Проект "Жизнь и творчество А.С.Пушкина"
проект по чтению (3 класс) по теме
Задачи проекта
- Знакомство с жизнью и творчеством Александра Сергеевича Пушкина; произведением «Сказка о царе Салтане…».
- Представить свои исследования в разнообразной форме, позволяющей использовать эти результаты в учебной деятельности; обработки и анализа информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_tvorchestvu_a.pushkina.doc | 41.5 КБ |
literaturnyy_turnir_po_skazkam_a.doc | 106.5 КБ |
literaturnyy_turnir_po_proizvedeniyam_a.doc | 49 КБ |
analiz_skazki_a._s._pushkina_skaz.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «Жизнь и творчество А.С.Пушкина»»
Авторы проекта: Учащиеся 3 А класса
Руководитель проекта : Учитель начальных классов Громова Наталья Васильевна.
Цели проекта:
- Научить детей элементам ведения исследовательской деятельности на примере знакомого литературного материала
- Учить детей находить необходимый материал с использованием разнообразных источников (энциклопедий, справочников, Интернет-сайтов и т.п.)
- Расширить кругозор учащихся
- Совершенствовать навык чтения, обсуждения книг
- Учить связывать прочитанный материал с их социальным опытом и жизненными наблюдениями
- Обобщить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина, об источнике его вдохновения
- Развивать речь учащихся, интерес к чтению
- Развивать критическое мышление, творческое воображение
- Учить понимать эмоциональное настроение героев произведений А.С. Пушкина
- Воспитывать трудолюбие, умение преодолевать трудности
- Учить находить в текстах нужные отрывки, слова, выражения в зависимости от поставленной проблемы
- Развивать умения точного ответа на поставленные вопросы
- Способствовать формированию высоких нравственных принципов: честности, порядочности, сострадания, трудолюбия.
- Расширить словарный запас учащихся
- Привить любовь и уважительное отношение к культурному наследию нашего народа.
Задачи проекта
- Знакомство с жизнью и творчеством Александра Сергеевича Пушкина; произведением «Сказка о царе Салтане…».
- Представить свои исследования в разнообразной форме, позволяющей использовать эти результаты в учебной деятельности; обработки и анализа информации.
- Совершенствование навыков групповой и индивидуальной работы.
- Развитие коммуникативных и организаторских способностей.
Шаги работы над проектом:
1.Создание инициативной группы, ответственную за разработку и реализацию проекта. Определение руководителя проекта: Громова Н.В., учитель начальных классов.
2. Формулировка цели проекта – расширение знаний о жизни и творчестве А.С.Пушкина.
3. Определение задачи, которые позволят достичь цели проекта.
4. Определение первоочередных мероприятия, которые необходимы для решения задач.
Разработка плана реализации проекта.
Определение необходимых ресурсы, которые необходимо привлечь.
Программа мероприятий, проводимых в рамках реализации проекта:
1.Знакомство с творчеством и биографией и творчеством А.С.Пушкина. Презентация;
2.Урок по литературному чтению. Тема «Анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»;
3. Рисунки детей к сказке А.С.Пушкина « Сказка о царе Салтане…»;
4. Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина;
5. Чтение сказок А.С. Пушкина, которые изучают в начальной школе:
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о попе и работнике его Балде»
«Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»
«Сказка о золотом петушке»
«Сказка о царе Салтане…»
6.Посещение детской библиотеки.
Полученные результаты:
1. Багаж знаний учащихся нашего класса пополнился сведениями о жизни и творчестве А.С.Пушкина.
2. Учащиеся класса получили опыт исследовательской работы, а также опыт выражения своего отношения к прочитанному и проведения различных мероприятий.
3. В детской библиотеке познакомились с большим количеством книг А.С.Пушкина, местом их расположения в зале, приобрели опыт выбора необходимого произведения.
4.В процессе подготовки и проведения мероприятий проекта наш класс стал более дружным.
5. Дети получили опыт самостоятельного подбора различного материала по заданной теме и его оформления.
4. Знакомство с другими сказками А.С.Пушкина для детей.
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа имени М.М.Рудченко села Перелюб»
Литературный турнир
по сказкам А.С. Пушкина.
Цель турнира: обобщить знания учащихся о сказках А.А. Пушкина.
Задачи конкурса:
- вспомнить сказки, написанные Пушкиным А.С.
- повторить признаки сказки;
- прививать интерес к чтению;
- развивать речь учащихся;
- воспитывать чувство товарищества, здорового соперничества.
Оборудование:
Портрет А.С.Пушкина.
Выставка книг со сказками А.С.Пушкина.
Эмблемы.
Жетоны.
Костюмы Бабы Яги, Кота учёного.
Призы.
Пакеты с заданиями.
Надпись на доске: “Что за прелесть эти сказки…” (Пушкин А.С.)
Рисунки детей к сказкам.
Презентации .
Ход командного конкура :
- Вступительное слово учителя.
Добрый день, уважаемые дети и наши гости. Я приглашаю вас сегодня в удивительный мир сказок А.С.Пушкина. Мир сказок открыт нам с детства. Как писала Юнна Мориц:
“Сказка по лесу идёт,
Сказку за руку ведёт.
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка- умница и прелесть,
С нами рядышком идёт.”
II.В начале нашего занятия я предлагаю вам разгадать кроссворд, когда вы его разгадаете, поймете, о чем тема нашего урока.
1.Герой сказки, к которому обращаются со словами «Не гонялся бы ты за дешевизной!» (Поп)
2.Сказочное дерево, у которого «И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом». (Дуб.)
3.Герой сказки, что жил у славного царя Дадона, «стерег границы его царства». (Петушок.)
4.К кому обращалась героиня сказки со словами: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»? (Зеркальце.)
5.Герой сказки, который произносит слова:
«Ты волна, моя волна!
Ты гуллива и вольна!
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас наружу!». (Гвидон.)
6.Героиня «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». (Чернявка.)
-Ребята, какое слово получилось в выделенном столбце?
(Пушкин.)
-Правильно. Сегодня мы будем говорить об Александре Сергеевиче Пушкине,(Слайд)).
-Великий русский поэт А. С. Пушкин родился в Москве два века назад. С раннего детства он был окружен заботой и вниманием родителей. Но особенно заботилась о нем его няня - простая крестьянка, мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий, она «окала». Маленький Саша очень любил свою няню и называл ее ласково матушкой.
-А кто из вас знает, как звали няню?
(Арина Родионовна.)
-Когда Александр Сергеевич был еще совсем маленьким ребенком, родители между собой говорили только по-французски и маленького Сашу к этому языку приучали. Даже учителя-француза ему наняли. А все же Александр Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнет она сказки рассказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить. На основе этих рассказов он создал свои сказки, которые вы все знаете. Назовите их.
1.«Сказка о рыбаке и рыбке»
2.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
3. “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди”.
4.«Сказка о попе и о работнике его Балде»
5.«Сказка о золотом петушке».
Песня с презентацией «В гостях у сказки»
И сам А.С.Пушкина писал о сказках так: “Что за прелесть эти сказки…” И нет такого человека, который бы не знал его сказок. А насколько вы хорошо с ними знакомы, мы с вами и проверим сегодня.
А оценивать я предлагаю с помощью жетонов.
III. Представление команд.
1-я команда будет называться «Золотая рыбка»
Девиз: “ Не в волшебстве наша сила, а в дружбе”
2-я- «Золотой петушок»
Девиз: “Нет на свете нас прилежней, и храбрее и надежней”
IVРазминка. (Команды отвечают по очереди.)
- Сколько лет жил старик со старухой у самого синего моря?(30 лет и 3 года).
- Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? («Дурачина ты, простофиля».)
- Откуда эти строки?
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного?»
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
- Сколько раз закидывал старик невод? (Три раза.)
- С чем приходил невод? (Первый раз - с тиной, второй раз ~с травою морскою, третий раз - с золотой рыбкой.)
- Какое наказание придумала злая царица молодой царевне?(«Весть царевну в глушь лесную и, связав ее живую, под сосной оставить там на съедение волкам».)
V. Конкурс “Слова – архаизмы”
( еле-еле входит Баба Яга, тащит за собой метлу)
Баба Яга:
Помогите, добры молодцы!
Помогите, красны девицы!
Не метёт метла,
Не летит она.
Не могу я перевести слова заклятия для метлы
С устаревшего языка на современный.
Ведущий:
Придется помочь Бабе Яге, иначе придётся ей ходить пешком. А она уже старенькая.
(Команды получают конверты)
Задание:
Соедини слова-архаизмы из первого столбика со словами из второго столбика:
вороты | лоб |
очи | глаза |
перст | палец |
чело | ворота |
воитель | губы |
рыбарь | воин |
рать | рыбак |
уста | войско |
старче | старик |
Игра со зрителями
Внимательно ли вычитали сказки?
- Как звали сына царя Салтана?
- В кого и в какой последовательности превращался князь Гвидон?
- Помогла ли рыбка старику и сколько раз?
- Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны?
«Узнайте сказку»
- Терем, прялка, солнышко, месяц, свадьба.
- Изба, терем, жемчуг, царица, корыто.
- Шатер, звездочет, петушок.
Помогите определить, из каких сказок эти предметы.
Зеркало; корыто; яблоко; зайчонок; лебедь.
Баба Яга:
Заработала метла,
Знать, задача решена!
(Баба Яга верхом на метле “улетает” из класса).
VI. Шифровки.
Ведущий:
Из кармана Бабы Яги выпали два конверта. Посмотрим, что же в них. А в них новое задание. Здесь зашифрованы названия животных из сказок Пушкина.
Задание:
GJRРWFЫNZJБDSКLQАU – ( рыбка).
JRПWQRЕLJGТSZУFШGYОКUW – (петушок).
WQЛGFSJЕLJNБSЕRZДЬJ – (лебедь).
JHGFБHGЕSZLЛVYWКQАR – (белка).
VII. Задания Кота учёного.
Ведущий:
К нам в гости хотел прийти ещё один сказочный персонаж. Угадайте кто?
Презентация «Лукоморье»
Кот учёный:
Не случайно я к вам зашёл.
Сначала скажите, из какого произведения А.С. Пушкина я – Кот учёный.
(Поэма “Руслан и Людмила”)
У меня в руках конверт, в нем сказочные объявления.
- Кто мог дать такое объявление?
1.Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются
такие болезни, как:
- укусы правого и левого глаза;
- волдыри на носу.
Начало ближайших занятий...
(«Сказка о царе Салтане...».)
2. Модники и. модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце умеющее говорить?
Наш адрес... Обращаться к...
(Царице-мачехе из «Сказки о мертвой царевне».)
3.Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка
из чистого золота, который выручит вас всегда и везде. Адрес ...
(«Сказка о золотом петушке».)
- Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое? Или квартиру на новый дом?
Обращаться к... « Золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке».
Игра со зрителями.
Ответьте на мои вопросы.
Задания:
Сколько лет прожил старик со своею старухой у самого синего моря? (33)
На какую работу нанял поп Балду? (повар, конюх, плотник)
С какими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу?
Сколько сыновей было у царя Дадона? (два)
Сколько раз забрасывал старик невод в море?
Кем хотела стать старуха из сказки о рыбаке и рыбке?
Полное имя царевича, который мог превращаться в насекомое? (Гвидон Салтанович)
На каком острове в златоглавом городе правил князь Гвидон? (на острове Буяне)
Кто помог королевичу Елисею отыскать спящую царевну? (ветер)
Итоги конкурса.
VIII. Узнай по иллюстрации.
Ведущий:Книги А.С Пушкина всегда пользуются большой популярностью. Многие художники считают за честь иллюстрировать их. Угадай сказку по иллюстрации. (Ведущий показывает иллюстрации Презентация)
IX. Конкурс капитанов.
Расшифруйте имена героев сказок:
ВИГОНД (Гвидон) АРЦНАВЕ (царевна)
ТАСНАЛ (Салтан) ЙЕЛСИЕ (Елисей)
XII.Конкурс чтецов.
(Заранее подготовленные дети читают наизусть отрывки из сказок А.С. Пушкина)
XIII. Подведение итогов. Награждение команд.
Ведущий:
Вот и закончились наши конкурсы. Вы показали прекрасное знание сказок А.С.Пушкина.
Итоги
Ведущий:
Но главной наградой для каждого из нас остаются прекрасные сказки Александра Сергеевича.
Песня «Золотая рыбка»
Предварительный просмотр:
Литературный турнир по произведениям А. С. Пушкина
«Что за прелесть, эти сказки!»
2 класс
Цели:
В игровой форме закрепить знания детей о сказках А.С.Пушкина.
Учить учащихся работать в группах, дружескому соперничеству.
Развивать речь учащихся, художественное восприятие произведений, внимательное отношение к слову.
Развивать у детей творческие способности, умение создавать выразительные образы героев сказок, используя различные изобразительные техники.
Воспитывать интерес учащихся к самостоятельному изучению произведений автора.
Форма: групповая
Предложенный список произведений.
“ Сказка о рыбаке и рыбке”
“Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”
“ Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди ”
Иллюстрация эпизодов из сказок с использованием различных изобразительных техник. Заучивание отрывков из сказок.
Оборудование: интерактивная презентация, портрет А.С.Пушкина, выставка книг, иллюстрации детей, карточки с заданиями, жетоны, 4 магнитные удочки, 16 рыбок с вопросами, грамоты для награждения.
Ход игры.
1. Огрмомент.
- Ребята, сегодня мы с вами встретимся с очень известным писателем и поэтом. Угадайте, с кем?
Много сказок сочинил он,
В Лукоморье путь открыл он
В ту страну, где с чудесами,
Повстречаемся мы с вами.
А.С. Пушкин.
2. Знакомство с автором.
Биографию с презентацией рассказывает ученица.
Отец Пушкина Сергей Львович и мать Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, были дальними родственниками. В семье, кроме Александра, были еще дети Ольга и Лев
В их доме собирались поэты, художники, музыканты, устраивались литературные вечера. Детей воспитывали французские гувернеры, бабушка поэта Мария Алексеевна и знаменитая няня Арина Родионовна.
В 12 лет Александр поступил в Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где обучались дети высоких особ. Именно в лицее Александр впервые были признаны стихи его товарищами, с которыми он сохранил лицейскую дружбу на всю жизнь. Александр Сергеевич Пушкин написал много произведений о любви, о природе, о справедливости.
В 31 год он женился на юной красавице Наталии Николаевне Гончаровой.
В браке у них родились дети - дочь Мария, сын Александр, Григорий и дочь Наталия.
Вскоре в Петербурге появился француз барон Дантес, который влюбился в жену Пушкина. Для поэта это было оскорбительно, и он вызвал Дантеса на дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот.
Сейчас произведения Александра Сергеевича Пушкина читают во всём мире.
- Сегодня предметом нашего разговора станут всеми любимые сказки А.С. Пушкина.
В детстве у него была няня Арина Родионовна. И часто маленький Саша слушал сказки, которые Арина Родионовна слышала от других или сочиняла сама. Ее рассказы оказали глубокое впечатление на Сашу и отразились в его дальнейшем творчестве. Он написал много разных произведений и среди них 7 сказок.
- Угадайте, из каких сказок эти строки.
Чтение отрывков из сказок наизусть детьми.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
“ Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди ”
"Свет мои, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"
И ей зеркальце в ответ:
"Ты, конечно, спору нет:
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее".
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
“ Сказка о рыбаке и рыбке”
3. Конкурс «Золотая рыбка»
На полу лежит лист бумаги, изображающий море, в котором плавают рыбки, каждая со своим номером на хвостике рыбки. Вы должны удочкой (магнитной) поймать рыбку, а в ней вопрос. Распределитесь, кто будет ловить - можно по очереди, может кто-то один. Пока один участник ловит, другие участники команды могут отвечать на вопросы в пойманных рыбках.
Какой предмет получила в приданое гордая, своенравная, ревнивая царица. (Говорящее зеркальце)
Сколько лет прожили вместе в ветхой землянке старик и старуха? (Тридцать три года)
В этой сказке одна сестра стала царицей, другая-ткачихой, а третья-кем? ( Поварихой)
Как звали собаку семи богатырей? (Соколко )
Сколько раз закидывал невод в море старик? (три раза)
С чем пришел невод в первый, второй и третий раз? (в первый раз- с тиной, во второй- с травой морской, в третий- с золотой рыбкой.)
Как в сказке море отзывается на жадность старухи? (помутилось, неспокойно, почернело, на море черная буря).
Как золотая рыбка проучила старуху? (старуха осталась у разбитого корыта).
Князь Гвидон в сказке три раза превращался в насекомых, назовите каких? (В муху, комара, шмеля).
Царевна Лебедь выполняет по желанию князя Гвидона 3 чуда. Назовите эти чудеса?(1-е: Белка песенки поет, да орешки все грызет, а орешки непростые все скорлупки золотые.2-е: В чешуе, как жар горя тридцать три богатыря.3-е: Лебедь обернулась царевной «Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит»)
К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты. (К солнцу, месяцу и ветру)
Исполнитель песни « Во саду ли в огороде» (Белка)
Чем отравилась молодая царевна?(Яблоко)
Злой своенравный персонаж из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» (Старуха)
Название острова мимо которого проплывали корабельщики. (Буяна)
Имя жениха молодой царевны в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» (Елисей)
4. Парад сказочных героев.
Показы на интерактивной доске.
- Посмотрите на эти персонажи. Кто же они? Из какой сказки?
Королевич Елисей, рыбак, царевна Лебедь, царь Гвидон, старуха, 33 богатыря, царица, золотая рыбка.
- Молодцы, ребята. Вы всех отгадали.
5. Конкурс “Узнай от кого пришли телеграммы”
- Нам герои сказок отправили телеграммы. Давайте отгадаем от кого они пришли.
Ветер весело шумит, судно весело бежит. Ждите нас, мы скоро будем. (купцы)
Приеду с подарками, так как наткала я полотна. (ткачиха)
Очень жаль не сможем приехать, будем охотиться на серых уток и Русь защищать. (7 богатырей)
Прибуду к вам, как только отправлю Чернавку в лес с яблоком. (царица – мачеха).
6. Минутка отдыха.
Текст на интерактивной доске.
Ветер по морю гуляет (поднимают руки через стороны вверх)
И кораблик подгоняет(помахивают руками)
Он бежит себе в волнах(сцепляют пальцы в замок)
На раздутых парусах (опускают руки)
Мимо острова крутого (расцепляют руки , садятся на корточки)
Мимо города большого (встают)
Пушки с пристани палят (хлопают)
Кораблю пристать велят (топают).
Подберите рифму:
Ветер весело шумит,
Судно весело ......( бежит)
Мимо острова Буяна
В царство славного ..... (Салтана).
И желанная страна
Вот уж издали ......... (видна)
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный ......( рожок)!
Ты встаешь во тьме глубокой
Светлолицый ....... (светлоокой).
И обычай твой любя
Звезды смотрят ........ (на тебя).
И молва трезвонить стала:
Дочка царская............. (пропала).
Час обеда приближался
Топот по двору ......... (раздался)
Входят семь богатырей
Семь румяных .........( усачей)
Царь с царицею простился
В путь-дорогу .......( снарядился)
И царица у окна
Села ждать его.......( одна)
“Бюро находок”.
– Посмотрите, ребята, нам из сказочного городка отправили литературный мешочек. В нём потерянные вещи. Давайте попробуем отгадать, из какой они сказки.
Кораблик («Сказка о царе Салтане».)
Зеркало («Сказка о мертвой царевне».)
Яблоко («Сказка о мертвой царевне».)
Собачка («Сказка о мертвой царевне».)
- Все вещи нашли хозяев. Пусть они их больше не теряют. А вам спасибо за помощь.
8. Угадай-ка
- Найдите спрятанные в таблице слова и назовите сказку, в которой все эти слова встречаются. Слова могут располагаться и по горизонтали, и по вертикали.
Ответ: Корыто, невод, вода, дворянка, рыбка, царица, владычица. "Сказка о рыбаке и рыбке"
Пантомима.
Долгий путь вы шли, поверьте,
Всё смогли преодолеть.
А сейчас мы сказку смотрим,
Вам же надо показать.
Каждая группа получает отрывок из сказки и с помощью пантомимы показывает его. Другие группы должны угадать название сказки.
Чуду царь Салтан дивится —
А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей:
Он над ней жужжит, кружится —
Прямо на нос к ней садится,
Нос ужалил богатырь:
На носу вскочил волдырь.
“ Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди ”
"Свет мои, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"
И ей зеркальце в ответ:
"Ты, конечно, спору нет:
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее".
“Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”
Старушонка хлеб поймала;
"Благодарствую,-- сказала.--
Бог тебя благослови;
Вот за то тебе, лови!"
И к царевне наливное,
Молодое, золотое
Прямо яблочко летит...
Пес как прыгнет, завизжит...
Но царевна в обе руки
Хвать -- поймала. "Ради скуки,
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед",--
Старушоночка сказала,
Поклонилась и пропала...
“Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
“ Сказка о рыбаке и рыбке”
Подведение итогов. Подсчёт жетонов. Объявление победителей.
Это Пушкин. Это чудо.
Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут
Этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта?
Их не много и не мало,
Но все Пушкинские – это
Наше вечное начало.
Спасибо всем за участие!
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
Цель:
- а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от народной;
- работать над навыками выразительной речи;
- учить работе с текстом;
- закрепить литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция»
Методы: анализ сказки по плану; работа с текстом, выразительное чтение.
Наглядность: иллюстрации по сказкам А.С.Пушкина, рисунки учащихся, музыка Глинки, инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане»
Ход урока:
Сегодня займемся анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», отметим языковые особенности литературной сказки, закрепим понятие литературных терминов «жанр», «сюжет», «композиция».
Назовите общие особенности волшебных сказок
- Есть волшебство
- Странствия, приключения героев
- Кто-то мешает или помогает
- Герой воюет с нечистой силой
- Эпизоды повторяются по 3раза
- Есть зачин, концовка
- Добро побеждает зло
А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной
- Повторы
- Общие места
- Строй сказки плавный, напевный
- Сказочник рисует словами образы, как красками
А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается понятия «жанр» по сказке
Жанр – это вид литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» - литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.
Пушкин придумал характеры своим героям, побуждения, поступки
Приведите примеры героев, где был бы показан его характер
В кухне злится повариха (злость)
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене (зависть)
С ободренною душой князь пошел к себе домой (спокойный)
Определите характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке - письменно)
Тот (коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил
- Хищный
Что еще придумывает Пушкин для своих героев?
Мысли
Приведите примеры
Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещенный мир
Приготовила б я пир…
Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки царя
Родила б богатыря
А какие человеческие чувства вы знаете?
Любовь, ненависть, зависть, печаль, благодарность…
А теперь определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке. (Отметить на листе под цифрой 2 - письменно)
Век тебя я не забуду:
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом!
- Благодарность
Какая еще особенность литературной сказки отмечается?
Пушкин придумывает ход событий
Назовите основные события сказки «О царе Салтане…»
Разговор 3 девиц подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;
Та подарила Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы прощены. Радость.
Жуковский, прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские… Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)
Докажите, что Пушкин некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором из русских народных сказок?
Имена (Бабариха, царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)
Костюмы (В чешуе, как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)
Узнайте по костюму героя сказки и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)
Весь сияя в злате он сидит в палате на престоле и в венце
- Салтан
Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из народных сказок
Приключения, странствия героев:
Бочка по морю плывет…
А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…
Как вы понимаете эту шутку?
А ткачиха с поварихой
С сватьей бабой Бабарихой
Около царя сидят –
Четырьмя все три глядят
Двух сестер укусил Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.
А комар-то злится, злится
И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз.
Повариха побледнела, обмерла и окривела!
Зажужжал он и как раз
Тетке сел на левый глаз,
И ткачиха побледнела:
«Ай!» - и тут же окривела.
Мы не случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.
Что вы можете сказать о времени и месте действия?
Сказка на вечные времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана, город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не худо…
Что общим является для сказки литературной и народной?
Мораль
Какую мораль можно извлечь из этих слов?
А ткачиха с поварихой
С сватьей бабой Бабарихой
Разбежались по углам:
Их нашли насилу там.
Тут они во всем признались,
Повинились, разрыдались
Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать
Докажите, что в сказке есть жизненная правда
Царь для радости такой отпустил всех трех домой…
Ветер по морю гуляет…
Чему учит сказка?
Учит справедливости , добру, правде
II. Анализ сказки по плану «Сюжет». Что такое сюжет?
Это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.
В сказке всегда кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия героев: корабельщики объехали весь свет
Помогаем приводить примеры
Гвидон летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается счастливым концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.
III. Рассмотрим план под названием «Композиция». Что такое композиция?
Композиция – это построение произведения. Сказка обычно начинается с зачина: (царя с царицею)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
В сказке есть концовка:
Я там был, мед, пиво пил
Да усы лишь обмочил.
В сказке эпизоды повторяются по 3 раза: н-р, 3 сестры пряли
Цифра 3 волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры.
3 раза Гвидон превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 Раза обращался к царевне-лебеди за помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день ненастный, опечалился чему?» 3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их Гвидон и Салтан; они рассказывают о том, что видели на белом свет. Строй сказки плавный, напевный.
Груздева, Усманова, Ткаченко читают выразительно отрывок из сказки (инсценировка)
IV. А теперь обратимся к особенностям языка сказки.
Перечислим их (см.план)
- Синонимы
- Сравнения
- Эпитеты
- Противопоставления
- Однокоренные слова
- Сложные слова
- Славянизмы
- Определение после определяемого слова стоит
- Уменьшительно-ласкательные суффиксы
- Усилительные частицы, обращения и т.д.
Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами, фразеологизмами, крылатыми выражениями
Словно реченька журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь
Какую особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Бог вас, дети, наградит
Обращение
Удалец, Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?
Уменьшительно-ласкательные суффиксы
Грусть-тоска, Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?
Сложные слова
Найдите в тексте эпитеты
Синее море, божий свет, тугой лук, добрый путь
На листке поставьте цифру 5. Отметьте особенность языка: «Что я царь или дитя? Или К нам он в гости собирался, а доселе не собрался»
- Противопоставление
V. Давайте проведем маленькую викторину по знанию текста
1. Почему Салтан расстался с женой после свадьбы? | В те поры война была |
2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?) | Неведому зверушку |
3. Царь велит своим боярам, Времени не тратя даром, И царицу, и приплод … (что сделать?) | Тайно бросить в бездну вод |
4. Какую песенку пела белка? | Во саду ли, в огороде |
5.Разом пушки запалили, В колокольнях зазвонили, К морю сам идет Гвидон… Кого он встречает? | Царя Салтана |
VI. Давайте подведем итоги. Вы обратили внимание на то, как долго писал сказку Пушкин. На доске написаны следующие цифры:
Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в Кишиневе – 1822г.
Подробная запись в Михайловском – в 1824г.
14 стихов, остальное проза – 1828г.
Написал полностью в 1831г., устроив творческое соревнование с Жуковским.
А легко ли и интересно вам было читать сказку?
Да
Все гениальное просто. А теперь вы видите, сколько трудов на сказку было положено автором.
А теперь подведем итоги нашему уроку.
Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между собой связаны. Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?
Вид литературы. Последовательность событий. Построение произведения
На этом урок закончен
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творчество А.С. Пушкина.
Презентация предназначена для учеников 3-4 классов, поможет расширить знания детей о творчестве великого поэта....
Проект по творчеству А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"
Данный учебный проект вызвал огромный интерес у ребят. Каждая группа участников проекта работала над своей темой. В ходе работы над проектом ребята обогатили свои знания, получили богатый опыт поисков...
Игра "Счастливый случай" по творчеству А.С.Пушкина
Внеклассное мероприятие по литературе....
Творчество А.С. Пушкина
Разработка урока по литературному чтению для 2 класса. Тема: Творчество А.С. Пушкина. Программа "Школа России"...
Внеклассное мероприятие «Жизнь и творчество А.С.Пушкина»
Внеклассное мероприятие, которое посвящено жизни и творчеству великого русского поэта А.С.Пушкина....
Творчество А.С. Пушкина
Статья: "Тверская земля в жизни и творчестве А.С. Пушкина"...
Организация проектной деятельности по творчеству Александра Сергеевича Пушкина «Александр Сергеевич Пушкин – наше солнце!»
В статье обобщен опыт по организации проектной деятельности , представлены этапы , виды и формы работы....