному чтению позволяет шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение. Большое время отводится самостоятельной работе с текстом произведения, беседы носят аналитико-синтетическую направленность, способствуя развитию мышления учащихся и формированию собственного отношения к прочитанному. Формирование полноценного восприятия литературного произведения происходит эффективно на этапах анализа и вторичного синтеза. Эффективное понимание произведения, его идеи, формы и содержания дают задания аналитического и синтетического характера. Программа литературного чтения предусматривает знакомство со средствами изобразительности от простейшего наблюдения до уяснения детьми образного смысла произведения, понимания мыслей и чувств писателя через слова-образы, которые использует автор. Программа предусматривает проведение интегрированных и традиционных уроков, уроков слушания. Особое место в овладении данным курсом отводится моделированию, работе с предложением, звуковому анализу, развитию речи, чтению, восприятию художественного произведения, читаемого взрослым или одноклассником, графике и письму. Освоение курса не предполагает выполнение внеурочных (домашних) заданий, но рекомендуются дополнительные задания творческого характера, произведения из программного раздела «Для тех, кто любит читать» - для хорошо читающих детей. В течение года проводится входной, промежуточный, итоговый контроль проверки техники чтения и проверки читательских умений и навыков. На изучение чтения отводится 3 часа в неделю, всего – 105 часов: 1 четверть- 24 часов 2 четверть – 23 часа 3 четверть – 31 час 4 четверть – 27 часа |
II Содержание учебного предмета | Содержательные разделы В рабочей программе по литературному чтению определяются следующие содержательные линии: «Развитие навыка чтения», «Развитие восприятия литературного произведения», « Развитие речевых умений», «Развитие творческой деятельности учащихся», «Формирование и развития читательских умений», «Нравственно - эстетическое воспитание». Произведения устного народного творчества Малые жанры фольклора (прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички); народные сказки (докучные, кумулятивные, сказки о животных, бытовые, волшебные); пословицы и поговорки. Авторские произведения Произведения, укоренённые в фольклоре (басни, былины, гимны). Литературные авторские произведения Произведения классиков отечественной литературы 19-20 веков (стихотворения, рассказы, сказки, волшебные сказки в стихах, повесть). Произведения классиков детской литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочные повести). Произведения современной классической литературы (с учётом многонациональности России) и зарубежной литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочные повести). Разные виды книг Историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (детские журналы). «Тамбовские писатели в детском чтении» (13ч.) Жизнь и творчество И.С.Кучина. Стихи И.С.Кучина. И.С.Кучин. Летят грачи. Скворец. Откровенный разговор. Земляки. Мне казалось. Обобщающий урок по творчеству И.С. Кучина. Жизнь и творчество А.Д. Жарикова. А.Д. Жариков. Повесть о маленьком сержанте. Гвардии сержант Володя Валахов. Юные партизаны. Обобщающий урок по творчеству А.Д.Жарикова. Жизнь и творчество А.Е. Шилина. А.Е. Шилин. Первый подвиг. Две минуты. Обобщающий урок по творчеству А.Е. Шилина. Жизнь и творчество В.Т. Дорожкиной. Избранные стихотворения В.Т. Дорожкиной. С малой родиной я говорю. В.Т. Дорожкина. Какая удивительная сила. Хлеб. Поздняя весна. Есть губернии краше. Обобщающий урок по творчеству В.Т. Дорожкиной. Обзор творчества писателей Тамбовской области. Мичуринсковедение» (13 ч.)А.М.Герасимов. Экскурсия в музей-усадьбу А.М.Герасимова. Знакомство с творчеством художника А.М.Герасимова. Соборы и храмы Мичуринска. Каменные кружева Козлова. Мичуринск в лицах (экскурсии по улицам города к памятникам великих сынов России). Век техники и отходов. С каждым днем отходов больше. Исчерпаемы ли природные ресурсы? Юные мичуринцы - друзья и защитники природы. Обзорная экскурсия по городу (литературные и культурные памятники). Творческий проект «Люблю тебя, мой город». |
III Планируемые результаты изучения учебного предмета | Универсальные учебные действия, развиваемые в ходе обучения: Личностные
Метапредметные
Предметные
|
IV Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса |
Специфическое сопровождение:
Интернет – ресурсы: www.internet – school.ru www.uchitel - izd.ru http://www: zankov.ru http://www:vestniknews.ru http://mytest.klyaksa.net/htm/downloal/index.htm Техническое оснащение: 1. Компьютер 2. Мультимедийный проектор 3.Интерактивная доска 4. DVD- плеер |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Литературное чтение 4класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения человека с миром природы. Представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами; представления о тотемных животных и тотемных растениях как о прародителях человека. Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (нарушение социального (природного) порядка как причина выхода героя из дома; дорога к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление социального (природного) порядка и справедливости). Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках. Былина как эпический жанр (историческое повествование). Характеристика эпического (исторического) героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями — торговлей или ратными подвигами — свое отечество). Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»). Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а авторской сказке- интерес к миру чувств Авторская сказка. Сохранение структурных (жанровых и сюжетных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы — к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке). Жизнь жанров фольклора во времени Взаимоотношения обрядов и праздников. Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство. Народная и авторская сказка. Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека. Сказочная повесть. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова. Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла: не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе нравственных принципов помогают Нильсу вернуть себе человеческий облик. Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество. Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора. Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с онегинской строфой). Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас. Рассказ. Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рассказа: а) событие в рассказе — яркий случай, раскрывающий характер героя; б) сложность характера героя и развитие его во времени; в) драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче», Л. Улицкая «Бумажная победа»); г) формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения; д) выразительность художественного языка. Пытаемся понять, как на нас воздействует красота. Биография автора художественного произведения. Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника):
Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная, правда. Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями. Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства: произведения сравниваются не на основе их тематического сходства, а на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний). Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество. Библиографическая культура. Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по ее элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация. сведения о художниках-иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведений. Представление о собрании сочинений. Использование толкового и этимологического учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов, встречающихся на страницах литературных произведений. Представление о библиографическом словаре (без использования термина). Использование биографических сведений об авторе для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта. Формирование умений выбирать книги в библиотеке на основе рекомендованного списка. Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Умения и навыки чтения и говорения. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью. | Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире 13 ч. Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке – интерес к миру чувств 12 ч. Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека 12 ч. Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас 14 ч. Пытаемся понять, как на нас воздействует красота 11 ч. Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком 9 ч. Обнаруживаем, что у искусства есть своя, особенная, правда 13 ч. Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество 11 ч. Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. 10 ч. | Читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика; ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение; кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы; отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений; определять жанр литературного произведения (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему; узнавать при слушании и чтении жанры художественной литературы: сказку, стихотворение, рассказ, басню; характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений; выявлять авторское отношение к герою; понимать специфику прозаических и поэтических текстов; соотносить главную мысль и название произведения; находить портрет и пейзаж в произведении; видеть особенности юмористических текстов; соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал самостоятельно ориентироваться в содержании учебника, в т.ч. по условным значкам, работать с произведениями в хрестоматии; самостоятельно пользоваться разными разделами словаря, помещенного в учебнике; осуществлять выбор книги по тематике, заданной в рубрике «Прочитай эти книги»; осуществлять в библиотеке целенаправленный поиск книг по предложенной тематике и сборников произведений; готовить сообщения, используя материалы школьной или публичной библиотеки; понимать назначение аннотации на литературное произведение; называть одно периодическое литературно-художественное издание.пересказывать текст кратко, выборочно, подробно и с его творческой обработкой в зависимости от учебной задачи; читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения; передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя; выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, рисовании, творческой деятельности; создавать небольшие художественные тексты в стиле изученных жанров. представлять общие корни развития литературного фольклора разных народов; различать малые жанры фольклора; различать жанры художественной литературы: сказку, сказочную повесть, басню, рассказ, стихотворение; определять особенности фольклорных форм и авторских произведений; выделять события рассказа; понимать сюжет как цепь событий, составлять сюжетный план произведения; понимать многозначность поэтического слова Знать и понимать изученных литературных произведений, их авторов; уметь различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация); читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст (объем не более 1,5 с.); делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); создавать небольшой устный текст на заданную тему; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении; самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях Основные этапы жизни и творчества народного художника СССР А.М.Герасимова, названия наиболее известных его картин. Городские памятники знаменитым людям России. Названия городских храмов и их краткую историю возникновения. Взаимосвязи между природой и человеком: охрана природы, отрицательное влияние человека на природу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...