Рабочая программа - Литературное чтение 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе примерной программы в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования и авторской программы О. В. Кубасовой (Смоленск, Ассоциация XXI век, 2011 год) к учебнику О. В. Кубасовой Литературное чтение. «Любимые страницы» для 3 класса общеобразовательных учреждений без изменения ее содержания. Издательство Смоленск, Ассоциация, XXI век, 2013 год. Гриф: рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
По учебному плану и по авторской программе: 4 часа в неделю, 136 часов за год.
Общая характеристика учебного предмета
Речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, литературное чтение является одним из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию, воспитанию и социализации ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы.
Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.
Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование
• всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
• потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;
• читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;
• готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.
Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению.
Концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:
• обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);
• внимание к личности писателя;
• бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;
• наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).
Для успешной реализации модели общения «АВТОР <=> ТЕКСТ <=> ЧИТАТЕЛЬ» необходимо решение комплекса личностных, метапредметных и предметных задач.
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение учащимися определенных личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностные результаты
1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.
2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.
3. Развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей.
4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.
5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.
6. Формирование привычки к рефлексии.
7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).
8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.
9. Развитие мышления, внимания, памяти.
10. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.
Метапредметные результаты
1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению.
2. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.
3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.
4. Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами.
5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.
6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.
7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве1.
9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.
Предметные результаты
1. Формирование положительной мотивации к чтению.
2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.
3. Развитие воссоздающего воображения.
4. Обучение адекватному восприятию читаемого.
5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике.
6. Совершенствование всех сторон навыка чтения.
7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чем и о ком он написал.
8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано литературное произведение.
9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.
10. Изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.
11. Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).
12. Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями.
13. Освоение приемов изучающего чтения литературы познавательного характера.
14. Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.
15. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой).
16. Обучение работе с книгой в единстве ее текстового и внетекстового содержания.
17. Развитие литературных способностей.
Перечень учебно – методического обеспечения
Для учителя:
- печатные пособия
1.Кубасова О.В. Литературное чтение. Пояснительная записка. Программа. Планирование. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2011
2. Кубасова О.В. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2013.
-мультимедийные пособия
1.Комплект «Любимые страницы».1 - 4 классы.
-образовательные Интернет-ресурсы
• Естественнонаучный образовательный портал http://www.en.edu.ru
• Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования http://www.school-collection.edu.ru
• Портал «Российское образование» http://www.edu.ru
• Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
• Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru
• Портал «ИКТ в образовании» http://www.ict.edu.ru
для учащихся:
1.Кубасова О.В. Литературное чтение. «Любимые страницы».
3 класс. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2013. Учебник в 4-х частях.
2. Кубасова О.В. Литературное чтение. «Любимые страницы».
3 класс. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2013. Печатная тетрадь.
3. Кубасова О.В. Литературное чтение. «Любимые страницы». Тесты.
3 класс. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2013.
Дата прохождения | Скорректированные сроки | № урока | Темы курса, тематика уроков |
ТРУД ЧЕЛОВЕКА КОРМИТ, А ЛЕНЬ ПОРТИТ (12 часов) | |||
1.Р. Сеф «Лопата»; Е. Карганова «Лекарство без рецепта» | |||
2.Р. Сеф «Лопата»; Е. Карганова «Лекарство без рецепта» | |||
3.К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла» | |||
4.Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»*; С. Баруздин «Бревно»; тема «Стихи о трудолюбивых и ленивых» - наизусть | |||
5.Русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха,дверь закрой!» | |||
6.Русская народная сказка «Комугоршок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой!» | |||
7.Е. Шварц «Сказка о потерянном времени» | |||
8.Е. Шварц «Сказка о потерянном времени» | |||
9.Е. Шварц «Сказка о потерянном времени» | |||
10.И. Крылов «Стрекоза и Муравей»*; тема «Книги И. А. Крылова». | |||
11.Африканская сказка «Лентяйка»; | |||
12.Р. Сеф «Странное дело»; обобщение | |||
МУДРЕЦ ОТЛИЧЕН ОТ ГЛУПЦА ТЕМ, ЧТО ОН МЫСЛИТ ДО КОНЦА (8 часов) | |||
1.Русская народная сказка «Дочь-семилетка» | |||
2.Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая» | |||
3.Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая» | |||
4.Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая» | |||
5.Армянская сказка «Золотое яблоко» | |||
6.Кир Булычёв «Авгиева лаборатория» | |||
7.Кир Булычёв «Авгиева лаборатория» | |||
8.Тема «Книги о мудрецах и о глупцах» | |||
«УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!..» (6 часов) | |||
1.К. Бальмонт «Осень»*; И. Соколов-Микитов «Листопадничек» | |||
2.Ф. Тютчев «Листья»; А. Фет «Ласточки пропали...» | |||
3.К. Паустовский «Барсучий нос» | |||
4.К. Паустовский «Барсучий нос» | |||
5.А. С. Пушкин «Осень»*; М. Лермонтов «Осень»; А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...»; Н. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»; тема «Стихи об осени» | |||
6.А. С. Пушкин «Осень»*; М. Лермонтов «Осень»; А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...»; Н. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»; тема «Стихи об осени» | |||
МНОГО ХВАТАТЬ – СВОЁ ПОТЕРЯТЬ (4 часа) | |||
1.Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке» | |||
2.Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке» | |||
3.Я. Аким «Жадина»; В. Зотов «Бабушкин халат» | |||
4.Дж. Родари «Солнце и туча»; тема «Книги о щедрых и жадных» | |||
ТАЙНОЕ ВСЕГДА СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ (11 часов) | |||
1.B. Драгунский «Тайное становится явным» | |||
2.B. Драгунский «Тайное становится явным» | |||
3.Н. Носов «Огурцы» | |||
4.Н. Носов «Огурцы» | |||
5.В. Осеева «Почему?» | |||
6.В. Осеева «Почему?» | |||
7.Шведская сказка «Принцесса-лгунья» | |||
8.Шведская сказка «Принцесса-лгунья» | |||
9.Шведская сказка «Принцесса-лгунья» | |||
10.Л. Пантелеев «Честное слово» | |||
11.Л. Пантелеев «Честное слово» | |||
«ЕЖЕЛИ ВЫ ВЕЖЛИВЫ...» (3 часа) | |||
1.C. Маршак «Урок вежливости»; И. Пивоварова «Вежливый ослик»; Б. Заходер «Очень вежливый Индюк» | |||
2.В. Осеева «Волшебное слово» | |||
3.В. Осеева «Волшебное слово» | |||
«СНЕГ ЛЕТАЕТ И СВЕРКАЕТ...» (9 часов) | |||
1.С. Есенин «Берёза»*; М. Пришвин «Деревья в лесу»; И. | |||
2.А. С. Пушкин «Зимний вечер»; Никитин «Весело сияет месяц над селом...» | |||
3. А. Блок «Ветхая избушка» И. Суриков «Детство»; | |||
4. Александрова «Снежок»*; Саша Чёрный «На коньках» | |||
5.B. Драгунский «Кот в сапогах» | |||
6.B. Драгунский «Кот в сапогах» | |||
7.С. Дрожжин «Снег летает и сверкает»*; К. Бальмонт «Снежинка»; С. Есенин «Пороша» | |||
8.С. Есенин «Поёт зима – аукает...»; обобщение; | |||
9.Тема «Книги о зиме» | |||
КАЖДЫЙ СВОЁ ПОЛУЧИЛ (18 часов) | |||
1.Эстонская сказка «Каждый своё получил» | |||
2.Латышская сказка «Два брата» | |||
3.Ю. Ярмыш «Добрый Клён», «Озеро»; узбекская сказка «Черепаха и скорпион» | |||
4.И. Крылов «Чиж и Голубь»*; Л. Н. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев» | |||
5.Г. Ладонщиков «В старой сказке»; русская народная сказка «Баба-Яга» | |||
6.Русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка» | |||
7.Тема «Народные волшебные сказки о людях хороших и не очень хороших» | |||
8.Б. Заходер «Серая Звёздочка» | |||
9.Б. Заходер «Серая Звёздочка» | |||
10.Английская сказка «Хромая Молли» | |||
11.Английская сказка «Хромая Молли» | |||
12.Чешская сказка «Златовласка» | |||
13.Чешская сказка «Златовласка» | |||
14.Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера» | |||
15.Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера» | |||
16.Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера» | |||
17.Тема «Волшебные литературные сказки»; | |||
18.Ю. Мориц «Песенка про сказку»; обобщение | |||
ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА (8 часа) | |||
1.Ю. Мориц «Разговаривали вещи»; X. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка» | |||
2.Ю. Мориц «Разговаривали вещи»; X. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка» | |||
3.X. К. Андерсен «Ель» | |||
4.X. К. Андерсен «Ель» | |||
5.Е. Пермяк «Некрасивая Ёлка» | |||
6.Е. Пермяк «Некрасивая Ёлка» | |||
7.Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша» | |||
8.Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша»; обобщение | |||
ЗА ДОБРОЕ ДЕЛО СТОЙ СМЕЛО (9 часов) | |||
1.Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» | |||
2.Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» | |||
3.Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» | |||
4.Н. Артюхова «Трусиха»; Э. Киселёва «Мальчик-Огонёк» | |||
5.Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» | |||
6.Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» | |||
7.В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»; C. Баруздин «Страшный клад» | |||
8.С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» | |||
9.Тема «Книги о подвигах»; обобщение | |||
КТО РОДИТЕЛЕЙ ПОЧИТАЕТ, ТОТ ВОВЕК НЕ ПОГИБАЕТ (14 часов) | |||
1.В. Осеева «Печенье», «Лекарство»; Б. Емельянов «Мамины руки» | |||
2.Л. Яковлев «Альбом фотографий»; Л. Квитко «Бабушкины руки»; В. Драгунский «...Бы» | |||
3.Н. Артюхова «Трудный вечер» | |||
4.М. Зощенко «Золотые слова»; тема «Книги М. Зощенко о детях» | |||
5.М. Зощенко «Золотые слова»; тема «Книги М. Зощенко о детях» | |||
6.Адыгейская сказка «Девочка-птичка» | |||
7.Испанская сказка «Птица-Правда» | |||
8.Испанская сказка «Птица-Правда» | |||
9.Испанская сказка «Птица-Правда» | |||
10.A. Платонов «Разноцветная бабочка» | |||
11.A. Платонов «Разноцветная бабочка» | |||
12.Русская народная сказка «Подземные царства» | |||
13.Русская народная сказка «Подземные царства» | |||
14.Тема «Книги о семье»; обобщение | |||
ВЕСНА ИДЁТ, ВЕСНЕ ДОРОГУ! (9 часов) | |||
1.Ф. Тютчев «Зима недаром злится»*; М. Пришвин «Капля и камень» | |||
2.В. Железников «Три ветки мимозы»; И. Северянин «Отчего?» | |||
3.Г. Новицкая «Подснежник»; B. Берестов «Мать-и-мачеха»; Н. Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами...» | |||
4.А. Плещеев «Весна» («Песни жаворонков снова...»); К. Паустовский «Стальное колечко» | |||
5.К. Паустовский «Стальное колечко» | |||
6.А. Майков «Ласточка примчалась...»; А. К. Толстой «Звонче жаворонка пенье...»*; А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом...» | |||
7.А. Чехов «Весной»; Я. Аким «Апрель» | |||
8.А. Блок «Вербочки»; Л. Чарская «Дивные звуки»; Е. Благинина «Черёмуха» | |||
9.Тема «Книги о весне»; обобщение | |||
ЛЮБОВЬ – ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА (14 часов) | |||
1.В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник...»; Н. Вагнер «Сказка» | |||
2.В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник...»; Н. Вагнер «Сказка» | |||
3.В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник...»; Н. Вагнер «Сказка» | |||
4.Братья Гримм «Рапунцель» | |||
5.Французская сказка «Красавица и Чудовище» | |||
6.Французская сказка «Красавица и Чудовище» | |||
7.X. К. Андерсен «Ромашка» | |||
8.Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево» | |||
9.Русская народная сказка «Пёрышко Финиста-ясна сокола» | |||
10.Русская народная сказка «Пёрышко Финиста-ясна сокола» | |||
11.Русская народная сказка «Пёрышко Финиста-ясна сокола» | |||
12.Польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца» | |||
13.Польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца» | |||
14.Тема «Книги о прекрасных женщинах»; А. Фет «Облаком волнистым...»*; И. Тургенев «Воробей» | |||
ЧУДЕСНОЕ РЯДОМ (11 часов) | |||
1.Р. Сеф «Чудо»; А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую...» | |||
2.К. Паустовский «Заботливый цветок» | |||
3.В. Жуковский «Родного неба милый свет...»*; С. Маршак «О том, как хороша природа»; Н. Абрамцева «Радуга» | |||
4.Ю. Могутин «Берег бродячих камешков»; М. Пришвин «Дятел» | |||
5.В. Астафьев «Стрижонок Скрип» | |||
6.О. Дриз «Счастье»; Б. Заходер «Что красивей всего?» | |||
7.Белорусская сказка «Музыка- чародейник» | |||
8.Итальянская сказка «Тайна Флорио» | |||
8.Итальянская сказка «Тайна Флорио» | |||
9. И. Мазнин «Давайте дружить»; Ю. Ким «Летучий ковёр»; В. Шефнер «Миг» | |||
10.Тема «Книги об обыкновенных чудесах» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Литературное чтение для 2 класса. "Начальная школа XXI века".
Рабочая программа по литературному чтению расчитана на 3 часа в неделю (регион Татарстан). Проект "Начальная школа XXI века"....
Рабочая программа Литературное чтение 1 класс
По системе Занкова Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2...
Рабочая программа Литературное чтение 1 класс.
Автор программы Р.Н.Бунеев. УМК "Школа 2100"...
Рабочая программа Литературное чтение 2 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 ...
Рабочая программа Литературное чтение 1 класс Школа 2100
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа 2100 (обучение грамоте + лит.чтение)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;
Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения; приобщение ребенка к лите...
Рабочая программа "Литературное чтение" для 2 класса по программе "Школа России"
Представлена рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России" на 2 часа в неделю...